Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса
статья по русскому языку (9 класс)

Изучение синтаксиса требует тщательного анализа единиц языка, причём их многообразие становится доступным обучающимся, если они проявляют аналитические способности – способность рассуждать, сопоставлять, анализировать, дифференцировать и классифицировать.Изучение ошибок учащихся в построении различных единиц синтаксиса (словосочетания, предложения, текста), а также исследование причин, объясняющих появление этих ошибок в речи, помогает решить, над чем, когда и как следует работать в школе, совершенствуя условия формирования синтаксического строя речи обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса

      Современная школа основной целью языкового образования ставит развитие мышления и речи обучающихся, осознание ими важных элементов речи, воспитание любви к своему языку и привитие устойчивого интереса к его постоянному и системному познанию. В осуществлении этой цели важную роль играет минимальная (в традиционном понимании) единица синтаксиса – словосочетание, так как его изучение, знание правил сочетаемости слов и объединения словосочетаний в предложения способствует совершенствованию строя речи школьников, формированию грамматических умений и коммуникативной компетенции.

       К сожалению, реализуемый в современной школе подход к изучению словосочетания как синтаксической единицы представляется несовершенным, о чем свидетельствуют возникающие у обучающихся проблемы, связанные с построением словосочетаний, определением их основных грамматических значений и особенно – выделением словосочетаний в составе предложения.

     Перед учителем стоит непростая задача выбрать оптимальный метод, эффективные приемы и средства обучения синтаксису словосочетания, чтобы научить детей правильной постановке вопроса, выделению группы слов с учетом их лексического значения, различению морфологического и синтаксического вопросов. Безусловно, чтобы работа по изучению словосочетания была положительно результативной, учителю необходимо знать типы ошибок, допускаемых обучающимися. Наиболее полная классификация ошибок приведена в пособии Н.Н. Алгазиной:

I. Ошибки в согласовании слов.

Неправильное согласование в роде наблюдается в следующих случаях:

1) при именах существительных среднего рода: новая пальто, жаркая пламя;

2) при именах существительных муж. или жен. рода с основой на шипящий:маленький мышь;

3) при именах существительных муж. или жен. рода с основой на мягкий согласный:красная тюль;

4) при именах сущ. с отвлечённым значением: жизнь, служба, борьба.

II. Ошибки в управлении слов.

Неверное употребление падежа зависимого существительного:

1) Род. п.: Пастушонок не выдал Метелицы (вместо Метелицу);

2) Д. п.: Касаться к проводам (вместо проводов);

3) В. п.: Колхозники убрали последний урожай морковку, свёклу (вместо морковки, свеклы);

4) Тв. п.: Лёнька был удостоен наградой (вместо награды).

III. Образование словосочетаний с предложным управлением вместо беспредложного.

Ошибочное включение в словосочетание

1) предлога ообМоё понимание о народном герое (понимание народного героя);

2) предлога наУделять внимание на культуру детей (уделять внимание культуре детей);

3) предлога кЭтот вопрос особый, я к нему не касался (я его не касался);

4) предлога вВ мальчике мне понравился за смелость (Мальчик мне понравился);

5) предлога сМальчик с дрожащим голосом произнёс (дрожащим голосом);

6) предлога изДрожавшей рукой он отрезал кусочек из экспоната (кусочек экспоната);

7) предлога доБойцы стремилась достичь до переправы (достичь переправы).

IV. Ошибки в словосочетаниях с предложным управлением.

Неверное употребление падежа зависимого существительного:

1) Р. п.: Миша отказал от дружбы (вместо в дружбе);

2) Д. п.: Отряд к торжественной линейке построен (вместо на торжественную линейку);

3) В. п.: Автомобиль застрял в лужу (вместо в луже);

4)Тв. п.: Вдумайся над тем, что я тебе говорю (вместо в то, что я тебе говорю);

5) П. п.: Гаврош встаёт на стороне бедных (вместо на сторону бедных).

Неверное употребление предлога

1) предлога внастаивать в правах;

2) предлога наДорога хорошая, на ней много ездили;

3) предлога сБарыня относилась с Герасимом жестоко;

4) предлога кЧубука осудили к смерти;

5) предлога доМуму стала есть, едва прикасаясь до кушанья;

6) предлога заопереться за перила;

7) предлога надВдуматься над этим вопросом.

Образование словосочетаний с беспредложным управлением вместо предложного. Школьники часто пропускают предлоги: Болельщики поздравили нас (?) победой, Кошка (?) силой сделала прыжок.

    В процессе работы над словосочетаниями обучающиеся сосредоточивают внимание на различных способах их образования, на вопросах сочетаемости одних слов с другими, на уточнении лексического значения слов, на грамматических средствах связи слов; обогащают свою речь словосочетаниями, выражающими все многообразие отношений (пространственные, временные, целевые, причинные, объектные, определительные и др.). Работа над словосочетаниями позволяет постепенно перейти от изучения формы отдельных слов в морфологии к изучению структуры предложения в синтаксисе. В этом смысле словосочетание «выполняет роль моста, связывающего две части грамматики».

Благодаря соединению изучения частей речи с работой над словосочетаниями учащиеся начинают постигать жизненное значение грамматики, отвлеченность грамматических категорий в единстве с конкретностью, форму в единстве с содержанием, грамматику в единстве с лексикой.

     Для того чтобы работа над словосочетаниями при изучении частей речи носила систематический характер, желательно на уроках морфологии рассматривать слова по возможности в составе словосочетаний, особенно прилагательные, порядковые числительные, причастия, наречия.

    Смысловые отношения между словами словосочетания грамматически оформляются посредством окончаний слов, предлогов, порядка слов и логического ударения, которые в своей совокупности составляют форму словосочетания. Изучение словосочетаний носит по преимуществу практический характер.

     Как показывает практика, чаще всего обучающиеся допускают ошибки в употреблении предложно-падежных форм. Из этого следует, что при изучении морфологии и синтаксиса особое внимание необходимо обращать на законы сочетаемости слов.  В школьной программе по русскому языку большое внимание уделяется выполнению разнообразных упражнений, сводимых к самостоятельному составлению обучающимися словосочетаний различного типа, их правильному использованию в устной и письменной речи. При этом чрезвычайно важно, чтобы эти упражнения располагались в определённой системе. Справедливо утверждение о том, что должно быть увязано изучение морфологии и синтаксиса. Например, имя прилагательное целесообразно рассматривать в составе словосочетания. 

Такой подход позволяет обучающимся постепенно переходить от изучения отдельных слов и их форм в морфологии к изучению структуры предложений и их компонентов в синтаксисе, увидеть и осознать целостность и системность грамматики русского языка, а также её взаимодействие с лексикой. В процессе плодотворной работы над словосочетанием школьники концентрируют внимание на механизмах образования сочетаний слов и, узнавая об их лексических значениях и грамматических средствах связи, обогащают свою речь .

  Довольно серьёзной проблемой при изучении словосочетания в школе является выделение неделимых словосочетаний, которые в действующих школьных программах представлены по-разному: в учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой этой теме уделяется очень большое внимание; С.Г. Бархударов характеризует цельные словосочетания только с точки зрения функционирования в предложении; у М.М. Разумовской же такое понятие вообще отсутствует. Неделимым принято называть словосочетание, в котором главным по смыслу является грамматически зависимое слово. Такие словосочетания выступают как один член предложения .

В.В.Бабайцева выделяет следующие группы цельных словосочетаний:

- фразеологические (бабье лето)

- сочетания слов с инфинитивом (хочу учиться)

- количественно-именные (пять пальцев)

- тавтологические (спать крепким сном)

- местоименные (мы с вами)

- составные географические, астрономические, специальные и др. наименования (Каспийское море, золотое сечение, Млечный путь)  .

При употреблении неделимых словосочетаний в речи возникает ряд трудностей, связанных с отбором лексических компонентов и их грамматических форм, целесообразностью употребления, согласованием главных членов, выраженных подобными словосочетаниями. Сформированное же умение вычленять цельные словосочетания из предложения в дальнейшем помогает школьникам находить подлежащие, включающие несколько слов; составные сказуемые, «сложные» дополнения, определения и обстоятельства

Таким образом, при изучении словосочетания больше трудностей возникает в построении словосочетаний с предложным и беспредложным управлением, выявлении неделимых словосочетаний. Без сомнения, вовремя непреодолённые трудности на этапе изучения словосочетания неизбежно приведут к проблемам при изучении предложения и продуцировании устных и письменных текстов.  

На современном этапе существует множество методических разработок по теме «Словосочетание», предлагающих готовую систему упражнений и заданий, позволяющих работать над словосочетанием как при изучении самого понятия, так и при изучении других тем.

Содержание изучения словосочетания:

1) формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса;

2) формирование умений:

— определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопросов;

— выделять словосочетания в предложении;

— устанавливать связи между словами в словосочетании;

— различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Методически правильная организация процесса освоения обучающимися данной синтаксической единицы предполагает учёт ее характерных признаков. Словосочетание как единица синтаксиса представляет собой непредикативное соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи. В составе словосочетания имеется главный и зависимый компонент (главное и зависимое слово). Строятся словосочетания на основе согласования, управления и примыкания.

Отличия словосочетания от предложения:

1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;

2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);

3) словосочетание не имеет интонации;

4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.

Данные признаки словосочетания необходимо учитывать в процессе формирования у учащихся умения различать словосочетание и предложение. Этапы работы над словосочетанием выделены Г. А. Фомичевой. 

   Первый этап предполагает первичное усвоение синтаксических отношений между словами при изучении раздела "Предложение".

   Второй этап связан с формированием умений устанавливать связь слов в предложении, разграничивать такие синтаксические единицы, как предложение, его главные члены и словосочетание, представляющее связь одного из главных членов предложения с второстепенными членами предложения.

   На третьем этапе происходит формирование умения определять часть речи на основе учёта лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи. Предусмотрено усвоение норм согласования и управления.

   На четвертом этапе учащиеся усваивают правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Значение работы над словосочетанием как единицей языка заключается в следующем:

1) усвоение моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения, оказывает положительное влияние на развитие логического мышления;

2) работа над словосочетанием подготавливает школьников к осознанию синтаксических отношений между словами внутри предложения;

3) работа над словосочетанием позволяет организовать изучение частей речи на синтаксической основе (например, ознакомление младших школьников с категорией падежа имён существительных осуществляется на основе установления связи между словами, входящими в словосочетание);

4) изучение словосочетания способствует формированию орфографического навыка школьников.

Виды упражнений над словосочетанием методисты выделяют на разных основаниях. Т. Г. Рамзаева указывает упражнения, которые направлены на осознание учащимися сущности зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания.

 Виды таких упражнений:

а) Распространение предложения, на основе указания члена предложения, который нужно распространить.

Например, для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)

б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например, грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.

— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)

— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е? на чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.

в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.

д) Составление предложений по схеме или по вопросам, например: Где? Что делают?

е) Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры. Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

Г. А. Фомичева указывает упражнения, предполагающие конструирование различных типов словосочетаний с целью предупреждения возможных ошибок в употреблении падежных форм имен существительных и прилагательных. Виды таких упражнений:

1) составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;

2) составление словосочетаний по данному главному слову путём подбора подходящих по смыслу зависимых слов;

3) составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагательному, наречию) путём подбора главного слова;

4) составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имён существительных в разных падежах;

5) составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определённого предлога;

6) составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

 Развитию мышления и речи будет способствовать усвоение в практическом плане моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения. Известно, что синтаксические отношения передаются в речи определенными грамматическими единицами. Из такого понимания развития мышления и речи учащихся естественно вытекает вывод о важности работы именно над словосочетанием как переходной ступенью от слова к предложению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»

Способность  слова связываться с другими словамипроявляется  в словосочетании. И.И. Постникова...

Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса».

Данные дидактические материалы соответствуют федеральному  государственному образовательному стандарту. Использование материалов позволит педагогу:-целенаправленно и систематически работать ...

Конспект урока в 8 классе "Словосочетание как единица синтаксиса"

Цели урока:1. Повторение    сведений   о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучении.2. Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и...

Презентация к уроку "Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании"

Презентация к уроку "Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании"...

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»...