ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
консультация по русскому языку (7 класс)

Морозова Людмила Борисовна

Как помочь учащимся не путать причастие и деепричастие.причастный и деепричастный оборот

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Морозова  Людмила  Борисовна, учитель русского языка и литературы

                  ГБОУ СОШ № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга

ВИДЫ  ЗАДАНИЙ ПРИ  ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

                                                  ( в рамках подготовки к ОГЭ).

           В классах с высоким процентом детей-инофонов возникает достаточно много  проблем, особенно при изучении тем «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот». Это обусловлено тем, что подобные синтаксические конструкции носят преимущественно книжный характер и в речи учащихся-инофонов практически не используются. При этом далеко не все дети способны  разграничить и отчетливо произнести – ВШИЕСЯ или – ВШИСЬ.

            Разумеется, тут же возникает вопрос, как помочь им разграничить и на слух, и на письме обособленное (или необособленное) определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

            Приведем пример, проанализировать который  дети-инофоны без дополнительных усилий учителя не смогут. Чем отличаются эти предложения и  в каком предложении какой оборот?

            Небо, полностью очистившееся после дождя, посветлело.

            Небо, полностью очистившись после дождя, посветлело.

           К сожалению, большинство инофонов назовет эти предложения идентичными и задаст вопрос  к обоим предложениям НЕБО – КАКОЕ?

           Опыт работы показывает, что для  понимания, осознания, закрепления данного материала требуется ряд заданий, которые будут демонстрировать учащимся различие обособленных определений и обособленных обстоятельств. Учащиеся-инофоны  должны научиться безошибочно находить определяемые слова к  оборотам, правильно задавать вопросы и верно определять, какой именно оборот в каждом предложении.

           Все предложения выписаны из рассказа Э.Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка» в прекрасном переводе К.Чуковского, изобилующем и причастными, и деепричастными оборотами. Данное произведение, скорее всего, знакомо детям по 6 классу. Оно понятно по сюжету, а  наличие слов, нуждающихся в объяснениях одноклассников или учителя, будет способствовать расширению лексикона учащихся-инофонов.

 

                                                     ЗАДАНИЕ  1.

Найти все слова, обозначающие действия в предложении. Разграничить, в каких случаях они выражают основное действие (глаголы), а в каких – добавочное (деепричастие).

 Обозначить деепричастный оборот.

           а) Малыш пошарил вдоль забора и, отыскав небольшое отверстие, вылез на улицу.

          б) Уложили вещи, заперли дом и отправились в деревню, взяв с собой киску в корзине.

          в) Некоторое время она прождала, притаившись в палисаднике одного дома.

          г) Попав в неприятное ей место, она, естественно, попыталась выплыть и в результате            поплыла к берегу.

         д) Однажды в сумерки, украсившись взятым напрокат цилиндром, Сэм вручил кошку и ее аттестат распорядителям выставки.

                                                      ЗАДАНИЕ  2

Найти все определения к существительным в предложениях. Указать, какие из них выражены причастиями. Обозначить причастные обороты.

        а) Киска ответила на эту вольность движением лапки, вооруженной пятью большими рыболовными крючками.

        б) В конце концов киска, измученная голодом, подкралась к большой рыбьей голове, положенной в ящик с ловушкой.

       в) К концу октября там построили высокое здание, и трущобница, теснимая голодом, однажды прокралась к ведру, оставленному во дворе негром.

      г) Дело уже дошло до фырканья и урчанья, когда выплеснутое из верхнего окна ведро воды залило обоих и основательно охладило их пыл.

      д) Нежелание спать в подбитой шелком корзине и частые столкновения с оконными стеклами доказывали только, что корзинка недостаточно нарядна, а зеркальные стекла недостаточно прозрачны.

                                                 ЗАДАНИЕ 3

                                  (Обобщающее  для 1 и 2 задания)

                                 Выборочно-распределительный диктант.

Выпишите из предложений в следующем порядке  и распределите по графам таблицы:

1.Определяемое слово.

2.Причастие или деепричастие.

3.Зависимые слова к нему.

4.Оборот – причастный или деепричастный, правильно обозначив его.

а) В окне наверху показалась женщина, прикрикнувшая на собаку.

б) Киска ни разу не видела взрослой крысы за все свои разнообразные жизни, однако схватила находку и потащила ее, намереваясь припрятать впрок.

в) Но все это исчезло, исчезло безвозвратно, унеся с собой все привычные запахи, и сердце бедняжки сжалось от полной безнадежности.

г) Она подолгу сидела у окна, с тоской разглядывая крыши и задние дворы.

д) Что-то заставило ее повернуть к югу, и, лавируя между собаками, повозками и кошками, извилинами бухты и прямыми решетками, она очутилась часа через два среди привычных  запахов.

                                                    ЗАДАНИЕ  4

                                      УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАМЕНУ

                    Заменить одно из распространенных сказуемых деепричастным оборотом.

   а) Она обошла безмолвные кучи сора и не нашла ни утешения, ни пищи.

   б) Она  притаилась на чердаке, укрылась от преследований и дождалась ночи.

   в) Кошка напрягала все свои силы, мчалась с небывалой скоростью, но не решалась    перескочить через забор.

  г) Она проскользнула в боковую калитку, перескочила через  заднюю стену, затем уселась, проглотила кусок печенки.

д) Негр заметил маленького незнакомца и стал с любопытством следить за ним.

                                                   ЗАДАНИЕ  5

                               ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

              Заменить  придаточное предложение причастным оборотом.

а) Как найти дорогу, которую она никогда не видала?

б) Осторожность заставила ее пойти по речному берегу, который своей вонью напоминал ей  о родине.

в) Она пожертвовала всем на свете, чтобы вернуться к дому, который перестал существовать.

г) Однажды ночью кошка-мать почуяла чудный запах, который доносился с реки.

д) Наконец он достиг деревянных ступенек, которые спускались в подвальную лавку продавца птиц.

                  СЛОВАРИК СЛОВ, ТРУДНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ СЛОВ:

Палисадник -  участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).

Напрокат -  во временное пользование за плату.

Аттестат (здесь)- свидетельство на бумаге.

Цилиндр - высокая твердая мужская шляпа цилиндрической формы с узкими полями.

Трущобница – обитательница трущобы - тесно застроенной, неблагоустроенной части города, обычно на окраинах, где живет беднота.

Подбитый (здесь) – подшитый с нижней стороны.

Фырканье (здесь) – шипение, ворчание.

Урчанье -  издавать клокочущие, рычащие звуки, ворчать.

Впрок - про запас.

Лавируя  - от лавировать - двигаться не прямо, зигзагами, обходя препятствия.

д) Наконец он достиг деревянных ступенек, которые спускались в подвальную лавку продавца птиц.

                                                        ЗАДАНИЕ  6

Придумать предложения с причастными и деепричастными оборотами по картине (иллюстрации Е.Бородачевой к рассказу «Королевская  аналостанка»).

Иллюстрация  ниже.

      В заключение хочется привести мысль  профессора С.Н.Цейтлиной: «Разумеется, невозможно переделать, приспосабливая их к нуждам инофонов, все существующие учебники и методики, но можно и нужно обеспечить для детей-инофнов определенное лингвометодическое сопровождение, которое помогало бы им овладевать русским языком хотя бы в той степени, которая необходима для освоения школьной программы и нормальной коммуникации с учителями и товарищами по классу».

                                                   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс

Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....

Русский язык. Вопросы к Зачету по теме "Обособленные члены предложения.". 8 класс

Вопросы и задания по теме "Обособленные члены предложения" соответствуют программе по русскому языку в 8 классе. Можно использовать в подготовке к ГИА и ЕГЭ....

Контрольная работа по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс.

Контрольная работа по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс....

Урок "Обособленные члены предложения" 8 класс

Разработка урока на материале литературы и живописи Бурятии...