Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при однородных членах
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Шошина Ирина Александровна

Эти материалы разработаны к урокам русского языка в 11 классе по темам:

"Однородные и неоднородные определения", "Знаки препинания при однородных членах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1.Тема урока: Знаки препинания при обособленных членах предложения.

2. УМК: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб.для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.

3. 11 Класс.

4. Урок изучения нового материала.

5. Урок исследование.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: изучить понятие «обособленные члены предложения», условие постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.

Содержательная цель: совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания при обособленных членах предложения, формировать умения применять правило в письменной речи.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: внутрипредметная связь с темами «Обособленные члены предложения», межпредметная связь с уроком литературы.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение. Продолжите предложения.

Сегодня добрый день, потому что…

Сегодня добрый день, поэтому…

Сегодня добрый день, значит…

Давайте запишем дату нашего доброго дня.

(Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы)

Сегодня добрый день, потому что на улице хорошая погода.

Сегодня добрый день, поэтому у меня хорошее настроение.

Сегодня добрый день, значит, у меня все получится.

(Записывают в тетрадях число и «классная работа»)

Личностные, коммуникативные

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

(5 минут)

3. Актуализация знаний

(5 минут)

Урок мы начнём с орфоэпической пятиминутки. (На слайде представлен тест, учащимся нужно занести варианты правильных ответов себе в тетрадь, после выполнения теста ученики проверяют тест по эталону, выведенному на слайде, и ставят себе оценки)

1 1) МЕстностей; 2) укрАла; 3) лыжнЯ; 4) вклЮчен.

2 1) ПерезвонИт; 2) взЯла; 3) сОгнутый; 4) призЫв.

3 1) НарОст; 2) снятА; 3) начАть; 4) кОрмящий.

4 1) НарвАла; 2) придАное; 3) навЕрх; 4) нанЯвшийся.

5 1) КвартАл; 2) новостЕй; 3) ненАдолго; 4) бралАсь.

6 1) СорИт; 2) досУг; 3) жАлюзи; 4) клАла.

7 1) ОбнялАсь; 2) прирУченный; 3) столЯр; 4) зАняло.

8 1) СредствА; 2) нажитА; 3) кУхонный; 4) укре пИт.

9 1) ДиспансЕр; 2) полИла; 3) нАчатый; 4) чЕрпать.

10 1) КрасИвее; 2) опломбИровать; 3) обеспЕчение; 4) снялА.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока?

Не просто обособленные члены, а знаки препинания при обособленных членах предложения, запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Ответы на тест:

1 - 4        

2 - 2        

3 - 4        

4 - 1        

5 - 3        

6 - 3        

7 - 2        

8 - 1        

9 - 2        

10 - 2

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное). (Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительным)

Обособленные члены предложения.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Изучение нового материала

(15 минут)

Обособленные определения

1. Обособляются любые определения, относящиеся к личным местоимениям. Мы, голодные, жизнь творили. Это нам, крутым и бессонным, миру будущее дарить. Семилетняя, я читала Анне Фёдоровне вслух «Фрегат «Палладу». Худой, высокий, чуть сгорбленный, он чем-то напоминал мне горестный образ Дон-Кихота.

2. Обособляются согласованные распространённые определения, стоящие после определяемого существительного. Наше сердце, полное любовью, мы готовы Родине отдать. Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

3. Могут обособляться однородные определения, стоящие после определяемого существительного. Любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память.

4. Могут обособляться распространённые определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют дополнительное обстоятельственное значение. Тронутый участием Андрея, Рейнгольд робко упомянул про готовую модель автомата. (Обстоятельственное значение причины: потому что был тронут).

5. Могут обособляться определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения. Вода пробегала по целой системе фильтров и, уже очищенная до предела, уносилась по трубам в цех икринок.

Обособленные обстоятельства

1. Обособляются обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Поезд, скорость набирая, бросает дым на грудь земли. Легко ворча, уходит гром. Майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои. НО: Скрепя сердце Андрей перебирал кандидатуры. Скрепя сердце – фразеологический оборот. Петя закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. Очертя голову – фразеологический оборот.

2. Обособляются обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на, с уступительным значением. Несмотря на усталость, Анатолий был радостно возбуждён. Старушка, несмотря на полное отсутствие у меня каких бы то ни было вещей, охотно сдала мне комнату. Я живу огромной радостью побед, несмотря на свои страдания.

Обособленные приложения

1. Обособляются приложения, относящиеся к личным местоимениям. Мы, дети, в городе бывали редко. Куда они торопятся, эти старинные часы! Сыновья трудового народа, мы народу себя отдаём.

2. Обособляется распространённое приложение, относящееся к нарицательному существительному. Горец, труженик старый, покачал головой. Страшного века свидетель безгласный, вымерший город открыл перед нами красные камни, как рваное мясо, дымные стены с пустыми глазами.

3. Обособляются распространённые приложения, стоящие после определяемого собственного существительного. Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.

4. Однословные приложения присоединяются к нарицательному существительному с помощью дефиса. Ухаживала за мной одна девушка-полька.

5. В конце простого предложения приложения могут обособляться с помощью тире. Я не слишком люблю это дерево – осину.

Обособленные дополнения

Могут обособляться имена существительные с предлогами кроме, вместо, помимо, за исключением, исключая, сверх со значением включения, исключения, замещения. При обыске на квартире у него, кроме маузера, ничего компрометирующего не оказалось. Гость, сверх ожидания, вышел и вскоре же вернулся с женщиной. У многих из нас, помимо книжных шкафов, есть ещё заветная полка.

Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1. Обособляются уточняющие обстоятельства (чаще всего – места и времени). В день начала войны, 22 июня 1941 года, я окончил роман «Хмурое утро». Там, на шахте угольной, паренька приметили.

2. Обособляются пояснительные приложения, начинающиеся со слов или, то есть, как. Клюква, или журавина, растёт на болотах вплоть до полярного круга. Левин, как гостеприимный хозяин, остался у экипажей.

3. Обособляются присоединительные слова, содержащие дополнительные замечания и разъяснения, чаще всего присоединяемые с помощью слов даже, в особенности, например, в частности, в том числе и др. Некоторые казаки, и Лукашка в том числе, встали и вытянулись.

(Конспектируют правила обособления)

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Закрепление изученного материала

(15 минут)

Выполним первое упражнение, выходя по одному по цепочке к доске. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку и запишите нужное предложение.

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. 

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. 

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. 

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

3.Среди предложений 3–6 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

 (16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные». (17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.(20)Конечно, «пятёрка»!

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

– (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. 

(14)Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. (15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. (16)Но что удивительно: пока я нёс его домой, он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. (17)Я нёс его домой и больше всего боялся навредить ему ещё больше. (18)А он тем временем пытался лизнуть моё ухо. (19)Я прижал его к себе. (20)Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. 

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением. 

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

7.Среди предложений 29–38 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта 
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели 
у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном 
и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

(20)Они быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам. (21)Потом она вышла замуж и уехала. (22)«Я не могу взять тебя с собой, – сказала она. – (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу». (25)При ней он не мог заплакать. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

(34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– (37)Она тебя ждёт, – говорил больной.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями. 

(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом,

притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

Выполните тест:

1. Какое утверждение является неверным?

1) Обособленными называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно.
2) Обособленные определения могут быть выражены деепричастным оборотом.
3) Обособленные обстоятельства могут быть выражены существительными с предлогами несмотря на, вопреки, благодаря.
4) Обособленные дополнения могут быть выражены существительными с предлогами кроме, помимо, сверх.


2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обособленными членами называются члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией.
2) Обособленным членом может быть любой член предложения.
3) Обособленным членом может быть любой второстепенный член предложения.
4) Обособляются определения, приложения, дополнения, обстоятельства.


3. С чем нельзя согласиться?

1) Не обособляются и не отделяются на письме запятыми одиночные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
2) Обособляются и отделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они относятся к личному местоимению.
3) Не обособляются и не отделяются на письме запятыми два или несколько одиночных согласованных определения, если они стоят после определяемого существительного.
4) Обособляются и отделяются на письме запятыми распространенные согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного.


4. С чем можно согласиться?

1) Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются только тогда, когда имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки, условия, времени.
2) Несогласованные определения, относящиеся к личному местоимению, не обособляются.
3) Приложение не обособляется, если относится к личному местоимению.
4) Приложение обособляется, если оно распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова.


5. Какая характеристика соответствует предложению?

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом


6. Какая характеристика соответствует предложению?

Там и тут на широкой полосе реки криво торчат сосновые стволы и ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом


7. Какая характеристика соответствует предложению?

Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе.

1) в предложении есть два обособленных определения
2) в предложении есть два обособленных обстоятельства
3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство
4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение


8. Какая характеристика соответствует предложению?

Я испытал чувство радости, острой и яркой, и, бросившись на траву, заплакал от счастья.

1) в предложении есть два обособленных определения
2) в предложении есть два обособленных обстоятельства
3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство
4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение


9. Какая характеристика соответствует предложению?

Несмотря на холодный, пронзительный ветер, все моряки, за исключением кока, стояли на палубе и смотрели вдаль.

1) в предложении есть два обособленных определения
2) в предложении есть два обособленных обстоятельства
3) в предложении есть обособленное определение и обособленное обстоятельство
4) в предложении есть обособленное обстоятельство и обособленное дополнение


10. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.


11. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) В 1886 году от Антона Павловича я получил его книжку «Пестрые рассказы».
2) Вам, как близкому родственнику, нельзя будет выступить в суде свидетелем.
3) Петр Петрович, как же долго мы с вами не виделись!
4) Путешественника, впервые отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги, проложенные в горах.


12. В каком предложении есть уточняющие члены?

1) Она говорила скучновато или устало, очень медленно и внятно.
2) Шагах в десяти от входа в туннель, у самого шоссе, стоял одинокий домик.
3) Мы приближались к старинному русскому городу — Рязани.
4) Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле.


13. В каком предложении есть уточняющие члены?

1) И, утомленный своим счастьем, он тотчас же уснул.
2) Вместо голых утесов, я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья.
3) Мы гуляли по приморскому парку довольно долго, до самого вечера.
4) Валерию, как уроженцу юга, трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

1.Среди предложений 14–18 найдите предложение с обособленным обстоятельством. 

 (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы.

2.Среди предложений 17–20 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. 

(18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине.

3.Среди предложений 3–6 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением.

(5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

4.Среди предложений 16–24 найдите предложение с обособленным приложением.

(24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

5. Среди предложений 14–20 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. 

(15)Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос.

6.Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением. 

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз.

7.Среди предложений 29–38 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

 (35)Проснувшись, братья долго молча сидели 
у догоревшего костра.

8. Среди предложений 20–29 найдите предложения с обособленным согласованным определением.

 (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд – неправда. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

9.Среди предложений 34–37 найдите предложение с обособленным приложением.

 (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках.

10.Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями. 

(51)Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант!

11.Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением.

(30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках.

1. - 2)
2. - 2)
3. - 1), 3)
4. - 1), 4)
5. - 3)
6. - 2)
7. - 2)
8. - 3)
9. - 4)
10. - 4)
11. - 2)
12. - 2)
13. - 3)

Коммуникативные,

регулятивные, познавательные

4.Подведение итогов урока,

рефлексия, информация о домашнем задании

(3 минут)

Ребята, приведите пример предложения с обособленным определением, обстоятельством, приложением, дополнением, уточняющим, пояснительным или присоединительным членом предложения.

Ребята, как вы сами оцениваете, насколько хорошо усвоена вами наша новая тема? Как вы думаете, эта тема важна для вас в дальнейшем? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: подберите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера на основные правила пунктуации при обособленных членах предложения; решить пятый тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку на сайте https://rus-ege.sdamgia.ru/.

(Приводят примеры)

(Записывают домашнее задание в дневник)

Личностные, коммуникативные



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1.Тема урока: ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

2. УМК: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 383с.

3. 11 Класс.

4. Урок изучения нового материала.

5. Урок исследование.

6. Цели урока:

Деятельностная цель: расширить и углубить знания об однородных и неоднородных определениях и приложениях.

Содержательная цель: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных и неоднородных определениях и приложениях на письме.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: внутрипредметная связь с темами «Определение», «Знаки препинания при однородных членах предложения», межпредметная связь с уроком литературы.

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): компьютер, интерактивная доска, проектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 минуты)

Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение. Продолжите предложения.

Сегодня добрый день, потому что…

Сегодня добрый день, поэтому…

Сегодня добрый день, значит…

Давайте запишем дату нашего доброго дня.

(Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы)

Сегодня добрый день, потому что на улице хорошая погода.

Сегодня добрый день, поэтому у меня хорошее настроение.

Сегодня добрый день, значит, у меня все получится.

(Записывают в тетрадях число и «классная работа»)

Личностные, коммуникативные

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

(5 минут)

3. Актуализация знаний

(5 минут)

Урок мы начнём с орфоэпической пятиминутки. (На слайде представлен тест, учащимся нужно занести варианты правильных ответов себе в тетрадь, после выполнения теста ученики проверяют тест по эталону, выведенному на слайде и ставят себе оценки)

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1 1) ПридАное; 2) сливОвый; 3) опОшлят; 4) надОлго.

2 1) ДОнизу; 2) занятА; 3) средствА; 4) прИнял.

3 1) БантЫ; 2) кренИтся; 3) еретИк; 4) некролОг.

4 1) ПОнял; 2) озлОбить; 3) ждАла; 4) партЕр.

5 1) ВрУчит; 2) кОнусов; 3) поднЯв; 4) послАла.

6 1) НачАвшись; 2) облЕгчить; 3) корЫсть; 4) щавЕль.

7 1) ИсключАт; 2) бухгАлтеров; 3) кровоточАщий; 4) позвОнишь.

8 1) НОгтя; 2) пОнявший; 3) агЕнт; 4) добралАсь.

9 1) Иксы; 2) вероисповЕдание; 3) нАчали; 4) черпАть.

10 1) АлфавИт; 2) дозИровать; 3) зАнятый; 4) зАвидно.

Для того, чтобы изучать сегодняшнюю тему урока, нам нужно вспомнить:

вспомним, какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся между ними?

Приведите примеры предложений с однородными членами предложения.

(на слайде) Прочитайте предложения.

Найдите определения. Какие признаки они называют? Как характеризуют предмет?

Правильно! Теперь вы сами можете сказать, чем мы будем сегодня заниматься. Какая тема урока?

Правильно, запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

А наша задача сегодня – вспомнить, в какие определения являются однородными, а какие неоднородными; сформировать навыки и потренироваться.

Ответы на тест:

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 3

5 – 1

6 – 2

7 – 4

8 – 2

9 – 4

10 – 4

Однородные члены:

1)относятся к одному и тому же слову;

2)отвечают на один и тот же вопрос;

3)имеют сочинительной связью;

4)характеризуются перечислительной интонацией.

Запятые.

(приводят примеры) 

В предложении: Высшая, прекраснейшая, самая человеческая задача искусства состоит в том, чтобы слиться с наукой (Д. Писарев) определения высшая, прекраснейшая, самая человеческая/задача/ характеризуют предмет с одной стороны, усиливая, подчёркивая положительные свойства предмета. Это однородные определения.

В предложении: С моря дул влажный холодный ветер (М.Горький) определения характеризуют предмет с разных сторон (влажность и температура ветра). Это неоднородные определения.

Тема сегодняшнего урока – однородные и неоднородные определения.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Изучение нового материала

(15 минут)

Изучение темы  «Однородные и неоднородные определения» сложно и требует достаточного внимания. От умения определять однородные и неоднородные определения зависит не только пунктуационная грамотность, но и правильное понимание анализируемого текста, интонации в устной речи и в конечном счёте удачное, стилистически оправданное употребление определений в речи.

Несколько согласованных определений, не связанных между собою союзами, могут быть как однородными, так и неоднородными. Между однородными определениями ставится запятая, между неоднородными определениями запятая не ставится.

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и).

Пример: Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и. Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный. Определение длинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд. (Товарный поезд является длинным).

Для разграничения однородных и неоднородных определений необходимо учитывать целый комплекс признаков. При разборе и расстановке знаков препинания обращайте внимание на значение, способ выражения и порядок расположения определений в предложении.

Определения являются ОДНОРОДНЫМИ, если:

  • обозначают отличительные признаки разных предметов;

Красные, зелёные шары – красные и зелёные шары; шары были красными; шары были зелёными.

  • обозначают различные признаки одного предмета, характеризуя его с одной стороны;

Разорённый, сожжённый город – разорённый и сожжённый город; город был разорённым; город был сожжённым.

  • характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются каким-то общим признаком;

Лунный, ясный вечер – «лунный, а потому и ясный»; тяжёлые, мрачные времена – «тяжёлые, а потому и мрачные».

  • в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения;

Тупая, давящая боль в груди – в данном контексте формы тупая и давящая выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению.

  • представляют собой художественные определения – эпитеты;

Круглые, рыбьи глаза.

  • образуют градацию, то есть каждое последующее определение усиливает выражаемый им признак;

Радостное, праздничное, лучезарное настроение.

  • за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, то есть причастием с зависимым словом;

Чёрные, гладко причёсанные волосы.

Обратите внимание!

а) это должно быть не одиночное причастие, а причастие с зависимым словом (ср.: чёрные причёсанные волосы);

б) причастный оборот должен стоять на втором месте (ср.: гладко причёсанные чёрные волосы); в) запятая ставится только между однородными членами; после причастного оборота, если нет особых условий обособления, запятая не ставится (!);

  • стоят после определяемого слова;

Волосы чёрные, причёсанные.

  • второе определение поясняет первое – между определениями можно поставить союз то есть или а именно.

Нормальное, мирное сосуществование государств – нормальное, то есть мирное сосуществование государств.

Определения являются НЕОДНОРОДНЫМИ, если они:

  • характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым (общим) понятиям:

большой каменный дом – «размер и материал», ср.: каменный дом был большим; белые круглые облака – «цвет и форма», ср.: круглые облака были белыми; пузатое ореховое бюро – «форма и материал», ср.: ореховое бюро было пузатым;

чаще выражаются:

  • местоимением и прилагательным;

Мой старый дом.

  • качественным и относительным прилагательными;

Большой каменный дом.

  • относительным прилагательным и одиночным причастием;

Запущенный фруктовый сад.

  • относительными прилагательными.

Авторские черновые наброски.

Запомните: несогласованные определения обычно являются однородными, то есть разделяются запятыми. Однородными обычно являются сочетания согласованных и несогласованных определений.

Ср.: Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками, губами и глазами.

(записывают правила и условия разграничения однородных и неоднородных определений)

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

4. Закрепление изученного материала

(15 минут)

Выполним первое упражнение, выходя по одному по цепочке к доске. Вам нужно записать предложение, определить, какие в нем определения (однородные или неоднородные), расставить знаки препинания.

1. После праздника он обречёт себя на долгую будничную жизнь (Гончаров). 2. Но и вечером, в этом душном томлении воздуха, в этом лунном пронзительном луче есть что-то тревожное (Гончаров). 3. В Чуди мы увидели длинные загороженные каменными массивными заборами улицы с густыми прекрасными деревьями (Гончаров). 4. Отважные рыбачьи лодки тоже скрылись по бухтам (Гончаров). 5. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба (Шолохов). 6. И дождь поспешный молодой закапал невпопад (Твардовский). 7. Ему совестно было высказывать все свои новые масонские мысли (Л. Толстой). 8. Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (Шолохов). 9. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой (Гоголь). 10. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце (Достоевский). 11. Усталые измокшие под дождём вахтенные матросы мечтали о смене (Станюкович). 12. У нас в доме являлся иногда старичок, запачканный мешковатый неловкий странный донельзя (Достоевский). 13. Летом немногие из китайцев ходят в остроконечных соломенных шапках, похожих на крышку от суповой миски (Гончаров). 14. Холодный металлический свет мелькнул на тысячах мокрых листьев (Гранин). 15. Всё-таки в этом тоне звучала боязливая рабская нота (М. Горький). 16. Старуха закрыла свинцовые погасшие глаза (М. Горький).

После этого упражнения класс делится на две группы (на более сильных учеников и более слабых). Первой группе дается творческое задание, которое выводится на экран проектора. Второй группе задания на карточках.

Упражнение на карточках. Выписать номера предложений с однородными определениями, знаки препинания в предложении не проставлены.

Карточка №1.

1.Он легко справлялся с трудными математическими задачами.

2.Незатейливая деревянная резьба наличников привлекала его внимание.

3.Собака смотрела на зловещий красный диск луны.

4.Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде.

5.По каменной белой ограде разросся плющ.

6.Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая.

7.Вечернее бледное море лежало спокойно.

8.Снова потянулись длинные однообразные дни.

9.Весёлые синие облака плыли над деревней.

10.День стоял туманный безветренный.

Карточка №2.

1.На поляне росли большие красные маки.

2.Я всегда любил наблюдать трудовую хлопотливую жизнь скворцов.

3.Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по стене.

4.Свежий морской ветер принёс прохладу.

5.Шёл тяжёлый затяжной дождь.

6.Приятно возвратиться на старое давно понравившееся место.

7.Окна в бревенчатом доме под железной ржавой крышей.

8.Летние московские вечера бесконечны.

9.Вагон выделялся своей желтоватой деревянной обивкой.

10. По тёмной пыльной дороге бежала собака.

(Карточка №1: 3, 4, 6, 8, 10)

( Карточка №2: 2, 3, 5, 6, 10)

Упражнение творческого характера. Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные и неоднородные определения, расставив недостающие знаки препинания.

На слайде:

поля …леса, несущие людям …,- наше национальное богатство.

Домик доктора был… но очень … и чисто убранный.

Прочитайте переработанный текст. У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли.

1.На долгую будничную жизнь (неоднородные определения; ср.: будничная жизнь была долгой). 2. В этом лунном пронзительном луче (неоднородные определения выражены местоимением, относительным и качественным прилагательными; ср.: лунный луч был пронзительным). 3. Длинные, загороженные каменными, массивными заборами улицы с густыми, прекрасными деревьями (длинные, загороженные заборами улицы – однородные определения; на втором месте – причастный оборот; каменными, массивными заборами – однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «каменные, а потому и массивные»; с густыми, прекрасными деревьями – однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «густые, а потому и прекрасные»). 4. Отважные рыбачьи лодки (неоднородные определения выражены качественным и притяжательным прилагательными; ср.: рыбачьи лодки были отважными). 5. Омытый дождями молодой месяц (неоднородные определения; причастный оборот на первом месте; ср.: молодой месяц был омыт дождями). 6. Дождь поспешный, молодой (однородные определения стоят после определяемого слова). 7. Все свои новые, масонские мысли (все свои новые – неоднородные определения выражены местоимениями и качественным прилагательным; новые, масонские – однородные определения, выраженные качественным и относительным прилагательными; в данном контексте являются синонимами). 8. Вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча (неоднородные определения выражены причастным оборотом на первом месте, качественным и относительным прилагательными). 9. Полураскрытый маленький рот (неоднородные определения; ср.: маленький рот был полураскрыт). 10. Маленькое складное кругленькое зеркальце (неоднородные определения; ср.: кругленькое зеркальце было складным; складное зеркальце было маленьким). 11. Усталые, измокшие под дождём вахтенные матросы (усталые, измокшие под дождём однородные определения; на втором месте – причастный оборот; измокшие под дождём вахтенные матросы – неоднородные определения; ср.: вахтенные матросы измокли под дождём). 12. Старичок, запачканный, мешковатый, неловкий, странный донельзя (однородные определения стоят после определяемого слова<). 13. В остроконечных соломенных шапках (неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон – форма и материал; ср.: соломенные шапки были остроконечными). 14. Холодный, металлический свет (однородные определения в данном контексте являются синонимами). 15. Боязливая, рабская нота (однородные определения; характеризуют предмет с разных сторон, но в данном контексте объединяются общим признаком: «боязливые, а потому и рабские»). 16. Свинцовые, погасшие глаза (однородные определения – эпитеты: оба прилагательных употреблены в переносных значениях).

(Выполняют упражнения, отвечают на вопросы учителя)

Коммуникативные,

регулятивные, познавательные

4.Подведение итогов урока,

рефлексия, информация о домашнем задании

(3 минут)

Ребята, устно приведите примеры предложений с однородными определениями, а потом с неоднородными.

Ребята, как вы сами оцениваете, насколько хорошо усвоена вами наша новая тема? Как вы думаете, эта тема важна для вас в дальнейшем? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник: решить третий тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку на сайте https://rus-ege.sdamgia.ru/.

 (приводят примеры)

(Записывают домашнее задание в дневник)

Личностные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"

Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения

Рабочий лист по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения"...