Урок русского языка в 5 классе "Слитное и раздельное написание не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_sushch.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока  

«Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

(по учебнику  Русский язык . 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта,

2006. )

Тема:  «Слитное и раздельное написание Не с существительными»

Цели: предметные:

а) повторить имеющие сведения у детей о написании не с глаголом;

б) познакомить учащихся правилом правописания не с существительными;

метапредметные:

а) развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать ее графически и  объяснять правописание;

б) развивать навык лингвистического анализа текста и работы с текстом;

личностные:

а) воспитывать бережное отношение к слову, любовь   к   родному   языку,   интерес   к языковым явлениям на литературном материале;

б) формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.

Оборудование урока: таблица, словарь .

Ход урока:

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.

Сегодня мы с вами повторим написание не с глаголами и узнаем, как правильно писать не с существительными.

2. Проверка домашнего задания (7,5 мин.)

фронтальный опрос (2 мин.)

- К изучению какой части речи мы приступили на прошлых уроках? (Имя существительное).

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (На вопросы кто? что?)

- Что обозначает имя существительное? (Предмет в широком смысле этого слова).

- Поясните, что значит предмет «в широком смысле слова». (Конкретные предметы (дом, картина), живые существа (юноша, кошка), явления природы (вьюга, метель), свойства, качества, состояния.

- Назовите грамматические признаки имен существительных (Род, число, склонение, падеж).

- Как изменяется имя существительное? (По падежам и числам).

- С   каким   новым   правилом познакомились на прошлом уроке? (Употребление суффиксов существительных –ек, -ик (-чик).

-        Сформулируйте правило. (Чтобы узнать, какой суффикс употребить, надо просклонять существительное. Если гласный суффикса выпадает, пишется –ек: комочка – комочек. Если гласный суффикса сохраняется, пишется –ик: карманчика – карманчик).

Итак, мы повторили основные сведения об имени существительном, а также изученное правило. Проверим, насколько правильно выполнено домашнее упражнение.

самопроверка проверка упражнения

Проверяем упражнение № 693. Что нужно было сделать дома? Запишите слова с суффиксами –ик, -ек, образовав их от данных.  Сверьте с образцом. Исправьте ошибки карандашом.

Образец выполнения: Молоток – молоточек (молоточка), рассказ – рассказик (рассказика), внук – внучек (внучка), листок – листочек (листочка), чиж – чижик (чижика), козёл – козлик (козлика), голосок – голосочек (голосчка), алмаз – алмазик (алмазика), гвоздь – гвоздик (гвоздика), камень – камешек (камешка), баран – баранчик (баранчика), дружок – дружочек (дружочка), ящик – ящичек (ящичка), комок – комочек (комочка), осёл – ослик (ослика), цветок – цветочек (цветочка).

распределительный диктант (2,5 мин.)

Дома я вас просила повторить правописание не с глаголами.

Сформулируйте правило. (Не с глаголами пишется раздельно, за исключением тех слов, которые без не не употребляются. Например: недослышать, недоумевать).

Правило повторили, оно нам сегодня пригодится.

Распределите слова в два столбика: не пишется слитно и не пишется раздельно.

недоумевать                                           не слышим

недостает (знаний)                                не уговорить

нежиться                                                 не замечают

недомогать                                              не мочь

недолюбливать                                       не захватить

негодовать                                               не съедим

нездоровиться                                         не перечить

Итак, замечаний не было.  Таким образом, мы повторили не только написание суффиксов ек-, -ик в существительных, но и не с глаголами.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. (2 мин.)

Раздаточный материал

I. Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе – все не горе.

II. Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

III. А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа наука:

Не садись не в свои сани».

- Что объединяет эти отрывки? (Их автор – А.С. Пушкин).

  Верно, а с точки зрения грамматики? (В них есть слова с не). Какие случаи можете объяснить написания не? (Не с глаголами не тужи, не будешь, не садись пишется раздельно).

   Итак, написание не с глаголами нами уже изучено, идет речь об орфограмме не с существительными. Сегодня мы узнаем, почему не горе пишется раздельно, а невежа – слитно.

3. Объяснение нового материала (5 мин.)

работа с учебником

Не употребляется не только при глаголах, но и при других частях речи: при именах существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, наречиях.

С именами существительными не пишется слитно, если:

1) слово без не не употребляется (негодование, ненастье);

2) нет отрицания и не- является частью слова (приставкой); поэтому слово можно заменить синонимом (неприятель враг, несчастье горе).

Не пишется отдельно, если является отрицанием: Это был не тигр (тигр? — нет, не тигр). Отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а: Это был не тигр, а какой-то другой крупный зверь.

работа по таблице

Посмотрите на таблицу, объясним еще раз, когда не пишется с существительными слитно, когда – раздельно.

НЕ  с существительными

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

  1. Не употребляются без НЕ:

невежда

небылицы

2) Если можно заменить синонимом

недруг (враг)

несчастье (горе)

неприятель (противник)

1) Если есть или подразумевается противопоставление

Не правда, а ложь.

Не друг, а враг.

Итак, при написании существительных с не обращайтесь к алгоритму или таблице.

4. Закрепление (21 мин.)

работа по учебнику (3 мин)

Упражнение. 694. 1. Прочитайте сначала про себя, потом выразительно вслух. Определите, в каких случаях не является отрицанием, а в каких — частью слова.

Уж не цвесть цветку в пустыне,

В клетке пташечке не петь,

Уж на горькой на полыни

Сладкой ягодке не зреть!

Ясну солнышку в ненастье

В синем небе не сиять!

Добру молодцу в несчастье

Дней весёлых не видать!

(П. Ершов.)

  1. Выпишите имена существительные, в которых не является частью
    слова, подберите к ним однокоренные прилагательные. Почему
    не пишется слитно и с существительными, и с прилагательными?
  2. Составьте предложения с данными именами существительными. Работаем у доски.

Образец выполнения. Ненастье – ненастный, несчастье – несчастный.

В ненастье всегда становится грустно. Пропажа щенка стала для меня несчастьем.

  Не является отрицанием в словах не цвесть, не петь, не зреть, не сиять, не сиять. Не является частью слова в словах ненастье и несчастье . Не пишется слитно и с существительными, и с прилагательными, так как они без не не употребляются.

   Итак, составление предложений вызывает у вас затруднения, кроме того, были попытки составить предложения не с существительными, а с прилагательными.

объяснительный диктант (3 мин.)

Запишем предложения, объясним написание орфограммы. Работаем у доски.

1) Только поп Балду не любит,

Никогда не приголубит.

2) Есть на них недоимки за три года.

3) Скажи, за что такая немилость?

4) Этого провести не шутка.

5) Спрос не грех.

 - С какими частями речи встретились изученные орфограммы? (С глаголами и существительными). За время выполнения работы были замечания, раздельное написание не вызывает затруднения, будем работать.

словарная работа (2,5 мин.)

- Вернемся к стихотворным строкам. Из каких произведений эти строки? Верно, из сказок Пушкина. Значение какого слово непонятно? Объясним значение при помощи словаря.

Невежа – грубый, невоспитанный человек. Есть похожее слово – невежда. Невежда – необразованный, мало сведущий человек.

Не разнесть – не разнести, не развеять.

Значение словосочетания выясним по другому словарю – фразеологическому.

Садиться не в свои сани – браться не за свое дело, заниматься тем, на что не способен. Запишите слова и их значения в словарик, постарайтесь не путать, в дальнейшем с ними встретимся.

выборочный диктант (3 мин.)

Теперь проверим, сможете ли вы распознать слова на данное правило.

Работаем у доски. Упражнение 695. 1. Сначала выпишите предложения с отрицанием при существительном, а затем предложения, где отрицания нет (не- является частью слова).

1) И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А. Пушкин.) 2) Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. (А. Пушкин.) 3) Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица.) 4) Мне в жизни большей радости не доводилось знать, чем драться с разной праздностью, с неправдой воевать! (И. Кобзев.) 5) Я на земле не праздник жизни правлю, а скромное подвижничество дня и потому не блеск звезды оставлю, а только отсвет тихого огня. (Е. Благинина.) 6) Вновь наступило ненастье.

  1. Объясните написание не.
  2. Найдите предложение с обращением.

Образец выполнения: 

  1. Не имя красит человека, а человек имя. Я на земле не праздник жизни правлю, а скромное подвижничество дня и потому не блеск звезды оставлю, а только отсвет тихого огня. В этих примерах не является отрицанием.

2. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. Мне в жизни большей радости не доводилось знать, чем драться с разной праздностью, с неправдой воевать! Вновь наступило ненастье. Эти слова с не можно заменить синонимом: недруг – враг, непогода – плохая погода, неправда – ложь. Предложение с обращением - №2.

лингвистический анализ текста (4,5 мин.)

Перед вами раздаточный материал. Учимся выполнять лингвистический анализ текста. Внимательно прочтите задания, приготовьтесь выполнить их прямо на листочках.

  1. Прочтите выразительно. Какова тема и основная мысль данного текста?
  2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания.

(Не)ломайте черемуху. И (не)ломайте

Бер.гите р.бину, калину.

Ни в апреле, ни в праз(?)ничном мае

(Не)т.пчите св.ю луговину.

Мураву (не)т.пчите (не)рвите,

(Не)губите св.их (не)забудок.

                                     (Ф. Сухов).

3. Подберите обобщающее слово для выделенных в тексте.

4. К подчеркнутому слову подберите слова на такое же правило.

5. Раскройте лексическое значение слова луговина.

Задания выполним сначала вместе устно, затем письменно.

Образец выполнения.

1. Тема природы, основная мысль – охрана и бережное отношение к природе.

2. Не ломайте черемуху. И не ломайте,

Берегите рябину, калину.

Ни в апреле, ни в праздничном мае

Не топчите свою луговину.

Мураву не топчите, не рвите,

Не губите своих незабудок.

                                     (Ф. Сухов).

3. Черемуха, рябина, калина – это деревья.

4. Незабудка, неразбериха, небылица.

5. Луговина – луг или часть луга.

Итак, лингвистический анализ текста уже не пугает, справляетесь быстро и большинство правильно. Тексты учат нас развивать свою речь.

творческая работа  – 3 мин.

Работаем по вариантам с упражнением 696,  3 человека у доски. Употребите данные слова с не в предложении так, чтобы было слитное и раздельное написание.

Образец записи: Шумит, бунтует непогода. Не погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения.

1-ый вариант – слова внимание, воля - вслух, остальные самостоятельно.

2.-ой - аккуратность, правда.

3-ий -  приятель, справедливость.

1. Старика обидело невнимание своих детей. Не внимания нет старику, а добродушия. Птицу долгое время держали в неволе. Не воля нужна птице, а кислород.

Проверяем другие записи. У кого есть замечания, поднимайте руку.

2. Неаккуратность в работе сразу заметили. В игре ценится не аккуратность, а быстрота. Брат говорил неправду про футбол. Отца интересовала не правда, а смысл.

3. Неприятель атаковал нашу крепость. Не приятель встретился на дорожке, а лучший друг. Меня возмутила несправедливость судей. Мне нужна не справедливость,  а результат.

  Итак, составить предложения – нелегкая задача, но вы с ней справились. Мы продолжим работать над развитием своей речи.

самостоятельная работа (3 мин.)

Самостоятельно выполните упражнение 697. Можно ли употреблять данные слова без не? (Нет, эти слова без не не употребляются).Составьте с ними словосочетания или предложения.

Невидимка, неделя, недотёпа, неженка, невежа, неряха, небылица, небрежность.

Есть слова, значения которых вам не понятны? Работайте. Проверяем. Читаем написанное, кто не согласен, поднимайте руки.

Примерный образец ответа: Я мечтаю стать невидимкой. После операции прошла целая неделя.  Слава перестал быть недотепой. Катю все называют неженкой. По ногам в зрительном зале прошел невежа. У неряхи всегда грязные руки. В лагере мы рассказывали друг другу небылицы. За небрежность мне учитель снизил оценку.

Итак, предложения составлены с учетом лексического значения, не перепутали вы значения слов невежа и невежда. Молодцы.

5. Итоги урока (2 мин.)

- Сформулируйте правило написания не с существительными.

- В словах каких частей речи может встретиться не?

- Чем может быть не? (Приставкой, частью корня и частицей). Оценки за урок получили:…

6. Домашнее задание (2 мин.)

Дома выполните  упражнение 698. Прочтите задания к нему.

1. Определите написание. Проверьте себя.

1) (Не)счастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье... (А. Пушкин.) 2) Тогда, душой беспечные (не)вежды, мы жили все и легче, и смелей. (А. Пушкин.) 3) О край дождей и (не)погоды, кочующая тишина... (С. Есенин.) 4) То (не)ветер ветку клонит, (не)дубравушка шумит. (Песня.)

2. Найдите в данных предложениях однородные члены; укажите, каким членом предложения они являются.

При написании обращайтесь к правилу и к словарику. Теорию на с. 78-79 выучить, правило знать.   Есть вопросы?

Урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи....

Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"

Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных"  в 7 классе КРО....

Урок по русскому языку по теме: "Слитное и раздельное написание "Не" с причастиями".

Урок рассчитан на слабый класс. Мотивацией к освоению непростой темы служит ролевая игра "  В гостях у жителей Лукоморья". Я сама люблю такие уроки. Мне кажется, они больше доходят до сердца дете...

11 класс. ЕГЭ. Русский язык. Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов 1.. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО.  Пер­вое время мы ТО(ЖЕ) не по­ни­ма­ли...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...