Всероссийский конкурс на методическую разработку в номинации "Лучший урок письма -2020!"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Попова Марина Николаевна

Цель урока: Содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа №24»

Ставропольский край Предгорный муниципальный район

                             станица Суворовская, 357391   ул. Шоссейная, д.1


Всероссийский конкурс «Лучший урок письма – 2020»

Номинация «Лучшая методическая разработка проведения урока письма»

Автор работы: Попова Марина Николаевна, 02.03.1968г.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Проживающая по адресу:

Индекс 357391

Ставропольский край

Предгорный район

Станица Суворовская

8 938 30 23 928



Цели деятельности педагога

Содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: формировать умения и навыки организованной речи в эпистолярном жанре (Письмо); формировать навыки использования языковых особенностей жанра.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Школьная доска, конверты, толковые словари В. Даля,

Ожегова , проигрыватель для прослушивания песни.

Основные понятия

Особенности письма как эпистолярного жанра, грамотка.


Ход урока:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

- Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

Отличное – руки вверх.

Хорошее – руки в стороны.

Не совсем готовы –руки внизу.

Эпиграф к уроку (написан на доске): 

«Как хорошо, что люди придумали почту … Возьмёшь кусочек  души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу –  ждущую и мятущуюся…»                   Н.Тэффи

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Слово учителя.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что я держу в руке? (Ответы обучающихся).

- Правильно, это почтовый конверт.

- А как часто вы покупаете этот конверт? А, может быть, он уже совсем и не нужен нам. (Ответы обучающихся).

-Конечно, в современном мире, когда у вас под рукой мобильные телефоны или же компьютер с Интернетом и электронной почтой, письма должны казаться вам очень несовременными. Все правильно, время идет вперед, технически развиваются и оснащаются и средства связи. Но для многих и многих поколений людей письма были важной составляющей человеческой жизни. Люди старших поколений и сейчас обмениваются посланиями. В чем же притягательная сила, хранящаяся в обычных конвертах?

- Вот перед вами на столе лежат конверты. Подпишите их, пожалуйста, своему соседу по парте.(Обучающиеся подписывают конверты).

2. Выявление места и причины затруднения.

Слово учителя.

- А скажите, пожалуйста, вы не ошиблись, когда подписывали конверт: где там адресант и где адресат?

- Когда мы держим в руках конверт, то смотрим, кто нам прислал его: это и будет адресант (адресант – тот, кто отправил нам почтовое сообщение). Адресат – это получатель, тот, кому адресовано сообщение.

3. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Слово учителя.

- Давайте вспомним и запишем памятку по правильному оформлению конверта.

  1. Фамилия, имя, отчество адресата.
  2. Дом №, квартира №.
  3. Улица (переулок, проспект, площадь).
  4. Город, поселок, село, хутор.
  5. Район и область.

Итак, конверты готовы, но ведь туда следует положить самое важное – письмо. Письма бывают двух видов: деловые (официальные) и частные (личные).

- Скажите, пожалуйста, в чем же их отличие? (Версии обучающихся, вывод делает учитель).

Деловое письмо: можно отправить в какую-либо организацию, редакцию газеты, телевидение. Содержание, тон, обращение в таких письмах должны быть соответствующими: вежливые, официальнные, только по существу вопроса.

Требования делового письма:

  • Адресат документа;
  • Адресант документа;
  • Заглавие (жанр) документа;
  • Заглавие к содержанию текста документа;
  • Список приложений к документу;
  • Подпись;
  • Дата.

Частное письмо: отправляем родственникам, друзьям, знакомым. Здесь уместно более свободное обращение, употребление разговорной лексики , ласковые слова.

- Что же такое «письмо»? (Жанр письменной формы разговорной речи. Обязательное условие этого жанра – искренность, непринужденность отношений участников переписки.

В «Толковом словаре» Даля В.И. слово «письмо» столь многозначно, что его семантический ряд составляет 65 только основных понятийных значений. Например:

Письмо – все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь.

Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая од одного лица к другому.

В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. выделено только 4 понятийных значения:

  1. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

Написать письмо. Заказное письмо.

2.умение писать.

Учиться письму. Искусство письма.

3 .та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Славянское письмо.

4.манера художественного изображения.

Икона старинного письма.

Современные формы переписки сложились около 200 лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен. В форме писем сочинялись романы, стихи, философские трактаты, памфлеты.

Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства – «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера.

4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

  1. Сообщение ученика на тему: «История почты».

Существовало несколько видов почтовых сообщений:

  • Узелковое письмо изобретение инков
  • Голубиная почта изобретена в Древнем Риме
  • Пони-экспресс изобретение американских ковбоев
  • Барабанная почта в Африке
  • Корпоративная почта средних веков (почта духовно-рыцарских орденов, университетская, «почта мясников»), затем появилась частная почта (династия Таксисов).
  • Станционная почта с гонцами изобретена в Персии при Кире в 6 веке до н.э. и фактически существует до сегодняшнего дня в виде фельдъегерской службы при президенте РФ В.В.Путине
  • Факельная почта в Древней Греции, изобретение Полибия в 200 г. До н.э.
  • Электронная почта с 70-х годов 20 века.

Государственная почтовая служба Англии возникла при короле Генрихе 8 и доставляла только правительственные письма. С 1680 года появилась частная почтовая служба, которая обслуживала и доставляла за умеренную плату личную переписку граждан. Но работа курьеров была сложной и запутанной, так как ни в одном городке Англии не было названий улиц, номеров домов и почтовых ящиков. Все это требовало изменений. И только в конце 18 века в Англии впервые появилась нумерация всех домов и название улиц, что значительно ускорило время доставки почтовой корреспонденции. А в 1840 году в Англии были введены единые расценки на доставку почты в пределах страны. В 1867 году появилось такое понятие как «Адрес» (от французского слова место проживания) и в 1850 году «Марка» (от латинского слова означающего – сбор в пользу государства). По образцу почтовой службы Великобритании создали свои службы все другие страны.

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к 10 веку. Уже тогда существовал повоз – особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова 2ям» и «ямщик» - татарского происхождения. «Ям» происходит от татарского «дзям» - дорога, а ямщик от «ямчи», что означает проводник.

В царствование Михаила Федоровича был основан Ямской Приказ – занимавшийся доставкой почты.

По инициативе боярина А.Л. Ордина-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По указанию Ордина-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтаь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с «двуглавым орлом».

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы.

В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Письмо из Москвы поступало в ригу на 9-11 день. Отправить письмо обычного веса из Москвы в ригу стоило около 40 копеек. Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в 10 копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 года, как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

  1. Сообщение ученика: «Что такое грамотки?»

Грамотками принято называть письма, которые писали друг другу люди, живущие в 17 и начале 18 века. Конечно, от этого далекого нас времени их сохранилось совсем немного. Но те письма, которые мы можем сегодня прочитать, могут рассказать много интересного о том, как человек учился передавать свою речь и мысли на бумаге.

В то время почты еще не было, поэтому грамотки обычно передавались с гонцом или через знакомого. Касались они обычно лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Наряду с обычными людьми, грамотки писали различные чиновники – приказчики, передававшие распоряжения, дьяки, а иногда и крупные чиновники. Наиболее интересны грамотки, авторами которых являлись самые обычные люди. В них мы находим множество сведений о жизни в то время, а иногда и целые картины. Таково письмо, отправленное из Москвы в город Козмодемьянск: «Рыба послана самая добрая, только от летнего времени и от дальнего пути поиспортилась, и впредь летним путем присылать мне не надобно, только себе протор учинишь, а кому пошлешь, тому не на пользу. Писал я к тебе наперед сего, смалодушествовав, чтобы мне купить белки и горностая, а то все не надобно. Ведаешь, и прежнее носить есть что, а носить не для чего: не украсил бог, а самому себя не украсить».

Мы видим, что грамотки написаны простым и безыскусным языком, подобным обычной человеческой речи. Непринужденность и непосредственность общения с адресатом позволяют окунуться в круговорот мелких и крупных проблем, из которых складывается жизнь обыкновенного человека.

Сегодня Почта России – это огромный производственный комплекс, обрудованный для быстрой и качественной доставки писем и других видов гражданской пересылки.

- Какие виды почтовой пересылки Вы знаете? (Бандероли, посылки, контейнерные перевозки и т.д.). о развитии истории писем и почты вы сможете узнать в книге Георгия Кублицкого  «Письмо шло пять тысячелетий».

5. Правила написания письма.

Слово учителя.

Существует правила написания письма. Любое письмо имеет автора (адресанта) и того, к кому обращено (адресата). Паустовский К.Г. заметил: «Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять себе того милого человека, которому ты рассказываешь все лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова».

Письма бывают деловые и неофициальные.

Формы письма:

  1. Традиционная (бумажная);
  2. Электронная (по электронной почте).

Темы писем:

  • Уведомления
  • Сообщение
  • Соболезнование
  • Извещения
  • Просьбы
  • Прошения
  • Благодарственные письма
  • Приглашения
  • Извинения
  • Напоминания
  • Увещания
  • Поздравления
  • Рекомендательные письма и др.

Существуют следующие значимые компоненты любой речевой ситуации:

  • Кто говорит – пишет (адресант);
  • Кому (адресат);
  • Для чего- зачем (задача высказывания);
  • Что – о чем (содержание высказывания);
  • Как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т.д.);
  • Где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
  • Когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Компоненты письма:

  • Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо дата и местонахождение отправителя.
  • Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
  • Основная часть – изложение деловой или лмчной информации, интересующей адресата, предмет разговора, его связь с предыдущим письмом, просьбы, пожелания, предложения, приветы родным и знакомым и т.д.
  • Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.
  • Подпись. Дата и местонахождение отправителя, если не указаны в самом начале.

6.Обобщение  знаний и повторение.

Слово учителя.

- Думаю, самое время проверить, чему научились вы  на уроке, что запомнили, что потребуется в дальнейшей жизни. Сейчас вы, ребята, выполните тест.

Тест

  1. Текст письма состоит из:
  1. Двух частей;
  2. Трех частей;
  3. Четырех частей.
  1. Адресант – это:
  1. Отправитель
  2. Получатель
  3. Посредник.
  1. Подписывая конверт. После ФИО мы указываем:
  1. Город
  2. Улицу
  3. Дом, квартиру.
  1. Деловое письмо мы отправляем:
  1. Другу
  2. Бабушке
  3. В организацию.

5. исключите лишнее в структуре письма:

  1. Зачин
  2. Пролог
  3. Концовка.

6. Что рекомендуется делать в письмах по этикету:

  1. Писать с двух сторон листа
  2. Грамматические ошибки
  3. Указывать адрес и дату.

7.Слово «эпистолярный» означает:

  1. Относящийся к частной переписке
  2. Написанный в тетради
  3. Имеющий форму письма.

- А сейчас послушаем песню «Ящики почтовые». (И.Саруханов)

Загляну в почтовый ящик,
И останусь ни при чём,
С этой страшной пустотою,
Запираемой ключом.
Потерялся мой конвертик
В самолётах, поездах,
Заблудился по дороге
В незнакомых городах.

Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.
Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.

Дорогие почтальоны,
Разыщите мой привет
В ваших сумках неподъёмных
Среди тысячи газет.
Потерялся мой конвертик
В самолётах, поездах,
Заблудился по дороге
В незнакомых городах...

Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.
Не приходят письма новые,
И где-то я, и где-то ты?
Пустые ящики почтовые,
Как разведённые мосты.

Беседа:

- К какому литературному жанру относится письмо? (Ответы обучающихся: к эпистолярному жанру).

- Как появился эпистолярный жанр? (Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки).

- Как вы думаете, зачем пишут письма?

- Почему в наш век письмам нет цены?

- Любите ли вы получать письма?

- Какие виды писем вам известны?

8.Рефлексия.

- Возьмите листочки на столе и заполните их.

9. Домашнее задание.

 Напишите письмо, обращенное к  вашим одноклассникам, запечатайте в конверт. Завтра на уроке вручите письмо. Не стесняйтесь признаваться в добрых чувствах  своим друзьям. Пишите им письма, так как общение в письмах не заменят ни телефон, ни Интернет. Спасибо всем! Урок окончен.

Список литературы

  1. Г. Кублицкий. «Письмо шло пять тысячелетий».
  2. Р.И.Боровикова. «Открытка старая и всегда новая».
  3. Михаил Сорока.  «От узелкового письма до узла на галстуке»

Приложение

Лист самооценки

  1. Что в уроке Вам запомнилось больше всего?

  1. Что на уроке Вам было непонятно?

  1. Какие виды работы на уроке Вам не понравились? Почему?

  1. Какие виды работы на уроке Вам больше всего понравились?

  1. Как вы оцениваете свою работу на уроке:
  • Отлично
  • Работал хорошо, но мог бы лучше
  • Удовлетворительно
  • Плохо
  • Иной вариант

  1. Ваши предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

Всероссийский педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка"

Всероссийский педагогический конкурс "Лучшая методическая разработка"C условиями конкурса можно ознакомиться, пройдя по ссылке: https://www.pedm.ru/vserossiiskii_konkurs_dlya_uchitelei_luchshaya_...

Диплом обучающейся детского объединения Кириенко Диане за активное участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных символов 2020 г.

Диплом обучающейся детского объединения "Юный краевед" Кириенко Диане за активное участие в республиканском этапе Всероссийского конкурса обучающихся на знание государственных и региональных...