Урок путешествие
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока "Причастие и деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_prichastie_i_deeprichastie.docx61.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Причастие. Деепричастие»

Тип: повторительно-обобщающий урок по причастию и деепричастию.

Форма: урок-путешествие с применением компьютерных технологий

Цели урока: 

Образовательные:

  1. активизировать знания по теме “Причастие” и “Деепричастие”;
  2. формировать умение нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий,  уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастии и причастном обороте;
  3. формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  1. работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  2. работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

Межпредметные связи на уроке: с литературой (роль  деепричастий и причастий в лирике и прозе).

Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, маршрутные листы, распечатанные  для каждого ученика, представление проектов.

Оборудование:  презентация.  интерактивная доска, маршрутный лист

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем наших гостей, подарим им улыбки.

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке русского языка  мы с вами отправимся в путешествие по загадочным городам. А какие это города, вы поймете, когда посмотрите  на  рисунки, которые подготовили  Хуртина Варя и Архипова Света.

- Чтобы путешествие было интересным, нам нужно к нему подготовиться.

- На партах у вас лежат маршрутные листы, это для того, чтобы лучше ориентироваться на местности.

 Запишите тему нашего урока на маршрутных листах.  «Причастие. Деепричастие» Укажите фамилию, имя.

-Каждый путешественник всегда ставит перед собою определенную цель.

- Давайте сформулируем цель нашего путешествия.  Повторить изученный материал по теме причастие и деепричастие, обобщить и применить знания, умения и навыки по данной теме.

 - И начнем мы путешествие с города  Причастие.

-Что же собой представляет эта  часть речи? А ответить на этот вопрос нам поможет игра:  Кто быстрее?  

- Ребята, вам необходимо ответить на вопросы:

1.Что обозначает причастие? (Обозначает признак предмета по действию)

2. Каковы постоянные признаки причастия? (Вид, действительное или страдательное, возвратность, время)

3.Какие времена есть у причастия? (Настоящее и прошедшее)

4. Каковы непостоянные признаки причастия?  (Род, падеж, число)

5. Какие признаки глагола есть у причастия? (Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом)

6. Какие признаки прилагательного есть у причастия? (Род, число, падеж, обозначает временный признак)

- Следующее задание:  Цифровой диктант.  Слайд 2

_ Чтобы выполнить диктант, нужно вспомнить суффиксы действительных причастий и страдательных причастий. Назовите суффиксы дейст. прич ( ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш).и суффиксы страд. Прич ( ем, ом, им, енн, нн, т)

- Ребята, возьмите свои  маршрутные листы. Перед вами  словосочетания с причастиями, вы должны определить разряд. Если дейст прич, то указываем цифру 1, если страд прич. цифру -2.  1 - действительное причастие  2 - страдательное причастие

   Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

- Обменяйтесь маршрутными листами. Взаимопроверка с результатами ответа.

- Назовите мне действ причастия.

_  Ребята, подскажите, а от чего зависит правописание гласных в суффиксах причастий? (ответы уч-ся)

- А теперь посмотрим на интерактивную доску. Рассмотрим таблицу.

Работа по цепочке. Слайд 3

Правописание суффиксов причастий

Зависят от спряжения

Зависят от гласной неопределённой формы

1 спряжение

УЩ-ЮЩ

ЕМ-ОМ

Ш-ВШ

Н-НН

АН-ЯН

2 спряжение

АЩ-ЯЩ

ИМ

Работа по цепочке.     Повторим суффиксы причастий! Слайд 4

1.Стелющийся,  сеющий,  дышащий,  колышущийся, измеряемый,   клеимый,  слышимый,  мучимый, зависящий,   скачущий,   пенящийся, ненавидимый, колеблемый,  лелеемый,  зависимый.

2.Рассеявший, занавешенное, засеянное, овеянный, вспаханное, потушенный, склеенный, удостоенный,  замеченный, увидевший, раскаявшийся,  затеявший,  расклеивший.

-Ребята, вам встретилось слово ненавидимый, а как пишется Не с этим словом? А почему?

- Вспомним раздельное  правописание Не с причастиями полными и краткими. ( рассказывают правило)

- А теперь задание по рядам. Каждому ряду дано 3 предложения. Нужно объяснить орфограмму  «Правописание Не с причастием»

1 ряд

Утром по степи, ещё неуспевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.  Поэма состоит из незавершённых глав. Нужная книга  не прочитана.

2 ряд

Не замешанный в преступлении человек дал показания.

Невысказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

Ветер колеблет стебелёк с ещё не  высохшей росой.

3 ряд

Справа над лесистыми холмами сияла немигающая звезда.

Ответ на запрос до сих пор не получен.

Птиц гонит на юг не наступающий холод, а отсутствие холодов.

- А теперь, чтобы проверить, насколько вы владеете этим материалом, каждый из вас должен выполнить  небольшую проверочную работу по вариантам.

Слайд 7.  Проверочная работа по вариантам. В маршрутных листах у вас есть это задание.

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется слитно.

1. несмолкаемый щебет

2. окно  не завешено шторой

3. неслышимые звуки

4. не  лишенный юмора

5. не  помогающий никому

6. независимый кандидат

7. неустрашимый боец

8. не спящий, а разбуженный

9. Неосвещенная улица.

10. никогда не хвастающийся

Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется раздельно.

1. еще не  появившийся

2.  ненавидевший ложь

3. неограниченные возможности

4. свобода не провозглашена

5. ничем не обладающий

6. не слушающий никого

7. не мечтающий о богатстве

8. средства не изысканы

9. гармония не достигнута

10.непрекращающийся ливень

Ответ 1,2,3,6,7,9                                         Ответ 1,4,5, 6, 7,8,9

-А к доске пойдут выполнять синтаксический разбор предложения.                                 (3ученика).

  1. Горы, ещё (не)освеще…ые солнцем, выделялись на посветлевшем небе

( Олейник Ольга)

  1. Д...лина реки, еще (не)оз…ряемая лучами солнца, лежит в дымке тумана. (Призов Костя)
  2. Смолкли  успоко..вшиеся  волны  придавле…ые  т…желой  грудой  льда. ( Копчекчи Лера)

Горы, ещё не освещенные солнцем, выделялись на посветлевшем небе.

Долина реки, еще не озаряемая лучами солнца, лежит в дымке тумана.

Смолкли  успокоившиеся  волны,  придавленные  тяжелой  грудой  льда.

Проверяем проверочную работу

- Ребята, работа в парах. Обменяйтесь маршрутными листами. Проверим работы друг у друга. Сначала проверяем 1 ряд, а затем 2 ряд. Читаем по цепочке и объясняем.

- Ребята, внимание на доску. Проверим синтаксический разбор предложений.(Объяснение орфограмм)

- В проверочной работе встретились слова: лишенный юмора, неограниченные возможности-  какие орфограммы в этих словах?  Н и НН в причастиях.

-   Вспомним правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Слайд 8

Разминка. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

Запряжё (1) ые кони беше (2) о храпели и били мостовую кова (3) ыми копытами; их пышные гривы были украше (4) ы яркими лентами, вплете (5) ыми накануне конюхом Архипом.

Комментированный  диктант. (Работа по цепочке)

Ране_ый пулей боец; жжё_ый кофе; зажжё_ый факел; закопчё_ый потолок; копчё_ная  колбаса; соле_ая, сушё_ая, вяле_ая рыба,;соле_ые на зиму грибы, кипячё_ое в кастрюле молоко; печё_ый  картофель; выпече_ый хлеб, печё_ый в духовке пирог;  опроше_ые свидетели;  связа_ая шапка; тка_ая скатерть; вытка_ый ковёр; краше_ый пол.                                                                            - А теперь немного приподнимем себе настроение –улыбнемся и вспомним.                                                                                                                                                     - Какое сейчас время года? И у нас настроение должно быть весеннее.                А что происходит весной в природе, вам предстоит ответить, составив предложение с причастным оборотом. Это задание выполняет 1ряд и  3 ряд. Записать в маршрутный лист.

- А 2 ряд работает в маршрутных листах.  Расставьте знаки препинания. выделите графически  причастные обороты. Работа на интерактивной доске. Слайд 10

(В это время 3  ученика выполняют морфологические разборы причастия на доске.)

 Наступила весна, радующая (3) нас своими первыми зелеными листочками и весело журчащими ручейками.

В марте снег, оставшийся (3) после зимы, оседает и тает под лучами набирающего силу солнца.

Ранней весной в лужах и ручьях можно увидеть бумажные кораблики, отправляемые (3) ребятней в дальнее плавание. (Черная, Притуманов, Шаляпин)

- А теперь внимательно  послушайте стихи известных поэтов, найдите причастие и деепричастие, запишите в маршрутные листы.

Чтение стихотворений наизусть.

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:  ученик
Взбесилась ведьма злая
И, снегу
захватя,                                                                                                                                   Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
-Назовите автора. Какое время года воспевает поэт в этом стихотворении?

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”: ( ученик)

Люблю грозу в начале мая,                                                                                           Когда весенний, первый гром,                                                                                               как бы резвяся и играя,                                                                                                                              Грохочет в небе голубом.                                                                                         Гремят раскаты молодые,                                                                                             Вот дождик брызнул, пыль летит,                                                                           Повисли перлы дождевые,                                                                                                          И солнце нити золотит.

-Назовите автора. Какое время года воспевает поэт в этом стихотворении?

Евгений Баратынский ( ученик)

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

-Какую же роль играют деепричастие и  деепричастные обороты в стихотворениях?                                                                                                                                         - Они придают речи образность и выразительность:

Итак, ребята, мы незаметно уже начали путешествовать по городу Деепричастие.  

- А что же собой представляет этот город Деепричастие, мы узнаем из мини проекта ( ученик).

-Над проектами работали и другие ученики нашего класса. Что у них получилось, вы можете увидеть на интерактивной доске.

_ При изучении деепричастия вы узнали много интересного.  Важно, чтобы вы не только видели деепричастие, но и умели использовать деепричастие в своей речи. Сейчас мы это с вами проверим.

- Составьте предложения на тему весна с деепричастием и деепричастными оборотами.

Капли дождика капали, стуча по крыше. Дождик лил очень громко, заглушая остальные шорохи. Трава зеленела, благоухая росой. Весенне солнце ярко освещает, поднимая всем настроение.  Выходя на улицу, мы чувствуем запах весны.  

Подведение итога.

Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги. Обменяйтесь маршрутными листами, оцените работу друг друга и поставьте оценку.

Д.з Напишите отзыв об уроке.

Рефлексия.

- А теперь оценим, как прошел наш урок, было ли вам трудно. Слайд 12

Возьмите цветочек и прикрепите его на доску, у нас получится красивый букет. Всем спасибо за работу на уроке.

Спишите, вставьте  пропущенные буквы и  расставьте знаки препинания в предложении и выполните синтаксический разбор.

1. Горы ещё (не)освеще…ые солнцем выделялись на посветлевшем небе

Спишите, вставьте  пропущенные буквы и  расставьте знаки препинания в предложении и выполните синтаксический разбор.

2.Д...лина реки еще (не)оз…ряемая лучами солнца л...жит в дымке тумана.

Спишите, вставьте  пропущенные буквы и  расставьте знаки препинания в предложении и выполните синтаксический разбор.

3. Смолкли  успоко..вшиеся  волны  придавле…ые  т…желой  грудой  льда.

Маршрутный лист ученика 7А класса   ---------------------------------------------

Тема урока  

1.Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Ответ  

2. Стел…щийся,  се…щий,  дыш..щий,  колыш…щийся, измеря…мый,   кле…мый,  слыш…мый,  муч…мый, завис…щий,   скач…щий,   пен…щийся, ненавид…мый, колебл…мый,  леле…мый,  завис..мый, рассе…вший, занавеш…нное, засе…нное, ове…нный, вспах…нное, потуш…нный, скле…нный, удосто..нный,  замеч…нный, увид…вший, раска…вшийся,  зате…вший,  раскле…вший.

3.   1 ряд.   Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.                Поэма состоит из (не)завершённых глав.  Нужная книга (не)прочитана.

4. Проверочная работа 

НЕ пишется слитно.

1. (не) смолкаемый щебет

2. окно (не) завешено шторой

3. (не) слышимые звуки

4. (не) лишенный юмора

5. (не) помогающий никому

6. (не) зависимый кандидат

7. (не) устрашимый боец

8. (не) спящий, а разбуженный

9. (Не)освещенная улица.

10. никогда (не) хвастающийся

Ответ:

НЕ пишется раздельно.

1. еще (не) появившийся

2. (не)навидевший ложь

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10.(не)прекращающийся ливень

Ответ:

5. Комментированный  диктант. (Работа по цепочке)

Ране_ый пулей боец; жжё_ый кофе; зажжё_ый факел; закопчё_ый потолок; копчё_ная  колбаса; соле_ая, сушё_ая, вяле_ая рыба,;соле_ые на зиму грибы, кипячё_ое в кастрюле молоко; печё_ый  картофель; выпече_ый хлеб, печё_ый в духовке пирог;  опроше_ые свидетели;  связа_ая шапка; тка_ая скатерть; вытка_ый ковёр; краше_ый пол.

Маршрутный лист ученика 7А класса   ---------------------------------------------

Тема урока  

1.Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Ответ  

2. Стел…щийся,  се…щий,  дыш..щий,  колыш…щийся, измеря…мый,   кле…мый,  слыш…мый,  муч…мый, завис…щий,   скач…щий,   пен…щийся, ненавид…мый, колебл…мый,  леле…мый,  завис..мый, рассе…вший, занавеш…нное, засе…нное, ове…нный, вспах…нное, потуш…нный, скле…нный, удосто..нный,  замеч…нный, увид…вший, раска…вшийся,  зате…вший,  раскле…вший.

3.   2 ряд.   (Не)замешенный в преступлении человек дал показания.   (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.  Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

4. Проверочная работа 

НЕ пишется слитно.

1. (не) смолкаемый щебет

2. окно (не) завешено шторой

3. (не) слышимые звуки

4. (не) лишенный юмора

5. (не) помогающий никому

6. (не) зависимый кандидат

7. (не) устрашимый боец

8. (не) спящий, а разбуженный

9. (Не)освещенная улица.

10. никогда (не) хвастающийся

Ответ:

НЕ пишется раздельно.

1. еще (не) появившийся

2. (не)навидевший ложь

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10.(не)прекращающийся ливень

Ответ:

5. Комментированный  диктант. (Работа по цепочке)

Ране_ый пулей боец; жжё_ый кофе; зажжё_ый факел; закопчё_ый потолок; копчё_ная  колбаса; соле_ая, сушё_ая, вяле_ая рыба,;соле_ые на зиму грибы, кипячё_ое в кастрюле молоко; печё_ый  картофель; выпече_ый хлеб, печё_ый в духовке пирог;  опроше_ые свидетели;  связа_ая шапка; тка_ая скатерть; вытка_ый ковёр; краше_ый пол.

Наступила весна, радующая (3) нас своими первыми зелеными листочками и весело журчащими ручейками.

В марте снег, оставшийся (3) после зимы, оседает и тает под лучами набирающего силу солнца.

Ранней весной в лужах и ручьях можно увидеть бумажные кораблики, отправляемые (3) ребятней в дальнее плавание.

Маршрутный лист ученика 7А класса   ---------------------------------------------

Тема урока  

1.Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Ответ  

2. Стел…щийся,  се…щий,  дыш..щий,  колыш…щийся, измеря…мый,   кле…мый,  слыш…мый,  муч…мый, завис…щий,   скач…щий,   пен…щийся, ненавид…мый, колебл…мый,  леле…мый,  завис..мый, рассе…вший, занавеш…нное, засе…нное, ове…нный, вспах…нное, потуш…нный, скле…нный, удосто..нный,  замеч…нный, увид…вший, раска…вшийся,  зате…вший,  раскле…вший.

3.   3 ряд   Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.  Ответ на запрос до сих пор (не)получен. Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

4. Проверочная работа 

НЕ пишется слитно.

1. (не) смолкаемый щебет

2. окно (не) завешено шторой

3. (не) слышимые звуки

4. (не) лишенный юмора

5. (не) помогающий никому

6. (не) зависимый кандидат

7. (не) устрашимый боец

8. (не) спящий, а разбуженный

9. (Не)освещенная улица.

10. никогда (не) хвастающийся

Ответ:

НЕ пишется раздельно.

1. еще (не) появившийся

2. (не)навидевший ложь

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10.(не)прекращающийся ливень

Ответ:

5. Комментированный  диктант. (Работа по цепочке)

Ране_ый пулей боец; жжё_ый кофе; зажжё_ый факел; закопчё_ый потолок; копчё_ная  колбаса; соле_ая, сушё_ая, вяле_ая рыба,;соле_ые на зиму грибы, кипячё_ое в кастрюле молоко; печё_ый  картофель; выпече_ый хлеб, печё_ый в духовке пирог;  опроше_ые свидетели;  связа_ая шапка; тка_ая скатерть; вытка_ый ковёр; краше_ый пол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...