Урок - игра "Имена существительные в произведениях Н.Н. Носова"
план-конспект урока по русскому языку

Интегрированный урок  в интересной форме очень понравился моим ребятам. Я его проводила в классе с обучающимися с ЛИН. Думаю, что он будет интересен и ребятам начальной школы, которые обучаются по обычной программе. К уроку имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_proizvedeniyam_n.n._nosova.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Малькова Инна Александровна. Интегрированный урок для обучающихся с ОВЗ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока

в 6 классе (для обучающихся  по программе VIII вида)

Тема:

  «Имена существительные в произведениях  Н. Н. Носова»

(интегрированный урок)

Учитель: Малькова И.А.

 

Санкт-Петербург, 2018

 Интегрированный  урок в 6 классе

  «Имена существительные в произведениях  Н. Н. Носова»

Цель: познакомить детей  с творчеством Н.Н. Носовым

Задачи: 

1. Углубить знания детей об имени существительном  через произведения писателя Н.Носова.

2. Формировать коммуникативные навыки, доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности, учить использовать полученные знания и умения для проведения развлечения. Создать условие для формирования умения работать в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников. 

3. Развивать наблюдательность, логическое мышление, фантазию, инициативу, воображение, импровизационные навыки, двигательную активность детей.

 4. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, товарищества.

Предварительная работа: чтение в свободное время произведений Н. Н. Носова, рассматривание иллюстраций.

                                 

Оформление: портрет Н.Н. Носова, выставка книг.

Материал и оборудование: книги Н. Носова,   жетоны за правильные ответы, карточки с заданиями, компьютер, проектор, видео- и аудиозаписи по теме, презентация.                                   

Ход мероприятия:

1. Орг. момент.

Ведущий:

 - Добрый день, дорогие мальчики и девочки!  Мы рады видеть вас. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Сегодня команды 6-в и 6-д  классов покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость.

 - Ребята, а вы когда-нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были?

- Нет? Ну тогда вы просто не фантазёры!

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по произведениям Николая Николаевича Носова. (Слайд 1) 

- Обратите внимание на выставку. Кто автор этих книг? (Слайды 2-3)

-Да, верно. Это книги Николая Николаевича Носова.

Ребята читают стихи:

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец

Столько книг смешных, чудесных,
Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка,

И Костя с Витей.

Вы помните рассказ «Тук, тук, тук»?

Вот Мишка кашу варит,

Старается, пыхтит.

А каша из кастрюли

Всё лезет и бежит.

Советую всем Носова

Скорее прочитать,

Чтоб добрыми, весёлыми

И умными нам стать!

– Итак, в добрый путь! Мы отправляемся путешествовать по страницам книг Н.Н. Носова, а также будем находить в них имена существительные.

3. Знакомство с биографией писателя. (Слайды 4-10)

Ведущий:

- Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады.  В этом году ему исполнилось 110 лет со дня рождения. В семье Носовых было четверо детей. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень.

- Писатель в школьные годы увлекался пением, музыкой, химией, шахматами, радио, электроникой, фотографией, сочинял для рукописного журнала «Икс».  Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

- К двадцати годам, увлекшись кинематографом и фотографией, писатель поступил  на режиссерский факультет в Московский институт кинематографии. Многие годы он работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. Во время Великой Отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Николай Николаевич поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден орденом Красной звезды. Однако самой  популярной  историей  в биографии писателя Н. Носова стало, несомненно, написание веселых рассказов для детей. Особо любимые рассказы детьми – это рассказы  о похождении  Незнайки.  

- Настало время каждому классу представить свою команду.

4. Представление команд: (приветствие команд) (Слайд 11) 

1. Команда «Огурцы».

Мы -  команда «Огурцы».

Все мы просто молодцы.

Любим книжки мы читать

И справедливо поступать.

2. Команда «Фантазеры».

У команды «Фантазеров»

Добрые фантазии.

Мы не любим, когда рядом

Творится безобразие.

Давайте вспомним правила работы в группах: 
• Веди себя достойно, не выкрикивай;
• Внимательно слушай задание, старайся работать чётко и быстро ;
• Помни время ограничено, после сигнала обсуждение в группе заканчивается ;
• Учись слушать своих товарищей, уважай мнение других ;

5. Выполнение заданий командами.

I задание: «Восстанови название рассказа». (Слайд 12)

-У меня на карточке были напечатаны названия рассказов, но  они все перепутались. Восстановите название рассказа.

ВЖИАЯ ЯПЛАШ (Живая шляпа )

ГУРОЫЦ     (Огурцы )

ИШМИАНК АШАК      (Мишкина каша)

ПАЛЗТАКА (Заплатка)

Дети выполняют задание на листочках за столами. Вывешиваются названия рассказов на доске.

- Почему названия рассказов написаны с большой буквы? (Имена собственные.)

II  задание:  «Волшебная шляпа». (Слайды 13-14)

– Вспомните, с чего начинается  рассказ  «Живая шляпа»?  (С комода упала шляпа).  Сегодня на нашей викторине появилась такая же шляпа, только она волшебная. В ней лежат огурцы, но они не простые, а с вопросами. По очереди один игрок из каждой команды достаёт огурец и читает вопрос для своей команды.

  1. Назовите имя и отчество писателя Носова. (Николай Николаевич).
  2. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (Картофелем)
  3. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)
  4. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»?  (Бобка)
  5. Сколько огурцов съел по дороге к колхозному полю Котька? (Один)
  6. Какого цвета были штаны у Бобки в рассказе « Заплатка»? (Зелёного, защитного цвета)
  7. Чем мальчики доставали воду из колодца в рассказе «Мишкина каша»? (ведро, чайник, кружка)
  8. Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»? ( Васька)

III задание:  «Эпизод». (Слайд 15)

 - Ребята, обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н. Носова. А какие рассказы Носова вы еще знаете?

- Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)

- У писателя Н. Носова все рассказы и сказки  не только задорные, смешные, но еще и поучительные: они учат честно и с пользой жить на свете.

- А что общего во всех рассказах Носова? Чем они отличаются от рассказов других авторов?  ( В рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные,озорные.)

- А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними? ( Он любит своих героев, а смеется над их чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение…)

- Назовите, из какого произведения отрывок  и его героев: (Слайды 16-19)

  • Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. (Котенок Васька, Вовка, Вадик - «Живая шляпа») 
  • Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород. (Павлик, Котька - «Огурцы»)
  • Сумел порвать, сумей и зашить. (Бобка - «Заплатка»)

  • - Давай веревку.

          - А ее нет, веревки.

          - Где же она?

          - Там.

          - Где-там?

          - Ну… В  колодце.

          - Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?

          - Ну да. (Мишка -  «Мишкина каша»)

IV задание: «Вставьте пропущенные орфограммы». (Слайды 20-21)

- На  карточке записан отрывок из рассказа. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте имена существительные и подчеркните их.  (Дети выполняют задания за столами.)

        К…тёнок (В,в)аська сидел на п…лу возле комода и л…вил мух. А на комоде, на самом кр…ю, лежала шляпа… Вовка и (В,в)адик сидели за ст…лом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на п…лу возле комода шляпу. Вовка хотел поднять шляпу. Вдруг шляпа поп..лзла.

-  Прочитайте слова, которые  вы подчеркнули.

-  Какой частью речи являются эти слова?

- Назовите одушевлённые имена существительные.  Какие из них пишутся с большой буквы? Почему?

- Назовите имена существительные, которые стоят во множественном числе. (Картинки, мухи).

- Обратите внимание на слова с безударными гласными в корне. Вспомните,  как правильно проверять написание слова с  безударной  гласной  в корне?

V задание: « Бюро находок» (Конкурс капитанов) (Слайд 22)

От каждой команды выходит капитан.

  -Ребята, каждый из вас  по очереди будет доставать предметы из коробки. Вы  должны догадаться,  из какого произведения  Н. Носова потерялся  этот предмет:

  1. Нитки, иголка, ткань («Заплатка»)
  2. Огурец («Огурцы»)
  3. Кружка («Мишкин каша»)
  4. Котенок («Живая шляпа»)

 -  Укажите род  этого предмета.

VI задание: «Четвёртый лишний» (Слайд 23)

 -  В каждой группе картинок  определите: какая из них лишняя? Почему?

 -  Назовите  произведение, в котором были все эти оставшиеся предметы.

1. Рыба, удочка, помидор, огурцы. (Помидор, “Огурцы”)

2. Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (Собака, “Живая шляпа”)

3. Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (Швейная машинка, “Заплатка”)

     4. Вилка, ведро, чайник, кружка. ( Вилка, «Мишкина каша»)

Подведение итогов конкурсов.

6. Итог занятия. (Слайд 24 )

- Книги с рассказами  Н. Носова поучительные и учат нас доброте, честности, взаимопомощи. Помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, еще бережнее будете обращаться с книгой.

Я к вам обращаюсь, дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзьями заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.        

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок семейного чтения "Почитай мне!" Книги Н.Носова 3-6 кл.

Открытый урок семейного чтения «Почитай мне!» Книги Н.Носова.3-6кл.Цель: развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения, воспитание у старших ...

УРОКИ ДОБРОТЫ И НРАВСТВЕННОСТИ (По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб»).

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произ...

Урок-мастерская "Экологические проблемы в рассказе Е.Носова "Кукла"

Урок, на котором дети учатся думать над насущными вопросами  отношения к природе, к собственной жизни, беречь окружающую среду, быть человеком.               ...

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА  «ТРУДНЫЙ ХЛЕБ»....