Рабочая программа по литературе по учебнику И.Н.Сухих. 10 класс.
рабочая программа по литературе (10 класс)

Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана к учебному комплексу под редакцией И.Н.Сухих и рассчитана на 102 академических часа (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_klass_2020-21.docx85.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» составлена на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2004г.),
  • Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы, автор И.Н. Сухих для 10-11 класса,
  • методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Архангельской области.

Данная рабочая программа рассчитана на использование УМК:

  1. Сухих И.Н. Литература. Программа (базовый уровень). 10-11 классы.-М.: Академия, 2008.
  2. И.Н.Сухих. Литература: учебник для 10 класса: среднее общее образование (базовый уровень): в 2-х частях/ И.Н. Сухих.-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  3. 3. С.П.Белокурова. Литература 10 класс: практикум: среднее общее образование (базовый уровень)/ С.П.Белокурова, И.Н.Сухих.-3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  4. С.П.Белокурова. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие. –М.:Академия, 2014

Материал курса рассчитан на учащихся 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) – 3 час в неделю, 102 часов в год.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание РК по литературе позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, литературы, к традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

  1. Цели обучения

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической

и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  1. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  1. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути русских и зарубежных писателей и поэтов;
  • изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ. Художественное время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХГХ-ХХ веков.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть,
    рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление.
    Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Психологизм. Народность. Историзм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Гипербола. Аллегория.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.
  • Литературная критика.


  1. Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:
  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).


Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

  1. Технологии, методики

В обучении учащихся используются следующие образовательные технологии:

  • коллективная система обучения (КСО)
  • уровневая дифференциация
  • проблемное обучение
  • чтение и письмо для развития критического мышления
  • обучение в сотрудничестве
  • информационно-коммуникационная технология
  • здоровьесберегающая технология,
  • исследовательские методы обучения
  • проектная технология
  • тестовая технология.

  1. Виды контроля

Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • устное словесное рисование;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
  • творческий зачёт;
  • защита проектов.
  1. Содержание тем учебного курса

Литература XIX века (102 часов)

Введение (1 ч.)

Русская литература XIXв в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
Литература первой половины XIXвека
Обзор русской литературы первой половины XIX века. (1 ч.)

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.Русский романтизм и реализм в сопоставлении с романтизмом и реализмом в родной литературе. Влияние русской литературы первой половины XIX века на развитие литератур народов России.

А. С. Пушкин (4 ч.)

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Многоплановость образа Петербурга. Своеобразие жанра и композиция произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

М. Ю. Лермонтов (4 ч.)

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерию), «Сон» («В полдневный жар в долинеДагестана...»), «Выхожу один я на дорогу» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой…», «Есть речи - значенье...», «Журналист, читатель и писатель» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Обусловленность характера лермонтовского творчества особенностями эпохи и личностью поэта.

Н. В. Гоголь (3 ч.)

Жизнь и творчество.Повесть «Невский проспект»

Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в петербургских повестях. Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности в произведениях Гоголя. Столкновение живой души и пошлого мира в повести «Невский проспект». Особенности поэтики Гоголя.

А Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя».

Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)

Россия во второй половине XIX в. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. «Натуральная школа». Русская журналистика второй половины XIX в. «Эстетическая» (В. П. Боткин, А. В. Дружинин), «реальная» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев), «органическая» (А. А. Григорьев) критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской философской лирики. Формирование национального театра. Сатира в литературе второй половины XIX в. Расцвет малых прозаических форм в последние десятилетия XIX в. Развитие литературного языка. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Роль русской классической литературы в становлении и развитии литератур народов России.
А. Н. Островский (5 ч.)

Жизнь и творчество.

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе… Драматургическое мастерство Островского.

«Гроза» в русской критике: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (фрагменты); А. А. Григорьев «После «Грозы» Островского. Письма к И. С. Тургеневу» (фрагменты). Современные трактовки пьесы.

Влияние творчества Островского на развитие драматургии в родной литературе.

Сочинение по произведениям А. Н. Островского.
Ф. И. Тютчев (3 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...», «Нам не дано предугадать...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...», «Певучесть есть в морских волнах...», «От жизни той, что бушевала здесь...» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Тема «невыразимого». Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Особенности «денисьевского цикла». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет (3 ч).

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...», «На стоге сена ночью южной...» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

И. А. Гончаров (6 ч.)

Жизнь и творчество. Роман «Обломов»

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Роман в оценке русской критики: И. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» (фрагменты); А. В. Дружинин. «Обломов», роман И. А. Гончарова» (фрагменты).

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов».

И. С. Тургенев ( 10 ч.)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

А. К. Толстой (1 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...». «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (возможен выбор пяти других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого.
Н.С. Лесков ( 2 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (только для школ с русским (родным) языком обучения) (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин (3 ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзорное изучение).

Обличение деспотизма и невежества властей, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Жанровое своеобразие «Истории». Черты антиутопии в произведении. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Традиции русской сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина. Сатира в родной литературе.

Н. А. Некрасов (4 ч.)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковыелюди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Муза! я у двери гроба!..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Рыцарь на час», «Сеятелям» (возможен выбор пяти других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова.

Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Антикрепостнические мотивы. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественные особенности и жанровое своеобразие лирики Некрасова.

Развитие пушкинских и лермонтовских традиций. Новаторство поэзии Некрасова, ее связь с народной поэзией. Реалистический характер некрасовской поэзии.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы. Сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы, народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы.

Особенности стиля Некрасова.

Ф. М. Достоевский (12 ч.)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Образ старухи-процентщицы. Второстепенные персонажи. Образы детей. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Н. Н. Страхов. «Преступление и наказание» (фрагменты).

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Л. Н. Толстой (16 ч.)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. «Внутренний человек» и «внешний человек». Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

А. П. Чехов (8 ч.)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Попрыгунья», «Палата № 6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для школ с русским (родным) языком обучения).

Рассказы: «Черный монах», «Случай из практики» (возможен выбор двух других рассказов в школах с русским (родным) языком обучения).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Влияние драматургии Чехова на развитие театрального искусства и литературу народов России.

Сочинение по произведениям А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан (1ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (1ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (1ч.)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения). Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Региональный компонент (10ч.)

  1. Е. Замятин (1). Рассказ «Африка». Черты русского национального характера в главном герое произведения.
  2. С.Есенин.(1). Путешествие на Север. Стихотворение «Небо ли такое белое…». Образы и картины северной природы.
  3. Ю. Казаков.( 2). Слово о писателе. «Северный дневник», рассказ «Поморка».Верность своему назначению, исполнение долга перед жизнью как основная тема творчества писателя.
  4. Н. Рубцов. (1). Слово о поэте. Стихотворения «Над вечным покоем», «Прощальная песня», «У размытой дороги». Изорбражение мира деревенской жизни.
  5. О. Фокина. (1). «Простые звуки родины моей», «Родина», «Храни огонь родного очага». Отношение человека к своей малой родине.
  6. Ф. Абрамов. (3). Слово о писателе. Тетралогия «Братья и сестры» Изображение северной деревни6 проблема распада семейных связей и утраты нравственных начал в жизни человека.
  7. В. Белов. Слово о писателе. «Плотницкие рассказы». Эстетика труда и северного народного быта.

10 . Список произведений для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащегося)

М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося)

А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору учащегося)

И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывок по выбору учащихся)

Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору учащихся)

Л.Н. Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся)

А.К. Толстой. «Средь шумного бала…», «Коль любить, так без рассудку…»

(по выбору)

Ф.И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим…», «Эти бедные селенья»,

«Умом Россию не понять…», «Чему молилась ты с любовью»

(по выбору)

А.А. Фет. Добро и зло. «Жизнь пронеслась без явного следа…»

Бал. Певице. Цветы. «Ярким солнцем в лесу пламенеет…» (по выбору)

  1. Планирование учебного материала

Программа рассчитана на 102 часов учебного времени ( 3 часа в неделю)

Развитие речи – 13

Внеклассное чтение – 5

Тематическое планирование

раздела

Тема

раздела

Кол-во

часов

Кол-во

лабораторных и практических работ

Кол-во контрольных работ

Содержание раздела

Планируемый результат

Электронно- образовательные ресурсы

1

Введение

1

Литература: зачем и для кого?  Литература как искусство слова

Знать: концепцию литературного образованияв 10 классе;  логику программного курса, основные задачи индивидуального маршрута.Уметь: обосновывать, формулировать цели и задачи, составлять индивидуальный планразвития.Иметь опыт: общения, взаимодействия с людьми; корректировки программы, участия в полемике

2

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

3

Писатель и эпоха:  литературные направления  первой половины XIXв.  Общая характеристика литературы ХIХ века.  «Девятнадцатый век» как культурное единство.   Первый период русского реализма (1820 -1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель.Герои

Знать: концепцию литературного образованияв 10 классе;  логику программного курса, основные задачи индивидуального маршрута.Уметь: обосновывать, формулировать цели и задачи, составлять индивидуальный планразвития.Иметь опыт: общения, взаимодействия с людьми; корректировки программы, участия в полемике.

«Российская электронная школа».

3

Александр Сергеевич Пушкин

5

учащихсяАлександр Сергеевич Пушкин.«Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры.  Философская лирика Пушкина:   эволюция  жанра элегии. Поэма «Медный всадник».  «Медный всадник»: поэма или  повесть?  Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы»

нать: алгоритмы работы с научно-популярной информациейи художественным текстомУметь: организовывать свою деятельность; составлять словарь темы, обосновывать проблемы; обобщать материал. Составлять связные высказывания.Иметьопыт: индивидуальной и групповой работы. Отработкаи применение УУД по созданию и корректировке связных ответов.

«Российская электронная школа».

4

Михаил Юрьевич Лермонтов

4

Михаил Юрьевич Лермонтов.«Поэт с историей»  или «поэт без истории»?  Лирика Лермонтова: диалог с  пушкинской  традицией.Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность.  Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман

Знать: особенности лирического рода литературы; стихотворные жанры; алгоритм анализа лирического текста.Уметь: организовывать свою деятельность;обосновывать проблемы;работать в составе проектной группы.Иметь опыт: работы в составе проектной группы, четко обосновывая свою задачу

«Российская электронная школа».

5

Николай Васильевич Гоголь

4

Николай Васильевич Гоголь.Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами»(повторение и обобщение).«О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники.   ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.

нать: приёмы собирания и структурирования материала; особенности изучаемых жанров произведений.Уметь: организовывать свою деятельность; выразительно читать, обосновывать проблемы; давать историко-культурный комментарий. Писать сочинения малых.Иметь опыт: отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответов

«Российская электронная школа».

6

Второй период русского реализма (1840 –1880 годы).Общая характеристика

3

Второй период русского реализма. Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей.   Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России.  «Двух станов не боец...» (творчество Алексея Константиновича Толстого)

нать: алгоритмы работы с научно-популярной информацией.Уметь: организовывать свою деятельность; составлять словарь темы, обосновывать проблемы; обобщать материал. Составлять связные высказывания.Иметь опыт: индивидуальной и групповой работы. Отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответов

«Российская электронная школа».

7

Ф.И.Тютчев

3

Ф.И. Тютчев.Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя.   Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз».    Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева

Знать: особенности лирического рода литературы; стихотворные жанры; алгоритм анализа лирического текста.Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; работать в составе проектной группы.Иметь опыт: работы в составе проектной группы, четко обосновывая свою задачу.

«Российская электронная школа».

8

А.А.Фет

3

А.А.Фет.Судьба поэта: Шеншин против Фета.  «Свои особенные ноты...» (И.С. Тургенев)  Художественный мир Фета.    Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.  3Уроки усвоения новых знанийТворческая мастерскаяКонтроль:Краткие письменные ответы.Выразительное чтениеАна

нать: понятия «тезис», «аргументы», «вывод»; алгоритмы работы с информацией; особенности стиля поэта; алгоритмы создания связных высказываний.Уметь: обосновывать проблемы; проводить комментированное, аналитическое чтение, формулировать выводы.Иметь опыт: создания связных текстов, проблемных вопросов, участия в толерантной полемике.

«Российская электронная школа».

9

И. А. Гончаров

5

1

И. А. Гончаров.  Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова.Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры...» (А.С. Пушкин).

   Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в  романе И.А. Гончарова).  «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления).   Испытание любовью: Обломов на rendez-vous(Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?).   Идеал и идиллия  (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.  

Знать:материал по биографии писателя, особенности системы персонажей, композиции романа.Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; осуществлять комментарий, аналитические действия. Характеризовать персонажей. Анализировать и структурировать вопросы учебника.

Иметь опыт: выдвижения вопросов, тем, корректировки написанного; толерантной полемики.

«Российская электронная школа».

10

А.Н. Островский

6

1

А.Н. Островский.«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев)   «Постройка “Грозы”»: жанр, фабула, конфликт, язык.   «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват?Проблема свободы и воли.  Спор о «Грозе»: временное и вечное

Знать: особенности драматического рода литературы;  алгоритм анализа драматического фрагмента текста; особенности составления различных планов.Уметь: выразительно читать, инсценировать, организовывать свою деятельность; составлять таблицы сопоставлений; пакеты вопросов для полемики; составлять конспекты критических статей.Иметь опыт: организации режиссерской и актерской работы вгруппе.

«Российская электронная школа».

11

И.С.Тургенев.  

10+1(вн.чт))+ 1(рр)

1

И.С.Тургенев.  Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову.  Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты.  «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи  в романе.   Базаров на  rendez-vous: испытание любовью.   Испытание смертью. Смысл эпилога.   Базаров  и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой.  Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?    ВЧ Урокивнеклассного чтения. Размышления о  герое времени в современной литературе.      РР Развитие речи. Классное сочине

Знать: особенности эпических жанров; тему, проблематику романа; алгоритмы анапического текста.Уметь: организовывать свою деятельность; собирать материал, выполняя поставленную задачу; обосновывать проблемы; составлять конспекты критических статей; писать, корректировать сочинения.Иметь опыт: толерантного участия в полемик лиза

«Российская электронная школа».

12

Ф.М.Достоевский.  

10

Ф.М.Достоевский.  Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского.«Яперерожусь к лучшему».   Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман.  «Петербургский миф» Достоевского: город и геро

Знать: особенности жанра романа; петербургские адреса Достоевского; алгоритмы создания рецензии; проблематикуромана.Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать проблемы; читать, анализировать ключевые эпизоды. Объяснять систему персонажей, позицию автора в произведении.Иметь опыт: толерантного участия в полемике, обоснования собственной позиции по выдвинуты

«Российская электронная школа».

13

Л.Н.Толстой

17+1(вн.чт)

Л. Н. Толстой. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить...» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»:  «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия.   «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого.   «1805 год».Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои».  «Диалектика  души» и «диалектика поведения» толстовских героев.  «Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами»

Андрей Болконский:  «живая мысль»(2 ч.).   Пьер Безухов: «живая душа»(2 ч.).   Наташа Ростова: «живая жизнь»(2 ч.).   Война 1812 года: Бородинское сражение.   Наполеон и Кутузов.  Философия истории.  «Все хорошо, чтохорошо кончается»: эпилог романа.  ВЧУрок внеклассного чтения по  произведениям о Великой Отечественной войне

Знать: особенности жанра романа-эпопеи; алгоритмы собирания и обработки информации.Уметь: организовывать свою деятельность; обосновывать собственную позицию, сопоставлять с авторской; характеризовать проблематику, композицию, систему персонажей.Иметь опыт: работы с большим эпическим текстом; создания и корректировки сочинения.

«Российская электронная школа».

14

М.Е.Салтыков-Щедрин

3+1 (вн.чт.)

М.Е. Салтыков-Щедрин.«Писатель, которого сердце... переболело всеми болями общества...».  «Сказкидля детей изрядного возраста» (обзор)«История одного города»:Глупов перед судом истории(2 ч.).Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке.   РР Развитие речи. Классное сочинение по произведениям эпических жанров, изученным ран

Знать: приёмы собирания и структурирования материала; приёмы сатирического изображения действительности; особенности произведений изучаемых жанров.Уметь: организовывать свою деятельность; выразительно читать, обосновывать проблемы; давать историко-культурный комментарий. Писать сочинения малых и больших форм.Иметь опыт: отработки и применения УУД по созданию и корректировке связных ответо

«Российская электронная школа».

15

Н.А.Некрасов

5+1(РР)

1

Н.А.Некрасов.  Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы,  любовь...    «Я дал себе слово не умереть на чердаке»:  судьба Н.А. Некрасова.  Муза  Н.А. Некрасова.  «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ...».   «Кому на Руси жить хорошо»«В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому  наРуси жить хорошо».  Автор и герои.РР Развитие речи. Классное сочинение по лирике.  

Знать: особенности лирического и эпического родов литературы; индивидуально выбранный алгоритм анализа текста.Уметь: обосновывать проблемы; делать тематические выборки, устный и письменный анализ стихотворений. Обосновывать проблематику, авторский замысел поэмы; выдвигать темы письменных работ.Иметь опыт: корректировки собственной деятельности

«Российская электронная школа».

16

Третий период русского реализма (1880 –1890 годы)

11+1(РР)

Третий период русского реализма. Общая Характеристика. Смена литературных поколений. Литературная ситуация  80-х годов

Знать: алгоритмы работы с информацией; особенности стиля писателя; алгоритмы создания связных высказываний.Уметь: обосновывать проблемы; проводить комментированное, аналитическое чтение фрагментов текста, формулировать выводы.Иметь опыт: создания связных текстов, проблемных вопросов, толерантной полемики

«Российская электронная школа».

17

А.П.Чехов

10

А. П. Чехов.  «Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшн

Знать: особенности драматического рода, особенности драматургии  писателя.Уметь: выразительно читать,анализировать, комментировать рассказы и драматические произведения.Иметь опыт: исследования по проблеме: Чехов на театральных подмостк

«Российская электронная школа».

Чехов Антон Павловичhttp://www.antonchehov.org.ru

18

«Век девятнадцатый...».Итоги века

2

Знать: основные особенности литературного процессаXIXвека.Уметь: организовывать свою деятельность; участвовать в подготовке семинара, выполняя индивидуальные и групповые задания.Иметь опыт: обоснования собственной позиции по выдвинутым проблемам, проведения мониторинга и т.

«Российская электронная школа».

        

Поурочное планирование

урока

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип/форма

урока

Деятельность обучающихся на уроке

Виды и формы контроля

1

Литература: зачем и для кого?

1

Урок общеметодологической направленности

Беседа, чтение материала учебника

УО

2

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины 19 века

1

Урок общеметодологической направленности

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника

УО

3

«Девятнадцатый век»

как культурное

единство.

1

Урок общеметодологической направленности

Работа с учебником, составление таблицы

ФО

4

Общая характеристика:

эпоха, писатель, герой.

1

Урок общеметодологической направленности

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника

                ПДЗ

5

А.С.Пушкин. «Поэт с

историей» или «поэт без

истории»?

1

Урок открытия нового знания

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника

ПДЗ, ФО

6

Лирика Пушкина: темы

и жанры

1

Урок общеметодологической направленности

    Просмотр презентации, чтение с стихотворений наизусть

УО

7

Философская лирика

Пушкина: эволюция

жанра элегии.

«Медный всадник».

1

Урок общеметодологической направленности

Выразительное чтение стихотворений, беседа

ФО, ПДЗ

8

«Медный всадник»:

поэма или повесть?

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое

чтение фрагментов поэмы. Беседа

УО

9

Трагический конфликт,

человека и истории:

«бедный Евгений»

против «властелина

судьбы».

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое

чтение фрагментов поэмы. Беседа

УО

10

М.Ю.Лермонтов. «Поэт

с историей» или «поэт

без истории»?

1

Урок открытия нового знания

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника, чтение наизусть

УО, ФО

11

Лирика Лермонтова:

диалог с пушкинской

традицией

1

Урок открытия нового знания

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника

ФО, ПДЗ

12

Баллады Лермонтова:

экзотика и обыденность

1

Урок общеметодологической направленности

Работа в малых группах

                УО, ФО, ПДЗ

13

Образ Родины в

лермонтовской лирике.

Романтическая лирика и

психологический роман.

1

Урок общеметодологической направленности

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника, чтение наизусть

                 УО

14

Н.В.Гоголь. Судьба

писателя, «дерзнувшего

вызвать наружу все, что

ежеминутно перед очами». «Невский

проспект».

1

Урок открытия нового знания

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника, беседа

СР, УО

15

«О, не верьте этому

Невскому проспекту»

1

Урок общеметодологической направленности

Анализ прочитанных

повестей путём беседы по

вопросам. Диспут о роли

«маленького» человека в

истории государства.

СР, УО

16

«О, не верьте этому

Невскому проспекту».

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое чтение

повести «Невский проспект».

Составление описания города

ПДЗ,УО

17

Роль Гоголя в

становлении

русского реализма.

Наследие и наследники

1

Урок общеметодологической направленности

Выборочное

комментированное чтение

поэмы «Мертвые души».

ФО, УО

18

«Натуральная школа»:

второе поколение

писателей и поиски

новых путей.

1

Урок общеметодологической направленности

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника, беседа

ФО

19

Н.С.Лесков

и Н.Г.Чернышевский:

два взгляда на путь

России.

1

Урок общеметодологической направленности

Прослушивание лекции, работа с материалом учебника, беседа

УО

20

Н.С.Лесков.

«Очарованный

странник»: жанр, сюжет

1

Урок общеметодологической направленности

Комментированное чтение,

обсуждение, анализ повести

«Очарованный странник».

С Р

21

Н.С.Лесков.

«Очарованный

странник»: жанр, сюжет

1

Урок общеметодологической направленности

Анализ особенностей

композиции и сюжета

произведения.

ФО, ПДЗ

22

Изображение русского

национального

характера в повести

1

Урок общеметодологической направленности

Анализ маршрутов Флягина

по карте. Сопоставление

портрета Флягина с

былинными богатырями.

Знакомство с историей

дальнейшей жизни героя.

Анализ исповеди Флягина.

ПДЗ, УО

23

Изображение русского

национального

характера в повести

1

Урок рефлексии

Эссе на одну из тем:

«Особенности русского

национального характера по

повести Лескова

«Очарованный странник»,

«Основные этапы жизненного

пути Ивана Флягина и

перемены в его характере»

ПР

24

«Двух станов не боец…»

(творчество

А.К.Толстого).

1

Урок общеметодологической направленности        

Аналитическое чтение произведения, самостоятельная работа с дополнительными источниками

УО, СР

25

Поэтическая судьба

Ф.М.Тютчева: поэт для

себя.

1

Урок открытия нового знания

Выразительное чтение наизусть произведений, анализ стихотворений

ФО

26

Художественный мир

Тютчева и тютчевский

«мирообраз».

1

Урок общеметодологической направленности        

Выразительное чтение наизусть произведений, анализ стихотворений, работа с дополнительными источниками

ПДЗ, ФО

27

Художественный мир

Тютчева и тютчевский

«мирообраз».

1

Урок общеметодологической направленности        

Выразительное чтение наизусть произведений, анализ стихотворений

ПДЗ, ФО

28

Судьба поэта: Шеншин

против Фета

1

Урок общеметодологической направленности        

Выразительное чтение наизусть произведений, анализ стихотворений, работа с дополнительными источниками        

СР, ФО

29

«Свои особенные

ноты…» (И.С.Тургенев):

художественный мир

Фета

1

Урок общеметодологической направленности

Выразительное чтение наизусть произведений, анализ стихотворений, работа с дополнительными источниками

             ПДЗ, УО

30

«Свои особенные

ноты…» (И.С.Тургенев):

художественный мир

Фета

1

Урок развивающего контроля

Выразительное чтение наизусть произведений, анализ стихотворений, работа с дополнительными источниками

ФО, ПДЗ

31

Странствователь или

домосед: личность и

судьба И.А.Гончарова.

1

Урок общеметодологической направленности

Работа с материалом учебника, беседа

СР,УО

32

Роман «Обломов». Типы

и архетипы (роль

экспозиции в романе)

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое чтение 1

главы романа. Сообщение учащихся. Самостоятельная работа.

Чтение и комментирование

учащимися отрывков критиков

ФО, ПДЗ, СР

33

«Задача существования»

и «практическая

истина» (Обломов и

Штольц: смысл

сопоставления).

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа,

выборочное комментированн

ое чтение по вопросам.

УО, ПДЗ

34

Испытание любовью:

Обломов на rendez

-vous

(почему Ольге

Ильинской не удалось

изменить Обломова?)

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое чтение глав

романа. Сообщение уч

-ся.

Самостоятельная работа.

Чтение и комментирование

уч

-ся отрывков критиков

ПР

35

Идеал и идиллия

(Обломовка и

Выборгская сторона.

Сон Обломова как ключ

к характеру героя).

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое чтение главы

романа «Сон Обломова».

Сообщение уч

-ся.

Чтение и комментирование

уч

-ся отрывков статей

критиков

ПДЗ, УО, СР

36

«Островский начал

необыкновенно»

(И.С.Тургенев)

1

Урок общеметодологической направленности

Анализ художественного произведения, работа с материалом учебника, выразительное чтение фрагментов произведения

ПДЗ, ФО

37

«Постройка «Грозы»:

жанр, фабула, конфликт,

язык.

1

Урок общеметодологической направленности

Чтение 1 действия, работа со

словарем, выразительное

чтение отрывков в лицах,

ответы на проблемные

вопросы. Аналитическое

чтение экспозиции (д.1, явл. 1-4).

УО, СР, ФО

38

«Жестокие нравы»

города Калинова: кто

виноват?

1

Урок общеметодологической направленности

Речевые характеристики

героев, выборочное чтение и

комментирование эпизодов

пьесы, ответы на проблемные

вопросы. Заполнение

таблицы «Кулигин и

Феклуша о Калинове и его

обитателях».

УО, ПДЗ, СР

39

Проблема свободы и

воли.

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа по

проблемным вопросам.

Полемика по проблемам,

поднятым в

произведении.

УО, ПДЗ

40

Проблема свободы и

воли.

1

Урок общеметодологической направленности

Дискуссия о

том, кого сточки зрения

отношения к воле

\ неволе

можно считать «своими», а

кого «чужими».

Аналитическое чтение

монолога Катерины (д.1, явл.

7).

УО, ПДЗ

41

Спор о «Грозе»:

временное и вечное.

Сочинение.

1

Урок общеметодологической направленности

Подготовка выступлений и

работа в группах. Ответы на

вопросы учащихся разных

групп. Краткие отзывы на

выступления

одноклассников. Работа с

критическими статьями

Добролюбова, Писарева,

Достоевского.

ФО

42

Судьба И.С.Тургенева: в

согласии с эпохой и

культурой.

1

Урок общеметодологической направленности

Комментированное чтение

повести Б.К.Зайцева «Жизнь

Тургенева». Сообщения

учащихся по материалам

учебника. Лекция учителя.

Анализ формулировки темы урока

УО, ПДЗ

43

Поиск исторического

деятеля эпохи как

главная тема романов

писателя. Эволюция

героя: от Рудина к

Базарову.

1

Урок общеметодологической направленности

Сообщения учащихся по

материалам

учебника. Прослушивание лекции учителя о

цикле романов Тургенева от

«Рудина» до «Нови».

Дискуссия о тургеневском

понимании «должного» в

искусстве. Обзор содержания

романов «Рудин»,

«Дворянское гнездо» и

«Накануне».

Комментирование статьи Тургенева

«Гамлет и Дон

-Кихот».

УО, ПДЗ, ФО

44

«Прежде были

гегелисты, а теперь

нигилисты». Герой

времени: нигилист как

философ.

1

Урок открытия нового знания

Выборочное чтение

комментария П.Г.Пустовойта

к гл. 6 романа «Отцы и дети»

и двух определений

нигилизма в учебнике

ФО

45

«Прежде были

гегелисты, а теперь

нигилисты». Герой

времени: нигилист как

философ.

1

Урок открытия нового знания

Выборочный пересказ текста

с анализом данного эпизода;

составление портрета героя.

Работа по вопросам учителя

.

УО, ПДЗ

  46

«Долой авторитеты!»

1

Урок открытия нового знания

Работа с материалом учебника, беседа

УО, ПДЗ

47

«Долой авторитеты!»

1

Урок общеметодологической направленности

Выборочный пересказ текста

с анализом данного эпизода;

составление портрета героя

УО, ПДЗ

48

Базаров на rendez

-vous:

испытание любовью.

1

Урок открытия нового знания

Сообщения уч

-ся,

аналитическое чтение

эпизодов, полемика.

Дискуссия по вопросу:

выходит ли тургеневский

герой победителем из

испытания любовью.

УО, ПДЗ

49

Испытание смертью.

Смысл эпилога.

1

Урок общеметодологической направленности

Сообщения уч

-ся,

аналитическое чтение

эпизодов, полемика. Анализ

эпизода «Разговор приятелей

под стогом» (гл. 21)
,

УО, ПДЗ

50

Базаров и Россия: было

ли в России время

Базаровых? Автор и его

герой.

1

Урок общеметодологической направленности

Выразительное чтение

финальной сцены романа,

сообщения учащихся,

подготовка к дискуссии о

месте Базаровых в истории

России.

ПДЗ, ФО, УО

51

Полемика о главном

герое романа «Отцы и

дети»: оригинал или

пародия? Сочинение

1

Урок развивающего контроля

Сообщения учащихся по

материалам

учебника. Прослушивание лекции учителя.

Дискуссия по вопросу: почему

роман Тургенева вызвал

бурную полемику в стране

обоих общественно

-

политических лагерей 60

-ых

годов: демократов и либералов

КР

52

Судьба и мировоззрение

Ф.М.Достоевского: « я

перерожусь к лучшему».

1

Урок открытия нового знания

Чтение отрывков из романа

«Идиот», ответы на

проблемные вопросы.

УО, ФО, ПДЗ

53

Судьба и мировоззрение

Ф.М.Достоевского: « я

перерожусь к лучшему».

1

Урок общеметодологической направленности

Чтение отрывков из романа

«Идиот», ответы на

проблемные вопросы

УО, ФО, ПДЗ

54

«Преступление и

наказание» как

идеологический роман

1

Урок общеметодологической направленности

Составление тезисного плана

«Жанр: идеологический

роман». Работа с

дополнительной литературой,

словарями, составление

тезисного плана

УО, ПДЗ, СР

55

«Петербургский миф»

Достоевского: город и

герои.

1

Урок общеметодологической направленности

Сообщения учащихся по

материалам

учебника. Лекция учителя.

Аналитическое чтение

эпизодов романа, рисующих

жилища героев

           ФО, ПДЗ

56

«Униженные и

оскорбленные» в

романе.

1

Урок открытия нового знания

Аналитическая беседа.

Сообщения учащихся по

материалам учебника и

работы в группах

УО, ПДЗ

57

Раскольников как «

человек

идеологический»:

«последние вопросы».

1

Урок общеметодологической направленности

Прослушивание лекции учителя,

сообщения учащихся,

комментирование портрета

Раскольникова, ответы на

проблемные вопросы.

ФО, ПДЗ

58

Раскольников, его

двойники и антиподы.

1

Урок открытия нового знания

Работа со словарями, по

учебнику. Сообщение

учащихся, работа в группах

по комментированию

персонажей героев

-двойников

и антиподов Раскольникова.

ФО, СР

59

Раскольников, его

двойники и антиподы.

1

Урок открытия нового знания

Работа со словарями, по

учебнику. Сообщение

учащихся, работа в группах

по комментированию

персонажей героев

-двойников

и антиподов Раскольникова.

УО, ПДЗ

60

«Испытание идеи»:

фабульный финал и

эпилог романа.

Достоевский как

писатель 20 века.

1

Урок рефлексии

Сообщения уч

-ся о роли и

значении эпилога в романе,

его краткое содержание;

выборочное чтение

отдельных его глав.

Сбор материала по теме

сочинения, цитат,

определение главной мысли,

составление плана

СР

61

«Мир гения, тем более

такого, как

Достоевский,

- это

действительно целый

мир…» (Ю.И.Селезнев).

Сочинение.

1

Урок рефлексии

Работа со словарями, по

учебнику, сообщение

учащихся, работа в группах.

СР

62

«Без названия того, что

я такое и зачем я здесь,

нельзя жить…»

(Л.Н.Толстой).

1

Урок общеметодологической направленности

Анализ отрывков из

дневников писателя, начатых

им в 1903 году.

УО, ПДЗ

63

«Без названия того, что

я такое и зачем я здесь,

нельзя жить…»

(Л.Н.Толстой).

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа по

жизни и творчеству

Л.Н.Толстого.

            ПДЗ, ФО

64

«Это как Илиада»:

проблематика и жанр

романа «Война и мир».

Смысл названия

       1

Урок общеметодологической направленности

Выборочное чтение и анализ

эпизодов романа; составление

первичных характеристик

героев. Составление таблицы

«Значения слов «война» и

«мир». Сообщение о поисках

Толстым названия для своего

произведения и истории

публикации романа

ПДЗ, ФО

65

«Война и мир» как

«Война и семья»:

«породы» людей у

Толстого.

1

Урок открытия нового знания

Выборочное чтение и анализ

эпизодов романа;

составление характеристик

героев. Сопоставительный

анализ семей Ростовых и

Болконских. Анализ

размышлений критика

С.Г.Бочарова о «породах»

людей у Толстого.

ФО, СР

66

«1805 год»: Николай

Ростов, Андрей Болконский, Долохов и

«незаметные герои».

1

Урок открытия нового знания

Работа в группах: анализ

эпизодов («Атака Павлоградского полка:

Н.Ростов в бою», «Долохов в

бою и после боя», «На батарее

Тушина», «Князь Андрей на

батарее Тушина и в избе

Багратиона»).

ФО, СР

67

«1805 год»: Николай

Ростов, Андрей Болконский, Долохов и

«незаметные герои».

1

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельная работа с текстом произведения.

СР

68

«Диалектика души» и

«диалектика поведения»

толстовских героев.

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение

эпизодов, обсуждение записей,

сделанных в тетрадях по

возможным способам

классификации персонажей и

объяснение понятия

«диалектика поведения»

УО, ФО, СР

69

«Настоящая жизнь

людей».

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа по теме

«Настоящая жизнь»

(критерий оценки

персонажей), выборочное,

выборочное чтение, пересказ

эпизодов

ФО, СР

70

А.Болконский: «живая

мысль».

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа, чтение, пересказ, составление таблицы

ФО, СР

71

А.Болконский: «живая

мысль».

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа, чтение, пересказ, составление таблицы        ФО, СР

ФО, СР

72

П.Безухов: «живая

душа».

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа

ПДЗ, ФО

73

П.Безухов: «живая

душа».

Урок общеметодологической направленности

Аналитическое чтение

эпизода «Дуэль Пьера с

Долоховым», пересказ

эпизодов, самостоятельная

работа, составление таблиц

ПДЗ, ФО

74

Н.Ростова: «живая

жизнь».

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа по

теме: «Почему Толстой

назвал Наташу своей

любимой героиней?»,

выборочное чтение, пересказ

эпизодов, самостоятельная

работа, дискуссия

ПДЗ, ФО

75

Н.Ростова: «живая

жизнь».

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа по

теме: «Почему Толстой

назвал Наташу своей

любимой героиней?»,

выборочное чтение, пересказ

эпизодов, самостоятельная

работа, дискуссия

ПДЗ, ФО

76

Война 1812 года:

Наполеон и Кутузов.

Философия истории.

Урок общеметодологической направленности

Комментированное чтение

эпизодов, беседа по

проблемным вопросам,

комментарий учащихся к

таблице «Военные страницы

«Войны и мира»».

ПДЗ, СР

77

Война 1812 года:

Наполеон и Кутузов.

Философия истории.

Урок общеметодологической направленности

Подлинные

и мнимые герои войны

.Составление таблицы

«Образы Наполеона и

Кутузова в «Войне и мире»»

ПДЗ, СР

78

«Все хорошо, что хорошо

кончается»: эпилог романа

Сочинение

Урок развивающего контроля

Комментированное чтение

эпизодов, беседа по проблемным вопросам,

сообщения учащихся

ПДЗ,ФО, УО

79

Вн/чт. Роман

Г.Н.Владимирова

«Генерал и его армия».

Урок общеметодологической направленности

Работа с текстом, словарями,

индивидуальная работа

ФО, СР

80

«Писатель, которого

сердце…переболело

всеми болями…

общества…».

М.Е.Салтыков

-Щедрин.

Урок общеметодологической направленности

Сообщения

учащихся по материалам

учебника и дополнительной

литературы.

ФО, СР

81

«История одного

города». Глупов перед

судом истории.

Урок открытия нового знания

Анализ названия

произведения, прочитанных

введений («От Издателя»,

«Обращение к читателю» и

главы «О корени

происхождения глуповцев»),

ответы на вопросы учебника.

ФО, СР

82

Проблема финала: оно и

его интерпретации.

«История одного

города» в 20 веке

Урок открытия нового знания

Аналитическое чтение и

обсуждение главы

«Подтверждение покаяния.

Заключение», беседа с уч

-ся,

проблемные вопросы,

письменное высказывание.

ФО, СР

83

Вн

\чт. По

произведениям

М.Е.Салтыкова

-

Щедрина

Урок общеметодологической направленности

Краткий пересказ и анализ

сказок, выявление их

нравственного смысла.

Анализ художественных

приемов, используемых

М.Е.Салтыковым

-Щедриным

в своих произведениях

ФО, СР

84

Лирический герой

Н.А.Некрасова: нервы,

слезы, любовь.

Урок открытия нового знания

Сообщения учащихся по

материалам учебника и

дополнительной литературы

о жизни и творчестве

писателя. Аналитическое

чтение стихотворений

ФО, УО

85

«Я не дал себе слово не

умереть на чердаке»:

судьба Н.А.Некрасова

Урок общеметодологической направленности

Сообщения учащихся по

материалам учебника, эссе о

поэте, ответы на вопросы.

ФО, УО

86

Муза Н.А.Некрасова.

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа со

статьей учебника,

аналитическая беседа

ФО, УО, СР

87

«Я призван был воспеть

твои страданья,

терпеньем изумляющий

народ…»

Урок рефлексии

Самостоятельное чтение

стих

-ия «В дороге», ответы на

проблемные вопросы, анализ

стихотворения «Гробок».

ПР

88

«В поэму войдет вся

Русь»: жанр,

композиция и герои

поэмы Некрасова «

Кому на Руси жить

хорошо».

Сочинение

1

Урок развивающего контроля

Комментированное чтение

выдержки из газеты того

времени (см. Практикум.

Н.А.Некрасов, задание 11).

КР

89

Автор и герои

1

Урок общеметодологической направленности

Работа по заданиям в

группах. Пересказ эпизодов

ФО

90

Смена литературных

поколений. Литературная ситуация

1880

-ых годов.

1

Урок открытия нового знания

Сообщения учащихся по

материалам учебника и дополнительной литературы

об эпохе 80

-90

-х годов 19 века.

Аналитическая беседа по

главе учебника «От

Александров к Николаю:

приближение катастрофы»

ФО, СР

91

«Кто же будет

историком остальных

уголков, кажется,

страшно

многочисленных?»

1

Урок открытия нового знания

Самостоятельная работа,

ответы на вопросы по жизни

и творчеству А.П.Чехова,

обсуждение, полемика. Анализ произведений

ФО, ПДЗ, УО

92

«Я не писатель

- я…»

(М.А.Булгаков)

1

Урок открытия нового знания

 Лекция учителя,

аналитическая беседа по

вопросам.

ФО, УО, ПДЗ

93

«Суждены нам благие

порывы…» (рассказы

«Ионыч», «Дама с

собачкой»).

1

Урок открытия нового знания

Аналитическое чтение

отрывка из рассказа

«Скрипка Ротшильда»,

ответы на проблемные

вопросы, основные образы

произведений, письменное

составление таблицы

СР, ФО

94

Идеологическая повесть

Чехова: конкретно

-

исторический и

общечеловеческий

смысл («Палата№6»,

«Дом с мезонином»).

1

Урок открытия нового знания

Пересказ уч

-ся фабулы

повести «Дом с мезонином»,

обсуждение проблемных

вопросов.

Аналитическое чтение

основных эпизодов повести

«Палата № 6», обсуждение

проблемных вопросов,

основные образы

произведений, письменное

высказывание.

ФО, СР

95

«Дар проникновения»

(рассказ А.П.Чехова

«Студент»).

1

Урок рефлексии

Сообщения уч

-ся, чтение

рассказа учителем,

аналитическая беседа по

вопросам. Написание эссе на

одну из тем: «Читая

чеховского «Студента»…»,

«Мотив тьмы и света в

рассказе Чехова «Студент»»,

«Оптимопессимист Чехов»

(по рассказу «Студент»)

ПР

96

«…В моей пьесе, как она

не скучна, есть что

-то

новое…» (А.П.Чехов

«Вишневый сад»)

1

Урок открытия нового знания

Чтение вслед за автором 1

действия пьесы «Вишневый

сад», составление портретов

героев

ФО, УО

97

«Удвоенное бытие»:

герои «Вишневого сада».

1

Урок открытия нового знания

Сообщения уч

-ся об образах

Раневской, Гаева, Лопахина и

Трофимова. Лекция учителя.

Аналитическая беседа по

вопросам

ФО, УО, СР

98

«Удвоенное бытие»:

герои «Вишневого сада».

1

Урок общеметодологической направленности

Аналитическая беседа по

вопросам

ФО

99

«Пьесу назову

комедией»: проблема

жанра. Сочинение

1

Урок развивающего контроля

Аналитическое чтение и

обсуждение мнений о пьесе

К.С.Станиславского,

М.Горького и

В.Г.Короленко.

УО, ПДЗ, ФО

100

«Пьесу назову

комедией»: проблема

жанра. Сочинение

1

Урок развивающего контроля

Дискуссия о

жанровом определении пьесы

(драма или комедия).

Письменное высказывание

ПР

101

«Век девятнадцатый…»:

итоги века

1

Урок общеметодологической направленности

Беседа и

комментирование определен

ий календарного и

литературного 19 века. Анализ

письменных высказываний.

ФО

102

«Куда плыть дальше…»

1

Урок общеметодологической направленности

Комментирование списка

литературы для 11 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс».

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 8 класс»....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...