Программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 7 класс
материал по русскому языку

Марина Викторовна Зиновьева

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_7_kl.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.   Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;

- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;

- формирование навыков проведения различных видов анализа слова

- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

2.Тематическое планирование.

Содержание

Количество

часов

Язык и речь - чудо из чудес

1

Необычные правила

7

Лексика русского языка

7

Синтаксис русского языка

3

Наречие как часть речи

6

Служебные части речи

8

Культура речи. Речевой этикет.

2

Итого

34

3. Содержание курса «Занимательная грамматика»

Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес.1ч. ( Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )

Тема 2. Необычные правила.1ч.(Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил..)

Тема 3. Путеводные звёзды орфографии.1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)

Тема 4. Если матрёшки не откликнулись…1ч. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?1ч..(Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема 6. Хитрый звук «йот»1ч.(Роль его в речи и на письме.Работа с текстом.)

Тема 7. Слова-тёзки.1ч.(Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).

Тема 8. Различай и отличай.1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Тема 9. Поиск нужного слова.1ч.(Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)

Тема 10. Многословие.1ч.(Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).

Тема 11. Каламбур и многозначность.1ч. (. Знакомство с каламбуром, многозначностью.Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Тайно слово родилось.1ч. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)

Тема 13. Судьба слова.1ч.(Лингвистические игры.«Происхождение слов».)

Тема 14. Проще простого или сложнее сложного.1ч. (.Составление предложений.Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 15. Согласуй меня и помни.1ч..(Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема 17. Наречие как часть речи.. 1ч.( Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

Тема 18. Образование бывает разным.. 1ч.(Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Разряд, становись в ряд!. 1ч. (Разряды наречий.Употребление наречий в тексте.Кроссворды.)

Тема 20. Узнай меня по суффиксу!. 1ч.(Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)

Тема 21. Некогда или никогда?.. 1ч.(Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 22. Затруднительное состояние.1ч.(Слова категории состояния: их виды и применение.Дидактические упражнения)

Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч.(Роль предлога в речи и в тексте.Работа с текстом.)

Тема 24. Употреби меня со словом.1ч.(Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)

Тема 25. То же, так же иль за то?1ч.(Правописание союзов.Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)

Тема 26. Соединю простое в сложное.1ч.(Роль союзов в тексте.Построение текстов.)

Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч.(Разряды частиц.Игры на внимание.)

Тема 28. Не могу не знать = я знаю!1ч.(Значение и роль частицы в тексте.Конкурс на восстановление деформированного текста)

Тема 29. Будешь вежлив ты со мной..1ч. (Слова вежливости, междометия.Создаём ребусы.)

Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)

Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч.(Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)

Тема 32. «Стильная речь»1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности.Конкурс вежливых.)

Тема 33. Типы речи или типы в речи.1ч. (Работа с текстами, определение типов речи)

Тема 34. Итоговое занятие за год. Защита проектов. 1ч.

Календарно- тематическое планирование курса

№ п/п

Основное содержание материала

Формы организации учебных занятий

Основные виды

учебной деятельности

1

Язык и речь - чудо из чудес

Лингвистические игры

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

2

Необычные правила

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных.

Работать в команде.

3

Путеводные звёзды орфографии

Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов.

Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки.

4

Путеводные звёзды орфографии

Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки.

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?(1ч.)

Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

6

Хитрый звук «йот»(1ч.)

Роль его в речи и на письме. Работа с текстом

Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике.

7

Слова-тёзки.(1ч).

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

8

Различай и отличай.(1ч).

Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

9

Поиск нужного слова. (1ч).

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

10

Многословие. (1ч).

Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

11

Каламбур и многозначность. (1ч)

Знакомство с каламбуром, многозначностью.Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

12

Тайно слово родилось. (1ч).

Практическое занятие, определение, как рождаются слова

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

13

Судьба слова.(1ч)

Лингвистические игры. «Происхождение слов».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

14

Проще простого или сложнее сложного.(1ч.)

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

15

Согласуй меня и помни.(1ч.)

Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

16

Работа над проектом .(1ч)

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

17

Наречие как часть речи.. (1ч.)

Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

18

Образование бывает разным.(1ч.)

Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

19

Разряд, становись в ряд!(1ч.)

Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

20

Узнай меня по суффиксу!(1ч.)

Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

21

Некогда или никогда?(1ч.)

Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

22

Затруднительное состояние.. (1ч.)

Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.(1ч.)

Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

24

Употреби меня со словом.(1ч.)

Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

25

То же, так же иль за то?(1ч.)

Правописание союзов. Дидактические игры с союзами..Лингвистическая игра «Найди соответствие».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

26

Соединю простое в сложное.(1ч.)

Роль союзов в тексте. Построение текстов.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.. (1ч.)

Разряды частиц. Игры на внимание.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

28

Не могу не знать = я знаю!(1ч.)

Значение и роль частицы в тексте.Конкурс на восстановление деформированного текста.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

29

Будешь вежлив ты со мной.(1ч.)

Слова вежливости, междометия.Создаём ребусы.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»(1ч.)

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.(1ч.)

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

32

«Стильная речь»(1ч.)

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

33

Типы речи или типы в речи.(1ч.)

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

34

Итоговое занятие за год. (1ч)

Защита проектов.

Публично выступать.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.

Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.

Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является кружок. Занятия в кружке пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Курс «Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание и методы обучения программы «Занимательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Основные цели:

Целью курса является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:

Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 класс

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...