Страдательные причастия прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_sayt.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тутурская средняя общеобразовательная школа

Тема:

Страдательные причастия прошедшего времени

ФИО автора: 

Брагина Надежда Александровна

 

Должность автора:

 учитель русского языка и литературы

Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени

Класс: 7 класс

Тип урока: Формирование новых знаний

Вид урока: урок-беседа с элементами самостоятельной работы обучающихся.

Цель урока: сформировать знаний о страдательных причастиях прошедшего времени, способности обучающихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Планируемые результаты:

          Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.

          Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке

2. Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы

3. Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

          Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Ход урока

1. Приветствие

2. Мотивация  учебной деятельности через актуализацию знаний

- Сегодня утром при входе в кабинет меня встретил сторож и передал пакет. Сказал, что нашел его на территории школы. Давайте посмотрим на его содержимое (шапка, шарф, перчатка).

- Что это? (вещи)

- Какие? (найденные потерянные купленные теплые зимние…)

-Почему я записала названные вами слова в две колонки? (причастия и прилагательные)

-Какой блок изучаем? (на доске оставляю словосочетание прич+сущ)

- Какую конструкцию я записала на доске? (словосочетание)

- Докажите (главное и зависимое слово). Чем выражены?

- Докажите, что перед нами причастие.

- Определите его морфологические признаки (СППВ- страдательные причастия прошедшего времени)

- Какова тема нашего урока? Открываем тетради, записываем число, тему урока.

3.  Целеполагание.

-Поработаем с текстом.

Прочитайте выразительно текст. Выпишите причастия, выделите  суффиксы и объясните их правописание.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне      пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин,   раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва,    опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли,   пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

- В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов? Какие перед нами причастия (СППВ) ?

- Какова цель урока?

4.  Выход на правило

–Выпишем СППВ в столбик. (раскрашенных, наполненном,  названная) . (Ставлю стрелочки, спрашиваю:

-Что будем делать дальше? (искать глагол, от которого образовано причастие)

-Предположите, как и с помощью чего образованы СППВ?

-Проверим себя-откроем страницу 55, проанализируем таблицу. О чем не сказали?

-Как образуются СППВ? Будем выделять суффикс АН-ЯН в СППВ? Почему?

5. –Выяснили, как образуются СППВ. Что делаем дальше? (закрепляем, выполняем упражнения)

-Упр.124. с.56 (по одному к доске) От какого глагола нельзя образовать СППВ? Почему?

6. Самоконтроль

Учебное задание

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПУТАНИЦА. В компьютере произошел сбой, и причастия перепутались с другими частями речи.

 Покинутый, равномерные, сказанный, лучший, пахал, величественный, взятые, сделал, выполненное, таял.

Распределите слова в две группы и запишите их в таблицу.

Причастия

Другие части речи

Сравните свою работу с ключом. Оцените свою работу по критериям:

Количество правильных ответов

результат

10

«отлично»

8-9

«хорошо»

6-7

«чаще повторяй правило»

1-5

обязательно повтори тему

Ключ:

Причастия

Другие части речи

Покинутый, сказанный, взятые, выполненное

Равномерные, лучший, пахал, величественный, сделал, таял

Учебное задание    

ПОТЕРЯННЫЕ СЛОВА. Вы приняли участие в выездной научно-практической конференции, пропустив урок русского языка. Ваш друг принес Вам домашнее задание. Но так как на улице шел сильный дождь, то работа промокла, и некоторые слова невозможно прочитать.

Восстановите предложения: вставьте вместо многоточия страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.

Книги …                                                        во время каникул я сдала в библиотеку.

Недавно …                                                  лыжи отлично скользили по первому снегу.

В неровном свете костра шалаш …                           из камыша был похож на  птицу.

Раздается звонкая песня, плывет по обрыву, по поляне …                                       цветами.

Подарок…                                         своими руками очень обрадовал именинника.                                                                      

Прочитайте получившиеся предложения одноклассникам, объясните постановку знаков препинания.

_____________________________________________________________________________

Физминутка    Хлопнуть в ладоши, когда услышите  словосочетание с причастием.

Прыгающий мяч;  высоко прыгающий;  прыгая в сторону; прыгать через препятствие;  взяв за руку;  взявший со стола;  взять у друга; стеклянная посуда, громко смеяться; открыв двери; листья, колеблемые ветром, взявший   отпуск   студент;   улыбаясь увиденному.

- Обратите внимание на доску. Перед вами картина И.Левитана «Золотая осень». Составьте словосочетания сущ.+прич.

   

7. Рефлексия

-Продолжите предложение: сегодня на уроке…(достигнутые результаты, эмоциональное состояние…)

8. Домашнее задание: Всем  : с. 55 – правило выучить, на выбор: упр.127 или

Учебное задание

МАЛАЯ РОДИНА. Представьте, что после окончания школы вы продолжаете обучение за границей на факультете журналистики. Ваш педагог попросил Вас подготовить рассказ о своей малой родине.

Составьте текст из десяти предложений, используйте причастия и причастные обороты.

Представьте свою работу одноклассникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"

Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...

Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...