Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Понятие об обособлении"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кайгородова Татьяна Васильевна

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Понятие об обособлении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl.konspekt._ponyatie_ob_obosoblenii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие об обособлении. Обособленные определения.

Выделительные знаки препинания при них.

Цели: 

Образовательные: учить находить обособленные члены предложения.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно получать знания;

развивать внимание, память, логическое мышление;

развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные:

вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

Планируемые результаты:

Предметные:

распознавать обособленные члены предложения; 

строить предложения с употреблением обособленных членов предложения.

Личностные:

создавать внутреннюю мотивацию к учению.  

Познавательные:

находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные:

учиться самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать.

Метапредметные:

 искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.

Методические приемы: 

приемы рефлексии, анализ предложений, текста.

Формы работы: 

индивидуальная, фронтальная, групповая работа, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование урока:                                                                                                               мультимедийная презентация, Оценочные листы.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний. Слайд 1. Цитата (Сенека)

Слайд 2-4. Если символично итог урока представить в трёх вариантах:

 1)Ни знаний, ни энтузиазма. 2) Энтузиазм был, но знаний не хватило.

3) И знания, и энтузиазм. Какой вы выберете?

- Ребята, мы продолжаем работу по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».

- Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.)

- Верно. Поработаем с предложением. Выполним синтаксический и пунктуационный разбор. У доски и в тетради.

 Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие, тонкие, низкие тучки. (предложение прост., повеств., невоскл. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

Между определениями маленькие, тонкие, низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная).

Поставьте себе оценку за выполненную работу.

-Какие члены предложения называются однородными? Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

-Когда определения считаются однородными? Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

2. Определение темы, цели урока. Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку.

Сообщение. Из жизни Обособленных членов предложения

   Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

Слайд 5. Назовите тему нашего урока. Запишите. А какую цель мы поставим перед собой? (Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания).

3. Объяснение нового материала.

Задание «Собери» слово».

Приставку возьмите у слова обставить, корень у слова особый, суффикс –  у слова землетрясение, окончание – у слова море. Какое получилось новое слово (обособление). 

Поставьте себе оценку за выполненную работу. 

Слайд 6. Разберите по составу.

- Давайте выясним, что же означает это слово «обособить».

Сообщение. «Толковый словарь» Ожегова поясняет «Обособить – интонационно (а на письме запятыми или тире) выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения». а) Работа со словом «обособление». Подбор однокоренных слов (обособиться, особенный, особняк, особо)

Словарная статья. Обособленный –1. Расположенный отдельно от других, стоящий особняком. 2. Не связанный с другими, отдельный, замкнутый.

 3. Линг. Самостоятельный по отношению к целому предложению, выделяемый интонационно, а на письме с помощью знаков препинания.

Слайд 7. Итак, наша задача: Выяснить, какую роль играют обособленные члены предложения. Узнать условия их обособления, научиться грамотно расставлять знаки препинания. Научиться использовать их в собственной устной и письменной речи. А теперь постараемся выяснить, зачем же обособляются второстепенные члены?

4. Первичное закрепление.

- Чтобы лучше усвоить понятие «обособленные члены», выполним следующее задание. Запишите в тетрадь. Сравните, чем они различаются.

Свежий ветер подгонял лодку рыбака. (простое, двусост., неосложнённое)

Свежий ветер, дувший с моря, подгонял лодку. (прост., осложн.прич.об.)

Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку. (осложн.деепр.об.)

Вывод: второстепенные члены предложения, которые осложнены причастными и деепричастными оборотами, называются обособленными.

- Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

Оцени свою работу.

5. Работа с учебником. Чтение параграфа 47 с.158. Разбор предложений.

Наконец выплыл тусклый и красный месяц.

Наконец выплыл месяц, /тусклый и красный.

Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?

Запись предложений в тетрадь. Сделать кластер. После проверки поставить себе оценку.

- Какие члены предложения называются обособленными? Послушаем сообщение. Термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист А.М. Пешковский (1878 - 1933) - выдающийся лингвист, ученик Ф.Ф. Фортунатова, разрабатывал особый взгляд на русскую грамматику. Грамматика у Пешковского начинается с того, что может слышать, видеть, сопоставлять каждый. А при всяком сопоставлении основой является смысл, т.е. его грамматика подкрепляется значением.

Основной труд ученого - книга "Русский синтаксис в научном освещении" - переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.). В ней А.М. Пешковский разрабатывал учение о грамматических средствах языка, о типах значения. Общая грамматика по Пешковскому должна изучать языковые формы: морфология изучает формы отдельных слов, синтаксис - формы словосочетаний; главными считаются синтаксические категории, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении.

А.М.Пешковский всегда занимал активную жизненную позицию: он считал, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему культурно и ясно говорить.

6. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа: Слайд 8.  Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

1) На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания. На вершине гор лежали густые облака, /не позволяющие различать верхние их очертания/. (На вершине гор лежали густые облака, не позволяя нам различать их верхние очертания).

2) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. (Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).
3) 
По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. (По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

7. Слайд 9.  Проверяем.

8. Минутка отдыха.

9. Какие члены предложения могут быть обособлены? Слайд 10. 

Определения, обстоятельства, дополнения.

-Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

Слайд 11. Составить предложение с обособлением. Сверкающий и искрящийся иней посыпался с древесных вершин.

10. Слайд 12. Творческое задание. Написать мини-сочинение на тему: «У наших зим особенная прелесть» (используя обособленные члены предложения).

11. Подведение итогов. Рефлексия. 

Домашнее задание. Слайд 13. с.159 параграф 47.Упр. 288,289.

Лист самооценки

Разбор предложения

0-1б

«Собери слово» 0-1б

Сравни предложения

 0-2б

Кластер

0-1б

Творческая работа

0-5б

Самооценка

9-10б-«5»

6-8б-«4»

4-5б –«3»

2-3б-«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...