Карточки для закрепления по теме"Причастие"
тренажёр по русскому языку (7 класс)

Кузнецова Светлана Борисовна

Карточки позволят закрепить пройденный материал по теме "Причастие" в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_prichastie.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКИ ПО ТЕМЕ « ПРИЧАСТИЕ»

Спиши, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Над действительными причастиями надпиши букву д, над страдательными – с. Обозначь причастные обороты как члены предложения. х

Выпиши словосочетания «прилагательное + существительное».

Зимой засыпанные снегом и окруж...нные со всех сторон лесом пинежские деревни мало чем отличаются друг от друга . Но по весне каждая деревня выгляд...т по-своему.

Пекашино расп…знают по лиственнице – громадному зеленому дереву возвышающ…муся на отлогом скате горы. Пни полуистлевшие источенные муравьями могли бы много рассказать о прошлом деревн.. .

К середине апреля на Пинеге зачернела дорога, уставленная еловыми вешками. С крыш капало. Из осевших сугробов за одну неделю выросли дома – большие, по-северному громоздкие, с мокрыми, потемневшими бревенчатыми стенами. Днем, когда пригревало, в косогоре вскипели ручьи и по деревне волнующе расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников.

Выпиши вначале словосочетания х

«действительное причастие + существительное»,

х

затем «страдательное причастие + существительное». Обозначь главное слово словосочетания. С любыми двумя словосочетаниями составь предложения.

За чернеющим лесом; сорванные травы; смешанным лесом; расчищенные дорожки; на пестреющем лугу; от надвигающейся тучи; вьющуюся зелень; о движущемся циклоне; у обуглившегося пня; поющие соловьи; вспыхнувшее пламя; к чернеющему лесу; преодолимые препятствия; невидимые следы.

Выпиши вначале словосочетания с действительными причастиями в роли главного слова, затем – со страдательным.

х х

Образец: поющие на заре, утомленные походами.

Рассказывающие о путешествиях; разрисованный карандашом; населяющих пустыни; изготовляемые на заводах; колеблющий березку; развеянные ветром; плескавшееся тихо; гонимый ветром; дремлющая на ветке; едва различимый; овеянная славой; сеющие в апреле; летающий комар; посаженых весною; чернеющему вдали; на бегущем коне; рассеянных по небу.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы причастий. С тремя причастиями составьте предложения с прямой речью, стоящей после слов автора.

Шагать, надеяться, насупиться, показаться, принадлежать, вести, щуриться, смущаться.

От данных глаголов образуй страдательные причастия настоящего времени. Обозначь суффиксы причастий. Выпиши глаголы, которые употребляются преимущественно в профессиональной речи.

Видеть, слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, присоединять, внушать, вселять, поселять, вносить, вливать, навевать, нагонять, вовлекать, завлекать, втягивать, затягивать.

Замените действительные причастия страдательными. Вставьте пропущенные буквы.

Образец: Воины, охраняющие границы. – Границы,

охраняемые воинами.

1. Ученик, возвраща…щий книгу. 2. Строители, восстанавлива…

щие здание. 3. Люди, возрожда…щие город. 4. Собеседники, возобновля…щие разговор. 5. Вода, враща…щая турбины. 6. Хирург, опериру…щий больного. 7. Мальчик, припомина…щий стихотворение. 8. Разведчик, выполняя…щий задание. 9. Воды, омыва…щие остров.

В тексте выделены причастные обороты. Найди слова, к которым относятся причастные обороты, затем спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели причастный оборот и ставь вопрос от определяемого слова к причастному обороту. Расставь, где нужно, запятые.

Образец: Саперы, управляющие лодкой, не бросали весел.

1. Два разведчика прокладывающ… дорогу пехот… вышли на ближайшие подступы к Висл… .4 2. Ориентируясь на высоки… черны… ветлы подпирающи… небо друзья плыли рядышком. 3. Под пр…крытием высокой переспелой ржи разведчики проб…рались к длинному черному холму, очевидно, являющ…муся главным рубеж…м обороны. 4. Один за другим бойцы вскакивали в лодку, размещались, на скамьях а кто и прямо на решетк… пр…крывающ…й днищ… .5. Лодка управляемая твердыми и сильными руками саперов чиркнула плоским днищем о песчаную отмель. 6. Струи пуль тяжелого пулемета установленного на лодке просвистели поверх голов десантников, прижимая немецких пулеметчиков засевших за дамбой к земле.7. Саперы выглядывали на скользящие туда и сюда десантные лодки и временами кричали. 8. После недавно прошедшего дождя на мягкой почве были следы шин.

(А. Авдеенко)

Спиши, вставляя пропущенные буквы, обозначь причастный оборот как член предложения. Подчеркни основу предложения.

х

Укажи словосочетания «глагол + существительное в косвенном падеже».

К…гда идешь 1 лесом, невольно хвата…шься за ветви, прот…-

нувшиеся к тропинк… . Хорошо утоптанная тропинка прив…ла к

ж…вописному болоту, обр…зовавшемуся из лесной заплывшей речки. Яркая зелень к…мыша пер…межалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространявшего вокруг свой речной аромат. Заросли кудрявого ивняка, сплотившегося по берегу болота, сдерживали напор елового леса.4 Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень черные зеркала воды.

(В. Солоухин)

Из слов, данных в скобках, образуй причастный оборот, затем спиши, выделяя причастный оборот запятыми и указывая определяемое слово.

х

Укажи три словосочетания «глагол + существительное» и три

х

«глагол + наречие».

На картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображена медведица с медвежатами (наслаждаться, в, лесная чаща, утренняя прохлада).4

Еще рано. Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается легкий туман (застилать, лесные дали, прозрачная дымка). Дремлют сосны (еще, не сбросить, с себя, сон). Солнце (выглянуть, из-за горизонта) чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака (проплывать, высоко-высоко, над, деревья). Воздух (пахнуть, смола) чуть сыроват, прохладен и душист.4

В чаще леса на полянке, у сосны (сломать, буря) расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные, вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий (залезть, на, верхушка сосны) и с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.

Налива…мый, стро…щиеся, возобновляя…мый, пил…щие, волну…щая, исполняя…мая, леч…щий, использу…мая, грохоч…щая, колыш…щийся, поддержива…мый, дыш…щий, расходу…мый, стел…-

щийся, готов…щийся, уважа…мый, слыш…мый, кол…щий, волну…мый, люб…щая, ро…щий, вид…мый, бор…щийся.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.

Кле…щее, леч…щий, наруша…мое, слыш…щий, вертящ…йся, охраняя…мое, хлопоч…щая, облагоражива…щая, трепещ…щий, дремл…щий, выслушива…мый, прерыва…мый, держ…щийся, дыш…-

щий, се…щие, опериру…мый, хлещ…щие, терп…щий, забыва…мый, знач…щий, редактиру…мый, невид…мый, жажд…щая, беспоко...-

щийся, муч…мый.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.

Реша…мый, езд…щий, стро…щий, рокоч…щий, ре…щий, движ…мый, рекоменду…мый, щебеч…щая, сопутству...мый, знач…щий, вер…щий, бушу…щая, лопоч…щий, выращива…мая, вид…-

щий, та…щий, угрожа…мая, движ…щиеся, брезж…щий, колебл…мые, тревож…щаяся, лепеч…щий, стро…щаяся, дремл…щий, клее…щее, слыш…щий.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи действительные и страдательные причастия, выдели суффиксы. С тремя словами составь предложения. Произведи синтаксические разбор одного из предложений.

Извива…щийся, расстила…щийся, выполня…мая, пригрева…-

мая, бор…щийся, омыва…мое, мел…щий, пен…щаяся, меч…щий, управля…мые, хлопоч…щая, клокоч…щий, пыш…щее, замеча…мый, оклеива…мый, прослушива…мый, оканчива…мый, стрекоч…щая, леле…щая, раздвига…мая, трепещ…щий, ненавид…щая, изменяя…мый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....

упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....

Карточки на закрепление темы "Корни с чередованием", "Правописание приставок" 5 класс

Дилактический материал для учеников 5 класса по темам: "Корни с чередованием", "Правописание приставок"...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение и закрепление материала"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение и закрепление" сопровождается презентацией и подробным конспектом урока....

Урок-игра по русскому языку Закрепление знаний по теме «Причастие»

Урок-игра по русскому языку  Закрепление знаний по теме «Причастие»...

2 класс УМК "Spotlight" карточки на закрепление темы "Погода и одежда"

Данные карточки представляют собой разноуровневые задания. Card 1 - базовый уровень, Card 2 - повышенный....