«Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

технологическая карта открытого урока русского языка в 5 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»

Учитель: Суслопарова Лариса Ивановна

УМК: А.Д. Шмелев, учебник «Русский язык. 5 класс» для ОУ под редакцией А. Д. Шмелёва, Э.А. Флоренской. 

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

Класс: 5 

Предмет: русский язык

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: создание условий  для формирования умений обучающихся писать слова с орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

Задачи урока:

  1. Образовательные: изучить орфограмму, совершенствовать навыки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных;
  2. Развивающие: развивать  учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности обучающихся с включением коррекции некоторых  видов деятельности; включение исследовательской деятельности;
  3. Воспитательные: воспитывать у обучающихся бережное отношение к русскому языку и интереса к его изучению; воспитывать культуру речи, культуру поведения; трепетное отношение к своей семье.

Планируемые результаты:        

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, учатся подтверждать аргументы фактами.

Методы: Рассказ, беседа, поисковый, эвристический методы, исследование

Технология:  проблемного обучения, развивающего обучения, здоровье-сберегающая технология.

Приемы:

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная, работа в группах.

Оборудование: учебник русского языка, 5 класс, часть 2, под редакцией А.Д. Шмелева, 2016 год,  карточки, семейные фотографии , плакаты, бумага А4, цветные ручки, карточки с буквами.

Ход урока

Этап урока:

Цель этапа:

Деятельность учителя/деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

У-ль: Приветственное слово учителя, проверка готовности уч-ся к уроку.

Ребята, я очень рада вас видеть. Какой у нас сегодня урок? Правильно, урок русского языка. Я вижу по вашим лицам, что у вас хорошее настроение. Меня это радует. Я желаю вам  узнать много нового и получить хорошую оценку вашего труда и высокую отметку.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку 5.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

Уч-ль: Обращаемся к эпиграфу.

Вместе не трудно,

Вместе не тесно.

Вместе легко

И всегда интересно!

- Какое отношение имеет такой эпиграф к нашему уроку?

- А й  ещё вам бывает так же хорошо, радостно, интересно?

Верно! В семье. А вы принесли сегодня семейные фотографии? Расскажите, кто изображён, в какой момент. Любите ли свою семью?

- Обращает внимание ещё на одно высказывание:

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подольше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

«Какая хорошая ваша семья».

- В каких словах встретился мягкий знак? Правильно, это слова семья, друзья, любовь. Какую функцию выполняет мягкий знак?

- Уч-ся: разделительную и смягчающую.

Минутка чистописания: прописывают буквы ж,ш, ч, щ. дают характеристику звукам.

Уч-ль: в слове дочь пишется ь? А можете ли вы определить его функцию?

Уч-ся: звук ч мягкий, поэтому он выполняет какую-то другую функцию.

Коммуникативные:

Адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своего действия.

Регулятивные:        

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания.

Выявление места и причины затруднения

Уч-ль: А теперь посмотрите на доску, определите лишнее слово в каждой строке:

Говорить, красивый, умный.

Лес, лесной, морозный.

Дерево, птица, уроки.

Врач, ночь, обруч.

Уч-ся: говорить – глагол, лес- сущ, уроки, ночь – сущ. 3 скл.

Проблема: почему слово ночь с мягким знаком, а обруч и врач без мягкого знака.

Познавательные:

Ученик научится или получит возможность научиться под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

Регулятивные:

На основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов.

Определение темы урока.

Целеполагание

Формулируют тему урока. Записывают. Ставят цель: разобраться, почему в сущ. после шипящих в одном случае пишется мягкий знак, а в другом не пишется

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования регуляции своего действия.

Открытие нового знания

Стр.153: проводят исследование. Пытаются сформулировать правило самостоятельно. Сравнивают с теорией на стр. 154

Познавательные:

Выполнять задание на основе свойств полученных знаний, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять действия по заданному алгоритму.

Физкультминутка

Под музыку выполняют произвольные упражнения.

Первичное закрепление

У-ль:  Чем вы любите заниматься дома в свободное время? А любите загадывать  и отгадывать загадки? Сейчас мы разделимся на 2 группы и будем разгадывать загадки. Отгадки будем записывать в таблицу. Кто быстрее отгадает и правильно запишет отгадки , получит жетон. Итак, приступаем.

Махнула птица крылом

И накрыла весь свет одним пером (ночь)

Хвост во дворе, нос в конуре.

Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт (ключ)

Маленький шарик под лавкой шарит (мышь)

Стоит над водой, трясёт бородой (камыш)

Он от битья не плачет

А прыгает и скачет (мяч)

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдаёт (карандаш)

Уч-ль: предлагаю выполнить творческую работу. В каждой семье иногда случаются необычные смешные истории. Составьте устный рассказ на тему «Однажды…», используя слова (записаны  на доске) доч…, калач…, печ…, мыш…, ноч…

Замените словосочетание одним словом – сущ с шипящей на конце, поставив  где нужно мягкий знак.

Задание на карточках.

Человек, который играет на трубе – трубач.

Очень сильный человек – силач.

Колючее животное – ёж.

Человек, который играет на скрипке – скрипач.

Человек, который охраняет школу ночью – сторож.

Девочка для мамы – дочь.

 Оцените друг друга. Всё правильно – 5, одна ошибка – 4, две – 3. Если кто-то не справился помогите. Критерии оценивания на доске.

Личностные:

Уметь проводить действия самооценку на основе успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

 Регулятивные:

На основе вариантов решения практических заданий, под руководством учителя делать выводы об изученном понятии, система знаний ориентирующая школьников на проверку правильности выполнения задания, по правилу, алгоритму.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У-ль: Ребята, а как вы проводите вечера в семье? Чем занимаетесь?

Я предлагаю выполнить самостоятельную работу. Текст распечатан на карточках. Прочитайте текст. О чём он? Правильно, текст о семье, о ценности отношений в семье. Семья – это счастье и смысл жизни. когда все вместе, тогда и душа на месте.

Вставляем буквы и оцениваем себя по критериям.

Текст:

В декабре день короткий, а ноч… длинная и тёмная. На улице холодно, а вдоме весело топится печ…Мама варит борщ…Малыш… пьёт молочко и ест мягкий кулич… Мама посмотрела на часы. Скоро вернутся муж… и старшая доч…

.

Личностные:

проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Включение в систему знаний и повторение

У-ль:

Игра «Составь слово». Разделимся на 2 команды, каждому члену команды раздаются буквы. Каждая буква на отдельном листе. Нужно угадать, какое слово зашифровано в задании и составить его правильно. Для этого каждый должен взять по букве и встать, где нужно. Отдельно лежат два мягких знака.

1 команда.

Он расцветает весной, и подарю его я маме родной (ландыш).

2 команда.

В полдень или в полночь друг придёт на (Помощь)

Познавательные:

Выполнять задание на основе свойств полученных знаний, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять действия по заданному алгоритму.

Домашняя работа

Творческое задание: написать небольшой рассказ о своей семье, используя существительные с мягким и без мягкого знака после шипящих.

Сочинить сказку о мягком знаке.

№ 83 (задание №2)

Личностные:

Способность организации самостоятельной учебной деятельности.

Рефлексия

У-ль: Вспомним тему урока, цель.

Достигли ли мы цели: поставьте в теради +, если достигли цели;

-, если не достигли цели; ?, если остались вопросы.

Оцените свою деятельность на уроке: 5, 4, 3.

В награду за урок я хочу подарить вам памятки.

Чтобы знать, как писать,

Надо род определять.

Если женский род, то надо

Мягкий знак употреблять.

И тогда мы пишем рожь,

Мышь, печь, сушь и молодёжь.

Если род мужской у слова –

Нету знака никакого!

И тогда пиши калач,

Врач, малыш, гараж и грач.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Коммуникативные:

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенче...

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. )...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных и глаголов"....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных".

Я работаю в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века. Мой урок по русскому языку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» был проведен в системно-деятельностно...

"Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных", русский язык, 5 класс

Тип урока: комбинированныйЦель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных....

Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р. и его отсутствие у существительных м.р.

Логопедическое групповое занятие на тему "Мягкий знак после шипящих в конце слова у существительных ж.р.и его отсутствие у существительных м.р."...