Односоставные предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Огулькова Светлана Ивановна

Урок с использованием национально-регионального компонента (А.Кичиков "Потомок древних князей"). Особенности односоставных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_odnosostavnye_predlozheniya_8_klass.docx66.86 КБ

Предварительный просмотр:

Школа  МКОУ «Садовская СОШ №1»

Класс 8

Учитель Огулькова С.И.

Тема:  Односоставные предложения

                             

                                        «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен

для  выражения простых естественных понятий»                                                                                                                        В.Г.Белинский

Планируемые результаты:

 Предметные:

  • формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений 
  • формирование практического  навыка умения  находить  односоставные предложения в тексте и определять их вид;

Метапредметные: 

  • умение  находить  односоставные предложения в тексте и определять их вид;
  • умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи  при анализе предложений и текста;
  •  умения самостоятельно определять тему и цель своей работы;
  • умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Оборудование  урока:

  • компьютер
  • мульмедиапроектор
  • повторительно-обобщающая таблица

Тип урока:

Повторительно-обобщающий

Формы организации деятельности: 

  • работа в парах
  • самостоятельная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание  

Этап урока 1.   Организационно-мотивационный момент (2 мин)

Регулятивные УУД: создать психологический  климат занятия и подготовить учащихся к работе над текстами о природе

  Добрый день, друзья. Я рада  всех вас видеть на занятии.

  Лёгкий морозец. Тихо. На улице ни души. Не шумят вокруг. Смотришь на звёзды. Но никогда  ты не узнаешь, кто там зажигает небо. Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. И человек стремится крепче привязать себя к земле. А звёзды? Посмотрите на них! Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

 Как точно передано настроение человека с приходом осени. Мы удивляемся чуду родной речи. Чингиз Айтматов утверждал, что «только  родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может наполнить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью и многозначностью языка предков». И вся красота передается с помощью предложений. Что вы заметили?

Приветствуют педагога

Настраиваются к диалогу, к совместным размышлениям

-Текст богат разнообразием предложений. Преобладают односоставные.

Слайд№1

Этап урока 2.   Целеполагание (2 мин)

 Регулятивные УУД: уметь формулировать посредством деятельности  тему урока, цели и задачи урока, прогнозировать ожидаемые результаты.

- Определите тему урока, поставьте цели.

Ученики формулируют тему урока, ставят цели.

Слайд № 2

Этап урока 3.   Создание проблемной ситуации (5 мин)

Познавательные УУД:  уметь выполнять логические действия с языковым материалом;

регулятивные  УУД: уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их  

                                   содержания;

коммуникативные УУД: формулировать оценку ответа одноклассника, предлагать свой ответ.

1.Лёгкий морозец. 2.Тихо. 3.На улице ни души. 4.Не шумят вокруг.5. Смотришь на звёзды. 6.Но никогда  ты не узнаешь, кто там зажигает небо. 7.Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. 8.И человек стремится крепче привязать себя к земле. 9.А звёзды? 10.Посмотрите на них! 11.Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

- Определите в тексте односоставные предложения (устно определяя предикативную основу), запишите номера односоставных предложений.

1,2,3,4,5,9,10

Определяют односоставные предложения, записывают номера.

Проверка осуществляется учащимися, работающими в парах. Далее – контроль по образцу.

Слайд №3

Этап урока 4.  Подготовка к обобщению (10 мин)

регулятивные УУД :  владеть приёмами отбора и систематизации материала по определённым  критериям, контролировать ответы одноклассников и выполнение

собственных действий;

коммуникативные УУД: сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания

- Составьте алгоритм различения односоставных предложений

-определите вид односоставных предложений, укажите предикативную основу и способ её выражения

1.Лёгкий морозец.

 2.Тихо.

 3.На улице ни души.

 4.Не шумят вокруг.

5. Смотришь на звёзды.

9.А звёзды?

10.Посмотрите на них!

C:\Users\№2\Pictures\p23_klassifodnosostf.jpg

1.Лёгкий морозец. – назывное

 2. Тихо. - безличное

 3.На улице ни души. - безличное

 4.Не шумят вокруг. – неопределённо-личное

5. Смотришь на звёзды. – определённо-личное

9.А звёзды? - назывное

10.Посмотрите на них! – определённо-личное

Слайд №4

Этап урока 5.  Самостоятельная работа (20 мин)

регулятивные УУД :  применять приобретённые знания, выполнять учебные действия в соответствии с  заданным планом, проводить анализ языкового явления с    

точки зрения его основных признаков и структуры, соблюдать в практике                                      основные правила   орфографии.

Комплексный анализ текста.

( текст распечатан для каждого ученика)

 (1)В калмыцком народе род Тундутовых считался св..щенным.(2) Известно, что даже ставка Джамба-тайши Тундутова была святыней для народа.

        (3)Ставка нойона воспринималась как центр кочевий, как центр мира…(4) В знак уважения к нойону простолюдин (не)мог объехать ставку с солнечной стороны, он должен был объезжать её только с северной стор..ны.(5) К ставке подходили, только спешившись.(6) На старых фотографиях видно, что в присутствии нойона калмыки (не)позволяли себе сидеть с непокрытой головой. (7) А место занимали  только с восточной, левой, стороны юрты-ставки.

                                                              (А.Кичиков « Потомок древних князей»)

Тайши – дворянский титул (от китайского «великий наставник»)

Нойон – князь

Задания к тексту:

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Объясните толкование выделенных слов.
  4. Найдите в тексте односоставные  ( в том числе и те, которые являются частями  сложного ) предложения. Определите их типы.
  5. Объясните орфограммы.

Этап урока 6.  Рефлексия ( 1 мин)

Этап урока 7.  Домашнее задание ( 1 мин)

- выпишите из текстов изученных художественных предложений 6-9 односоставных предложений, определите их вид.

Слайд №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса

В схематичном сжатом виде таблица  представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...