Программа курса по русскому языку для учащихся 9 класса «Подготовка к ГИА»
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Кожевникова Алёна Алексеевна

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Гербаевская основная общеобразовательная школа

Согласованно

на педсовете  школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Программа курса

  по русскому языку

для учащихся 9 класса

«Подготовка к ГИА»

Программу составил:

учитель русского языка

и литературы

Кожевникова А.А

2020 г.

Пояснительная записка

      Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса является авторской.  Программа  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на  34 часа, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых  для успешного  прохождения ГИА, на формирование  базовых знаний  и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ГИА.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Цели и задачи курса

Цель курса:

  • подготовить учащихся к ГИА;
  •  обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»

обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.

Задачи курса:

  • развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
  • Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Требования к уровню подготовки

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять  знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата проведения

П

Ф

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

    Часть 1

2.

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа с тек-стом, создание текста.

3.

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

4.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

5.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста.

6.

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

Практикум

изложение

Создание текста, оценивание

Часть 3

7.

Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

8.

Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

9.

Задание 15.1. Учимся аргументировать.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

10.

Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

11.

Задание 15.2. и 15.3 Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

12.

Задание 15.2. и 15.3. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

13.

Задание 15.2. Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

14.

Задание 15.2. и 15.3.  Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоятельная работа

Часть 2

15.

Понимание смысла текста..

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

16.

 Выразительно-изобразительные языковые средства.  

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

17.

Основные орфографические правила правописания приставок.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

18.

Правописание суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.

Работа с тестом, заполнение бланков

19.

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

20.

Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная.

Работа с тестом, заполнение бланков

21-22.

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

23.

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

24-25.

Простое осложненное предложение.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

26.

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

27.

Типы сложных предложений.

Работа с тестом, заполнение бланков

28-29.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

30-31.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

32.

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

33-34.

Тренировочное выполнение заданий ГИА.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Материально-техническое обеспечение:

  1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2015. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2019 год.
  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2015  9 класс. Москва, «Экзамен», 2019 год.
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2020 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2018 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2019: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2020: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  10.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  11. Работы учащихся
  12. Тестовые задания по русскому языку 9 класс. Москва, «Сфера», 2020 год.
  13. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса        к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            



Предварительный просмотр:

План

подготовки выпускников 9 класса к

основному государственному экзамену по русскому языку

на 2020-2021 учебный год

Цель :

Создание эффективной и планомерной работы школы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в 9 классе.

Задачи:

1.Изучение нормативно-распорядительной и инструктивно-методической базы ГИА.

2.Разработка и реализация комплекса эффективных мер и механизмов

организации и проведения экзамена.

3.Реализация комплекса мер по повышению эффективности информационного обеспечения ОГЭ

4.Создание оптимальных организационно-технологических условий подготовки и проведения экзамена.

5.Отслеживание выбора предметов обучающимися.

6.Контрольно-оценочные функции администрации школы по проверке

прохождения программ, соблюдения режимных моментов заполнения журнала и объективность выставления оценок.

Вид  деятельности

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

Организационно-методическая работа

1.Результаты ОГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году.

2.Знакомство со школьным учебным планом на 2020-2021 учебный год.

3.Разработка  рабочей программы по русскому языку.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. -классный руководитель

Работа с учащимися

1.Информирование по вопросам ОГЭ: «Цели и задачи ОГЭ».

2.Использование  Интернет-технологий  при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Индивидуальные консультации.

3.Использование Интернет-технологий  при подготовке к ОГЭ  по русскому языку.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Октябрь

Организационно-методическая работа

1.Подготовка информационного уголка для учащихся и родителей «Готовимся к экзамену по предметам в 2020-2021 учебном году».

2. Изучение проекта  демонстрационного варианта ОГЭ по русскому языку.

3. Контроль качества знаний учащихся по освоению образовательных программ и государственного стандарта по русскому языку за курс основной школы.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися

1.Информирование учащихся о правилах заполнения бланков ОГЭ. Типичные ошибки при заполнении бланков.

2.Контроль   за успеваемостью  учащихся и посещаемостью уроков.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Родительское собрание «Как успешно сдать ОГЭ»

2. Контроль  за   успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Ноябрь

Организационно-методическая работа

1.Ознакомление со структурой и содержанием КИМ ОГЭ по предметам (демонстрационный вариант).

2.Изучение кодификатора требований к уровню подготовки выпускников.

3.Изучение элементов содержания по русскому языку.

4.Изучение спецификации демонстрационного варианта на 2020-2021 учебный год.

Подготовка к тренировочной работе №1  ( по плану ФИПИ)

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися

1.Дополнительные занятия с учащимися по подготовке к ОГЭ по ликвидации пробелов в знаниях по текущему материалу.

2. Ознакомление со структурой и содержанием демонстрационного варианта по предметам  2020-2021 учебного года.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Информирование и консультирование родителями по вопросам ОГЭ

2.Знакомство с положением                                        о формах и порядке проведения ОГЭ.

3. Индивидуальные консультации с родителями учеников, имеющих неудовлетворительные отметки по русскому языку.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Декабрь

Организационно-методическая работа

1.Проведение тренировочной работы № 1 по русскому языку.

2.Составление графика индивидуальных и групповых  занятий с учениками по подготовке к ОГЭ.

3. Написание анализа тренировочной работы №1.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учениками

1. Проведение тренировочной работы № 1 по русскому языку

2.Участие в диагностическом тестировании.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Итоги тренировочной работы

2. Контроль   за   успеваемостью учащихся и посещаемостью уроков.

3.Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ по русскому языку в 2020-2021 учебного года.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Январь

Организационно-методическая работа

1.Ознакомление с Федеральным банком тестовых заданий по предметам на 2020-2021 учебный год.

2.Совещание при директоре: «Подготовка к ОГЭ учениками 9 классов».

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися.

1.Практикум по теме: «Работа  с бланками: типичные ошибки при заполнении бланков».

2.Индивидуальные и групповые консультации учащихся  по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

3.Знакомство с Федеральным банком тестовых заданий по русскому языку.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Знакомство с Федеральным банком тестовых заданий по русскому языку в 2020-2021 учебном году.

2. Контроль   за   успеваемостью  учащихся и посещаемостью уроков.

3.Индивидуальные консультации с родителями учеников, имеющих неудовлетворительные отметки по русскому языку.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Февраль

Организационно-методическая работа.

1.Выполнение типовых  диагностических работ.

3.Индивидуальное и групповое консультирование учащихся. Рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

3.Работа с Федеральным банком тестовых заданий.

4.Изучение регламента проведения экзаменов.

5. Изучение методических рекомендаций по подготовке  учащихся к ОГЭ (письмо ФИПИ).

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися

1.Работа с заданиями различной сложности.

2.Групповые и индивидуальные консультации учащихся по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Информирование о качестве подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ.

2. Индивидуальные консультации с родителями учеников, имеющих неудовлетворительные отметки по русскому языку.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Март

Организационно-методическая работа.

1.Обновление информационного уголка «Готовимся к экзаменам в 2020-2021 учебном году».

2. Составление тематических тестов на основе Федерального банка тестовых заданий.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с  учащимися

1.Методы решения заданий.

3. Работа с тестовыми контрольными работами.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Знакомство с Федеральным банком тестовых заданий.

2.Контроль   за успеваемостью учащихся  и посещаемостью уроков.

3.Ознакомление со сроками проведения  выпускных экзаменов (приказ МО и Н РФ).

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Апрель

Организационно-методическая работа

1.Проведение тренировочной работы № 2 по русскому языку.

2.Корректировка планов по подготовке выпускников 9 классов к ОГЭ.

3. Использование ИКТ в подготовке к ГИА.

4. Написание анализа тренировочной работы №2.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися

1.Проведение тренировочной работы № 2 по русскому языку.

2.Индивидуальные и групповые консультации учащихся по подготовке к ОГЭ.

3.Использование   Интернет-технологий  по подготовке учащихся  к ОГЭ.

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1. Контроль  за  успеваемостью и посещаемостью уроков выпускниками.

2. Индивидуальные консультации родителей по подготовке к ОГЭ.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Май

Организационно-методическая работа

1. Контроль  за   качеством знаний учащихся 9 классов по   выполнению образовательных программ и государственного стандарта образования за курс основной школы.

2.Дополнительные занятия с учащимися по подготовке к ОГЭ и ликвидации пробелов в знаниях по материалам  уроков заключительного повторения.

3. Изучение методической и дидактической литературы по подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку.

4. Использование ИКТ по подготовке к ОГЭ.

5. Итоги 4 четверти и всего 2020-2021 учебного года.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися

1.Дополнительные занятия с учащимися по подготовке к ОГЭ и по ликвидации пробелов в знаниях по  материалам уроков заключительного повторения.

2. Работа с Федеральным банком тестовых заданий.

3.  Методы решения  заданий части 2  и их оформление.

4. Способы поддержки работоспособности.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Родительское собрание « Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам»

2.Индивидуальные консультации с родителями по подготовке к ОГЭ.

3. Ознакомление со сроками проведения экзаменов.

4.Как подать аппеляционное заявление  в конфликтную комиссию?

5. Советы  по организации режима дня выпускника.

6. Итоги 2020-2021 учебного года.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Июнь

Организационно-методическая работа

1.Написание анализа  ОГЭ за 2020-2021 учебный год.

2.Оформление журналов.

3. Планирование работы на 2021-2022 учебный год.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с учащимися

1.Индивидуальные консультации учащихся по  подаче аппеляционного  заявления.

2. Индивидуальные консультации с  учениками.

3. Результаты экзамена

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы

Работа с родителями

1.Результаты экзаменов.

2. Подача  аппеляционного заявления в конфликтную комиссию.

3. Индивидуальные консультации.

Рейдел Е.Е.-

Зам. директора по УВР

Кожевникова А.А. –учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...

Программа курса "Фразеология русского языка" для профильной подготовки учащихся 10-х классов.

В программу курса включены следующие разделы: «Введение», «Фразеология как раздел науки о языке», «Происхождение фразеологизмов русского языка», «Фразеологизм и его признаки», «Семантическая слитность...

Элективный курс по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика.

Элективный курс " Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобраз...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе "Подготовка к ОГЭ"

Рабочая программа курса преследует цель подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ. Программа, как и задания ОГЭ, разделена на 3 части: подготовка к изложению, подготовка к тестовой части и подготовк...

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс "Подготовка к ЕГЭ: сочинение - рассуждение".

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ: сочинение-рассуждение» содержит систематизированные  теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения на экзамене, а также задания и метод...

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"....