Методическая разработка по теме «Чередование гласных в корне слова» для учащихся 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Татьяна Николаевна Дуньшакова

Орфографическая подготовка – это важный компонент общего речевого и языкового развития, её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении. Словом, орфография русского языка усваивается в связи с совершенствованием и обогащением речи ученика. Сознание изменяется как целое, изменяя с каждым новым этапом своё внутреннее строение и связь частей, а не как сумма частичных изменений. Путь от правила к правилу приводит к дробности знания, мешает выработке ориентировочной основы деятельности, путь же от этапа к этапу способствует обобщению материала, его системному восприятию, предполагает наличие взаимосвязанных целей в ходе обучения, ориентируя систему упражнений и контроль на достижение этих целей. Систематизация правил, их группировка происходят не произвольно, а в соответствии  с  ведущими принципами орфографии. При обучении очень важны те основные принципы, которые реализуются в конкретных многочисленных правилах. Актуальность проблемы подтверждается результатами ЕГЭ 2017 года: качественный результат по данной теме  в процентном отношении низок. Программа 5 класса включает работу с корнями гар-гор, лаг-лож зар-зор, раст-ращ-рос. Программа 6 класса дублирует работу с корнями гор-гар, зор-зар, подключает корни кос-кас. В таком варианте отсутствует главный вопрос изучения темы. Не прослеживается логика зависимости выбора чередующихся гласных, не учитывается полный объём чередующихся корней в полном объёме с учётом разграничения выбора чередующихся гласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx58.06 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Чередование гласных в корне  слова» для учащихся 5 класса

Автор-разработчик:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия 3» г. Зеленодольска

Дуньшакова Татьяна Николаевна

   

ВВЕДЕНИЕ

«Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка»

                  Я.К. Грот.

              Российское образование стоит на пороге кардинальных изменений во всём укладе школьной жизни, связанных с реализацией Федерального государственного стандарта. Приоритетным направлением этого документа  является формирование универсальных учебных действий, овладение которыми создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, умения учиться. Для достижения современных образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны средства обучения, ориентированные на развивающий потенциал новых стандартов.                    

Орфографическая подготовка – это важный компонент общего речевого и языкового развития, её успехи определяются не только орфографическими знаниями и умениями, но также успехами в чтении, грамматике, семантике, говорении. Словом, орфография русского языка усваивается в связи с совершенствованием и обогащением речи ученика. Сознание изменяется как целое, изменяя с каждым новым этапом своё внутреннее строение и связь частей, а не как сумма частичных изменений. Путь от правила к правилу приводит к дробности знания, мешает выработке ориентировочной основы деятельности, путь же от этапа к этапу способствует обобщению материала, его системному восприятию, предполагает наличие взаимосвязанных целей в ходе обучения, ориентируя систему упражнений и контроль на достижение этих целей. Систематизация правил, их группировка происходят не произвольно, а в соответствии  с  ведущими принципами орфографии. При обучении очень важны те основные принципы, которые реализуются в конкретных многочисленных правилах. Актуальность проблемы подтверждается результатами ЕГЭ 2017 года: качественный результат по данной теме  в процентном отношении низок. Программа 5 класса включает работу с корнями гар-гор, лаг-лож зар-зор, раст-ращ-рос. Программа 6 класса дублирует работу с корнями гор-гар, зор-зар, подключает корни кос-кас. В таком варианте отсутствует главный вопрос изучения темы. Не прослеживается логика зависимости выбора чередующихся гласных, не учитывается полный объём чередующихся корней в полном объёме с учётом разграничения выбора чередующихся гласных.

           Новые принципы обучения и воспитания связаны с реализацией компетентностного и системно-деятельностного подходов, которые обеспечивают приоритет активной самостоятельной деятельности учащихся на уроке.  

Традиционно на первом этапе целеполагания происходит постановки целей и задач. В соответствии с ФГОС современный урок ориентирован на достижение планируемых результатов. В соответствии с целью выбирается тип урока: урок «открытия» нового знания, урок актуализации, урок рефлексии и другие. От типа урока зависит содержание этапов урока. Однако общепринятым является выделение следующих структурных элементов: этап мотивации, этап целеполагания, этап актуализации знаний, этап организации познавательной деятельности, этап рефлексии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.  Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс».  М. Дрофа 2017
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс.  Сост. Н.В.Егорова.  М. ВАКО, 2012.
  3. Петрова Е.Н. под редакцией Нечаевой Н.В. Рабочая тетрадь по Русскому языку для 5 класса С. «Федоров» 2001.
  4. Козулина М.В. «Русский язык. Практикум» С. «Лицей» 2012.
  5. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе: книга для учителя. М. «Просвещение» 2012.
  6. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
  7. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М. «Просвещение» 2011.
  8. Нечаева Н.В., Белорусец К.С.  «Русский язык. 5 класс». С. «Федоров» 2001.
  9. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.15).
  10.  Демидова Н.И. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку». М. «Экзамен» 2011


Уроки  русского языка в 5 классе

Тема «Чередование гласных в корнях слов»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Личностные планируемые результаты: воспитание нравственного чувства, умение видеть красоту окружающего мира, уважительное отношение к российской культуре и ценностям, готовность и способность к саморазвитию и самообучению, уважительное отношение к труду.

Предметные планируемые  результаты:  знание теоретических сведений о чередованиях гласных в зависимости от ударения, суффикса а, последующей согласной и лексического значения слова, умение отличать чередование от других орфограмм: правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных.

Метапредметные планируемые результаты: навыки целеполагания и самоконтроля, навыки точного выражения своих мыслей, умение анализировать, сравнивать, группировать,  навыки  сотрудничества с учителем и сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять и  анализировать  информацию, делать выводы на основе практических операций, заполнять и дополнять таблицы, конспектировать, навыки самоконтроля и коррекции действий.

Межпредметные связи: литература, мхк, окружающий мир.

Ресурсы урока.

Учебно-методические:

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И.  Русский язык. 5 класс. Учебник, -  М.:Дрофа, 2017.

Козулина М.В. «Русский язык. Практикум» С.: «Лицей» 2012.

Нечаева Н.В., Белорусец К.С.  «Русский язык. 5 класс». – С.: «Федоров» 2001.

Петрова Е.Н. под редакцией Нечаевой Н.В. Рабочая тетрадь по Русскому языку для 5 класса С.: «Федоров» 2001.

Материально-технические: компьютер, проектор, орфографические словари.

Ход урока

 «Зри в корень»

 К Прутков          

Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами сделаем первый шаг в решении тестов единого государственного экзамена. А для начала давайте вспомним чудесное время летних каникул.  Наблюдали ли вы когда-нибудь восход солнца, утреннюю зарю летом на реке, в лесу во время похода, на море или в горах? Поделитесь впечатлениями. (солнце медленно поднимается из-за горизонта, тьма как будто растворяется, поют птицы, сверкает роса, на реку идут рыбаки, подсолнухи поворачиваются к солнцу).

Учитель. Запишем ваши предложения и оформим их в такой красивый

 текст № 1:

1 На утренней заре из-за высокой горы появилось красное солнце. 2 Разгорелся небосклон ясным заревом. 3 Поёт зорянка , оповещая творение  нового дня,  призывая рыбаков на раннюю зорьку. 4 На их лицах загар, в сумках - рыбацкая утварь. 5 Ночная тьма растворилась, осветились выгарки, изгарь и пригарь  сгоревшего от молнии дерева. 6 Каждая травка, каждый цветочек отдают поклон солнцу, кланяются низко. 7 Поклонились, зардевшись зоревым багрянцем.

Задание 1: Из первого предложения  нужно выписать имена существительные, в которых количество букв совпадает с количеством звуков (заре, горы) Обозначьте корень, поставьте ударение.

Задание 2: Из второго предложения нужно выписать сказуемое и дополнение (разгорелся, заревом)  Обозначьте корень, поставьте ударение.

Задание 3: Из третьего предложения нужно выписать подлежащее и существительное, в котором количество букв и звуков не совпадает. (зорянка, творение, зорька).  Обозначьте корень, поставьте ударение.

Задание 4: Из четвёртого предложения нужно выписать подлежащее первой грамматической основы и подлежащие второй. Обозначьте корень, поставьте ударение (загар, утварь).

Задание 5: Из пятого предложения нужно выписать сказуемое первой грамматической основы и однородные подлежащие второй грамматической основы (растворились, выгарки, пригарь, изгарь) Обозначьте корень, поставьте ударение.

Задание 6:  Из шестого предложения нужно выписать первое дополнение и второе сказуемое (поклон, кланяются). Обозначьте корень и поставьте ударение.

Задание 7: Из седьмого предложения нужно выписать сказуемое и определение (поклонились, зоревым) Обозначьте корень, поставьте ударение. Распределим слова по корням. У нас получилась вот такая таблица:

.

Зар - зор

Гар - гор

Твар - твор

Клан - клон

заря

загар

творение

поклон

заревом

разгорелся

растворилась

кланяются

зорянка

выгарки

утварь

поклонились

зоревым

изгарь

зорьку

пригарь

Учитель. Дополните выписанные слова однокоренными словами или словосочетаниями из предложенных упражнений.

 Каша пригорела, загорать на пляже, ярко гореть, погорельцы, выгореть, несгораемый шкаф, загорелые  спортсмены, сгорание бензина, горящая свеча, обгоревшее дерево, горючее, догорать, дрова прогорели, перегореть, пирог подгорел, разгорелся спор, догорающий костёр.

Отклониться от курса, склонение существительных, повелительное наклонение, склоняться к определённому мнению, преклоняться перед талантом, наклониться вперёд, поклоняться древним богам, предмет поклонения, отклонение курса, низко поклонился.

Неизвестный творец, прочитать стихотворение, растворитель, от сотворения мира, нерастворимые соли,  претворить в жизнь, кухонная утварь, чудесное творение, заниматься благотворительностью, растворить в воде.

Снизошло озарение,  вечерняя заря,  зарница,  озарённый пламенем,  озарить, озарять, зоревать.

Задание: Рассмотрим выделенные корни слов. Слова у нас однокоренные, а буквы в них меняются. Может быть, мы допустили ошибки?  У вас на партах  лежат орфографические словари, они помогут нам разрешить наши сомнения (идёт проверка) Всё верно, так в чём же дело? Что же происходит с буквами в наших корнях? Попробуем сформулировать это удивительное явление в русском языке. (изменение, перемены, чередование)

Формулировка темы урока: Именно так и звучит тема нашего урока, запишем её в тетради и попробуем выяснить закономерность выбора буквы (в корнях зар - зор под ударением в сильной позиции пишется то, что слышится,  без ударения буква а, но есть исключения, это слова зорянка и зоревать) Запишем этот вывод в наш справочник.

 Учитель. А что же происходит с другими словами? Рассмотрим и другие корни, проанализируем слова второй колонки (в корнях  гар-гор без ударения пишется буква о, однако есть исключения, это слова выгарки, пригарь, изгарь.) Определите лексическое значение выписанных нами слов (процесс горения). Все ли слова соответствуют этому значению?(нет) Какое слово убираем?( горы). Почему? (в слове горы другая орфограмма-правописание безударной проверяемой).

Учитель. Рассмотрим слова третьей колонки и сделаем вывод (в корнях твар –твор без ударения пишется буква о, исключением является слово утварь)

Учитель. Как же ведут себя корни четвёртой колонки? (под ударением пишется то, что слышится,  без ударения буква о). Попробуем сформулировать эту закономерность и сделать первую запись нашего конспекта  в справочник.

зависимость от ударения

Зависимость от

1

зор-зар             в корне а

2

гор-гар             в корне о

3

твор-твар         в корне о        

4

клон-клан       в корне о

исключения: зорянка, зоревой

пригарь, изгарь, выгарки

утварь

зависимость от

зависимость от

Актуализация знаний учащихся

Учитель. Как вы считаете, существуют ли ещё какие–либо чередования в русском языке? (возможно) 

Учитель. Прочитайте предложенный текст №2, обозначьте корни однокоренных слов. (тексты №№2-4 на карточках у каждого ученика)

В 1833 году Александр Сергеевич Пушкин посетил Казань. Поэт собирался написать исторический труд о восстании под предводительством Пугачёва. Соберёт ли он нужный ему материал? Ведь тема касалась важных политических проблем. Коснулась она также и многих нравственных вопросов. С замиранием сердца поэт приблизился к старинному городу и замер от охвативших его чувств. Блистают купола церквей, блестит зеркальная гладь расстилающегося перед ним озера Кабан. Стелются под ногами поэта осенние листья. На Сенном базаре задирают друг друга бойкие торговцы, силач хвалится: «Задеру медведя». Дворник сжигает опавшие листья, сжег и сухие ветки. Вечером запирают торговые лавки, заперты и ворота домов.

Учитель. Обозначьте корни однокоренных слов. Выпишите эти слова (собирался, соберёт, касалась, коснулась, замиранием, замер, блистающие, блестит, расстилающегося, стелются, задирают, задеру, сжигает, сжёг, запирают, заперты).    Сделайте вывод (после корня с буквой и следует суффикс а, после же корня с буквой е такой суффикс отсутствует) Сделайте запись в справочнике: корни с буквой е запишите слева, а корни с буквой и запишите справа, объедините эти корни фигурной скобкой и зафиксируйте суффикс а.

Зависимость от ударения

1

Зор-зар

2

Гор-гар

3

Твор-твар

4

Клон-клан

Исключения: зорянка, зоревой

Пригарь, изгарь, выгарки

утварь

Зависимость от суффикса а

1

каос-каса

2

бер-бира

мер-мира

тер -тира

пер-пира

дер-дира

жег-жига

стел-стила

блест-блиста

чет-чита исключение: сочетание

3

 Обнимать-обнять,                    приминать- примять

Организация познавательной деятельности

Учитель. Прочитаем текст№3 

Улицу Горького в Казани с полным правом можно считать особенной. Здесь расположены музеи А М Горького, Е А Боратынского. Здесь же располагаются музеи-квартиры Мусы Джалиля и Салиха Сайдашева. Нельзя проскочить мимо памятника Г Р Державину. Около памятника расположен сквер, там произрастают удивительной красоты растения. Здесь же невысокие росточки зарослей шиповника. На площадке скачут и играют дети и подростки. Диковинное растение,  выращенное в особых условиях, удивляет туристов из Ростова.  Заходим в музей М. Джалиля. В трехкомнатной квартире семья поэта-героя  располагалась в двух комнатах. Здесь были созданы его лучшие творения. В книжном шкафу расположились книги, которые поэт собирал в течение всей жизни. На стендах располагаются фотографии. На подоконниках буйная поросль выращенных в домашних условиях цветов, а за окном - воробей. Весело же ему скакать по карнизу, заглядывая в окна этой удивительной квартиры. Вот он подскочил, собирая  крошки, ещё и ещё. Мы назвали его ростовщиком  Ростиславом. Он обиделся, подскочил и улетел. Но потом примерился к обстоятельствам и помирился с нами.

Обозначим корни однокоренных слов.  Попытаемся определить закономерность выбора букв в этих корнях (буква корня зависит от последующей согласной).  Что можно сказать о корнях в словах примирился и примерился? (в этих корнях нет чередований, безударную гласную можно проверить).

Зависимость от ударения

Зависимость от последующей согласной

Зор-зар

Лаг-лож

Гор-гар

Скак-скоч     очак

Твор-твар

Раст-ращ-рос

Клон-клан

Исключения: скачок, скачет

Исключения: зорянка, зоревой

Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль

Пригарь, изгарь, выгарки

утварь

Зависимость от суффикса а

1

кос-каса

2

бер-бира

мер-мира

тер -тира

пер-пира

дер-дира

жег-жига

стел-стила

блест-блиста

Чет-чита

Исключение: сочетание

3

 Обнимать-обнять,                    приминать- примять

Учитель. Итак, мы заполнили три части нашего конспекта, в табличке остался ещё один квадрат, это не может быть случайным. Прочитаем текст №4.

Поклонники русской поэзии едут в Пушкинские Горы, чтобы поклониться памяти Александра Сергеевича Пушкина. Именно там происходит соприкосновение с животворящими духовными силами. Перед глазами расстилаются равнины двух озер, ровная и гладкая их поверхность блистает под лучами солнца. У берега  лежат огромные камни-плывуны, по намоченной поверхности которых пробираются жуки-плавунцы. А вот и Сороть. Пушкин превосходно плавал. Ни один пловец и ни одна пловчиха не могли сравниться с ним. Обмакните руку в эту реку, намоченная ладонь ощутит присутствие поэта, и мы угадаем в Сороти его отражение.

Учитель.  Выпишите слова с уже знакомыми  чередованиями (поклонники, поклониться, соприкосновение, животворящими, расстилаются, блистает).

Учитель. Вспомните условия выбора букв в корне (твар-твор, клан-клон без ударения пишется о, кас-кос, блест-блист, стел-стил зависят от суффикса а).

Учитель.  Выпишите слова, в корнях  которых происходит чередование, обозначьте корни (равнины, ровная, сравниться, плавал, пловец, пловчиха, жук-плавунец, камень-плывун, обмакните, намоченный).

Учитель. Попытаемся понять, от чего зависит выбор гласной в этой группе корней (высказывают предположения)

Учитель.

Обратимся к нашей таблице-конспекту, заполним её четвёртую часть и получим полное представление о чередовании гласных в корне слова.  

Зависимость от ударения

Зависимость от последующей согласной

Зор-зар              в корне а              

Лаг-лож

Гор-гар              в корне о

Скак-скоч     очак

Твор-твар          в корне о

Раст-ращ-рос

Клон-клан         в корне о

Исключения: скачок, скачет

Исключения: зорянка, зоревой

Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, отрасль

Пригарь, изгарь, выгарки

утварь

Зависимость от суффикса а

Зависимость от лексического значения

1

кос-каса

1

пловец, пловчиха, остальные корни плав

2

бер-бира

исключение: плывун

мер-мира

2

мак в значении погружения в жидкость

тер -тира

мок в значении пропитаться или не пропитаться жидкостью

пер-пира

3

равн в значении равный, одинаковый, наравне

дер-дира

Ровн в значении ровный, гладкий, прямой

жег-жига

исключение: равнина, ровесник, уровень

стел-стила

блест-блиста

Чет-чита

Исключение: сочетание

3

 Обнимать-обнять,                    приминать- примять

 

Как можно запомнить все эти варианты чередующихся гласных в корне? (предполагаемые ответы) Во-первых, сначала нужно разобраться, а потом постепенно к ним привыкнуть. Для этого мы выполним замечательные упражнения.

Упражнение №1

Утро. Солнце ещё не  разг…релось. Застряло в облаках, как золотая рыбка, только  бл…стящие  пл..вники мягко  к…саются  г..ризонта. Природа, кажется зам…рла в восхищении. Я выглядываю в окно и тоже  зам…раю. Не только от восхищения,но и от холода.

Время заст..лать кровать.Через пять минут  кровать заст…лена, а я делаю зарядку: накл..няюсь, хочу к…снуться ладонями пола. Получилось, к…саюсь! Я ск…чу, бегаю на месте, прыгаю, как попл…вок. Просто бл…стяще.

Вчера я зам..чил рубашку, и мама сейчас  её  ст…рает, значит, хватит  уже рубашке вым…чиваться. А у меня завтрак. Знаю, что хлеб м…кать в кофе нехорошо, но м…каю: нам..ченный хлеб вкуснее. Да, совсем выск…чило из головы: надо пор…внее вырезать р…внобедренный треугольник, а то по ср..внению с Мишкиным он будет совсем кривобедренным. И ещё надо повторить склонения по русскому языку. Да и спряжения тоже.

Мама говорит: «Отд…ри наклейки от телевизора». Я их и отд…рал и отт..рал, тёр-тёр, еле оттёр .Уф! Теперь надо проверить свои предпол…жения по поводу роста. Организм-то у меня р…стущий.  Не выр..с ли я со вчерашнего дня? Ну вот, выр…с, на два миллиметра.

Ладно, пора  соб…раться в школу. Беру портфель, выкладываю что  не нужно, выл…жил. Кладу всё, что пол…гается. Неср..вненно! Право, я пол…жительно  р…сту  над  собой. Главное,  нос не зад..рать. А то Мишка даже д…рется.

Мама предл…гает  зап…реть дверь - зап…раю. Зап…рев дверь, выск…иваю во двор. Там пахнет г…релым, ст…лется лёгкий дымок.  Это дворник сж…гает мусор, уже почти всё сж…г.. Запах г…ри усиливается. Дворовый костёр г..рит , как з…рька : всё оз…рено.. Я пор…внялся с дворником. «Гляди, что эти тв…ри  вытв…ряют»,- он показал заг…релой рукой на большую ворону, которая разм…чивала в луже кусок сухаря.  Сухарь нам…кал, а ворона прижимала его когтистой лапой, поглядывая на нас : не пора ли уд..рать. Дворник сказал: «Им тоже позавтракать пол…гается». Он принялся подкладывать сухие листья в дог…рающий костёр. Пол…жил, подр…внял. А я поск.кал в школу.

Упражнение №2

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб»- освещают его по ночам - и хлеб наливается быстрее. Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря»- одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко.

1   Почему это слово никогда не  говорят громко?

2 Вспомните и запишите знакомые вам поэтические строки, в которых встречается слово заря. 

Упражнение №3

Прот…реть, раст…рание, оз…рённый светом, перег…ревшая лампочка, р…стительность, попл…вок, прог…рать, вым…кнуть под дождём, разм…кать в воде, р…внина, скл…няться, зам…рать, бл…стеть, соч…тать, расст…лающийся, к..сающийся всех, пл…вец, приг…рь, перел…жение, выск…чка, тв…рительный падеж, ср…внить между собой, приг…реть, пл…вник, накл…ниться, ск…кать во весь дух, прик…снуться, изл…гать, пор…вняться, пром…кательная бумага, подр…нять газон, соб…рём, сг…рание, подр…вняться в строю, разделить пор..вну, з…ревать, пл…вуны, прол…жить дорогу, утв…рь, пол…гаться на судьбу, ур…вень, отр…слевой, з…рница, ср…щение, пор…сль, покл…няться, прик…сновение, р…сли, м…кать в молоко, установить р…вновесие, тв…рить добро, заг…релые руки, слабые р…стки, разд…раемый противоречиями, разл…жить костёр, пл…вчихи, к…саться, нар…стить, з…ря, ск..чок, подск…чить.

Упражнение1  Подберите к словам однокоренные, проверьте, правильно ли вы выбрали безударную гласную в корне слова.

Посв…щение, просв…щение, прил…пить к стене, прил…пать к подошве, раск…лить печь, раск…лоть орех, в…сеть на стене, выв…сить на балконе, отт…ск на бумаге, отт…снить от сцены, зат…саться в толпу, ут…шать в несчастии, ут…хающий шум, проп…лоть грядки, оп…лить волосы, пос…деть на скамейке, пос…деть от старости, прож…вать в доме, прож…вать кусок, нав…вать сон, зав…ваться кольцами, прис…гать, задр…жать от холода, подр…жать артисту, см…риться с судьбой, изм…рять площади, неприм…римый борец, скр…пить документы, скр…пит дверь, согласиться скр…пя сердцем, ехать скр…пя колесами, отщ…пнуть кусочек хлеба, расщ…пленное молнией дерево, щ…пковый инструмент, разв…ваться на ветру, разв…вать промышленность, зап…вать песню, зап…вать лекарство, вышк…ленный лакей, разд…ваться вдали, прекрасная д…лина, обл…котиться на стол, местный ст…рожил, ст…рожка, прод…лжаться, уд…литься из зала, ум…лять недостатки, ум…лять о пощаде, просл…влять, благосл…влять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографическая мастерская по составлению таблицы по теме "Чередование гласных в корне слова". 10 класс.

Орфографическая мастерскаяпо созданию опорной таблицы «Чередование гласных в корне слова».Цели: 1. Систематизировать имеющиеся  у учащихся знания о правописании чередующихся гласных в корне...

Методическая разработка по теме "Лица эпохи Смутного времени" для учащихся 7-х классов

Внеклассное мероприятие-игра может быть использовано в повторительно-обощающем уроке раздела "Россия на рубеже XVI-XVII веков"...

Зачёт по теме "Чередование гласных в корне слова". 5 класс

Данный зачёт проводится после изучения темы "Чередование гласных в корне слова раст-рос. лаг-лож". Задания даны в двух вариантах  для детей разного уровня подготовки. Для более сильных детей дано...

Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."

Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний....

Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."

Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...

Карточки по русскому языку для закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс

Закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс...

Методическая разработка на тему «Я и мир профессий» для учащихся 9 класса

Вы наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Прави...