Конспект урока. Русский язык. Тема "Морфемика и словообразование" (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Материал конспекта направлен на актуализацию знания в области морфемики; знакомство с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 34

Тема: Морфемика и  словообразование.

Ц е л и у р о к а : актуализировать знания в области морфемики; познакомить с понятиями словообразование, производное слово, непроизводное слово; развить умения выделять части слова, определять значения суффиксов и приставок, группировать однокоренные слова, определять грамматическое значение окончаний, разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Развитие нестандартного мышления.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Оценка результатов.  

Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Обобщение и систематизация. Построение устного высказывания на лингвистическую тему.  

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы урока.

— Какой раздел науки о языке изучает употреблённые в ответе понятия — «корень», «приставка», «суффикс»? Прочитайте определение на с. 88, дополните свой ответ.

II. Работа по теме урока с материалами учебника.

1. Работа с материалами для наблюдения на с. 88, подбор примеров для каждого определения, взаимоконтроль, подготовка связного рассказа на лингвистическую тему, ответы одного-двух учеников, коррекция и оценка ответов.

2. Выполнение упр. 156. Можно дать задание найти все существительные, имеющие нулевое окончание. В итоге составляется обобщающая схема «Грамматическое значение нулевого окончания существительного», подбираются дополнительные примеры.

Нулевое окончание выделяется в следующих случаях:

1-е скл., мн. ч., род. п.

2-е скл., ед. ч., им. п., мн.ч., род. п. (чудовищ)

3-е скл., ед. ч., им. п.

Дополнительное задание:

запишите слова и определите, каким образом они связаны с составленной схемой. Дополните схему (выделено серым маркером). Какие слова не вписываются в схему?

Луч, печь, шалаш, сжечь, гуляш, могуч, беречь, багаж, чудовищ, роскошь, саквояж, помочь, свеж, задач, кирпич, груш, стеречь, плакуч.

— Найдите слово, которое может быть прочитано как два разных слова. (Печь — сущ. и печь — глаг.)

3. Перед выполнением упр. 157 учащиеся дают определение понятий форма слова, однокоренные слова, подбирают примеры по группам (каждая группа рассматривает одну из частей речи). В работе можно использовать слова печь и печь. Учитель предупреждает, что у каждого из этих слов своя родовая семья (т. е. оба слова непроизводные), и предлагает собрать их «родственников» (сущ.: печка, печурка, печной, печник;

глаг.: печься, пекарь, пекарня, испечь, запечь, спечь, припекать),

затем выделить суффиксы и приставки.

Материалы упр. 157 используются следующим образом: сначала из каждой группы исключается форма слова, затем выбираются существительные. Они записываются в четыре столбика, суффиксы выделяются.

Без суффикса

Обозначают

человека

Обозначают

предмет

Обозначают

Процесс (действие)

Мебель,

паркет,

шкаф, окно

Мебельщик,

уборщица

Шкафчик,

подоконник

Натирка,

уборка

 — Как связаны друг с другом слова мебель и мебельщик?

Какое из этих слов даёт жизнь другому? Докажите свою точку зрения.

Работа завершается чтением определения понятия словообразование и его записью в тетради-справочники.

Учитель комментирует понятия производные слова и непроизводные слова, приводит примеры из выполненного упражнения.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная. (ночь, стол, читать)

Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь;

существительное читатель образовано от глагола читать;

прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

III. Закрепление изученного.

1. Выполнение упр. 158 сопровождается орфоэпической и лексической работой. Особое внимание следует обратить на произношение слов пОдпол и зАводь, в которых ударение падает на приставки, также закрепляется произношение знакомого учащимся слова водопровОд.

Используя толковый словарь, учащиеся комментируют значение этих слов, а также слов половик, стеклотара.

Дополнительные вопросы и задания:

— Встретились ли вам слова с двумя суффиксами? (Половик.)

с двумя корнями? (Водопровод, водопой, стеклотара.)

* К слову подпол подберите синонимы. (Подвал, погреб.)

Сопоставьте их морфемный состав. Одинаков ли он? (В словах подвал, погреб нет приставок.)

2. Упр. 159 выполняется в тетрадях и одновременно у доски (на закрытых крыльях доски, чтобы дать возможность учащимся выполнить работу самостоятельно) или на специальных картах (всего должно получиться 8 групп слов).

Учитель записывает первое слово — красить. Учащиеся по очереди выходят, чтобы записать доставшееся им слово либо в уже начатую группу, либо в новую группу. Таким образом в работе у доски принимает участие весь класс.

IV. Подведение итогов урока. Проверка коллективной работы (особое внимание к корням с чередованием), повторение понятий, использованных в процессе урока.

V. Домашнее задание. 1) По результатам выполнения упр. 159 определить, в каких рядах есть непроизводные слова. 2) Подобрать однокоренные слова к слову друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Конспект урока русского языка и литературы в 7 классе «Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок. Цель урока:учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять прич...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с применением игровой технологии, метода проектов, ИКТ...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»

Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...