Страдательные причастия прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тутурская средняя общеобразовательная школа
Тема:
Страдательные причастия прошедшего времени
ФИО автора:
Брагина Надежда Александровна
Должность автора:
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени
Класс: 7 класс
Тип урока: Формирование новых знаний
Вид урока: урок-беседа с элементами самостоятельной работы обучающихся.
Цель урока: сформировать знаний о страдательных причастиях прошедшего времени, способности обучающихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке
2. Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы
3. Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Ход урока
1. Приветствие
2. Мотивация учебной деятельности через актуализацию знаний
- Сегодня утром при входе в кабинет меня встретил сторож и передал пакет. Сказал, что нашел его на территории школы. Давайте посмотрим на его содержимое (шапка, шарф, перчатка).
- Что это? (вещи)
- Какие? (найденные потерянные купленные теплые зимние…)
-Почему я записала названные вами слова в две колонки? (причастия и прилагательные)
-Какой блок изучаем? (на доске оставляю словосочетание прич+сущ)
- Какую конструкцию я записала на доске? (словосочетание)
- Докажите (главное и зависимое слово). Чем выражены?
- Докажите, что перед нами причастие.
- Определите его морфологические признаки (СППВ- страдательные причастия прошедшего времени)
- Какова тема нашего урока? Открываем тетради, записываем число, тему урока.
3. Целеполагание.
-Поработаем с текстом.
Прочитайте выразительно текст. Выпишите причастия, выделите суффиксы и объясните их правописание.
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».
- В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов? Какие перед нами причастия (СППВ) ?
- Какова цель урока?
4. Выход на правило
–Выпишем СППВ в столбик. (раскрашенных, наполненном, названная) . (Ставлю стрелочки, спрашиваю:
-Что будем делать дальше? (искать глагол, от которого образовано причастие)
-Предположите, как и с помощью чего образованы СППВ?
-Проверим себя-откроем страницу 55, проанализируем таблицу. О чем не сказали?
-Как образуются СППВ? Будем выделять суффикс АН-ЯН в СППВ? Почему?
5. –Выяснили, как образуются СППВ. Что делаем дальше? (закрепляем, выполняем упражнения)
-Упр.124. с.56 (по одному к доске) От какого глагола нельзя образовать СППВ? Почему?
6. Самоконтроль
Учебное задание
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ПУТАНИЦА. В компьютере произошел сбой, и причастия перепутались с другими частями речи.
Покинутый, равномерные, сказанный, лучший, пахал, величественный, взятые, сделал, выполненное, таял.
Распределите слова в две группы и запишите их в таблицу.
Причастия | Другие части речи |
Сравните свою работу с ключом. Оцените свою работу по критериям:
Количество правильных ответов | результат |
10 | «отлично» |
8-9 | «хорошо» |
6-7 | «чаще повторяй правило» |
1-5 | обязательно повтори тему |
Ключ:
Причастия | Другие части речи |
Покинутый, сказанный, взятые, выполненное | Равномерные, лучший, пахал, величественный, сделал, таял |
Учебное задание
ПОТЕРЯННЫЕ СЛОВА. Вы приняли участие в выездной научно-практической конференции, пропустив урок русского языка. Ваш друг принес Вам домашнее задание. Но так как на улице шел сильный дождь, то работа промокла, и некоторые слова невозможно прочитать.
Восстановите предложения: вставьте вместо многоточия страдательные причастия прошедшего времени. Расставьте знаки препинания, выделите причастные обороты.
Книги … во время каникул я сдала в библиотеку.
Недавно … лыжи отлично скользили по первому снегу.
В неровном свете костра шалаш … из камыша был похож на птицу.
Раздается звонкая песня, плывет по обрыву, по поляне … цветами.
Подарок… своими руками очень обрадовал именинника.
Прочитайте получившиеся предложения одноклассникам, объясните постановку знаков препинания.
_____________________________________________________________________________
Физминутка Хлопнуть в ладоши, когда услышите словосочетание с причастием.
Прыгающий мяч; высоко прыгающий; прыгая в сторону; прыгать через препятствие; взяв за руку; взявший со стола; взять у друга; стеклянная посуда, громко смеяться; открыв двери; листья, колеблемые ветром, взявший отпуск студент; улыбаясь увиденному.
- Обратите внимание на доску. Перед вами картина И.Левитана «Золотая осень». Составьте словосочетания сущ.+прич.
7. Рефлексия
-Продолжите предложение: сегодня на уроке…(достигнутые результаты, эмоциональное состояние…)
8. Домашнее задание: Всем : с. 55 – правило выучить, на выбор: упр.127 или
Учебное задание
МАЛАЯ РОДИНА. Представьте, что после окончания школы вы продолжаете обучение за границей на факультете журналистики. Ваш педагог попросил Вас подготовить рассказ о своей малой родине.
Составьте текст из десяти предложений, используйте причастия и причастные обороты.
Представьте свою работу одноклассникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"
Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...
Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы -н- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных»
Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Н и НН в суфффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Урок в 7 классе...

Разработка урока русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»
Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных...

Одна и две Н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных
Разработка урока поможет при подготовке к уроку в 7 классе....