Средства художественной выразительности речи
тест по русскому языку (10, 11 класс)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по теме «Средства художественной выразительности»

  1. Средства художественной выразительности  (4 Б.)

Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста для анализа № 1. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши под каждой буквой соответствующую цифру.

Известный писатель К. Г. Паустовский, говоря о становлении поэта, применяет (А)______ (плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство в предложении 13; кипение страстей в предложении 34), что придаёт тексту возвышенное звучание. Автор выражает собственную позицию, применяя такие средства, как (Б)______ («в детстве» в предложениях 6–8) и (В)______ (предложения 15, 28). Особую выразительность тексту также придаёт использование такого лексического средства, как (Г)______ («подобно плотной атмосфере» в предложении 30; «изумрудами горели» в предложении 32).

1) однородные члены
2) метафора
3) парцелляция
4) гипербола
5) лексический повтор
6) контекстные синонимы
7) сравнение
8) риторическое восклицание
9) олицетворение

Текст для анализа №1

(1) Часто я спрашиваю себя, когда думаю о занятии литературой: когда же это началось? (2) И как это вообще начинается? (3) Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? (4) Труднее всего вспоминать, когда это началось. (5) Очевидно, писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги. (6) Возникает ещё в юности, а может быть, и в детстве.
(7) В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. (8) В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек.
(9) Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором фуганков, пахнущих стружкой, или учёный, знающий, почему трава окрашена в зелёный цвет.
(10) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. (11) Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. (12) В конце концов, разница между ними невелика. (13) Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (14) Когда я был гимназистом, я, конечно, писал стихи, такое множество стихов, что за месяц исписывал толстую общую тетрадь. (15) Стихи были плохие — пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые. (16) Сейчас я забыл эти стихи. (17) Помню только отдельные строфы. (18) Например, такие:
О, срывайте цветы на поникших стеблях!
(19) Тихо падает дождь на полях.
(20) И в края, где горит дымно-алый осенний закат,
Пожелтелые листья летят...
(21) Но это ещё милость. (22) Чем дальше, тем больше я нагромождал в стихах всяческие, даже бессмысленные, красивости:
И опалами блещет печаль о любимом Саади
На страницах медлительных дней.
(23) Почему печаль «блещет опалами» — этого ни тогда, ни сейчас я объяснить не могу. (24) Просто меня увлекало самое звучание слов. (25) Я не думал о смысле. (26) Больше всего я писал стихов о море. (27) В ту пору я его почти не знал. (28) Это не было определённое море — не Чёрное, не Балтийское и Средиземное, а праздничное «море вообще». (29) Оно соединяло всё разнообразие красок, все преувеличения, всю безудержную романтику, лишённую подлинных людей, времени и реального географического пространства. (30) Тогда эта романтика окружала в моих глазах земной шар, подобно плотной атмосфере.
(31) Это было пенистое, весёлое море — родина крылатых кораблей и отважных мореплавателей. (32) Изумрудами горели на его берегах маяки. (33) В портах ключом била беззаботная жизнь. (34) Смуглые женщины неслыханной прелести были ввергнуты по моей авторской воле в кипение жестоких страстей. (35) В стихах и неясном волнении прошла большая часть моей бедной и по сути довольно горькой молодости. (36) Вскоре я бросил писать стихи. (37) Я понял, что это мишура, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальная позолота. (38) Вместо стихов я написал свой первый рассказ. (39) У него была своя история.

 

2.   Средства художественной выразительности  (4 Б.)


Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста для анализа № 2. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши под каждой буквой соответствующую цифру.

Рассказывая историю о Дине и Борисе, Б. Л. Васильев использует такое средство лексической выразительности, как (А)______ («утопает в чувстве» в предложении 16). Синтаксический строй текста отличается разнообразием за счёт использования (Б)______ (предложения 13, 20, 29) и (В)______ (предложения 22, 15, 45). Выразительность и эмоциональность тексту также придаёт использование (Г)______ (предложения 15, 33–34 и 48).

1) умолчание
2) термины
3) метонимия
4) антитеза
5) синтаксический параллелизм
6) метафора
7) анафора
8) гипербола
9) вводные слова

Текст для анализа №2

(1) Отработав своё время на почте, она по первому морозцу бежала на лекции и поскользнулась. (2) И, несмотря на природную грациозность и отточенную танцами ловкость, грохнулась так, что осталась сидеть на тротуаре, глядя, как распухает щиколотка. (3) Несколько проходящих парней легко подхватили Дину, отнесли в ближайшую поликлинику.
— (4) Такие ноги надо беречь, — ворчливо заметил врач. (5) Он был молод, очень серьёзен, в словах не чувствовалось пошлости, и Дина начала краснеть. (6) Доктор оказал помощь и велел подождать. (7) А через час вызвал такси, отвёз в общежитие и довёл до комнаты.
— (8) Я приду через три дня. (9) Ногу постарайтесь не беспокоить. (10) И вышел. (11) А она глядела в потолок и улыбалась, пока не пришла соседка по комнате. (12) И Дина немедленно рассказала, какой доктор замечательный, как он смущается, какой он серьёзный и наверняка очень талантливый.
(13) Доктор... (14) Пора уже назвать его, как его вскоре начала называть Дина.
(15) Так вот, доктор Боря ходил каждый день, сам делал компрессы и массаж, но говорил мало, и Дина трещала за двоих. (16) Болтала, потому что смущалась, ощущая, что всё глубже утопает в не очень ещё ясном для неё чувстве, а доктор молчал по той же причине. (17) Но когда нога окончательно поправилась, вздохнул.
— (18) Ну вот. (19) Я вам больше не нужен.
— (20) Почему? — Дина покраснела и тут же продолжила: — Я думаю... (21) То есть мне кажется, что одной вечером мне ходить нельзя. (22) Например, в кино.
(23) Он улыбнулся, словно осветившись изнутри.
...(24) За три дня до свадьбы купил обручальные кольца, но выглядел столь мрачным, что Дина встревожилась.
— (25) Что-нибудь с мамой?
— (26) Нет, нет, всё в порядке.
— (27) На тебе лица нет, Боренька.
— (28) Всё в порядке, — с ноткой раздражения повторил он. — (29) Извини, я сегодня должен уйти пораньше, а завтра дежурю, так что...

(30) Встретиться решили в двенадцать в сквере у Большого театра. (31) И без пятнадцати двенадцать сияющая и очень похорошевшая Дина появилась там в подвенечном наряде с целой свитой друзей и подружек. (32) Растроганные пенсионеры уступили скамейку; невесту усадили в центре, и девочки весело и чуть завистливо щебетали вокруг. (33) В двенадцать он не пришёл. (34) Зато пришли ребята с параллельных потоков, и все принялись ещё больше шутить и смеяться. (35) Только стали чаще поглядывать на часы. (36) И Дина тоже смеялась, но уже чуть напряжённее. (37) Он не пришёл и в час. (38) Шутили уже не все, но все ещё улыбались. (39) Даже невеста. (40) А в половине второго троих отрядили во Дворец, поскольку кто-то предположил, что жених мог по рассеянности всё перепутать. (41) Не появился он и в два. (42) В три они перестали шутить и молча просидели ещё почти два часа. (43) А потом Дина вдруг вскочила и помчалась в метро.
— (44) Где Борис? — удивлённо воззрился на неё главврач поликлиники. — (45) Наверное, к Индии подлетает. (46) Он ведь давно подал документы, а оформили его три дня назад. (47) Знаете, как у нас бывает? (48) То ждёшь месяцами, то — вылетайте немедленно.
(49) А ведь он и вправду уже любил её. (50) Нет, нет, в нём ничего не было от классического Подколёсина, он не сбежал от своей суженой. (51) Он просто улетел к новому месту работы, которого так долго добивался и куда его так долго оформляли. (52) Оформили одного, свободного, холостого, и доктор Боря провёл тяжкую ночь. (53) Что делать: отказаться от мечты или от любви? (54) Сказать Дине, что он уедет сейчас, а она оформится потом, после университета? (55) А оформят ли её?
(56) Он не дежурил за два дня до свадьбы: он считал. (57) Взвешивал все «за» и «против», все плюсы и минусы и явился за сутки к невесте, уже имея билет до Калькутты.
(58) Не знаю, где и что именно она достала и сколько выпила, но спасли её с трудом. (59) Месяца два лежала в больнице, полгода в психиатрической лечебнице. (60) Потом выписали, но ни в университет, ни к матери в Пермь она не вернулась.

 

3.   Средства художественной выразительности  (4 Б.)


Прочитай фрагмент рецензии, составленной на основе текста для анализа № 3. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставь на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запиши  под каждой буквой соответствующую цифру.

Текст В. Г. Распутина характеризуется активным использованием лексических средств выразительности, среди которых представлены (А)______ («сестрёнка; с братишкой» в предложении 40; «мальчишка» в предложении 7), (Б)______ («естественно, как съесть кусок хлеба» в предложении 44; «пашешь, как взрослый мужик» в предложении 49). Особую экспрессию тексту придают такие синтаксические средства, как (В)______ (предложения 48, 51) и (Г)______ («вверх и вниз» в предложении 29; «плачет» в предложении 41). 

1) риторические вопросы
2) развёрнутая метафора
3) сравнение
4) диалектизмы
5) эпифора
6) эмоционально-оценочные слова
7) ирония
8) лексический повтор
9) синтаксический параллелизм

Текст для анализа №3

(1) Вспоминаю себя, мне тринадцать лет. (2) Мы живём в леспромхозовском посёлке, я только что вернулся на летние каникулы из школы, которая находится в райцентре, в пятидесяти километрах от дома. (3) Живём без отца, нас у матери трое, я самый старший.
(4) С вечера мать начинает тяжело вздыхать: завтра и послезавтра, в пятницу и субботу, общественная баня, мать — банщица. (5) Ей надо натаскать с речки подле Ангары по крутому красному яру сотни вёдер воды, чтобы заполнить два огромных чана. (6) Руки у матери вытянуты, болят, болит и спина, а на коромысле воду по крутяку не поднять, коромысло не годится.
(7) Я уже решил, слушая мать, что утром помогу ей, хоть она и не просит, считая, что после школы надо дать мальчишке отдохнуть. (8) Но что такое «помогу»? (9) Это значит, что я с вёдрами и она с вёдрами, на узкой каменистой тропке не разойтись, и мать то и дело будет заставлять меня отдыхать. (10) Уставая сама, она считает, что я, мальчишка, устаю ещё больше, что детские мои силёнки надрывать нельзя.
(11) Поэтому я решаю поступить по-другому. (12) Светает летом рано, по первому же свету можно подняться и до того, как уберётся по дому мать, перетаскать хоть пол-Ангары. (13) Но для этого надо подняться так, чтобы не разбудить мать. (14) И я выдумываю, что мне в избе душно, я буду спать в сенях.
(15) Утром вскакиваю часа в четыре. (16) Ещё сумерки, прохладные, знобкие, но с чистым небом, обещающим красный день. (17) Бегу, согреваясь, к бане, отмыкаю её и заглядываю в чан — в тот, который на топке. (18) Дна не видать, это преисподняя, туда провалится с потрохами всё что угодно. (19) Но делать нечего, я берусь за вёдра и скатываюсь к речке. (20) Она шумит, прыгает по камням, над Ангарой рядом стоит парок. (21) Плещу себе из речки в лицо, на мгновение замираю. (22) Всё, теперь вперёд.
(23) Часов у меня нет, я знаю только, что надо торопиться. (24) Подъём занимает минуту-полторы, но взбегать приходится с задержанным дыханием. (25) Чуть расслабишься, чтобы перевести дух, — сдвинуться потом трудно. (26) И я ещё от воды разбегаюсь с поднятыми на руках вёдрами, чтобы не задевать о камни, и всё равно задеваю, всё равно плещу на себя. (27) Остатки приношу в чан, и они булькают где-то так глубоко, что едва слышны. (28) Потом снова вниз. (29) Вверх и вниз, вверх и вниз, десятки и десятки раз. (30) Запалившись, припадаю к речке, жадно пью; от пота и наплесков я мокр с головы до ног, но обсыхать некогда.
(31) И я успеваю. (32) Но, возвращаясь домой, я знаю, что такое усталость. (33) Меня качает. (34) В избе у нас ещё тихо, я осторожно приоткрываю дверь в сенцы, отметив, что мать не выходила, сбрасываю мокрую одежду в угол и залезаю под одеяло. (35) Всё равно матери разогревать топку, всё равно ей идти. (36) Вот удивится-то! (37) Так и подогнутся под нею ноги! (38) Я моментально засыпаю.
(39) Просыпаюсь от плача. (40) Дверь из избы в сенцы приоткрыта, и я слышу, как топчутся вокруг матери сестрёнка с братишкой, как она сквозь слёзы что-то отвечает им. (41) И плачет, и плачет. (42) И чувствую, как у самого у меня проступают слёзы, как сладким страданием забивает горло. (43) Так хорошо!..
..(44) Мы жили в непролазной нужде, видели, каково приходится нашим матерям накормить-обшить нас, и взять на себя доступную нам, ребятишкам, долю их трудов было для нас так же естественно, как съесть кусок хлеба. (45) Подталкивать к помощи нас не приходилось. (46) У матери радостей было в те суровые годы ещё меньше, чем у нас, всякая радость от нас и шла, и мы своим услужением старались её доставить. (47) Мы рано становились взрослыми, и, с точки зрения иных теоретиков воспитания, детства у нас не было.
(48) В самом деле: где ему быть? (49) С семи годочков верхом на лошади возишь копны в сенокосную страду, с десяти кормишь ушицей всю семью, с двенадцати боронишь колхозные поля, с четырнадцати пашешь, как взрослый мужик... (50) Не бывали мы в пионерских лагерях, не слыхали об «Артеке», костры жгли в лесу да у Ангары больше за делом; за ягодой, за грибами шли с вёдрами, чтобы принести домой, на острова плавали, чтобы нарвать дикий лук и чеснок... (51) С малых лет в работе, в пособи, как говорилось о ребятишках, но почему же тогда с такой радостью, с такой полнотой и теплотой, с таким чувством необъятности выпавшего нам счастья вспоминаются те годы? (52) Детство есть детство, это верно. (53) Оно, открывая мир, удивляется и радуется любой малости. (54) Но и при этом никогда не соглашусь я, что мы были чем-то обделены (кроме, быть может, книг, которые узнавали позже), напротив, считаю, что повезло нам с выпавшими на детство трудными годами, ибо тогда не было времени на воспитание, а шли мы вместе со взрослыми ото дня к дню и шли, естественно, научаясь любви, состраданию, трудам и правилам, которые вкладываются в нравственность... (55) А уж как мы верили, что наступит лучшая жизнь! (56) И она наступила.

4.  Различай лексические средства  (2 Б.)


Определи, какое языковое средство выразительности использовано в предложении.

 

Отблеск потухающей зари придавал тяжёлым сизым тучам кровавый оттенок.

 

5.  Определение средств выразительности  (2 Б.)


Выбери средство выразительности, которое подходит под определение.

 

Слова, близкие по смыслу и помогающие избегать повторов —

  • синонимы
  • антонимы
  • перифраза
  • оксюморон

 

Одинаковое построение рядом стоящих предложений —

  • синтаксический параллелизм
  • эпифора
  • многосоюзие
  • многосоюзие

6.  Анализ текста  (3 Б.)


Какое из средств выразительности не встречается в тексте?

В середине два брильянта, каждый величиной в лесной орешек. Их граней, их очертаний не видно. Это не камни — это два странные таинственные огня. Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых, сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают...

(А. Куприн. Брильянты)

Олицетворение, метафора, риторический вопрос, градация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства художественной выразительности

Презентация "Средства художественной выразительности" обучает ребят различать основные изобразительно-выразительные средства языка. Также есть тест....

Средства художественной выразительности.

Презентация используется на уроках русского языка и литературы в 8-11 классах общеобразовательной школы, а также при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ....

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме: «Средства художественной выразительности»

Дорогой друг!  В этом году тебе предстоит сдавать ГИА по русскому языку.  Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажё...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8

Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...