Методические рекомендации к 12 заданию ЕГЭ "Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Тырина Ольга Дмитриевна

Представленный материал поможет ученикам подготовиться к заданию 12 ЕГЭ по теме "Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий", а также будет полезен учителям русского языка в старших классах. Опроный конспект основан на систематизации знаний программы школьного курса  русского языка, состоит из:

1) Правил, собранных по теме задания

2) Опорных и вспомогательных схем

3) Алгоритма выполнения задания

4) Блока тренировочных заданий

5) Блока контрольных заданий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_12_ege.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тырина Ольга Дмитриевна ГБОУ СОШ № 241 Адмиралтейского района

ЗАДАНИЕ 12

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ, СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

Формулировка задания: "Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1)  (травы) колыш..тся, противореч..щий 
2)  выгляд..шь, обид..вшийся 
3)  (кот) мурлыч..т, приемл..мый 
4)  жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек) 
5)  леч..щий (врач), (родители) тревож..тся"

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания:

  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов
  2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  3. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени
  4. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  5. Гласные перед одной и двумя  буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.

  1. Правописание гласных в окончаниях глаголов.

Написание зависит от спряжения глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться и все производные от них)
К   I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть и все производные от них.
В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е.
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я.

Запомнить:

-  глаголы типа выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть изменяются по I спряжению: выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют.
- в неопределенной форме и прошедшем времени глаголов 
баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить), хаять, чаять, чуять пишется суффикс -ять, поэтому они изменяются по I спряжению: таешь (но: таи'шь от таи'ть), тает, таем, таете, тают.
-от  глагола 
мучить употребляются формы как I, так и II спряжения: мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат. Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу мучать.
- глагол 
мерить и производные от него домерить, померить, замерить и др. - изменяются по II спряжению: мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят; формы меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют образуются от просторечного глагола мерять и считаются нелитературными.
- у многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом: 
выговорят - говорят (выговорить - говорить), выспишься - спишь (выспаться - спать), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь).

- глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений. Так, глагол хотеть в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят); глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных -- окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите; глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа - брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа - брезжут (I спряжение).

  1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

-ущ- (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ-ийся (борются), клокоч-ущ-ий (клокочут), колыш-ущ-ийся (колышутся), мел-ющ-ий (мелют), пол-ющ-ий (полют), стел-ющ-ийся (стелются), та-ющ-ий (тают).

-ащ- (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ-ий (дышат), жал-ящ-ий (жалят), завис-ящ-ий (зависят), кле-ящ-ий (клеят), мол-ящ-ий (молят), хвал-ящ-ий (хвалят).

Примечание:глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся.
От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.) 

  1. Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелеявший (лелеял, лелеять), надеявшийся (надеялся, надеяться).

Примечание: причастия от глаголов типа обессилеть - обессилить отличаются гласными еи перед суффиксом -вш-; ср.: обессилевший ('потерявший силы') и обессиливший ('лишивший кого-либо силы') 

  1. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

-ем- (реже -ом-), если причастия образованы от глаголов I спряженияорганизу-ем-ый (организуют), колебл-ем-ый (колеблют), проверя-ем-ый (проверяют), вед-ом-ый (ведут), влек-ом-ый (влекут), нес-ом-ый (несут);

-им-, если причастия образованы от глаголов II спряжениявид-им-ый (видят), завис-им-ый (зависят), кле-им-ый (клеят), слыш-им-ый (слышат)
Примечание:
 причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити.

  1. Гласные перед одной и двумя  буквами Н в страдательных причастиях прошедшего времени.

В страдательных причастиях прошедшего времени пишется:

 -анн(ый)/-янн(ый), если соответствующий глагол оканчивается в неопределенной форме на -ать/-ять: написанный  написать; развеянный  развеять; настоянный  настоять.

-енн(ый)/-ённ(ый), если глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть-ить-ти (после согласной), -чь: виденный ← видеть; застреленный  застрелить; спасённый ← спасти; сбережённый  сберечь

Обратите внимание:

ковры для просушки развешаны [← развешать] во дворе

продукты в магазине заблаговременно развешены [← развесить]

обвешанные [← обвешать] минами бойцы

обвешенные [← обвесить] продавцом покупатели

замешанные [← замешать] в преступлении взяточники

густо замешенное [← замесить] тесто

много картин навешано [← навешать] на стендах

дверь навешена [← навесить]

расстрелянные [← расстрелять] фашистами партизаны

подстреленные [← подстрелить] охотником утки

пристрелянное [← пристрелять] орудие

пристреленный [← пристрелить] волк

выкачанная [← выкачать] из бака нефть

выкаченная [← выкатить] из подвала бочка.

Примечание: от глаголов мерять, мучать (разговорные формы) страдательные причастия прошедшего времени образуются с суффиксом -енн-: меренный, мученный (как от литературных форм мерить, мучить).

Вспомогательные схемы

Гласные в окончаниях глаголов

        

Гласные   в суффиксах причастий

Алгоритм выполнения задания:

1) Внимательно читаем задание и варианты;
2) Выясните, в какой части слова пропущена гласная буква (в окончании/в суффиксе)

3) Если гласная буква пропущена в окончании, то по неопределенной форме установите спряжение глагола:

- в личных окончаниях глаголов первого спряжения пишутся гласные буквы: Е, У, Ю

- в личных окончаниях глаголов второго спряжения пишутся гласные буквы И, А, Я

4) Если гласная пропущена в суффиксе, то проанализируйте характер орфограммы:

- пропущена гласная в суффиксах перед буквой –щ-, -м- - определяем гласную по спряжению исходного глагола;

 - пропущена гласная в суффиксе перед -вш-,-нн- (-н-) – сохраняется та же гласная, что и перед – ть в начальной  форме исходного глагола. Если исходный глагол оканчивается на –ить или –еть, то перед       -нн-(-н-) пишется только е;

ТРЕНИНГ

Задание 1

В каких случаях правильно указано спряжение глагола? Поставьте глагол в форме инфинитива и определите, к какому спряжению он относится. Если глагол относится к исключениям, укажите это.

Вариант 1.

1. Он раскле...тся — I спр.

2. Вытерп...шь — I спр.

3. Подгоня...шь — II спр.

4. Задерж...шь — I спр.

5. Выгон...шь — I спр.

6. Провожа…шь — II спр.

7. Разгоняя…шься — I спр.

8. Присмотр...шь — I спр.

9. Здание стро...тся — II спр.

10. Щебеч...шь — II спр.

11. Он причиня...т — II спр.

12. Догон...шь — I спр.

13. Обид...шься — II спр.

14. Сгора...шь — II спр.

15. Чист...шь — II спр.

16. Мечта...шь — II спр.

17. Он постел...т — II спр.

18. Он откус...т — I спр.

19. Снег та...т — II спр.

20. Ошиба…шься — II спр.


Вариант 2.

1Расстро...шься — I спр.

2. Подкле...т — I спр.

3. Догоня…те — I спр.

4. Обижа...тесь — II спр.

5. Терп...те — II спр.

6. Подстел...т — II спр.

7. Верт...шь — I спр.

8. Слыш...шь — II спр.

9. Высматрива...шь — II спр.

10. Обеща...шь — II спр.

11. Постро...шь — II спр.

12. Выдира...т — II спр.

13. Сажа...шь — II спр.

14. Руб...шь — I спр.

15. Задерж...шь — I спр.

16. Сверл...шь — II спр.

17. Приближа...тся — II спр.

18. Смотр...тесь — I спр.

19. Глад...шь — II спр.

20. Наступ...т — спр.

Задание 2

Спишите, на месте пропусков вставьте буквы -Е или -И.

Пляш...т, бормоч...т, смотр...т, увид...т, клевещ...т, натерп...тся, завис...т,услыш...т, ненавид...т, реша...т, вступа...т, объяв...т, проявля...т, расхвал...т,раздел...т, укрепля...т, закручива...т, заправ...т, выключа...т, исправ...т, отвеча...т, провер...т, укрепля...тся, выключа...тся, проявля...тся, обид...тся,сдерж...тся, смотр...тся, капризнича...т, озорнича...т, потака...т, помога...т., гон...т, гоня...т, слыш...т, слуша...т, гон...тся, гоня...тся, слыш...тся, дыш...тся,нездоров...тся, дремл...тся, ве...т, лае...т, ре...т, вышь...т, плещ...т, колыш...тся,гре...шь, наруша...т, разгора...тся, возвращ...т, выпрямля...т, броса...т, увяда...т, зазелене...т, раста...т, колебл...т, трепещ...т, замира...т, отыскива...те, тян...т, рассматрива...те, грохоч...т, броса...т, охватыва...т, цен...тся, маш...т, пиш...т.

Задание 3

Спишите, на месте пропусков вставьте буквы -А, -Я или -У, -Ю:

Ропщ...т, брызж...т, скач...т, маш...т, плещ...т, полощ...т, кле...т, чу...т, ненавид...т, верт...т, терп...т, беспоко...т, стро...т, осво...т, кол...т, пол...т, мел...т, вылет...т, выж...вут, высп...тся, выль...тся, выгор...т, дремл...т, дыш...т, брос...т, обид...т, утеш...тся, завис...т, слыш...т, встрет...т, стро...т, леч...тся, тащ...т, ссор...тся, держ...тся, кос...т, тревож...т, корм...т, разбуд...т, отправ...тся, хвал...т, се...т, ве...т, прос...т, гон...т, застав...т, постав...т, смотр...т, вид...т.

Задание 4

 Перепишите, ставя глаголы в нужной личной форме настоящего времени. Обозначьте спряжение.

1) Зрители с интересом (смотреть) новый фильм. 2) Казалось, пули ( дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскалённой свинцовой пылью. 3) (Дуть) ветры яростные,

(гнать) лодки парусные. 4) Чуть (колыхаться) занавески. 5) Дворники на тротуаре

(колоть) лёд. 6) Озими (стлаться), ровно Дунай. 7) Мелкий дождик так и (хлестать)

в лицо. 8) Море (дышать) бодрящей свежестью. 9) (Бороться) с ветром упорные моряки. 10) Руки мои крепко (держаться) за руль. 11) Какие-то шаги (слышаться ).12)Твёрдое дерево плохо (пилиться). 13) Солнце (резать) глаза. 14) (Махать) крыльямимельница. 15) Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. 16) (Дремать) бор сосновый. 17) С шумом на берег чёрные волны (находить). 18) (Веять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег.19) В сгущающихся сумерках ( реять) снежинки.

Задание 5

Перепишите, обозначьте глаголы в повелительном и изъявительном наклонении.

1)Вы пиш...те красиво и грамотно. Пиш...те чаще. 2) Вспомн...те стихотворение.Когда вспомн...те, то расскажите. 3) Вынес...те из комнаты лишние вещи. Когдавынес...те вещи, скажите мне об этом. 4) Как только выйд...те из лесу, увид...те поля .Выйд...те на несколько минут из комнаты: её надо проветрить.  5) Выбер...те из этих статей материал для доклада. Когда выбер...те, приступайте к докладу.6)Стукн...те мне в окно, когда пойдёте на рыбалку. Когда вы стукн...те, я мигом соберусь. 7) Выскаж...те всё , что вы дума...те. Если вы всё выскаж...те , то стан...те спокойнее. 8) Выпиш...те из текста определения. После того как вы выпиш...те, выбер...те наиболее яркие. 9) Прыгн...те на лыжах с трамплина. Когда вы прыгн...те, почувству...те большое удовольствие. 10) Если буд...те в Ялте, обязательно посетите

домик Чехова.

Задание 6

На месте пропусков вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Тяжело дыш…щий человек, мел…щий муку работник, пил…щие дерево рабочие, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, знач…щееся по списку количество, бор…щийся с бурей экипаж, храбро сража…щийся полк, хлопоч…щая у печки хозяйка, растила…щаяся степь, стро…щееся здание, кол…щий дрова истопник, ненавид…щий нас враг, пряч…щийся ребёнок, трепещ…щая рыба, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старик, слыш…щийся издали гудок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, ре…щие знамёна.

Задание 7

От данных глаголов образуйте причастия настоящего времени, объясните написание суффиксов

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

Задание 8

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени, объясните суффиксы причастий

Отпустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, развесить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, поразить, обстрелять, затеять, раскроить, высмеять, посеять, склеить, обвешать, обвесить, утешить.

Задание 9

На месте пропусков вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Тесто хорошо замеш…но. Он был замеш…н в неприятную историю. Окопы были обстрел…ны неприятелем. Подстрел…нная утка спряталась в тростнике. Стены комнаты были обкле…ны обоями. Потер…нная книга нашлась. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. Работа была оконч…на своевременно. Бельё было высуш…но ветром. Лекция прослуш…на с глубоким вниманием.

Задание 10

Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.

Хлопоч..щий, трепещ..щий, др..мл..щий, хлещ..щий, волну..щий, плещ..щийся, стел..щийся, ре..щий, се..щий, кол..щий, бор..щийся, ро..щий, люб..щий, знач..щий, готов..щийся, кле..щий, терп..щий, дыш..щий, слыш..щийся, стро..щийся, пен..щийся, движ..щийся, скач..щий, тащ..щий, независ..щий, независ..мый, волну..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, замеча..мый, оклеива..мый, изменя..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, прочит..нный, обстрел..нный, зате..нный, посе..нный, обвяз..нный, осып..нный, увеш..нный, подвеш..нный, занавеш..нный, выслуш..нный, высме..нный, купл..нный, допил..нный, достро..нный, насто..нный, скле..нный, просмотр..нный, взлохмач..нный, удосто..нный, пристрел..нное ружьё, стрел..ный воробей, пристрел..нный кабан, выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвала бочка, замеш..нное тесто, замеш..нный в преступлении человек, замасл..нный, навеш..нное бельё, навеш..нная дверь, перевеш..нный товар, перевеш..нное из шкафа на вешалку пальто.

Задание 11

Вставьте пропущенные в суффиксах причастий гласные буквы. Обоснуйте ответ.

Колебл…мые ветром, трепещ…щим румянцем, дыш…щие силой, ночу…щий обоз, беле…щих берёз, озаря…мая луной, дремл…щие своды, реж…щий свет, добыва…мый уголь, грохоч…щим водопадом, пыш…щее здоровьем лицо, маш…щий флажком связист, скач…щая лошадь.

Задание 12

Спишите, образуя от глаголов в скобках причастия настоящего времени.

1. Через некоторое время его можно было видеть (подъезжать) к крепости Антония, расположенной на севере и в непосредственной близости от великого храма (Булг.). 2. Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла... (Булг.). 3. Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую (Л. Т.) 4. Пьесы Гоголя - это поэзия в действии, а под поэзией я понимаю тайны иррационального, (познавать) при помощи рациональной речи (Наб.). 5. Рано утром, когда в дачном поселке все еще спали, на берег моря вышел человек с (седеть) висками, с глубокими, но (сиять), как у ребенка, глазами (Биан.). 6. Уютно в комнате, (увешать) коврами и (обставить) книгами.

 

Задание 13

От данных глаголов образуйте действительные и, где возможно, страдательные причастия настоящего времени, объясните правописание суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.

Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.

 

Задание 14

Вместо точек поставьте нужные буквы в суффиксах причастий.

Кле...щие игрушки дети, купл...ная книга, гон...щий табун лошадей пастух, стел...щийся плющ, бор...щийся со стихией человек, разгруж...ная баржа, пристрел...ное ружье, нетопл...ная печь, посаж...ное дерево, вял...ная рыба, брезж...щий рассвет, развеш...ные сети, завеш...ная коврами квартира, колебл...мые ветром травы, замеш...ное тесто, застро...ные домами окраины, выслуш...ное замечание, намасл...ные блины, мел...щая кофе машинка, леч...щий врач, пыш...щий здоровьем человек, удосто...ный награды фронтовик, высуш...ное белье, реж...щий предмет, приемл...мое решение.

 

Задание 15

Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.

1. Печорин — человек решительный, алч...щий тревог и битв (Бел.). 2. Кое-где видны остатки та...щего снега. 3. Троекуров мало заботился о выигрыше зате...ного им дела (П.). 4. Калиныч провел нас в избушку, увеш...ную пучками сухих душистых трав (Тург.). 5. Падение большого подрубл...ного дерева изумило меня. 6. Мы шли по вымощ...ной серыми камнями мостовой, усе...ной желтой листвой. 7. Дед Щукарь, стремительно увлека...мый в сени, так и не успел кончить фразы (Шол.). 8. Под цвет...ей вишней стояла широкая скамья. 9. Ключ бил из расселины берега, превративш...ся в небольшой овраг. 10. Картины, пис...ные масляными красками, были особенно привлекательны. 11. Слабо льющийся свет звезд отражался в посеребр...ной глади озера. 12. Стро...щиеся дома имели улучш...ную планировку. 13. Завис...щие от нас обстоятельства меняли планы. 14. На полях работали студенты, пол...щие сорняки. 15. Мы увидели редкое явление — маш...щую крыльями мельницу. 16. Нежно розовели окраш...ные розовыми лучами утреннего солнца макушки вишневых деревьев.

Задание 16

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.

а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;

б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.

 

КОНТРОЛЬ

1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (таможенники) провер..т, крас..щий (пигмент )                              

2) (пастухи) гон..т, внемл..щий (всему)

3) (грешники) ка..тся, люб..щий читать                                                  

4) (друзья) дел..тся (всем), ссор..щиеся (воробьи)

5) пропол..шь, исполня..мый

 

2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) постро..шь, изобража..мый

2) практику..шь, независ..мый

3) вытерп..шь, рекоменду..мый

4) расстав..шь, обнаруж..вший

5) напиш..шь, сброш..нный

 

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1) постигн..шь, ознаком..вшийся

2) догон..шь, озадач..вший

3) ед..м (полем), омыва..мый

4) гоня..м, подстрел..нный

5) дремл..те, выкач..нная (бочка)

 

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) беспоко..шься, заброш..нный

2) накорм..шь, потревож..нный

3) поджар..шь, независ..мый

 4) сыпл..шь, подмеч..нный

5) слыш..вший, (они) леч..т

 

5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) притерп..шься, увид..нный

2) посаж..нный (сад), бор..тся (спортсмен)                                                  

3) откликн..шься, знач..вшийся

4) скач..шь, прилепл..нный

5) вылеч..шься, движ..мый

 

6. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дыш..шь, слыш..мый

2) потер..нное , встрет..т (друзья)

3) накол..шься, высуш..шь

4) заед..шь, завис..вший

5) постел..нный, посмотр..шь

 

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (учителя) цен..т, корм..тся (белки)

2) расстел..шь, заморож..нный

3) продолж..шь, очист..вший

4) смож..шь, слыш..мый

5) увлека..мый, увид..нный

 

8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усво..шь, независ..мый

2) брос..шь, подозрева..мый

3) встрет..шь, расходу..мые

4) постав..шь, пригрева..мое

5) помож..шь, увлека..мый

 

9. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1) верт..шь, вымуч..нный

2) провод..шь, заслуж..нный

 3) встрет..шь, независ..мый

4) ужал..вшая, ед..м (ягоды)

5) обид..т (они), рассе..нные.

 

10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1) (строители) постро..т, бор..щиеся (за мир)                                         

2)(люди)  смотр..т и  вид..т,

3) готов..щиеся, подстрел..нный (зверёк) 

4) (дела) корм..т, полыха..щая заря

5) участву..т (брат), развеш..нная (мука)

 

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бор..шься, воспева..мый

2) гон..шься, увид..нный

3) верт..шься, обнаруж..нный

4) постро..вший, завис..шь, 

5) подстриж..нный, завис..вший

 

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) клянч..шь, закле..нный

 2) точ..шь, недвиж..мый

3) кол..шь, закруч..нный

 4) вяж..шь, увид..вший

5) предъявля..шь, воссоздава..мый

 

13. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1) загон..шь, просмотр..нный 2) напил..шь, закле..вший

3) свер..шь, укороч..нный 4) (сороки) стащ..т, каж..щийся

5) курлыч..щие журавли, рыбы дыш..т 

 

14. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) жажд..щий (успеха), (слова много) знач..т                                               

2) животрепещ..щий вопрос,(крестьяне) паш..т

3) выдел..шь (главное), знач..мый (для нас)                                               

4) (овца) щипл..т (траву), движ..мый

5) погас..м (свечи), неопису..мая (радость)

 

15. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) служ..шь, изуч..нный

2) (цветок) пахн..т, вид..мый

3) держ..шься, униж..нный

4) хлопоч..шь, прикле..нный

5) пряч..шь, чита..мый

16. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1) (рабочие) стро..т, стел..щийся (туман)

2) колебл..шься, закле..вший

3) погон..шься, муч..мый

4) кле..щий (карандаш), (друзья) обид..тся

5) мел..щий (муку), разве..нные (сомнения)

17. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 1) (мужчины) бре..тся, завис..щий

2) высп..шься, недвиж..мый

3) (рабочие) стро..т, раска..вшийся

4) предвид..м, удосто..н

5) (плохо) слыш..щий, (родители) тревож..тся

18. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (здания) выс..тся, курлыч..щие (журавли)

2) незыбл..мая (истина), завис..вший

3) тащ..щий (телегу), замеш..нный (в преступлении)

4) заверт..шься (как белка в колесе), вид..мый

5) зала..вший (пёс), задерж..шь

19. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) полощ..м (бельё), неприемл..мый

2) спор..щие (студенты), (сосульки) та..т

3) предвид..вший, (туман) стел..тся

4) ненавид..мый, уравновеш..нный

5) раскашл..лся, беспоко..щиеся (родители)

19. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (туманы) рассе..тся, бор..щиеся

 2) расклан..вшийся, (осы) жал..тся

3) подкле..л, (зерно) мел..тся

4) притерп..шься, знач..мый

5) услыш..нный, раскол..шь

20. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) но..щая (боль), (грешники) ка..тся

2) замеш..нное (тесто), услыш..вший

 3) учу..л, взлеле..нный

4) слыш..мый, обид..вшийся 5

) (тяжело) дыш..щий, (простыни) суш..тся

21. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пыш..щий (здоровьем), (врачи) леч..т

2) обещ..нный (подарок), наде..шься

3) ове..нная (славой), (туман) рассе..лся

4) леле..мый, опостыл..вший

5) стрекоч..щий (кузнечик), (дети) плещ..тся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажер и проверочный тест по теме: "Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий".

Материал для подготовки к ЕГЭ по теме: "Правописание окончаний глаголов, суффиксов причастий". Задание А 16....

"О формировании языковедческой компетенции при изучении безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий"

Приведены приемы изучения безударных личных окончаний глаголов, суффиксов причастий с использованием наглядного алгоритма...

11 класс. ЕГЭ. Русский язык.Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

За­да­ния 11. Пра­во­пи­са­ние лич­ных окон­ча­ний гла­го­лов и суф­фик­сов причастий1. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.  тюл..выйпре­терп..ва­ю­щийзате....

Методическая разработка урока русского языка "Личные окончания глаголов"

Почему я преподаю русский язык и литературу?«Любовь, что движет солнце и светила» – вот ответ, простой и вечный, не мой, но какой же точный!Почему я преподаю язык этим оголтелым подр...

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Задание 12

Презентация содержит теоретический материал для подготовки к выполнению задания 12 на ЕГЭ по русскому языку, который можно использовать и на уроках по активизации знаний по указанным темам, и на консу...

ЕГЭ. Тест к заданию 12. Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

ЕГЭ. Тест к заданию 12. Правописание безударных личных окончаний глаголов и суффиксов причастий...