Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (8 класс)

Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы должна носить систематический характер.

Методика работы по развитию речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priemy_obucheniya_svyaznoy_rechi_8_kl.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы обучения связной устной и письменной речи

школьников на уроках русского языка и литературы

Деменкова И.Н., учитель русского языка

и литературы ГБОУ СОШ №544 с углубленным

изучением английского языка г.Санкт – Петербурга

Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы должна носить систематический характер.

Методика работы по развитию речи учащихся складывается из следующих компонентов: развития речевого слуха; работы над орфоэпически правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом учащихся, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

Творчество – мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальная гениальность живёт в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие. 

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры.

Хорошая речь – залог успешного обучения и развития ребенка.

Работа по развитию речи помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к последовательности, стройности мышления, развивает интерес к языку и к литературному творчеству.

        Урок развития речи в 8 классе (2часа)        

Тема урока: «Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Написание сочинения – миниатюры описательного характера.

Цели:

  1. Дать понятие о предложении как основной единице языка. Повторить строение предложения.
  2. Продолжить формирование понятий о предложении как средстве выражения мыслей, чувств, переживаний.
  3. Закрепление умений написания сочинения – миниатюры описательного характера.

        Оборудование: карточки для индивидуальной работы с учащимися, мультимедийная презентация для интерактивной доски, репродукция картины И. Левитана « Золотая осень» и музыкальная пьеса «Октябрь. Осенняя песня» П. Чайковского из альбома «Времена года».

Ход урока

        С русским языком можно творить чудеса.

                        К.Г. Паустовский

  1. Вводное слово учителя о теме и задачах урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мыслей, вспомним о строении предложений и о выразительных средствах языка. На втором уроке напишем сочинение - миниатюру описательного характера.

- Прочитайте эпиграф урока.

- Докажем эту мысль.

- Что такое предложение? (В предложении, как и в словосочетании, слова связаны по смыслу и грамматически; в предложении есть грамматическая основа; предложение содержит законченную мысль)

2) На доске записано предложение:

Наши поэты и художники прославляют красоту родной природы в удивительных сказках, песнях, картинах.

-Докажите, что это предложение (есть грамматическая основа: поэты и художники прославляют)

- Дайте характеристику предложению по цели высказывания (Предложение повествовательное)

- А по интонации? (Оно невосклицательное)

- Что еще можно сказать про это предложение? ( Это предложение простое, полное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими и однородными дополнениями).

- О чем в предложении идет речь? Какую информацию оно содержит?

- Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы осенью и очень любил это время года?

- Вспомните и прочитайте стихотворения А.С.Пушкина, посвященные осени.

- Но не только А.С.Пушкин восхищался этой немного грустной, но все же такой красивой порой. Ею восхищались Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков… Одна и та же мысль может быть выражена по- разному в повседневной жизни, в поэтической речи и в художественной прозе.

– Посмотрим, как мысль о наступлении золотой осени может быть передана в поэтической речи.

3) Дети разделены на 6 групп. У каждой группы - свое предложение (см. раздаточный материал и мультимедийная доска).

Задание: разобрать синтаксически предложения и дать их полную характеристику. Вставить пропущенные орфограммы. Разобрать по членам предложения. Составить схемы. (Проверка)

- Что общего в этих предложениях? (Они связаны общей темой «Осень»).

В каждом предложении представлена целая картина.

- Чем это достигается? (Благодаря использованию поэтами различных выразительных средств языка.)

- Какие выразительные средства языка вы увидели в этих предложениях?

МЕТАФОРА – сравнение по сходству предметов, но называется только тот, с которым сравнивается названный предмет.

– Найдите метафоры в ваших предложениях. (Желтолистая река – листопад; золотые пряди – золотые, желтые листья на деревьях)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – прием, при котором неодушевленному предмету или явлению приписываются действия или свойства живого существа. (Задремали пряди; сентябрь прикатил; засучил рукава; взялся за работу.) Об «одушевлении» сентября говорит и интересно образованное слово – позолотчик (суффикс – чик - обозначает профессию людей).

ЭПИТЕТЫ – определения, создающие цветовую гамму. (В лазури голубой; увяданье пышное.)

- Почему мы можем говорить о любовании авторов картиной осени? По каким признакам мы это определяем?

- Почему, по- вашему, поэт выбирает в 5-ом предложении слова «пугливо», «чутко»?

- Чего боится «желтолистая река» (даже слабого дуновения ветра)

- Какие предложения по наличию грамматических основ? (они все двусоставные, есть подлежащее и сказуемое)

– Перед вами прозаическая зарисовка (на доске): Осень. Идем по тропинке в лесу. Листопад. Опавшие листья кругом.

 – Найдите основы в этих предложениях. Сделайте вывод. (Эти предложения односоставные)

- Верно, предложения односоставные, но они тоже точно передают картину осени. Их употребление в данном случае оправданно. Они придают образность, выразительность.

– Какое настроение вызывают у вас эти маленькие зарисовки осеннего пейзажа?

4) Если бы вы были художниками, какие бы краски вы использовали?

- Рассмотрим картину И. Левитана «Золотая осень». Какое настроение было у художника во время написания картины? Сумел ли художник передать свое настроение зрителям?

- Как вы думаете, за счет чего художник передает это настроение?

- Сейчас мы послушаем музыкальное произведение П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из альбома «Времена года».

- Какая возникла перед вами картина, когда вы слушали эту музыку?

- Создает ли музыка настроение?

- За счет чего это удается композитору?

 Обобщение

У художников – краски, цвет, свет, оттенки…

У композиторов – музыка, звуки громкие, тихие, печальные…

У поэтов и писателей тоже есть выразительные средства – слова.

5)Назовите выразительные средства языка (метафора, олицетворение, эпитет)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «осень»? (Заполняем таблицу)

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Грусть печаль дождь тучи солнце и т. д.

Золотые багряные солнечный синие и т. д.

Льет срывает шумит блестит и т.д.

- Какие картины вы представляете, когда слышите эти слова? Попробуйте передать свое настроение в небольшой миниатюре, для этого используйте различные средства выразительности языка. Можно подобрать эпиграф к своей зарисовке.

6) Написание сочинения – миниатюры описательного характера на тему «Осень».

7) Итог урока. Прочитать несколько сочинений – миниатюр (по желанию)

Раздаточный материал:

  1. Березы ж…лтою рез(ь, ъ) бл…стят в лазури г…лубой. (И. Бунин)
  2. Задр…мали з…л…отые пряди в в…л…осах пр…тихнувших л…сов. (М. Исаковский)
  3. В ярком з…л…те день ут…пает, и ручьи по …врагам шумят. (И. Никитин)
  4. Отг…ворила рощ… з…л…тая б…резовым в…селым языком. (С. Есенин)
  5. Через пальцы ивн…ка л(ь,ъ)ется ч…тко и пугливо ж…лтолистая р…ка. (М. Исаковский)
  6. Прикатил сентябрь с п…з…лотой, засучил рукава и вз…лся за работу. (А. Прокофьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно ...

Как заинтересовать школьников на уроках русского языка и литературы? Педагогические приемы положительной мотивации.

В статье представлена подробная инфрмация о методах повышения мотивации у учащихся....

Разнообразные виды работ по развитию связной речи школьников на уроке русского языка

В работе представлены виды работ по развитию речи учащихся в коррекционной школе. Работа проводится в системе....