Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx39.73 КБ
Файл imya_prilagatelnoe.pptx96.77 КБ
Файл o_dyatle.docx12.91 КБ
Файл okonchanie_imen_prilagatelnyh.docx18.34 КБ
Файл pamyatka.docx11.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Выполнила: Дынник Юлия Сергеевна

учитель русского языка и литературы

МБОО Павлоградского муниципального района

Омской области «Тихвинская СШ»

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 5

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль имени прилагательного.

Тип урока

Урок открытия новых знаний (комбинированный урок)

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи;  уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

 Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;  способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные:  испытывает желание освоить новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения

Эвристический метод,  проблемно-поисковый метод, диалогическое общение;

индивидуальная, групповая, фронтальная форма работы

Образовательные ресурсы

http:// www.uroki.net                             http://akademius.narod.ru/vidor-rus.html

http://www.zavuch.info                          http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                            http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия

Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного.

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

- Доброе утро! Я рада приветствовать вас!  Проверьте свою готовность к уроку.  На столе у каждого из вас лежит смайлик. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?

- Я тоже к вам пришла с хорошим настроением (слайд 2).

Слушают учителя,

участвуют в диалоге с ним, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению,

познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Листы обратной связи

2.Актуализа-ция и проблемное учебное действие. Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа по теме урока.

- Какое сейчас время года?

- Какое настроение создает весна?

- Наш сегодняшний урок я хочу начать  с замечательного стихотворения Л. Кузьминской «Весна» (слайд 3).

Зеленым бисером на ветках,
Явились первые листочки
И в небе облаков виньетки,
И певчих птиц большие точки.
И заиграло ярким светом
Весной разбуженное небо...
И закружилась над планетой
Весна, но канет вскоре в небыль.

-  Прочитайте стихотворение и скажите, какое художественно-изобразительное средство вам встречается чаще? Назовите их. (Эпитеты).

-  Как вы думаете, какой частью речи выражены эпитеты. (Именем прилагательным).

- К какой группе относятся имена прилагательные (Самостоятельная часть речи).

- Какую еще  группу вы знаете? (Служебные части речи).

- В каком разделе языкознания изучаются самостоятельные и служебные части речи? (Морфология).

-  С какой частью речи вы уже познакомились?

   (Имя существительное).

- Свой урок мы начали с прочтения стихотворения, нашли в нем эпитеты, определив, что они выражены именем прилагательным. Когда говорили о настроении, тоже употребляли имена прилагательные.

- Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить? (Об имени прилагательном).

- Подумайте и скажите, как правильно сформулировать тему урока? (Имя прилагательное как часть речи).

- Откройте тетради, запишите дату урока, вид рабо-

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения информации.

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:  слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации с заданиями «Употребление ь на конце существительных после шипящих»; «Буквы о-а в корне –лаг-, -лож-, -раст-,

-ращ-, -рос-»; «Буквы и-ы после ц».

ты и тему, которую мы с вами сформулировали.

- В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме самостоятельной работы (слайд 5).

Обучающиеся вставляют пропущенные буквы в слова, выделяют орфограммы, затем записи сверяют с ключом. Работы оценивают самостоятельно, используя критерии оценивания. Оценки ставят в листы самооценивания.

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Индивидуальная

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Письменная работа

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Ознакомление с заданием.

- Продолжаем наш урок. Несколько минут назад мы определили тему нашего урока. Что теперь мы с вами должны сделать? (Поставить цель).

- Правильно. Какова цель нашего урока?

(Научиться находить прилагательное в тексте, уметь  правильно применять эту часть речи).

- Чтобы достичь этой цели, что мы должны сделать?

(Поставить перед собой задачи.)

Задаю наводящие вопросы для определения задач.

Задачи:

  1. Вспомнить, что знаем о прилагательных из начальной школы.
  2. Определить особенности морфологических признаков  имен прилагательных.
  3.    Выяснить, какую синтаксическую  роль выполняют имена прилагательные.

Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством педагога составляют план работы над заданием.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие  монологические высказывания.

Задают вопросы для уточнения информации.

4. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, работа с дидактическим материалом.

- Итак, вы с этой частью речи встречались уже в начальной школе. В связи с этим, предлагаю вам выполнить задание в группах  на скорость. Какая группа выполнит задания быстрее и правильнее.

(На партах лежит лист № 1, задача обучающихся вставить пропущенные слова,  выполнить задание, сделать вывод).

Лист №1.

  1. Закончите      предложение. 
  • Имя прилагательное  - это самостоятельная  часть речи, которая обозначает  признак предмета.
  • Отвечает на вопросы    какой?  или  чей?
  • В предложении чаще всего бывает определением.
  1. Вставьте    окончания   в   именах  прилагательных:

Мягк__  сиянием  месяц  освещал  кроны  больш__   деревьев.  Высоко в небе ровн__ бел__ светом сверкал Юпитер.  Вся природа грезила  предрассветн__ сном.   Голуб__ сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.

  • Вывод:  имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде и числе, что и существительные, к которым они относятся.

Выполняют задание, проверяют правильность выполнения, делают выводы.

Групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в  рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы, выполнение задание,

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Эвристическая беседа по вопросам. наблюдение над языковыми явлениями, анализ единиц языка.

- А теперь вернемся к нашему стихотворению, с которого начали урок.

-  Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых зависят.

(Дети выписывают словосочетания, читают вслух выписанные словосочетания).

- Попробуйте определить падеж у выписанных прилагательных.

(Дети пробуют  определить падеж, но понимают, что падеж можно определить, только определив его у имени существительного. Делают соответствующие выводы).

Принимают участие в работе, под руководством педагога выполняют задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

6. Первичное закрепление с комментированием  во внешней речи.

7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы.

Обобщение полученных на уроке сведений.

- Ребята, а вы помните, каким членом предложения может быть имя прилагательное?

(Имя прилагательное может быть определением).

- Откройте учебник на 85-ой странице, прочитайте правило. Отметьте знаками:

«+»- мне это уже известно;

«-»- об этом я не знал (-а);

«!» - хочется узнать больше.

(Дети читают правило, комментируют расставленные знаки.  Делают вывод, что не знают, в каком случае имя прилагательное бывает сказуемым).

- Возьмите на столе лист №2.  Разберите предложения по членам (работа в группах).

Лист №2.

Разберите предложения по членам.

  • Мне нравятся   большие   яркие     цветы.

 

  •  Моя мама обаятельная.

(Дети сами не могут определить, почему во втором предложении прилагательное является сказуемым, объясняю правило, в каком случае прилагательное является сказуемым).

 

- В заключении я вам  предлагаю, пользуясь правилом из учебника,  сделать памятку по теме «Имя прилагательное».  

- Домашнее задание.

- Хорошо. А теперь, оцените свою работу на уроке, используя прилагательные.

- Я тоже хочу сказать, что вы на уроке были…

- Спасибо. Наш урок закончен. Пользуясь смайликами, покажите, с каким настроением вы уйдете с урока?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В  сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Создают памятки, рассказывают правило по своей памятке, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Заполняют листы достижения.

Индивидуальная, групповая

Групповая

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению по памяти).

Регулятивные:  контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Личностные: понимают,  в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности  и в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

Устные ответы.

Листы обратной связи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс

Слайд 3

ВЕСНА Зеленым бисером на ветках, Явились первые листочки И в небе облаков виньетки, И певчих птиц большие точки. И заиграло ярким светом Весной разбуженное небо... И закружилась над планетой Весна, но канет вскоре в небыль. Лариса Кузьминская

Слайд 4

Имя прилагательное как часть речи

Слайд 5

Орфографическая зарядка Печ … (), глуш … (), меч… (), р…сток, р… стительность , изл … жение , пол…жить, ц … ган , акац …я, ц … рк .

Слайд 6

Проверьте и оцените свою работу. Пе ч ь (ж.р., 3 скл .), глу ш ь (ж.р., 3 скл .), ме ч (м.р., 2 скл .), р о ст ок ( искл .), р а ст ительность, изл о ж ение, пол о ж ить, ц ы ган, ака ц и я (на - ция ), ц и рк. Критерии оценивания: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки, «2» - 5 и более ошибок .

Слайд 7

Цель урока: научиться находить прилагательное в тексте, уметь правильно применять эту часть речи.

Слайд 8

Задачи: Вспомнить, что знаем о прилагательных из начальной школы. Определить особенности морфологических признаков имен прилагательных. Выяснить, какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные.

Слайд 9

Закончите предложение. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета . Отвечает на вопросы какой? или чей ? В предложении чаще всего бывает определением .

Слайд 10

Вставьте окончания в именах прилагательных: Мягк им сиянием месяц освещал кроны больш их деревьев. Высоко в небе ровн ым бел ым светом сверкал Юпитер. Вся природа грезила предрассветн ым сном. Голуб ой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари. Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде и числе, что и существительные, к которым они относятся.

Слайд 11

Выпишите эпитеты с существительными, определите падеж у прилагательных Зеленым бисером на ветках Явились первые листочки И в небе облаков виньетки, И певчих птиц большие точки. И заиграло ярким светом Весной разбуженное небо... И закружилась над планетой Весна, но канет вскоре в небыль.

Слайд 12

Определите падеж у имен прилагательных Зеленым бисером , первые листочки , певчих птиц, большие точки , ярким светом. Вывод: - прилагательное изменяется по падежам как существительное; - падеж у прилагательного можно определить только по имени существительному, к которому оно относится.

Слайд 13

Прочитайте правило и отметьте знаками: «+» - мне это известно, «-» - об этом я не знал (-а), «!» - хочется узнать больше.

Слайд 14

Проверьте выполненное задание Мне нравятся большие яркие цветы . Моя мама обаятельная .

Слайд 15

Оцени свою работу на уроке, используя прилагательные, например: активный усидчивый, любознательный, дружелюбный, пассивный, исполнительный, аккуратный внимательный



Предварительный просмотр:

Задание.

  1. Прочитайте.  Сравните  тексты и скажите, чем различаются эти тексты?
  2. Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв.  Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лекарь. 

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь. 

3

3



Предварительный просмотр:

  1. Закончите предложение.

Имя прилагательное  - это __________________ часть речи,

которая  обозначает_________________________________.

Отвечает на вопросы___________ и _________.

В предложении чаще всего бывает ____________________.

  1. Вставьте окончания в именах прилагательных:

    Мягк…  сиянием  месяц  освещал  кроны  больш…   деревьев.  Высоко в небе ров…   бел…   светом сверкал Юпитер.  Вся природа грезила  предрассветн… сном.   Голуб…   сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.

  1. Вывод:

 

  1. Закончите предложение.

Имя прилагательное  - это __________________ часть речи,

которая  обозначает_________________________________.

Отвечает на вопросы___________ и _________.

В предложении чаще всего бывает ____________________.

  1. Вставьте окончания в именах прилагательных:

    Мягк…  сиянием  месяц  освещал  кроны  больш…   деревьев.  Высоко в небе ров…   бел…   светом сверкал Юпитер.  Вся природа грезила  предрассветн… сном.   Голуб…   сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе почувствовалось приближение зари.

  1. Вывод:

 

Разберите предложения по членам.

  • Мне нравятся   большие   яркие     цветы.

 

  •     Моя мама обаятельная.

 

Разберите предложения по членам.

  • Мне нравятся   большие,    яркие     цветы.

 

  •     Моя мама обаятельная.

 

Лист самооценки

Дата _________  Класс___________ Ф.И. _______________

Тема урока «Имя прилагательное как часть речи».

Вид работы

Моя оценка

Мой шаг

Оценка учителя

Орфографическая зарядка

Я умею находить имя прилагательное в тексте

Я умею определять род, число и падеж прилагательного

Я умею определять синтаксическую роль у имени прилагательного

Я умею работать в группе

Итого:

Лист самооценки

Дата _________  Класс___________ Ф.И. _______________

Тема урока «Имя прилагательное как часть речи».

Вид работы

Моя оценка

Мой шаг

Оценка учителя

Орфографическая зарядка

Я умею находить имя прилагательное в тексте

Я умею определять род, число и падеж прилагательного

Я умею определять синтаксическую роль у имени прилагательного

Я умею работать в группе

Итого:

2

2



Предварительный просмотр:

Имя прилагательное

Значение

Признак предмета

Вопросы

Какой? Чей?

Морфологические признаки

Род (в ед. числе),

падеж, число

Синтаксическая

 роль

Определение, сказуемое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"

Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе

Технологическая карта урока по теме "Местоимение как часть речи" в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка "Не с прилагательными". 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой...