План-конспект занятия викторины "Счастливый случай"
план-конспект по русскому языку

Дмитриенко Людмила Серафимовна

В материале приведен конспект занятия игры по русскому языку "Счастливый случай" для студентов 1 курса СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka-viktoriny_na_nedelyu_kafedry_opd.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина "Счастливый случай" по русскому языку для учащихся 1 курса

План-конспект занятия

Преподаватель русского языка и литературы

Л.С. Дмитриенко

Цель: Содействовать обобщению и систематизации знаний учащихся по пройденному материалу, создать условия для успешного закрепления изученного материала.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к родному языку.
  2. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
  3. Формировать умения работать в команде.
  4. Содействовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи, коллективным видам деятельности.

Оборудование.  Презентация, Запись мелодии игры "Счастливый случай"; карточки с заданиями, карточки самооценивания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 Разминка

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. А в какой форме он будет проходить, попробуйте угадать сами.

Учитель включает запись мелодии игры "Счастливый случай".

1 ученик: Выучи русский язык.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык.

2 ученик: Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык.

3 ученик: Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык.

У. Начнем нашу игру с небольшой разминки. Так как у нас урок русского языка, то первый мой вопрос: какие известные вам орфограммы есть в названии игры?

Ответ. В слове счастливый в корне написали безударную гласную а, так как проверочное слово счастье и сочетание ча пишем с буквой а.

  • В слове счастливый окончание -ый, так как это имя прилагательное мужского рода, случай (какой?)счастливый.
  • В слове случай написали безударную гласную а, так как проверочное слово случайно.

3. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (
Приставка)
3. Главные члены предложения. (
Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (
6)
5. Как называется раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его лексического значения?   (лексика).

6. Превратите слово мел в мелкое место (мель).

7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (
Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (
Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (
Текст)
11.  Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)

12. Общая часть родственных или однокоренных слов. (Корень)
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами 
е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (
Предлог)

15. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс ИК )  

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5.  Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?  (буквой О)

6. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз?  (стонет)

7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (
2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (
Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

12. Что обозначает фразеологизм «кот наплакал»?  (очень мало)

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого, связаны подчинительной связью (Словосочетание)
14. Какую часть слова можно найти в земле?  (корень).

15. Как мышеловку назвать пятью буквами? (кошка)

4. Гейм 2. “Темная лошадка”

У. Следующий гейм – “Темная лошадка”. 

Вот что могла бы сказать о себе наша героиня:

Я – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.

Я – наиболее самостоятельная часть речи. От меня образуется прилагательное.

Я – ведущая часть речи и в грамматике. Имею род, число, падеж, склонение.

Я – важнейшая часть речи. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

О какой части речи можно так сказать?

Д. Эта часть речи – имя существительное.

У. Молодцы. Конечно, это имя существительное.

Итак, тема занятия: “Обобщение знаний об имени существительном и его роли в речи”. И цель урока – вспомнить все, что мы знаем об имени существительном. Как вы знаете, “Темная лошадка” задает вопросы игрокам. Вот какие вопросы могло бы задать Имя существительное.

Вопросы Темная лошадка задает сразу двум командам. Кто быстро и правильно ответит, получает очко.

У. Что называется именем существительным?

Д. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? что? Например, ложка, стол, слон.

У. Какие лексико-грамматические разряды имен существительны знаете?

Д. Мы знаем нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, а также конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные. Примеры.

У. Какими частями речи являются слова в словосочетании “счастливый случай”?

Д. Счастливый – прилагательное, случай – имя существительное.

У. Как изменяется имя существительное?

Д. Имя существительное изменяется по числам и падежам. Например, час – часы, час, часа, часу, час, часом, о часе.

У. Какого рода могут быть имена существительные?

Д. Имена существительные могут быть мужского, женского и среднего рода. Например, медведь, лисица, облако.

У. А теперь посмотрите на доску и скажите: можно ли, не открывая окошки, определить род этих слов?

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505130/image1.JPG ло

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505130/image1.JPG ло

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505130/image1.JPG ло

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505130/image1.JPG ло

https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/505130/image1.JPG ло

Д. Это слова среднего рода, так как имена существительные среднего рода имеют окончание –о.

У. Скажите, какие слова были написаны до того, как открылось окошко? Ваши версии.

Д. Село, крыло, сало, стекло, шило, зло... За правильное слово команда получает очко.

У. Какое еще окончание имеют имена существительные среднего рода?

Д. Имена существительные среднего рода имеют еще окончание -е, например поле.

У. Назовите имена существительные: первая команда - женского рода,

вторая команда - мужского рода.

Учащиеся отвечают.

У. Назовите постоянные признаки имени существительного

Д. нарицательное/собственное; одушевленное/неодушевленное; конкретное/отвлеченное;  собирательное/вещественное; род, склонение.

У. Назовите существительные общего рода.

Д. Плакса, неряха, сирота, калека, забияка

У. Дайте определения конкретным и отвлеченным существительным

Д. Конкретные имена существительные называют предметы и явления, имеют форму ед и мн числа: кресло-кресла. Отвлеченные (абстрактные) существительные называют действия, признаки, состояния и имеют форму ед ч: смех, бег, синева, белизна.

У. Дайте определение собирательным и вещественным существительным.

Д. Собирательные существительные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое: студенчество, молодежь, листва. Имеют форму только ед ч.

Вещественные существительные обозначают вещество или однородную по составу массу: горох, молоко, сахар, песок, масло, сливки, опилки, отруби, щи.

У. Назовите непостоянные признаки существительного.

Д. Падеж, число

У. Следующее задание для каждой команды: к именам существительным множественного числа допишите имена существительные единственного числа. На доске.

Команда 1

Команда 2

певцы -

концы

ведра -

пни -

ели

сосны

столы

кровати

дома-...

гвозди –...

- Как сказать другими словами "изменение по вопросам"?

Д. Изменение по вопросам называется склонением.

У. Какая часть имени существительного изменяется при склонении?

Д. При склонении изменяется окончание.

У. Сколько падежей в русском языке?

Д. В русском языке шесть падежей.

У. Назовите падежи и их вопросы.

Д. И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чем?

У. В каком падеже имя существительное в предложении является подлежащим ?

Д. Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

У. Сколько типов склонения имен существительных вы знаете?

Д. Мы знаем три типа склонения: первое, второе, третье.

У. Какие имена существительные относятся к первому, второму, третьему склонению?

Д. К первому склонению относятся имена существительные мужского рода и женского рода с окончанием –а, -я , например воевода, липа.

  • К второму склонению относятся имена существительные среднего рода с -о, •е и мужского рода с нулевым окончанием, например, помидор, окно.
  • К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с ь на конце, например лошадь.

5. Гейм 3. "Заморочки из бочки"

У.  Вы будете вынимать  бочонок с номером  Номер бочонка - это номер задания, которое надо выполнить

  1. Что в человеке есть одно, а у вороны – двое, в лисе не встретится оно, а в огороде – трое? (Буква О)
  2. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня недели. ((позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  3. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К.

             4.   Переставляя буквы, решите примеры:

     Женские и мужские имена:

     Жена + сан (Снежана)

     Кадр + лес + на  (Александр)  

                        Лик + он + ай   (Николай)

     Пекло + тара  (Клеопатра)

                  5. Составьте букет для мамы из цветов:

    Визг+ дока (гвоздика)

    Идея + хор  (орхидея)

                              Наезд + бука (незабудка) 

                              Угол + ад + лис (гладиолус)

                   Шок + рама (ромашка)

                   6. Меню.

Составьте названия блюд из всех букв, входящих в слова.

                         Крот + каша (картошка)

                         Бобр + редут (бутерброд)

                         Тоска + пар + шов (простокваша)

                   7. Шарада.

     Из писка птиц мой первый слог возьмите,

     Второй – с бараньей головы.

     Откройте печь и там найдете,

      То, что не раз едали вы. (пирог)

8. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

       (всплеск, взгляд, встреча).

6. Гейм 4 «Анаграмма»

Отгадайте слова.

   10 Я в пруду живу, жирею,

   Переставьте буквы – вмиг

  Превращусь я и в аллеи,

  И в лужайки, и в цветник. (карп-парк)

                   

2)   С  К  в полях меня найдете,

   С  Г романсы запоете,

   С  В  косички заплетете.

                        (колос, голос, волос)

 3)С «О» - во мне уроки учишь,

      С «А» - нужна при измеренье.

      «Ш» на «С» смени – получишь

      Горный выступ ты в мгновенье. (школа-шкала-скала)

4) Я качество товара означаю,

    А с «Б» я в стенку судна обращусь.

    Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,

    Кондитерским издельем становлюсь  (сорт-борт-торт)

7.  Гейм 5. "Шарады"

  1. Первое – синоним единицы,

Для него не надобно трудиться.

На второе в институте ходят,

Два часа на это там отводят.

Слово ж целое увидите в музее

И, конечно же, в картинной галерее. (кол-лекция)

2) Часть первая – согреет дом,

     Есть в тепловой машине.

     Вторая – на лице мужском.

     Все слово – в море синем…

     Хотя простое полотно,

     Но судно двигает оно. (пар-ус)

3) Часть первая – на земле остается,

Когда по ней кто-то пройдет.

Вторая – дается

Ошибками в долгом труде.

А словом охотник зовется,

Что зверя отыщет в тайге. (след-опыт)

8. Гейм 6 «Объясни фразеологизмы»

  • зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, надолго, навсегда)
  • нести свой крест (терпеть муки, страдания)
  • бить баклуши (бездельничать)

                                

9. Гейм 7 «Многозначность слова»

    Грамотный инженер (обладающий знаниями в определенной области);

    Грамотный чертеж (выполненный со знанием дела);

    Грамотное сочинение (не содержащее ошибок);

    Грамотный ученик (умеющий правильно без ошибок писать и говорить).

10. Гейм 8  «Догадайся»

  1) Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (уха, каша)

  2) Названия каких букв составляют целую эпоху? (эра)

 11. Гейм 9 «Гуманитарная математика»

Решите задачи:

  1.  У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему? (Родился 29 февраля)
  2. Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него  будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы? (98 лет)

12. Гейм 10 «Гонка за лидером»

Условие: какая из команд быстрее ответит на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?  (Ё)

2. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа. (Подлежащее)

3. Сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. (Составное именное)

4. Если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, то... (продолжите) (ставится тире).

5. Второстепенные члены предложения, которые бывают согласованными и несогласованными. (Определения)

6. Сколько букв в русском языке?

7. Анютины глазки росли около крыльца. Подлежащее? (Анютины глазки)

8. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, второй не нужен вообще или не обязателен. (Односоставные)

9. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову. (Однородные)

10. Назовите автора-создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» (Владимир Иванович Даль).

11. Соединительные, разделительные, противительные — это... (союзы).

12. Простое глагольное, составное глагольное, составное именное — это... (сказуемое).

13. Второстепенные члены предложения, которые бывают прямыми и косвенными. (Дополнения)

14. Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. (Безличные)

15. Между однородными членами при отсутствии союза... (продолжите) (ставится запятая).

16. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

17. Как звали братьев, которые в 19 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

18. Сколько склонений в русском языке?

13. Подведение итогов. В конце игры суммируются баллы за всю игру и определяются победители . Рефлексия. Заполнение листов самооценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...