Адаптированная образовательная программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, коррекционная школа
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Александра Григорьевна Хозяинова

Адаптированная образовательная программа составленя для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_5_klass_fgos.docx78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Название учреждения

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО ______

Протокол № ____ от «___» _________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Приказ № ___ от «___»_________2020 г.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета

РУССКИЙ ЯЗЫК

Срок реализации программы: 1 год (5 класс).

Составитель: Хозяинова Александра Григорьевна, учитель.

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.
  3.  Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.
  4. Учебный план образовательной организации.

Срок реализации программы: 1 год (5 класс).

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2018.

Изучение русского языка в 5 классе имеет целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: 

- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;

- формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;

- использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач;

- ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

- использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

- формирование навыка последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие положительных качеств и свойств личности.

Общая характеристика учебного предмета

В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Программа по русскому языку в 5 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.

Место учебного предмета

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 170 часов в год, т. е. 5 часов в неделю (34 учебных недели).

Ведущие формы и методы обучения, виды работ

Программа предусматривает проведение уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:

- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

- методов исследования (наблюдение, анкетирование);

- метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).

С целью реализации национально-регионального образовательного компонента, а также в связи с отсутствием учебно-методических пособий по НРК, при изучении материала учебные занятия по предмету строятся так, чтобы обучающимся наглядно демонстрировать окружающую действительность, особенности развития своего края через практические занятия, уроки-беседы, уроки-экскурсии. Содержание учебного материала по НРК отражается также в заданиях, предлагаемых обучающимся на уроках.

Работа по развитию связной речи в содержании учебного материала прописана отдельной строкой в конце, потому что она проводится при изучении всех тем.

Содержание учебного предмета

5 класс

Всего: 170 часов (5 часов в неделю).

I. Повторение.

I.I.  Звуки и буквы. Текст.

Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Установление несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с орфографическим словарем.

Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. Разделительный ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.

Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина «орфограмма». Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.

Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

I.II. Предложение. Текст.

Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в конце предложения. Связь слов в предложении.

Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что делал? что сделает?). Выделение в предложении главных членов и второстепенных членов предложения.

II. Состав слова. Текст.

Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.

Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.

Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению. Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками.  

Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

Непроверяемые безударные гласные.

Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

III. Части речи. Текст.

Названия предметов, действий, признаков. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и значениям. Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

Значение существительного в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.

Существительные, близкие и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как. 

Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью вопросов «кто это?», «что это?».

Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.

Различение имен нарицательных и собственных, умение делать вывод о правилах правописания имен собственных. Правописание имен собственных.

Текст. Отличие предложения от текста.

Понятие о единственном и множественном числе существительных. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.

Понятие «рода» существительных. Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение существительных по родам.

Значение в речи имен прилагательных. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения, художественных определений, переносного значения.

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям

Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов.

Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным.

Значение в речи глагола. Семантические группы глаголов.

Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.

Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.

IV.  Предложение. Текст.

Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам.

Распространение и нераспространенные предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложений однородными членами.

Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.

Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.

Составление диалогов. Определение речевых задач диалога: хотим узнать, хотим сообщить.

Логическое ударение в предложении. Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.

Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте. Работа с деформированным текстом.

V. Повторение.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение слов по алфавиту.

Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение).

Признаки, обозначаемые прилагательными. Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными.

Род прилагательных.

Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета

Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.

Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в тексте.

Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом.

VI. Связная речь.

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста.

Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.

Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова.

Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка.

Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.

Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях.

Тематический план

5 класс

Всего: 170 часов (5 часов в неделю)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Практические виды работ на уроке

Темы регионального компонента

I.

Повторение

35

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Сочинение по картинкам. Деловое письмо. (Адрес).

В ходе уроков. Учитывается при подборке текстов для различных видов работ на уроке.

I.I.

Звуки и буквы. Текст.

18

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Сочинение по картинкам.

1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

1

2.

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

1

3.

Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.

1

4.

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ю, Я.

1

5.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1

6.

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

1

7.

Различение текста и не текста.

1

8.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.

1

9.

Ударные и безударные гласные в слове.

1

10.

Проверка безударных гласных в слове.

2

11.

Текст. Определение темы текста. Заголовок.

1

12.

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

2

13.

Контрольная работа № 1 по теме «Звуки и буквы. Текст».

1

14.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст».

1

15.

Деловое письмо. Адрес.

1

16.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

1

I.II.

Предложение. Текст.

17

Контрольная работа. Работа над ошибками. Деловое письмо. (Адрес).

1.

Выражение в предложении законченной мысли.

1

2.

Распространение предложений.

1

3.

Порядок слов в предложении.

1

4.

Связь слов в предложении.

1

5.

Главные члены предложения. Сказуемое.

1

6.

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

7.

Второстепенные члены предложения.

1

8.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

1

9.

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений.

1

10.

Вопросительные предложения.

1

11.

Восклицательные предложения.

1

12.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

1

13.

Предложение. Закрепление знаний.

2

14.

Контрольная работа № 2 по теме «Предложение. Текст».

1

15.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст».

1

16.

Деловое письмо. Адрес.

1

II.

Состав слова. Текст.

39

Контрольная работа. Работа над ошибками. Деловое письмо. (Поздравление).

1.

Корень и однокоренные слова.

1

2.

Общее и различия в значении однокоренных слов.

1

3.

Включение однокоренных слов в предложения.

1

4.

Окончание – изменяемая часть слова.

1

5.

Установление связи между словами с помощью окончания.

1

6.

Приставка как часть слова.

2

7.

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

8.

Приставка и предлог.

2

9.

Суффикс как часть слова.

1

10.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

2

11.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

2

12.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.

2

13.

Слово-корень с ударной гласной.

1

14.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

2

15.

Проверка безударных гласных в корне слова.

2

16.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

1

17.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

2

18.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

2

19.

Проверяемые гласные и согласные в корне.

2

20.

Непроверяемые написания в корне слова.

    2

21.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

2

22.

Состав слова. Закрепление знаний.

2

23.

Контрольная работа № 3 по теме «Состав слова».

1

24.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Состав слова».

1

25.

Деловое письмо. Поздравление.

1

26.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.

1

III.

Части речи. Текст.

68

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Деловое письмо. (Поздравление. Записка).

Коллективное изложение.

1.

Названия предметов, действий, признаков.

1

2.

Понятие о частях речи. Существительное.

1

3.

Глагол.

1

4.

Прилагательное.

1

5.

Различение частей речи по вопросам и значениям.

2

6.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

2

7.

Контрольная работа № 4 по теме «Части речи».

1

8.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Части речи».

1

9.

Имя существительное. Значение существительных в речи.

1

10.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

2

11.

Собственные и нарицательные существительные.

2

12.

Правописание имен собственных.

2

13.

Текст. Тема и основная мысль текста.

1

14.

Контрольная работа №5 «Правописание имен собственных».

1

15.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Правописание имен собственных».

1

16.

Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе.

1

17.

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

1

18.

Род существительных. Знакомство с понятием рода.

1

19.

Существительные мужского рода.

2

20.

Существительные женского рода.

2

21.

Существительные среднего рода.

2

22.

Различение существительных по родам.

1

23.

Существительное. Закрепление знаний.

2

24.

Контрольная работа № 6 по теме «Имя существительное».

1

25.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

1

26.

Деловое письмо. Поздравление.

1

27.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

1

28.

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

1

29.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

1

30.

Зависимость рода прилагательных от рода существительных.

1

31.

Окончания прилагательных мужского рода.

2

32.

Окончания прилагательных женского рода.

2

33.

Окончания прилагательных среднего рода.

2

34.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1

35.

Изменение прилагательных по родам.

1

36.

Имя прилагательное. Закрепление знаний.

2

37.

Контрольная работа № 7 по теме «Имя прилагательное».

1

38.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».

1

39.

Деловое письмо. Записка.

2

40.

Глагол. Значение глагола в речи.

1

41.

Различение действий, обозначаемых глаголами.

1

42.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.

2

43.

Прошедшее время глаголов.

2

44.

Будущее время глаголов.

2

45.

Различение глаголов по временам.

2

46.

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

1

47.

Глагол. Закрепление знаний.

1

48.

Контрольная работа № 8 по теме «Глагол».

1

49.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол».

1

50.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам.

1

IV.

Предложение. Текст.

15

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Деловое письмо. (Записка).

1.

Главные члены предложения.

2

2.

Второстепенные члены предложения.

2

3.

Постановка вопросов от главных членов предложений к второстепенным членам.

2

4.

Различение нераспространенных и распространенных предложений.

1

5.

Распространение предложений.

1

6.

Знакомство с однородными членами предложения.

1

7.

Дополнение предложения однородными членами.

1

8.

Предложение. Закрепление знаний.

1

9.

Контрольная работа № 9 по теме «Предложение. Текст».

1

10.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст».

1

11.

Деловое письмо. Записка.

2

V.

Повторение.

13

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Деловое письмо. (Письмо).

1.

Повторение по теме «Состав слова».

2

2.

Повторение по теме «Существительное».

2

3.

Повторение по теме «Прилагательное».

2

4.

Повторение по теме «Глагол».

2

5.

Повторение по теме «Предложение».

1

6.

Повторение по теме «Текст».

1

7.

Деловое письмо. Письмо.

1

8.

Годовая контрольная работа.

1

9.

Работа над ошибками в годовой контрольной работе.

1

Перечень обязательных контрольных (практических) работ

5 класс

  1. Повторение. Звуки и буквы. Текст. Контрольная работа.
  2. Повторение. Предложение. Текст. Контрольная работа.
  3. Состав слова. Контрольная работа.
  4. Части речи. Контрольная работа.
  5. Правописание имен собственных. Контрольная работа.
  6. Имя существительное. Контрольная работа.
  7. Имя прилагательное. Контрольная работа.
  8. Глагол. Контрольная работа.
  9. Предложение. Текст. Контрольная работа.
  10. Годовая контрольная работа.

Планируемые предметные и личностные результаты освоения программы

Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

1) формирование интереса к изучению русского языка;

2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

3) овладение основами грамотного письма;

4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут уметь:

минимальный уровень:

- списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам;

- писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм;

- участвовать в обсуждении темы и идеи текста;

- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;

- проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя);

- учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя;

достаточный уровень:

- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45 –50 слов);

- участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

- подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;

- различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;

- находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Для проверки усвоения программного материала можно использовать контрольно-измерительные материалы, представленные далее в программе.

Изучение предмета «Русский язык» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные учебные действия

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым;

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

Система оценки достижений планируемых результатов

В 5 классе действует 5-балльная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.

В промежуточной аттестации учащихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.

Минимальный уровень:

  1. Оценка устных ответов

Устный опрос обучающихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. При оценке устных ответов по предмету «Русский язык» принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну–две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

2. Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные или иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.  

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшать. Основные виды контрольных работ в 5 классе – списывание и диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктантов может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в 5 классе – 45-50 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учеников.

При оценке письменных работ учащихся 5 класса следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5»ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной - двумя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу, в которой допущено 4-5 ошибок.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

Допустимый уровень:

  1. Оценка устных ответов                                            

Устный опрос обучающихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. При оценке устных ответов по предмету «Русский язык» принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5»ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет

Оценка «4»ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну–две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3»ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2»ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

2. Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные или иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т. д.  

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшать. Основные виды контрольных работ в 5  классе – списывание и диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст для диктантов может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило.

Примерный объём текстов контрольных работ в 5 классе – 45-50 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учеников.

При оценке письменных работ учащихся 5 классов следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с одной - двумя ошибками.

Оценка «3» ставится за работу, в которой допущено 4-5 ошибок.

Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

6. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018.

7. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2019.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

9. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

10. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

11. Наглядные пособия.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку

5 класс (5 ч. в неделю, 170 ч. в год)

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

Согласовано

I.

Повторение

I.I.

Звуки и буквы. Текст.

1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст.

2.

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.

3.

Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.

4.

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ю, Я.

5.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

6.

Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)

7.

Различение текста и не текста.

8.

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.

9.

Ударные и безударные гласные в слове.

10.

Проверка безударных гласных в слове.

11.

Проверка безударных гласных в слове.

12.

Текст. Определение темы текста. Заголовок.

13.

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

14.

Звуки и буквы. Закрепление знаний.

15.

Контрольная работа № 1 по теме «Звуки и буквы. Текст».

16.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст».

17.

Деловое письмо. Адрес.

18.

Коллективное составление рассказа по серии картинок.

I.II.

Предложение. Текст.

19.

Выражение в предложении законченной мысли.

20.

Распространение предложений.

21.

Порядок слов в предложении.

22.

Связь слов в предложении.

23.

Главные члены предложения. Сказуемое.

24.

Главные члены предложения. Подлежащее.

25.

Второстепенные члены предложения.

26.

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.

27.

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений.

28.

Вопросительные предложения.

29.

Восклицательные предложения.

30.

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.

31.

Предложение. Закрепление знаний.

32.

Предложение. Закрепление знаний.

33.

Контрольная работа № 2 по теме «Предложение. Текст».

34.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст».

35.

Деловое письмо. Адрес.

II.

Состав слова. Текст.

36.

Корень и однокоренные слова.

37.

Общее и различия в значении однокоренных слов.

38.

Включение однокоренных слов в предложения.

39.

Окончание – изменяемая часть слова.

40.

Установление связи между словами с помощью окончания.

41.

Приставка как часть слова.

42.

Приставка как часть слова.

43.

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

44.

Приставка и предлог.

45.

Приставка и предлог.

46.

Суффикс как часть слова.

47.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

48.

Изменение значения слова в зависимости от суффикса.

49.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

50.

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.

51.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.

52.

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов.

53.

Слово-корень с ударной гласной.

54.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

55.

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

56.

Проверка безударных гласных в корне слова.

57.

Проверка безударных гласных в корне слова.

58.

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

59.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

60.

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов.

61.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

62.

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

63.

Проверяемые гласные и согласные в корне.

64.

Проверяемые гласные и согласные в корне.

65.

Непроверяемые написания в корне слова.

66.

Непроверяемые написания в корне слова.

67.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

68.

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.

69.

Состав слова. Закрепление знаний.

70.

Состав слова. Закрепление знаний.

71.

Контрольная работа № 3 по теме «Состав слова».

72.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Состав слова».

73.

Деловое письмо. Поздравление.

74.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.

III.

Части речи. Текст.

75.

Названия предметов, действий, признаков.

76.

Понятие о частях речи. Существительное.

77.

Глагол.

78.

Прилагательное.

79.

Различение частей речи по вопросам и значениям.

80.

Различение частей речи по вопросам и значениям.

81.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

82.

Употребление разных частей речи в предложении и тексте.

83.

Контрольная работа № 4 по теме «Части речи».

84.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Части речи».

85.

Имя существительное. Значение существительных в речи.

86.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

87.

Одушевленные и неодушевленные существительные.

88.

Собственные и нарицательные существительные.

89.

Собственные и нарицательные существительные.

90.

Правописание имен собственных.

91.

Правописание имен собственных.

92.

Текст. Тема и основная мысль текста.

93.

Контрольная работа №5 «Правописание имен собственных».

94.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Правописание имен собственных».

95.

Изменение существительных по числам. Понятие о единственном и множественном числе.

96.

Употребление существительных в единственном и множественном числе.

97.

Род существительных. Знакомство с понятием рода.

98.

Существительные мужского рода.

99.

Существительные мужского рода.

     100.

Существительные женского рода.

101.

Существительные женского рода.

102.

Существительные среднего рода.

103.

Существительные среднего рода.

104.

Различение существительных по родам.

105.

Существительное. Закрепление знаний.

106.

Существительное. Закрепление знаний.

107.

Контрольная работа № 6 по теме «Имя существительное».

108.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

109.

Деловое письмо. Поздравление.

110.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

111.

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

112.

Различение признаков, обозначаемых прилагательными.

113.

Зависимость рода прилагательных от рода существительных.

114.

Окончания прилагательных мужского рода.

115.

Окончания прилагательных мужского рода.

116.

Окончания прилагательных женского рода.

117.

Окончания прилагательных женского рода.

118.

Окончания прилагательных среднего рода.

119.

Окончания прилагательных среднего рода.

120.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

121.

Изменение прилагательных по родам.

122.

Имя прилагательное. Закрепление знаний.

123.

Имя прилагательное. Закрепление знаний.

124.

Контрольная работа № 7 по теме «Имя прилагательное».

125.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».

126.

Деловое письмо. Записка.

127.

Деловое письмо. Записка.

128.

Глагол. Значение глагола в речи.

129.

Различение действий, обозначаемых глаголами.

130.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.

131.

Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.

132.

Прошедшее время глаголов.

133.

Прошедшее время глаголов.

134.

Будущее время глаголов.

135.

Будущее время глаголов.

136.

Различение глаголов по временам.

137.

Различение глаголов по временам.

138.

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.

139.

Глагол. Закрепление знаний.

140.

Контрольная работа № 8 по теме «Глагол».

141.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Глагол».

142.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам.

IV.

Предложение. Текст.

143.

Главные члены предложения.

144.

Главные члены предложения.

145.

Второстепенные члены предложения.

146.

Второстепенные члены предложения.

147.

Постановка вопросов от главных членов предложений к второстепенным членам.

148.

Постановка вопросов от главных членов предложений к второстепенным членам.

149.

Различение нераспространенных и распространенных предложений.

150.

Распространение предложений.

151.

Знакомство с однородными членами предложения.

152.

Дополнение предложения однородными членами.

153.

Предложение. Закрепление знаний.

154.

Контрольная работа № 9 по теме «Предложение. Текст».

155.

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст».

156.

Деловое письмо. Записка.

157.

Деловое письмо. Записка.

V.

Повторение.

158.

Повторение по теме «Состав слова».

159.

Повторение по теме «Состав слова».

160.

Повторение по теме «Существительное».

161.

Повторение по теме «Существительное».

162.

Повторение по теме «Прилагательное».

163.

Повторение по теме «Прилагательное».

164.

Повторение по теме «Глагол».

165.

Повторение по теме «Глагол».

166.

Повторение по теме «Предложение».

167.

Повторение по теме «Текст».

168.

Деловое письмо. Письмо.

169.

Годовая контрольная работа.

170.

Работа над ошибками в годовой контрольной работе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по природоведению (5 класс) для коррекционной школы 8 вида.

Рабочая программа по природоведению для 5 класса коррекционной школы 8 вида....

Образовательная программа по русскому языку для основной ( общей) школы 5-9 ФГОС УМК Т.А.Ладыженской

Программа создана в соответствии с тебованиями, предъявляемыми к образовательным программам по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся коррекционной школы 8 вида 9 класса

Рабочая программа по русскому языку включает в себя следующие разделы: титульный лист программы, пояснительную записку, цели и задачи программы, учебно-методический комплекс, требования к у...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

     Адаптированная  рабочая программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития( ЗПР).          При обучении детей с задержк...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для ученика 6 класса.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова, Г.А. Богдановой.Программа предназначена для учащегося 6 к...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку для 8 класса по программе под редакцией В.В. Воронковой

Рецензируемая Адаптированная рабочая программа по русскому языку  разработана в соответствии - с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ и основной адаптированной...

Емельянова док.ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Адаптированная образовательная программа по русскому языку для детей с ЗПР» для 7 класса (ЗПР, вариант 7.1)

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требован...