Рабочая программа по русскому языку 10 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: 1) Приказа Министерства образования РФ № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего, среднего общего образования». 2) Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – «Об образовании в Российской Федерации» 3) Школьного учебного плана на 2019 – 2020 учебный год Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, федеральному базисному учебному плану и учебному плану образовательного учреждения на 2019 – 2020 учебный год с учетом режимных требований исправительной колонии общего режима с. Бестях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_klass_.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:

1) Приказа Министерства образования РФ № 1015 от 30.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального, основного общего, среднего общего образования».

2) Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – «Об образовании в Российской Федерации»

3) Школьного учебного плана на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, федеральному базисному учебному плану и учебному плану образовательного учреждения на  2019 – 2020 учебный год с учетом режимных требований исправительной колонии общего режима с. Бестях.

Цели и задачи курса русского языка

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
  • осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
  • совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Планируемые результаты освоения изучения предмета

В результате изучения русского языка в 10 классе учащийся должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;
  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
  • вести диалог, монолог
  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебн0научные  темы;
  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте владения правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
  • строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

  • проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
  • владеть различными приемами редактирования текста;

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами);
  • пользоваться разными видами лингвистическихсловарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
  • пользоваться разными видами толковых словарей;
  • верно использовать термины в текстах научного стиля;
  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные    приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов:
  • проводить орфографический анализ текста;

синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

Содержание учебного предмета

Введение. Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира, русский литературный язык, язык межнационального общения.  Функциональные стили, норма литературного языка.

Повторение пройденных тем в 5 классах.  Лексика. Фонетика. Орфоэпия. Морфемика. Морфология. Фразеология. Словообразование. Состав слова.

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; представление о лексическом значении слова. Полисемия как явление языка. Прямое и переносное значение слова. Способы появления переносного значения слова. Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза). Омонимы. Причина появления омонимов в языке. Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Выразительные возможности омонимии в художественном тексте. Омонимы и многозначные слова. Тропы. Паронимы. Паронимический ряд. Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные, дифференцирующие написания.

Орфография.

Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением; Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем. Написание гласных, зависящее от ударения. Написания, зависящие от буквы, следующей за гласной. Написание гласных, зависящее от значения слов. Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о/ё после шипящих в корнях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих  в окончаниях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих  в суффиксах слов различных частей речи.

Морфология

Имя существительное как часть речи.  Имя прилагательное как часть речи.  Имя числительное как часть речи.  Наречие.  Слова категории состояния. Местоимение. Причастие.  Деепричастие. Предлог. Союз. Частица. Междометие.

Структура курса

Раздел, тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Лексика

16

3

Фонетика

2

4

Орфоэпия

3

5

Морфемика и словообразование

9

6

Морфология и орфография

73

Всего

104

Тематическое планирование по русскому языку в 10 классе

Недельная дата проведения

Тема урока

Количество часов

Введение (1 ч)

1

1 неделя

Слово о русском языке

1

Лексика (16 ч)

2

1 неделя

Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями.

1

3

1 неделя

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

4,5

2 неделя

Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы.

2

6

2 неделя

Омонимы и их употребление

1

7

3 неделя

Паронимы и их употребление

1

8

3 неделя

Синонимы и их употребление

1

9

3 неделя

Антонимы и их употребление

1

10

4 неделя

Происхождение лексики

1

11

4 неделя

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы.

1

12,13

4, 5 неделя

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление

2

14

5 неделя

Лексикография. Обобщающий урок.

1

15,16

5, 6 неделя

Лингвистический анализ текста.

2

17

6 неделя

Контрольная работа по теме   «Лексика. Фразеология. Лексикография»

1

Фонетика (2 ч)

18

6 неделя

Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

1

19

7 неделя

Фонетический разбор слов. Из истории славянской письменности и русского алфавита.

1

Орфоэпия (3 ч)

20

7 неделя

Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков

1

21

7 неделя

Ударение. Типы ударения

1

22

8 неделя

Контрольная работа по теме  «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

1

Морфемика и словообразование (9 ч)

23

8 неделя

Состав слова. Морфемный разбор слова

1

24,25

8,9 неделя

Обучение рассуждению на лингвистическую тему. Состав слова.

2

26,27

9 неделя

Словообразование. Словообразовательный разбор слов.

2

28

10 неделя

Основные способы формообразования в современном  русском языке.

1

29,30

10 неделя

Изложение с творческим заданием.

2

31

11 неделя

Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование»

1

Морфология и орфография (73 ч)

32

11 неделя

Принципы русской орфографии.

1

33

11 неделя

Проверяемые и непроверяемые безударные  гласные в корне слова.

1

34,35

12 неделя

Чередующиеся гласные в корне слова.

2

36,37

12,13 неделя

Употребление гласных после шипящих: в корне, в суффиксе, в окончании.

2

38

13 неделя

Употребление гласных после Ц

1

39

13 неделя

Диктант по теме «Безударные гласные»

1

40

14 неделя

Анализ диктанта

1

41

14 неделя

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание  непроизносимых согласных.

1

42

14 неделя

Правописание сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ и двойных согласных.

1

43,44

15 неделя

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-

2

45

15 неделя

Гласные И и Ы после приставок

1

46

16 неделя

Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.

1

47

16 неделя

Контрольная работа по теме «Морфология и орфография»

1

48,49

16,17 неделя

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

2

50,51

17 неделя

Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных

2

52,53

18 неделя

Правописание сложных имён существительных

2

54

18 неделя

Диктант по теме «Имя существительное»

1

55

19 неделя

Анализ диктанта

1

56

19 неделя

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного

1

57,58

19, 20 неделя

Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание суффиксов имён прилагательных

2

59

20 неделя

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных

1

60,61

20, 21 неделя

Правописание сложных имён прилагательных

2

62

21 неделя

Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного

1

63,64

21, 22 неделя

Особенности склонения имён числительных. Правописание числительных.

2

65,66

22 неделя

Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребление имен числительных в речи.

2

67

23 неделя

Употребление имён числительных в речи.

1

68

23 неделя

Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения

1

69

23 неделя

Правописание местоимений

1

70,71

24 неделя

Сочинение - миниатюра

2

72

24 неделя

Анализ сочинения.

1

73

25 неделя

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

1

74,75

25 неделя

Правописание глаголов

2

76,77

26 неделя

Причастие как глагольная форма.  Образование причастия.

2

78,79

26, 27 неделя

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

2

80, 81

27 неделя

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий

2

82

28 неделя

Диктант по теме «Глагол»

1

83

28 неделя

Анализ диктанта

1

84

28 неделя

Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия

1

85,86

29 неделя

Правописание наречий

2

87

29 неделя

Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния

1

88,89

30 неделя

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

2

90,91

30,31 неделя

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов

2

92,93

31 неделя

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц

2

94,95

32 неделя

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

2

96,97,98

32,33 неделя

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

3

99

33 неделя

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

100

34 неделя

Диктант по теме «Самостоятельные части речи»

1

101

34 неделя

Анализ диктанта

1

102

34 неделя

Комплексная контрольная работа, аналогичная контрольно-измерительным материалам ЕГЭ

1

103,104, 105

35 неделя

Повторение и обобщение пройденного. Итоговый урок

3

Итого

105


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...