Правила научной дискуссии
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Павлова Людмила Ивановна

Правила научной дискуссии Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ

 Данный материал  использую на уроке русского родного языка. Материал для учащихся  8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 8_kl_rrya_nauchnaya_rech.ppt281 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Правила научной дискуссии – И все-таки, уточните, пожалуйста, какой точки зрения Вы придерживаетесь? – А в глаз?

Слайд 2

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ План Повторение. Правила научной дискуссии. Навыки слушания. Вопросы и ответы.

Слайд 3

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Повторение Энтузиазм. Дискуссионность и новизна. Теория + практика. Простые языковые конструкции.

Слайд 4

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Слушание Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит. Не оценивайте говорящего. Постарайтесь преодолеть коммуникативные барьеры: авторитет, непонимание, избегание.

Слайд 5

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Преодоление барьеров Приемы привлечения внимания: прием нейтральной фразы; прием завлечения; прием установления зрительного контакта. Приемы удержания внимания: прием навязывания ритма; прием изоляции; прием акцентировки.

Слайд 6

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Научная дискуссия Возникает после доклада, когда тема является актуальной и интересной для слушателей. Предназначена для уточнения, разъяснения позиции докладчика. Имеет в своей основе позитивные цели.

Слайд 7

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Научная дискуссия

Слайд 8

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Правила ведения дискуссии Обсуждать можно только тот вопрос, в котором вы хорошо разбираетесь. Необходимо точно придерживаться обсуждаемого вопроса. Нельзя допускать приемы психологического давления. Необходимо соблюдать этику полемики: спокойствие, выдержка, доброжелательность.

Слайд 9

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Как убедить в дискуссии? Правило Гомера: сильный аргумент – средний аргумент – самый сильный аргумент. Правило Сократа: да – да – ДА. Правило Паскаля: не загоняйте в угол. Правило статуса: не принижайте свой статус и статус собеседника. Правило зеркала: мы улыбаемся тому, кто улыбается нам.

Слайд 10

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Типы вопросов наводящие заключительные вступительные провокационные встречные подтверждающие контрольные информационные по цели

Слайд 11

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Типы вопросов По общей коммуникативной направленности позитивные негативные

Слайд 12

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Типы вопросов ПО ХАРАКТЕРУ ОЖИДАЕМОГО ОТВЕТА открытые закрытые альтернативные

Слайд 13

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Стратегии ответов на вопросы После вопроса сделайте паузу около 8 секунд, чтобы обдумать вопрос, продумать ответ, показать автору вопроса его значимость. Когда вам задали вопрос, согласитесь, что вопрос стоящий. Скажите «да» самой идее, потому что всякая идея имеет право на существование и обсуждение.

Слайд 14

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Стратегии ответов на вопросы Если вопрос сложен по составу… разделите его на части, сформулируйте их, спросите оппонента, на какой вопрос он хотел бы услышать ответ сначала.

Слайд 15

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Стратегии ответов на вопросы Если вопрос труден по содержанию… попросите повторить вопрос / повторите вопрос так, как вы его поняли / отложите ответ.

Слайд 16

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Стратегии ответов на вопросы Если вы не знаете ответа на вопрос… можно честно признаться: «я не знаю», «я не думал об этом прежде», «давайте поговорим об этом после заседания» или «это очень точное замечание, спасибо за идею».

Слайд 17

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Стратегии ответов на вопросы Если вам задают широкий вопрос открытого типа… можно задать встречный вопрос, чтобы уточнить, какая конкретно информация интересует собеседника.

Слайд 18

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Стратегии ответов на вопросы Если вам задали некорректный вопрос… можно переадресовать вопрос другому лицу / перевести разговор на другую тему / использовать юмор.

Слайд 19

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Ответы на вопросы на защите Спасибо… за вопрос. Это, действительно, основополагающая проблема… <…> В работе мы останавливаемся на этом вопросе в главе / разделе… Спасибо. К сожалению, действительно, мы в работе не останавливаемся на вопросе… <…> Для нас принципиально важным является… <…> Это может стать предметом дальнейшего исследования.

Слайд 20

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Ответ на отзывы Прежде всего, хочу выразить благодарность кафедре… …университета и лично д-ру… наук, профессору…, который подготовил отзыв на мою работу. На содержащиеся в отзыве критические замечания должна ответить следующим образом… Я благодарю также авторов отзывов на автореферат за высказанные вопросы и замечания. Ответы на вопросы и замечания хотелось бы объединить в две группы. К первой группе отнесем вопросы и замечания, связанные со спецификой исследуемого материала. <…>

Слайд 21

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Ответ на отзывы Ответы на вопросы и замечания хотелось бы объединить в две группы. К первой группе отнесем вопросы и замечания, связанные со спецификой исследуемого материала. <…> Вторая группа замечаний связана с терминологическим аппаратом исследования. <…> В заключение позвольте еще раз поблагодарить автора отзыва ведущей организации, а также авторов отзывов на автореферат. Все вопросы и замечания, представленные в отзывах, имеют для меня большую ценность и приводят, в частности, к пониманию того, что некоторые формулировки в работе необходимо пересмотреть, сделать более точными и корректными.

Слайд 22

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Благодарственное слово Позвольте в первую очередь поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении моей работы, всех, кто присутствует сегодня здесь, авторов отзывов. Благодарю членов диссертационного совета и его председателя… Я благодарю моих официальных оппонентов за внимательное прочтение работы и за доброжелательное отношение ко мне, за очень ценные пожелания на будущее и замечания. Слова благодарности, почтения и любви моему научному руководителю…

Слайд 23

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Рекомендуемая литература Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога: учеб.-методич. пос. – Минск: Новое знание, 2002. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи (любое издание). Пиз А. Язык телодвижений (любое издание). Ури Алон. Как сделать хороший научный доклад: пер. с англ. // Биомолекула.ру. – URL : http://biomolecula.ru/content/592/.

Слайд 24

Семинар "Устная научная речь" Казакова О.А., доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комментированное чтение с элементами дискуссии по книге Ю.Я.Яковлева «Ваши права, дети» (Внеклассное мероприятие по обществознанию)

Данный материал представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию, посвящённого Конвенции о правах  ребёнка, с пошаговым обсуждением текста книги Ю. Я. Яковлева "Ваши права, ...

Научно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии"

Работа состоит из четырех глав. В первой главе кратко изложены теоретические основы компетентностного подхода, определены понятия «компетенция» и «компетентность», «коммуникативная компетентност...

Интегрированный урок . Научная дискуссия по теме: «Происхождение Земли и жизни на ней»

Наблюдая окружающий нас мир, мы всюду видим живые существа, мы окружены живыми существами, да и сами принадлежим к их числу. Поэтому понятно, что каждого человека интересует, откуда эти существа возни...

Классный час. Правила проведения дискуссии.

Классный час. Правила проведения дискуссии....

Правила ведения дискуссии

Основы правильного ведения дискуссии...