ЖИВОЕ СЛОВО (Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе 2016г)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Мостовенко Вера Николаевна

Тема  занятия:  Мой верный друг!...Родной язык!

                                                                                  (В. Брюсов)

Цель:  показать. что только Живое слово способно обеспечить успешное формирование коммуникативных компетенций, создать условия для интеллектуального и духовного развития школьников.

Задачи: активизировать творческие способности учащихся в работе с текстом ( поиск смысла, размышление, вчитывание);

              формировать коммуникативные  компетенции (умение слушать другого. высказывать свое мнение, вести дискуссию, диалог);

               развивать эстетический вкус, чувствовать, видеть, ощущать звучащую речь;

               обучать выразительному чтению, письменной речи на лучших поэтических текстах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx1_.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                ЖИВОЕ СЛОВО

(Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе 2016г)

Тема  занятия:  Мой верный друг!...Родной язык!

                                                            (В. Брюсов)

Цель:  показать. что только Живое слово способно обеспечить успешное формирование коммуникативных компетенций, создать условия для интеллектуального и духовного развития школьников.

Задачи: активизировать творческие способности учащихся в работе с текстом ( поиск смысла, размышление, вчитывание);

               формировать коммуникативные  компетенции (умение слушать другого. высказывать свое мнение, вести дискуссию, диалог);

           развивать эстетический вкус, чувствовать, видеть, ощущать звучащую речь;

           обучать выразительному чтению, письменной речи на лучших поэтических текстах.

        1. Приветствие. Вместе с учащимися приветствуем с искренней улыбкой, почтением наших гостей.

        2. Учитель:  Друзья мои ! Мы собрались здесь неслучайно. Нас объединяет любовь к живому слову, к книге, к русскому языку.

Начнем наше занятие с представления. Сделаем это скромно , дерзновенно, с юмором.

Спасибо!  Вы искренни, словоохотливы, интересны.

        3. Учитель: Итак. будем учиться проявлять себя через СЛОВО,  ЯЗЫК, РУССКУЮ РЕЧЬ.

 Предлагаю вам познакомиться с текстом, который  я взяла из книги главного лингвиста 20 века Виктора Владимировича Виноградова "Мощь и величие русского языка".

Цитата: " Высокая культура разговорной  и письменной речи, хорошее знание и развитое чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами - лучшая опора для каждого  человека в его общественной жизни и творческой деятельности".

             Учитель: Прочитайте про себя, выделите опорные слова. Смысл  и ваше понимание этого высказывания. (         Опорные слова: культура речи, знание языка- опора жизни. Смысл этого высказывания в том, что ЯЗЫК -ЭТО ЖИЗНЬ. 1-2 ученика читают вслух. Зачитать слова Главы округа Л.П.Ковалевского , сказанные на встрече со  студентами. Газета "Призыв" № 6 от 23 января 2016года).

И еще одно высказывание о нашем языке философа И. Ильина :  

               " И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, могучий , наш поющий язык. В нем вся она  -  наша Россия. Не любить его,...- значит не любить нашу Родину".

Учитель: Поделитесь своим восприятием этого высказывания, что вас потрясло? ( Язык как дар свыше. Дивный, могучий , поющий. Язык - родина !Не любить язык- не любить Родину-мать!)

Прочитаем вместе хором.

        4. С чего нам начать чувствовать красоту языка? Начнем с произношения звуков , с речевой гимнастики: дыхания, пауз, интонации , голоса.

        Учитель:  встанем на прямые ноги, расправим плечи, не забудем о скромной улыбке на лице. Произнесем гласные звуки, следуйте за мной: /А/, /И/,/У/, /О/, /Э/.

А теперь волшебный звук /М/ -сонорный: /МА/, /МО/, /МУ/, /МЫ/,/МЭ/  ( 3раза).

Посложнее: /РТАБ/, /РТОБ/, /РТУБ/, /РТЫБ/, РТЭБ/.

Скороговорку: БЫК  ТУПОГУБ,  ТУПОГУБЕНЬКИЙ  БЫЧОК. У  БЫКА БЫЛА ГУБА ТУПА.  -2-3 раза с вариациями. ( Читаем и хором и по -одному).

        Как себя чувствуете? Расслабились? Все тело принимало участие в артикуляции. Звуки при произношении должны быть четкими , ясными, но не крикливыми, тогда вас лучше будут слушать и слышать. Очень полезно читать вслух. надо возрождать культуру семейного чтения вслух. у кого эта традиция сохранилась? Кто чаще читает папа, мама, вы?

        5. Перейдем к текстам. Предлагаю мальчикам и девочкам разделиться. У вас будут разные тексты.

                Текст для мальчиков.                                Текст для девочек

        ЕЖ  КОЛЮЧ,                                                ВБЛИЗИ ОДНОЙ РЕЧУШКИ

        ЕЖ   ШИПУЧ,                                                РАСКВАКАЛИСЬ ЛЯГУШКИ:

        СЛОВНО ДОМ,                                                "КАК ВЫУЧИМ ВСЕ РОЛИ,

        ЗАКРЫТ НА КЛЮЧ.                                        УМЧИМСЯ НА ГАСТРОЛИ",

                          План работы с текстом стихотворения.

1.Прочитать.(Глазами, шепотом)

2.Понять оком, о чем идет речь, смысл.

3.Внутренним зрением представить себе эту картину.

4.Анализ синтаксиса. Что за предложение, где надо сделать паузы. Пунктуация.

5.Орфография: трудности в написании отдельных слов.

6.Среедства художественной выразительности( сравнение, звукопись, и т. д.)

7. Партитура текста, то есть, расстановка пауз, повышение, понижение голоса.

8.Выразительное чтение. Выражение лица, интонации, жесты, модуляции голоса.

Учитель: Эти "Серьезные смешинки " написал Вячеслав Орлов, наш домодедовский поэт. Для выразительного чтения таких стихов требуется не меньше сосредоточенности и усердия, чем над серьезными, философскими. Какую работу вы проделали, прежде чем начнете читать вслух?

                        Ответы детей: работали над смыслом, чувством , синтаксисом, орфографией, партитурой стиха. интонацией.

        6.Учитель: Перейдем к следующему шагу в овладении искусством слова - умению читать.

Что  значит фраза "УМЕНИЕ ЧИТАТЬ?"  Это количество прочитанных книг?

Говорят дети: Это значит:

                        - вдумываться в прочитанное;

                        -  ставить перед собой вопросы и находить ответ;

                        - поэтические строки почувствовать душой и сердцем;

                        - понять то, что сказал автор о мире:

                        -обращать внимание на средства художественной выразительности;

                        - почувствовать стиль писателя;

                        -обогащать словарный запас, развивать память;

                        -учиться формировать и  высказывать свое мнение.

УЧИТЕЛЬ:  ПРИЯТНО СЛЫШАТЬ  УМНЫЕ, ТОЛКОВЫЕ, ИСКРЕННИЕ, ПРАВДИВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.

              Гете (немецкий поэт) как-то сказал: "Я 80 лет затратил на обучение чтению, и не могу сказать , что достиг цели. Умение читать -это талант и труд."

7. Давайте поиграем в читателей  и проверим себя, знаем ли мы мифы, тексты сказок А.С.Пушкина.

           А) Как звали парней. у которых не только голова на плечах (атланты).

           Б)Кто отстреливает невлюбленных? (Амур).

           В)Как звали Бога, большого любителя сна? (Морфей).

А)Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая  на дубе у Лукоморья?  

                        1.серебро

                        2.железо

                        3. платина

                        4.золото.

Б)Какими словами бранила старуха старика в "Сказке о рыбаке и рыбке"?

                        1.горюшко ты мое

                        2.пустая твоя голова

                        3.дурачина ты, простофиля

                        4.ах, ты мерзкий старик

8.Самая интересная часть занятий  -  овладение каллиграфией.  Это и показатель нашей грамотности и характеристика человека.

                        Осыпал лес свои вершины,

                        Сад обнажил свое чело,

                        Дохнул сентябрь , и георгины

                        Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Проверяем орфографию  (непроверяемые гласные в корне), пунктуацию в1 строфе.

Обнажил - в значении " ...освободился от листвы, ничем не прикрыт"

Чело- устаревшее, поэтическое.

9. Выразительное чтение хором. Настроение 1части- грусть, 2- торжество розы.

10. Поделимся своими ощущениями от нашей встречи:

                        -было интересно;

                        -переживала за грамотность,

                        -с удовольствием слушала других,

                        надо больше читать,

                        надо учиться красноречию ,грамотности, чтобы добиться в жизни своей цели и осуществить мечту.

Учитель: Спасибо за активную работу. Относитесь к родному  языку бережно и с любовью. Будьте настойчивы в изучении.

 К нам пришли наши выпускники- Даша и Андрей. Они студенты. Послушайте их напутствия , можете задать вопросы.

 28января 2016г.

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в старших классах

Игра по русскому языку в рамках интеллектуально-познавательного направления воспитательной работы и ли предметной недели...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе

Данное занятие по русскому языку поможет повторить полученные ранее знания, проверить степень усвоения учащимися пройденного материала....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Я люблю красивый наш язык" (5 класс)

Занятие направлено на развитие патриотических чувств учащихся, на формирование у детей бережного отношения к языку. Содержит увлекательные упражнения для учащихся 5 класса....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку. Проблемы русского языка.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Проблемы русского языка" для учащихся 8-11 классов....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»

Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.Отработать навыки постановки зна...