Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Шапкунова Елена Александровна

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников всегда останется первостепенной задачей учителя русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1

с углублённым изучением отдельных предметов

 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева»

села Александровского Александровского района Ставропольского края

«Формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы» 

Учитель: Шапкунова Елена Александровна


СЛАЙД 1

Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников всегда останется первостепенной задачей учителя русского языка и литературы. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. «Система работы по  развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка,  литературы и во внеурочной деятельности» - это та тема, над которой я работаю уже не первый год.

СЛАЙД 2

Я уверена, что задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.

Владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой, оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей.

Вот почему я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных.

СЛАЙД 3 Ведущая педагогическая идея – это использование средств развивающего обучения при формировании мыслительных и творческих способностей и познавательных потребностей учеников. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

СЛАЙД 4 Основная цель моей работы  на слайде. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.

СЛАЙД 5 чтобы добиться высокого уровня развития устной и письменной речи, я поставила следующие первоочередные задачи:

СЛАЙД 6  В результате творческих поисков, практической работы у меня сложилась своя система обучения русскому языку и литературе. В основе ее лежат методы развития творческой самостоятельности как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей является включение всех учащихся в активную учебную деятельность на основе сотрудничества, что способствует развитию творческого потенциала школьников

СЛАЙД 7 Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё Александром Афанасьевичем Потебней. На уроках русского языка развиваю творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствую сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулирую развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.

СЛАЙД 8

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет меня как учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал?

В своей работе стараюсь придерживаться данной  модели :

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически)

2) создаёт в результате свой образовательный продукт

3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом

4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения

  1. рефлексия процесса, самооценка, оценка результатов.

СЛАЙД 9

В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

проблемное обучение, ориентированное на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, напрямую влияет на развитие творческого мышления учащихся. Например, мы обращаемся к «цепочке» проблем программы по литературе 6 класса. От центральной проблемы «Может ли искусство, красота преобразить человека?» мы идем к размышлениям над проблемой «Какие качества человека прославляет древнерусское искусство?», которая, в свою очередь, позволяет осмыслить проблему «Каков он, гений земли русской?» и в конечном итоге, сосредоточить внимание на проблеме «Какие качества русской души открывают нам произведения искусства? В чем загадка, тайна русской души?». Опыт работы в данном направлении показал, что осознание характера затруднения, недостаточности имеющихся знаний раскрывает пути его преодоления, состоящих в поиске новых знаний, а поиск - компонент процесса творческого мышления. Без такого осознания не возникает потребности в поиске, а, следовательно, нет и творческого мышления.

 Наиболее продуктивным эвристическим методом в работе с учащимися средних классов является метод «Если бы…».  Использование его возможно на уроке не только для  переключения видов деятельности, но и для развития языкового чутья. Что происходило бы, если бы не было  заимствованных слов? А если вдруг в стихотворениях не будет рифмы? Так, благодаря эвристическим методам, рождаются новые ситуации для раздумий,  появляются неожиданные учебные задачи. 
Практика работы показала, что эвристические методы развивают, прежде всего, воображение, являющееся основой 
дивергентного мышления. Они позволяют ребенку проявить индивидуальность, самобытность, он учится что-то «придумывать», фантазировать, а это важно, как замечают ученые,  для развития творческих способностей.

Для учащихся 5-6 классов даю задания, ориентированные на развитие воображения. Так, «одушевление неодушевленного» мотивирует обучающегося к поиску общих закономерностей изучаемого языкового явления и живого организма. Задания сочинить сказку на лингвистическую тему («Как глагол поссорился  с частицей НЕ», «Здравствуйте, я - прилагательное», «Как местоимение искало для себя место» и др.) не только помогают «оживить» процесс изучения содержания учебного материала, но и создать условия для активизации творческого мышления. 
В сценарий урока по развитию речи в 6 классе («Описание состояния окружающей среды») включаю словесные описания природы, при создании которых учащиеся представляют пейзаж не от лица зрителя, находящегося «по ту сторону» рамы-окна,  а от лица…  птицы, сидящей на ветке, или пожелтевшего листочка. Это помогает ребенку увидеть мир глазами другого.

По теме «О-ё после шипящих» пишем с детьми диктант в занимательной форме: «Шотландец-обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшеничную кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая всё это компотом из крыжовника…»(Газета «Русский язык»№9, 2001) Подобные диктанты предлагаю детям составить самостоятельно и по другим темам. Такой вид работы развивает творчество и повышает грамотность.

Исследовательская деятельность. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. Примером этому может быть исследовательская работа на тему «Слова-паразиты в речи учителей и учащихся школы». Также с большим интересом дети проводили исследование на тему «По делам фамилии даны (по произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума»)», «Характеристика речевых ошибок, допускаемых при написании сочинения на ЕГЭ».

Основная же работа проходит во внеурочной деятельности при подготовке  работ к участию в конкурсе «Юность наука культура»СЛАЙД 10

Разбудить в учащихся интерес к русскому языку помогают уроки развития речи. Особое место занимают творческие работы, задания с элементами творчества. На уроках русского языка и литературы у нас стала традиционной рубрика, которую я назвала «Моя импровизация». Каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, нешаблонность речевого оформления. Всё это не могло не привести к активному творческому процессу на уроках. Я стараюсь систематически, из урока в урок, использовать задания, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности.        

СЛАЙД 10

Сочинения.На первом уроке развития речи в 5 классе сначала провожу словарно-орфографическую работу, объясняю значение слова «сочинение». Это слово славянского происхождения, в переводе обозначает «чин» - порядок. Первое сочинение я провожу в основном для того, чтобы получить хотя бы приблизительное представление об общем уровне развития связной речи учащихся своего класса. Чтобы каждый показал, на что он способен.( темы: Как я провел летние каникулы, Памятный случай, Интересная поездка, прогулка, находка)

Считаю, что ученик должен научиться следующему:

Прежде чем предложить ребенку писать сочинение, нужно тщательно продумать тему. Тема сочинения должна быть интересна, значима для ребенка. Он должен захотеть высказаться. Чем необычнее тема, тем интереснее и оригинальнее работы учеников.«Экскурсия по школьному портфелю», «Рассказ школьного карандаша» и т.п.  - богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы. Ребятам нравятся такие уроки творчества. Они творят, лучшие работы попадают в школьную газету ДИАЛОГ

Особенно детям нравится такой вид письменного упражнения, как сочинение-миниатюра. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают детей к написанию более объёмных работ. Миниатюры можно писать не только на уроках развития речи.

Так, в первые дни учебы в пятом классе мы пишем сочинение – миниатюру «Ура! Я пятиклассник!» Ведь 5 класс – это определенный рубеж, начало новой жизни.

При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения).

При изучении темы «Описание помещения» играем: «Кто он, хозяин этой комнаты?» - написать сочинение-миниатюру. Нужно отбирать только говорящие детали, по которым можно узнать профессию, интересы хозяина. Большинство учащихся гораздо с большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся послабее видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.

Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.

СЛАЙД 11

Формы работы с применением ИКТ

Благодаря этим формам увеличивается скорость овладения учебным материалом; наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; при составлении презентаций, фильмов, рефератов развивается творческая активность; в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

Развитие речевой культуры, проявляющей творческую индивидуальность учащегося, рассматривается в данной системе как одно из важных направлений деятельности, способствующей формированию ценностной сферы личности ребенка, а также развитию специальных, литературных, лингвистических способностей, раскрывающих творческий потенциал личности.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – позволяют ребятам реализовать свои творческие возможности.

Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, праздникам, именам.

Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Традиционным в нашей школе стал конкурс чтецов.

Особое место в развитии творческих способностей учащихся отвожу кружковой работе. В школе действует кружок «Юные журналисты» Вначале это был выпуск газеты ДИАЛОГ, теперь, когда появилась школьная телестудия учащиеся могут освоить целый ряд телевизионных специальностей. Основной акцент при обучении делается на практические занятия, на которых учащиеся планируют, разрабатывают и монтируют фильмы, сюжеты теленовостей («Школьная информационная программа»). С ними предусматривается проведение учебных занятий на технической и информационной базе школьного центра по следующим основным направлениям:

  • основы журналистики: изучение основ журналистского творчества, развитие творческих способностей учеников, умений грамотного овладения устной и письменной речью, развитие навыков творческого самовыражения;
  • основы  режиссерского мастерства;

актерское мастерство (дикторы, телевизионные ведущие).

Усилиями учащихся в ходе творческих практических занятий разрабатываются схематические сценарии передач школьного телевидения и школьных новостей (внимание на экран)

Проект «Школьное телевидение» находится в постоянном развитии – появляются новые телевизионные проекты, авторские программы, чтобы сохранить для истории традиции и лучшие моменты школьной жизни. 

Сотрудничество учащихся и учителей «Школьного телевидения» – это реальная возможность совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, взглянуть на деятельность в сфере телевещания как на одно из возможных направлений своего профессионального выбора. Развитие коммуникативной компетенции также стало возможным благодаря масштабности проекта – он рассчитан на привлечение большого количества учащихся по различным направлениям творческой деятельности.

Результативность не заставила себя ждать: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.

Итак, представленная система работы, направленная на развитие творческого мышления, способностей, как показал опыт,  позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что в свою очередь становится почвой для духовного роста

Да, сегодня я - учитель. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, принцип толерантности и приоритет личности ученика, человека, который сложнее любой компьютерной программы. Но главное, что можно сказать обо мне и о моих учениках: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу». 


У

  • «Твоё имя – УЧИТЕЛЬ!» (к празднику «День Учителя»);
  • «Спортивные достижения школы» (популяризация здорового образа жизни);
  • «Патриотический отряд «Память» (информационный выпуск о проведённых акциях и подготовке к районному смотру);
  • «Вести с уроков» (создание учебного мультфильма по экологии «ОБЕЗЛЕСЕНИЕ»);
  • «Мульт-Инструктажи по ППБ, ПДД, «Осторожно, тонкий лёд!»  (информационные программы перед осенними, зимними, весенними каникулами); 
  • «Берегись автомобиля!» (телевизионные уроки кружка «Юные инспектора дорожного движения» (ЮИД) по правилам безопасного дорожного движения).
  • «Музыкальный каледайскоп» (эстетическое воспитание учеников на школьных переменах)

Естественно, что все это создается постепенно, по мере расширения объема работы. 

Ежемесячно в эфир выходят школьные новости 

Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Так, например, внеурочная деятельность по русскому языку может быть организована по разным направлениям.

Научно-познавательная деятельность школьников организуется в форме олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты изучения исторического развития языка, работы со справочной литературой, искусства ведения дебатов и дискуссий.

Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено различными театрализованными сценками, исследованием языка художественной литературы

Общественно полезная и проектная деятельность по русскому языку может быть организована в форме внеклассных мероприятий по русскому языку, лектория для одноклассников по различным темам(«Говори правильно», «Умеешь ли ты общаться?», «Знаем ли мы наш язык?», «На защиту русской речи»), подготовка и участие в предметной неделе.

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по русскому языку – это развитие потребности школьников в использовании русского языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.

Для решения данной задачи могут быть использованы различные формы и виды внеклассной работы по русскому языку: листки русского языка, викторины, КВН, выставки, конкурсы, доклады, беседы, исследования и многие другие.  Активно используются всевозможные игры.

Примеры тем для исследовательской работы:

  • Почему мы так говорим?
  • На поиски пропавших букв.
  • Какой ты, звательный падеж?
  • Будем знакомы, или Тайна моего имени.
  • Мое любимое слово.
  • Что я знаю о…
  • Зри в корень.

Необходимость проведения внеклассных занятий со школьниками диктуется, во-первых, желанием детей узнать нечто новое о русском языке и, во-вторых, методическими соображениями: внеклассные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Внеурочная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предмету, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития социальных компетентностей, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии, служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.

Ожидаемые результаты:

Повышение качества обучения.

Рост личностных достижений.

Создание атмосферы успеха.

Участие в турах олимпиад по русскому языку

Участие в международной интеллектуальной игре "Медвежонок", всероссийской олимпиаде «Родное слово»

Участие в проектно-исследовательских и творческих работах.

Активное участие в проведении предметных недель.

Углубление знаний прикладного характера для создания компьютерных презентаций и использования их при выступлении на конференциях, семинарах, защите проектов, во время проведения различных выставок, реклам.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов  - приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в проблемно-тематической беседе о правилах ведения дискуссии ученик не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если педагог сам следует этим правилам в повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В связи с тем, что по новым федеральным стандартам в основе обучения русскому языку лежит текстоориентированная деятельность, рекомендуется организовывать работу школьников с текстами воспитательного характера (о героизме и малодушии, нравственных и безнравственных поступках людей, классической и массовой культуре, экономических, политических, социальных проблемах общества, языковой культуре, значении русского языка в жизни людей). При  исследовании  текстов с языковых точек зрения  и эффективны внутригрупповые дискуссии по содержанию текстов, где приобретается опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, развивается умение уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы в открытой общественной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения. Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котор...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.

Язык – это феноменальное явление в жизни каждого народа. Его глубина, многообразие лингвистических фактов и явлений, их взаимосвязи, - всё, что делает язык живым, призвано вызвать у учащихся интерес, ...

Методические рекомендации «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»

В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы...