Система упражнений «Функциональный подход при изучении разных частей речи»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Система упражнений с применением функционального подход при изучении разных частей речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uprazhneniy.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений

«Функциональный подход при изучении разных частей речи»

              Употребление имени существительного

1.        Спишите русские народные поговорки, подчеркивая основу предложений и объясняя постановку знаков препинания.

Январь — весне дедушка. Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы. Ноябрь — сумерки года. Ноябрь — ворота зимы. Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

2.        Назовите имена существительные, которые употреблены в
переносном значении. Какова их роль в этих поговорках? Сделайте
вывод.

 1. Учитывая разницу в значении синонимов, спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящее по смыслу имя существительное.

(Примета, симптом, признак) Я ехал долго, не встречая никаких ... жилья (А. Пушкин). Не падайте заранее; это дурная ... ; вспомните Юлия Цезаря (М. Лермонтов). Мы были совершенно бе..помощны и знали о болезни, уб..вавшей крестьян, только такие …, что у них сн..чала «заболит голова», а потом «на нутре св..рлит» (Н. Лесков).

(Шорох, шелест, шуршание) Начинается в доме …, начинается возня. Вероятно, это мышь забр..лась в рояль (Ю. Тынянов). Как тихо ве..т над д..линой д..лекий колокольный звон, как ... стаи журавлиной, и в шуме листьев зам..р он (Ф. Тютчев). Бамбук ш..лестел лентами листьев, и этот ... был больше похож на стеклянное щ..бетание маленьких птиц (К. Паустовский).

   

 1. Прочитайте отрывки из стихотворения А. Пушкина. Как обращается к морю поэт? Прочитайте каждый отрывок несколько раз, интонацией выделяя слова-обращения. Как на письме должны выделяться обращения? Каких знаков препинания не хватает в этих текстах?

                                     ***

                     Прощай свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

                                         ***

                     Мир опустел... Теперь куда же

                     Меня ты вынес океан?

                                                                 (А. Пушкин)

  1. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Еще раз прочитайте каждое предложение. Следите за правильностью и выразительностью интонации предложений с обращениями.
  2. Какой частью речи выражено обращение в этих отрывках? Можно ли эти слова назвать синонимами?

1. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какое Пунктуационное правило вам пришлось вспомнить?

1. Ты жива еще моя старушка? Жив и я, привет тебе, привет (С. Есенин).

2. Мой друг Что может быть милей бесценного родного края (Н. Языков).

3. Привет тебе мой бедный клен прости, что я тебя обидел (С. Есенин).

4. Расступитесь леса темные; разойдитесь реки быстрые; запылись ты Путь-дороженька, дай мне весточку моя пташечка (А. Кольцов). 5. Разве ты не хочешь персиянка увидать далекий синий край? (С. Есенин). 6. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно старче?» (А. Пушкин).

2. Подчеркните обращение в каждом предложении. Слово, какой части речи является главным в каждом обращении?

     3.  Сделайте вывод о роли имен существительных в построении предложений с обращениями.

1.        Выразительно вслух прочитайте отрывок из романа А. Пушкина
"Евгений Онегин". Докажите, что насыщение текста именами существи-
тельными помогает описанию деталей, которые зримо и образно рисуют
Путешествие героя по улицам Москвы. Какая картина возникает в вашем
воображении?

...вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

 2 .Установите, каким членом предложения являются однородные
члены, выраженные именами существительными.

  1. Еще раз выразительно прочитайте текст, соблюдая интонацию перечисления и наиболее подходящий темп чтения.
  2. Определите, какие морфологические признаки являются в данном примере общими для всех однородных членов предложения.

5. Выпишите из текста существительные, морфемный состав которых соответствует схеме   ∩ ^ □ .

Употребление имени прилагательного

     Имя существительное — очень важная часть речи, с её помощью мы называем окружающие нас явления и предметы. Но человек стремится предмет оценить, показать его свойства, которые отличают конкретный предмет от множества других, имеющих то же название.

Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное.

Без имен прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. В русском языке слов этой части речи очень много. Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.

Употребление имен прилагательных придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность.

Особую выразительность художественной речи придают прилагательные, употребленные в переносном значении: море — бирюзовое, спокойное, изумрудное, веселое, капризное, ласковое.

Использование в художественных текстах прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов также помогает добиться выразительности и образности.

Часто используются прилагательные и в составе фразеологизмов (обещать златые горы, маменькин сынок, ни жив, ни мертв и др.).

1. Установите, в каких морфемах пропущены буквы. Спишите стихотворение, вставляя нужные буквы и обозначая корни во всех словах.

Воздух ж..вительный, воздух см..листый

Я узнаю.

Свет не сл..пит, уп..ительньгй, чистый,

Словно в раю.

У..кой тр..пинкой к гр..нитам прибрежным

Вышел, ст. .ю.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу м..ю.

Сосны недвижны на остр..ве, словно

В дивном кр..ю.

Тихие волны л..печут любовно

Ска..ку св..ю.

                                                                           (В. Я. Брюсов)

  1. Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какая картина рисуется в вашем воображении? Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или переносном значении они употреблены? Какие слова передают (точно и образно) состояние природы и настроение героя? Определите, какие из слов употреблены в переносном значении.
  2. Выпишите 5—6 словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова.

1. Выпишите имена прилагательные из каждого отрывка из рассказа И. Тургенева «Бежин луг». Подсчитайте, какой процент составляют имена прилагательные в этих отрывках от общего количества слов. Для какой изобразительной цели употреблены имена прилагательные?

  1. ...волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее.
  2. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

2. Попробуйте нарисовать иллюстрацию к каждому отрывку. Чтобы лучше справиться с этим заданием, перечитайте рассказ «Бежин луг» и поближе познакомьтесь с его героями: Павлушей (его портрет в первом отрывке) и Федей (второй отрывок).

1. Прочитайте русские народные пословицы. Как вы понимаете смысл каждой из них?

Туг мешок, да скуп..ват мужич..к. Что лживо, то гнило. Кус лив и хв..стлив был пес, да на цепь попал.

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и разбирая каждое имя прилагательное по составу.        
  2. Установите, каким членом предложения является прилагательное в этих пословицах.

       1. Запишите русские народные пословицы, употребляя прилагательные в сравнительной форме. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы сравнительные формы имен прилагательных.

  1. Утро вечера (мудреный). 2. Правда (светлый) солнца. 3. Правда (чистый) ясного солнца. 4. Трава соломы (зеленый). 5. Человек (твердый) камня, (нежный) цветка.
  2. Какая их этих пословиц вам больше нравится и почему? Устно объясните, как вы ее понимаете.
  3. Установите, каким членом предложения являются имена прилагательные сравнительной степени в этих пословицах.
  4. Используя материалы этого и предыдущего упражнений, сделайте вывод о том, какую роль в выражении смысла пословиц играют имена

прилагательные.

1. Вспомните, что называется художественным олицетворением.

Докажите, что этот прием использован в данном тексте.

Розовеют сугробы

Под лучами зари,

Полыхают рябины

И горят снегири.

                          (Я. Хелемский)

2. Попробуйте сформулировать прямое и переносное значение глаголов полыхать и гореть. Проверьте себя по толковому словарю.

                                    Употребление глагола

1. Прослушайте текст, составьте его план. Озаглавьте этот текст.

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой писал, например:

«Движение и его выражение — глагол — являются основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

«Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!» — это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника писателя Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы — в глаголе, ибо глагол — это действенность характера».

Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и емкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь в ее движении, развитии. По подсчетам ученых, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле — примерно 6% глаголов, в научном — около 10%. Самыми частыми являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.

В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов; выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; мастерски пользуются морфологическими категориями глагола (наклонениями, временами и др.).

2. Под диктовку запишите высказывания русских писателей о глаголе. Не забудьте в скобках указать фамилию писателя.

3. Выберите одно из высказываний о глаголе и своими словами объясните, как вы его понимаете.

    1. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

На вечере встречи с поэтом раздалась реплика из зала Маяковский ваши стихи не волнуют не греют не заражают. В. Маяковский ответил Мои стихи не море не печка и не чума.

2. Прочитайте вслух записанный текст. Определите, прямое и переносное значение, каких глаголов остроумно использовал В. Маяковский.

    1. Установите, в прямом или переносном значении употребляется глагол выкраивать?

На дворе весна, грачи прилетели. Но тут уж не до прогулок, потому что времени мало: приходится выкраивать часок. Не ножницами, конечно, но все равно трудно (В. Инбер).

    2. Составьте и запишите два предложения, употребив глагол выкраивать в прямом и переносном значении.

    1. Прочитайте тексты. Какими средствами достигается в них юмористическое содержание?

Велосипед меня понес.

Понес куда-то под откос.

Он там остался без колес,

И дальше я его понес...

    (О. Григорьев)

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил... стакан!

(О. Григорьев)

У тебя в журнале двойка. Почему ты ее не исправляешь? - спросили у Гены.   - Не могу. Журнал у учительницы.

                                                                     (Из журнала «Мурзилка»)

Употребление причастия и деепричастия

1.  Прочитайте текст. О какой стилистической особенности причастия в нем говорится?

Причастия (...) обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр.— заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

                                                                                                               (А. Пушкин)

1. Выразительно прочитайте текст. Выпишите из него причастия - синонимы, разберите их по составу. Продолжите ряд синонимов-причастий.

Но вот художник набрал тонкой кистью каплю белил и в самой середине картины на лаковой синеве только что написанного моря поставил маленькую выпуклую запятую.

— Парус! — восхищенно вздохнула Мотя.

Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего. Всё — как там. Даже парус.

                                                                                                                  (В. Катаев)

1. Используя данный текст, докажите, что способность причастия давать признак предмета как действие является выразительным

средством в художественном тексте.

   Для этого спишите стихотворение, обозначая прилагательные и причастия (одиночные и с зависимыми словами). Подсчитайте, сколько причастий и прилагательных в этом тексте.

                                       

                                      Ландыш

                    Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

                                                        (С. Маршак)

2. Выучите наизусть стихотворение. Научитесь выразительно читать его вслух. Приготовьтесь к письму по памяти.

1. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя Д. В. Григоровича о Ф. М. Достоевском.

Он [Достоевский], по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение... У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, — раздраженно заговорил вдруг Достоевский,— совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением.

Да, действительно, звеня и подпрыгивая, выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу  между сухим выражением и живым художественно-литературным приемом.   (Д. Григорович)                                                                                                    

2. Как вы понимаете выражение Д. В. Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель? Докажите, что он прав.

1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и пропущенные буквы.

1. Лазурь н..бесная смеется ночной омытая грозой (Ф. Тютчев).  2. Наклонившись над полыньей Анна Васильевна разгл..дела тянувшуюся со дна тоненькую нитку. Не достигая поверхности воды она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелек с пузырьками был похож на ландыш (Ю. Нагибин). 3. Надвигались зимние сумерки... все было серо, тихо в деревушке приютившейся около лощинки, среди снежных полей слившихся с темным небом... слышались голоса баб скл..кавших выпущенных овец (И. Бунин). 4. Темные деревья раск..рячившись др..мали объятые лаской спокойного дня; им было так хорошо, что они изн..могали и пошевеливали ветками без всякого ветра (А. Платонов). 5. Речка девочкой (не) взрач-ной прит..илась между трав, то смеется, то рыдает ноги в землю зак..пав (Н. Заболоцкий).

  6. Осв..тив черепицу на крыше

  И согрев др..весину сосны

  Поднимается выше и выше

  Зап.-здалое солнце весны.

                                                          (Н. Заболоцкий)

2. Используя данные отрывки из художественных произведений, докажите, что причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, и деепричастия, «дорисовывающие действие», придают художественному тексту особую выразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Тест. Упражнения.

В материале дано два теста на правописание не и ни с разными частями речи и 12 упражнений....

Тренировочные упражнения к теме "НЕ с разными частями речи"

Тренировочные упражнения к теме"Не с разными частями речи"...

Дидактический материал. Упражнения по теме "Правописание НЕ с разными частями речи"

   Дидактический материал. Упражнения по теме "Правописание НЕ с разными частями речи". 7 класс...

Презентация с упражнениями для проверки усвоения правописания н и нн в разных частях речи

Презентация содержит проверочный материал по теме "Правописание Н и НН" в разных частях речи. Подходит для оценки знаний в 7, 9-11 классах. Каждый слайд содержит 5 вопросов. Оценка выст...

Материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и система упражнений для развития навыков и умений устной речи.

Пособие содержит теоретические материалы по подготовке к устной части ЕГЭ по английскому языку, практические рекомендации и систему упражнений для развития навыков и умений устной речи.При написании п...

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....