Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Белоусова Любовь Ивановна

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_delovaya_igra_korrektor.docx54.65 КБ
Файл pasport_uroka_korrektor_02.02.docx132.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Учитель русского языка и литературы

МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»

Белоусова Л.И.

Тип урока: урок закрепления знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- игра.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.5-11 классы: основной курс, элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова).- 2-е изд., перераб.,- М.: Мнемозина, 2008.

УМК: учебник под редакцией Т.А.Ладыженской в 2-х частях

Цель урока: формирование у обучающихся  орфографической  и пунктуационной зоркости.

Задачи урока:

 Образовательные:

  • совершенствовать навыки устной и письменной речи;
  • формировать нормы правильной литературной речи;
  • активно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных и речевых ошибок;
  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать  умения анализировать, корректировать, сравнивать;
  • развивать  творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать  логические умения;
  • развивать умения формулировать проблему, искать пути её решения;

Воспитывающие:

  • воспитывать  интерес и уважение к русскому языку;
  • воспитывать ценностное отношение к слову;
  • развивать коммуникативные УУД;
  • создать  благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

  • закрепить  ранее полученные знания по орфографии и пунктуации
  • учиться работать с  текстами  разной степени сложности.

Метапредметные:

  • формирование ценностного отношения к русскому языку,
  • формирование нравственных ценностей.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

  • формировать навыки анализа, устойчивую мотивацию к обучению;
  • воспитывать интерес к предмету через разные виды работы;

Регулятивные:

  • осознавать себя как движущую силу своего научения;
  • осознавать свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. 

Коммуникативные:

  • управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий);
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в команде.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • карточки с заданиями;
  • словари;
  • магнитно-маркерная доска
  • магниты

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Выявление и закрепление на практике   ранее полученных  знаний      
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление полученного результата;
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

  1. Организационный момент

  1. Актуализация

знаний

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Я  предлагаю вам  закрыть глаза, вспомнить о чём-то очень хорошем и улыбнуться.

- Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало.

  Сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры «Корректор».

«До чего же  это хрупкое и неустойчивое свойство -  точность изложения наших  мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться, чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе  эту полезную способность»,-  так   пишет в книге  «У слова   стоя на часах»  Олег Рисс -   корректор по профессии.

Дома  вы должны были определить по толковому словарю значение слов корректор, корректура, корректировать 

Вопросы

1. Что у вас получилось?

2. Как можно перенести слово корректор?

3.Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор?

( «Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью, внимательностью, аккуратностью»).

Приветствие

Предполагаемые ответы

Корректор- работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуры.

Корректура- процесс исправления ошибок и недостатков на оттиске типографского набора.

Корректировать-

1. вносить коррективы, поправлять.

2. читать корректуру чего-нибудь.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД коммуникативные: осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

  3.Мотивация, целеполагание

4. Постановка учебной задачи.

5.Организация проверки ранее полученных знаний на практике.

- Откройте тетради, запишите число, тему урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Чем  нам сегодня предстоит заняться?

- Правильно, на этом уроке мы должны суметь найти и исправить орфографические и пунктуационные ошибки в текстах и предложениях,  а также расширить наш словарный запас.

Сегодня вам  предстоит пройти через увлекательные веселые задания. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Мы заранее разделились на 2 команды, и сейчас поприветствуем друг друга

В редакцию газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них огромное количество ошибок. Одно из таких писем в наш корректорский отдел передал болгарский поэт И.Босев, работающий директором школы.

Задание №1  Помогите Оле!

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, памаги

Тваей плимяннице  Оли,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочетать.

Попроси ево  дядя  исправить двойку

И паставит мне «пять»

(Каждому  ученику  даётся отпечатанный текст, где и проводится правка, кроме того, текст находится на слайде. С этим текстом работает кто-то из учеников) 

Предполагаемый ответ: «Корректированием».

Запись учащимися числа,  темы урока.

Приветствие команд

Учащиеся исправляют ошибки в тексте

Ученики зачитывают получившийся результат

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.Физминутка  (3 минуты)

7. Итог урока.

8. Рефлексия деятельности

8. Домашнее задание

(2 минуты)

Выставление оценок

Задание №2.   Орфографическая дуэль

Известного французского писателя Марселя Пруста («В поисках утраченного времени»)вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Представляю вам право выбора оружия.
Превосходно, — ответил Пруст, — предпочитаю орфографию. Вы убиты!

Проведём и мы с вами орфографическую дуэль. Один из команды диктует команде-сопернику слово, а члены команды  называют орфограммы в данном слове. И так по очереди

Солнце, объявление, честный, парашют, рюкзак, рассвет, дуб, здравствуй, профессия, праздник.

Задание №3. Пообедаем?

Как – то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан.

Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.
— Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.
— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, —
 сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню. (Можно пользоваться словарём)

Бульон кури_ый.

Ра__ольник с к_лбасой.

К_тлеты рыбные.

П_льмени.

Шамп_ньоны в соусе.

К_мпот из сухофруктов.

П_рожное бисквитное.

Пиро_ки с к_ртошкой.

З_млянич_ное мороженое.

А теперь меняемся листочками и проведём взаимопроверку.

Задание №4.     «Помоги Расхлябову».

В редакцию на имя начальника отдела «Грамотность» поступила объяснительная от бригадира школьных грузчиков Недосмотрова И.И.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ.

При транспортировке ящика с  пословицами  грузчиком Расхлябовым было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, он быстро собрал рассыпавшиеся пословицы  и бросил их в ящик,  но от удара они рассыпались .Ребята, поможем Расхлябову и восстановим пословицы!

Вам предлагается собрать пословицы из рассыпавшихся слов

  Человек без Родины - что соловей без  песни.

 Главное в жизни - служить Отчизне.

 Чужая земля радости не прибавит.

 Береги землю родимую как мать любимую

 Нет земли краше, чем Родина наша

Физкультминутка

Задание №5.  Неразбериха

Однажды в здание типографии проникли не очень хорошие люди и похитили из текста все знаки препинания и получилась вот такая ерунда.... За дело, дорогие корректоры!  Давайте  восстановим текст!

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поёт синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поёт салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

-А теперь давайте обменяемся листочками и проверим!

Задание №6.

Блиц-опрос

«Не забывай на праведном пути то,
что старик Марк Твен сказал когда-то:
ты должен слово нужное найти,
а не его троюродного брата».

Ваше задание  таково: замените развёрнутые определения одним словом, в кот.  нет никаких гласных, кроме «о»
1)Продукт из которого изготовляют масло. (Молоко)
2)Хищная птица. (Сокол)
3)Драгоценный металл.(Золото)
4)Съедобный герой русской народной сказки. (Колобок)
5)Заросший водоем. (Болото)
6)Крупный населенный пункт. (Город)

Задание №7

Однажды в редакцию принесли  утерянный каким-то нерадивым учеником «Толковый словарь», кот. можно назвать скорей «Бестолковым»

Прикол – присоединение булавкой

Прилежание –присоединение к лежащим.

Придрался – присоединился к драке.

Признался – присоединился к знающим

Припаял – присоединил с помощью паяльника

Приключение – присоединение к ключу.

Приголубил – присоединил к голубю.

Определите, какие из этих слов объяснены  учеником неправильно.

Объясните их сами, подобрав синонимы

Задание № 8 (Блиц)

 «А ну-ка,  найди»
        

-Нарушение грамматических норм языка затрудняет общение, в некоторых случаях и вовсе нарушает его. Мы всегда должны помнить, что правильная речь – это речь без ошибок, без нарушения норм. А хорошая речь – это уместная речь, удачная. Ведь как смешно можно выглядеть, используя неуместное слово.

Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправьте их.

Не ложи книгу на стол. (Клади)

Ихние родственники приедут через месяц. (Их)

Мне подарили пару сапогов. (Сапог)

Продается пожилой дом. (Жилой)

- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? Какую пользу принесли? Чему научились?

- Какими качествами должен обладать корректор?

- Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую  и пунктуационную зоркость?

- Капитаны команд, дайте оценку каждому члену команды и команде в целом

- Ребята, оцените себя

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне было интересно….

- Особенно понравилось….

- Вызывало затруднение…

- Какую оценку вы поставили бы себе?

Подведение итогов учителем.

Сегодня все очень хорошо поработали, но на окончательную мою оценку повлияет оценка капитанов.

-Какое настроение  у вас в конце урока? Покажите это на магнитной доске, прикрепите к ней цветочки

1. Для тех, кто чувствует себя корректором высшего класса-   отредактировать предложенный текст

 2. Для тех, кто хочет сделать небольшой анализ сегодняшнего  урока- написать   сочинение-миниатюру  на тему «Хочу ли я быть корректором»

 3. А для тех, кому работа корректора кажется просто невыносимой–  нарисовать, каким вы представляете себе дяденьку Корректора  


Урока время истекло…

Я вам,  ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно!

Считывают с листа свои слова, спрашивают членов команды-соперника о правописании каждого слова

Учащиеся записывают слова, обмениваются, проверяют др. у друга, выставляют ошибки,

оценивают

Собирают и составляют пословицы

Соединяют пословицы

Дети выполняют физические упражнения

Дети ищут границы предложений, правильно оформляют текст

Проверяют по слайду взаимопроверкой

Предполагаемые ответы:

«Корректировали текст, исправляли ошибки»

показывают жетоны

прикрепляют цветочки на магнитики

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, Регулятивные УУД: (развитие внимания учащихся, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

УУД  регулятивные: (работа с текстом: редактирование).

УУД познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

УУД регулятивные: коррекция;

Коммуникативные: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

УУД познавательные: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные: (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные :

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).



Предварительный просмотр:

План урока 

1Организационный момент

  • Создание эмоционально – положительного настроя. Организация начала занятия.
  •  Стимулирование познавательного интереса(мотивация).

2. Основной этап

  • Формулирование темы,  целеполагание;
  • Задание 1: «Помогите Оле!»
  • Задание 2: «Орфографическая дуэль»
  • Задание 3: «Пообедаем?»
  • Задание 4: «Помоги Расхлябову»
  • Слайд-шоу «Что такое Родина?»
  • Физкультминутка.
  • Задание 5: «Неразбериха»
  • Задание 6:   Блиц-опрос
  • Задание 7: «Бестолковый словарь»
  • Задание 8:   Блиц-опрос

3. Заключительный этап

  • Подведение итогов занятия.
  • Анализ и оценка успешности достижения цели.
  • Рефлексия.
  • Информация о домашнем задании, его цели, содержании  и способах выполнения.

 

Отдел образования и по делам молодежи

администрации МО

«Оршанский муниципальный район»

 МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»  

Деловая игра

«Корректор»

                      Мой 5 класс 132.jpg

с.Великополье

Паспорт урока

Учитель: Белоусова Любовь Ивановна

Место проведения:МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» Оршанского района РМЭ, кабинет ОБЖ, 2 этаж.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Продолжительность: 45 минут

Тема урока: «Деловая игра «Корректор»

Тип урока: урок закрепления  знаний

Цель урока: формирование у обучающихся  орфографической  и пунктуационной зоркости.

Задачи урока:

 Образовательные:

  • совершенствовать навыки устной и письменной речи;
  • формировать нормы правильной литературной речи;
  • активно работать над предупреждением орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
  • обогащать словарный запас учащихся;

Развивающие:

  • развивать умения анализировать, корректировать, сравнивать;
  • развивать творческие, речевые способности учащихся;
  • формировать логические умения;
  • развивать умения формулировать проблему, искать пути её решения.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес и уважение к русскому языку;
  • воспитывать ценностное отношения к слову;
  • развивать  коммуникативные УУД;
  • создать  благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Универсальные учебные действия,

формируемые на уроке

Личностные:

  • формировать навыки анализа, устойчивую мотивацию к обучению;
  • воспитывать интерес к предмету через разные виды работы;

Регулятивные:

  • осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. 

Коммуникативные:

  • управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своих действий);
  • устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать в команде.

Методы обучения: частично-поисковый метод проблемных заданий, аудиовизуальный, наглядно-образный, практический, игровой.

Дидактические средства: проектор, компьютер, презентация PowerPoint, аудиоприложение, магнитно-маркерная доска, магниты, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Использованные источники:

1.  Г.П. Лазаренко Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки»

2. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе».

3. Интернет-ресурсы: infourok.ru^material.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)

Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе "Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...