План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме: «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Шумарина Виктория Александровна

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме:

«Местоимение как часть речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку в 6-ом классе по теме:

«Местоимение как часть речи»

Урок подготовил учитель русского языка и литературы

Шумарина Виктория Александровна

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

-дать понятие о местоимении как части речи;

Развивающие:

-научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

1. Вступительное слово учителя.

-Доброе утро/день, ребята! Сегодня нам предстоит с Вами изучить интересную и очень важную тему для грамотного правописания. Обратите внимание на доску, запишите в тетради дату и тему урока.

2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Разбор темы.

Попробуйте отгадать загадку:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

Каково же значение местоимений? Рассмотрим следующий пример:

Он узнал от них, что такая стоимость товара не изменится несколько дней.

Вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно стоимость? Сколько дней она не изменится? Непонятно. Изменим предложение.

Вова узнал от поставщиков, что высокая стоимость товара не изменится в течение семи дней.

Посмотрите, вместо местоимений  он, них, такая, несколько употребляются другие слова (Вова, поставщиков, высокая, семь). А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? Слова – Вова, поставщиков – это имена существительные, они обозначают предмет, лицо; слово высокая – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.

Можем сделать вывод, что местоимения – это те слова, которые употребляются в русском языке вместо имён существительных, прилагательных и числительных.

Все местоимения имеют 1 постоянный морфологический признак – это разряд, к которому они относятся. В русском языке 9 разрядов местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные и относительные, неопределённые, отрицательные, указательные и определительные.

Начнём с личных местоимений. Есть замечательное стихотворение Роберта Рождественского:

Я, ты, он, она,

Вместе – целая страна.

Вместе –дружная семья.

В слове «мы» – сто тысяч Я.

Вот здесь и представлены личные местоимения: я, ты, он, она, мы. Личными их называют, потому что они обозначают какое-либо лицо: указываю на говорящего (я, мы – 1 лицо), на слушающего (ты, вы – 2-е лицо), на того или на то, о ком или о чём говорится (он, она, оно, они – 3 лицо)

Личные местоимения заменяют существительные, указывают на предметы и изменяются по падежам.

Не называя, но указывая на лицо или предмет, личные местоимения чаще всего в предложении выступают в роли подлежащего или дополнения. Я люблю собак, а собаки любят меня. Местоимение я выступает в роли подлежащего, указывает на говорящего, а в родительном падеже меня уже выступает дополнением.

Особое место в русском языке занимает возвратное местоимение – себя. В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола. Себя – это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

Валя узнала себя на фотографии.

Я вспоминаю себя в детстве.

4. Тренировочные задания.

1) Сказка о местоимениях. Прослушайте внимательно сказ и отгадайте о каких местоимениях идет речь.

Когда-то жило в маленьком домике местоимение Оно. Это местоимение было очень одиноко. Оно не имело друзей, почти никогда не ходило на улицу подышать свежим воздухом и полюбоваться цветами. Ему ни с кем не хотелось дружить.

Как-то раз, когда выдался хороший и солнечный день, местоимение Оно решило отправиться гулять и поискать себе друзей. Местоимение направилось к лесу. Оно думало, что так будет лучше.

Вдруг Оно видит, что на поляне бегает местоимение Мой. Оно очень обрадовалось, что, наконец, нашло своего товарища, но Мой не захотел с ним дружить и сказал: «Ты ведь не притяжательное!».

Тогда местоимение, которое искало себе друзей, подумало, что никто с ним не захочет дружить и отправилось домой. Оно очень замерзло и решило выпить горячего чая. Но вдруг в дверь кто-то постучался. Местоимение не стало открывать дверь, но стук продолжался.

Тогда Оно открыло, и в дом вошло местоимение Я. Ему надо было тоже с кем-нибудь подружиться, и два местоимения стали друзьями.

Вскоре к ним стали приходить новые местоимения, и этот дом наполнился друзьями – личными местоимениями.

(Ответ: Нам с вами хорошо знакомы эти милые друзья: Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).

2) Выберите личное местоимение:

А) наш;

Б) себя;

В) она.

Разбор задания: местоимение наш является притяжательным, себя – возвратным.

Ответ: в)

Выберите строку, где все слова являются местоимениями 2 лица.

А) кем, собой, тебя;

Б) меня, никем, о вас;

В) о тебе, вам, с тобой.

Разбор задания: вспоминаем, что к местоимениям 1 лица относятся я и мы в разных падежных формах, к местоимениям 3 лица – он, она, оно, они в разных падежных формах.

Ответ: в)

6. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Приведите пример местоимений?

7. Домашнее задание.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"

Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса

План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к  УМК  под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...

Материал к уроку по русскому языку в 6, 10 классах по теме "Местоимение"

В материале можно найти ссылку на  видео  и тестирование по теме....