Задания для студентов по теме : " Нормативное употребление частей речи"
тренажёр по русскому языку

Задания предназначены для отработки навыков правильного употребления форм имён существительных,имён числительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Морфологические нормы современного русского литературного языка.

Нормативное употребление имён существительных.

Род имен существительных.

По признаку рода существительные разделяются на три группы:

 1) существительные мужского   рода (дом, город, подвиг),

2)  существительные женского рода (сосна, волна, мудрость) и

3)  существительные среднего рода (окно, поле, мужество).

 Есть еще особая группа существительных общего рода (сирота, бедняга, умница).

Род — это одно из главных грамматических значений существительных, выражаемое системой падежных окончаний в единственном числе:

  1. к мужскому роду относятся существительные с нулевым окончанием в И. п. (диван, город, край, рыцарь, плащ);
  2. к женскому роду относятся существительные с окончанием -а (-я) в И. п. (волна, страна, песня, деревня), а также некоторые существительные с основой на мягкий согласный или шипящий и нулевым окончанием в И. п. (кровь, степь, страсть, тишь, .дрожь, ночь);
  3. к среднему роду относятся существительные с окончанием –о(-ё) и в И. п. (облако, дерево, ружье, море, поле, горе).

          Примечание. К мужскому роду относятся существительные типа дядя, юноша, существительные типа домишко, домище, существительное подмастерье, а  к среднему роду— существительные на -мя (пламя, время, семя и др,)

Род иноязычных  несклоняемых  существительных  определяется следующим образом:                   1)  к мужскому  роду относятся существительные, называющие лиц мужского рода или указывающие   на животных   и птиц (маэстро, конферансье; шимпанзе, кенгуру, фламинго, колибри), а также слова кофе, пенальти и др.;

  1. к женскому роду относятся существительные со значением лица  женского пола (леди, фрау, мадам);
  2. к среднему роду относятся существительные, обозначающие неодушевленные предметы (метро, кафе, пальто, ателье);
  3. род иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется    по родовому слову (Миссури — река <ж. р.>;   Онтарио — озеро   <с. р.>; Бордо —город <м. р.>; «Юманите» — газета  <ж. р.>»; «Лайф»— журнал <м. р.»).

        Задание.  Определите род существительных и согласуйте с ними прилагательные.

(Овощной)  рагу,  (новый)   шоссе,   (добродушный)   шимпанзе, (легкий) пальто,  (газетный) интервью,  (старинный) пенсне,  (железный) жалюзи,  (крепкий)   кофе,  (большой)  кенгуру,   (пестрый) какаду, (разнообразный) меню, (старый) зебу, (интересный) пари, (веселый) попурри,    (полезный)  какао,    (крошечный)  колибри, (дрессированный) пони, (причудливый) барокко, (свободный) такси, (молодежный) кафе.

Имена существительные множественного числа Р.п.

        В Р. п. мн. числа наблюдаются следующие окончания: -ов (-ев), -ев у ряда существительных II склонения (серп-ов, дом-ов, соловь-ев, сара-ев);

       -ей у некоторых существительных I, II и III склонений (вожж-ей, юнош-ей; кон-ей, мор-ей, степ-ей);

        нулевое окончание у большинства существительных I склонения и у некоторых существительных II склонения (корзин, дорог, стран, волн; сапог, чулок, солдат, грузин).             *

              Примечания: Запомните следующие формы Р. п. мн. числа существительных:

     а)  головня головней, клешня клешней, будни будней, ясли яслей; но: нападки — нападок, сумерки — сумерек, дрязги дрязг, блюдце блюдец, дупло <—дупел, простыня —простынь, кочерга —кочерег, цапля цапель;

     б)   подмастерье подмастерьев, киргиз киргизов, якут якутов, узбек узбеков; но: румын румын,  осетин — осетин, мордвин мордвин, туркмен — туркмен, грузин грузин, бурят — бурят, башкир — башкир.

 

Задание.  Поставьте данные существительные в Р. п. мн. числа:

сумерки, дупло, ясли, наволочка, простыня, одеяло, цапля, сапоги, носки, чулки, туфли, кушанье, лезвие, плясунья, туркмен, бурят, киргиз, таджик, грузин, кочерга, банан, мандарин, апельсин, помидор, тонна.

Морфологические нормы современного русского литературного языка.

Нормативное употребление имён числительных.

Склонение и употребление количественных числительных

В склонении количественных числительных наблюдается большое разнообразие частных случаев:

  1. Числительное один склоняется по образцу местоимения этот.

Падеж

Мужской род

Средний род

Женский род

Множественное число

И.

один (город)

одно (село)

одна (деревня)

одни (сутки)

Р.

одного (города)

одного (села)

одной (деревни)

одних (суток)

Д.

одному   (городу)

одному (селу)

одной (деревне)

одним   (суткам)

В.

    одного (товари-

    ща)

    один (город)

одно (село)

одну   (деревню)

одни (сутки)

Т.

одним   (городом)

одним (селом)

одной (деревней)

одними (сутками)

П.

(об) одном (городе)

(об) одном (селе)

(об) одной (деревне)

(об) одних   (сутках)

Во мн. числе числительное один значения множественности не  выражает, а указывает на единичность парных и составных предметов (одни ворота, одни сутки) или на изолированность предметов (одни старики, одни грузди).

  1. Самостоятельный тип образует склонение числительных два, три, четыре.

И.

два, три, четыре (города), но две (деревни)

Р.

двух, трех, четырех (городов)

Д.

двум,   трем,    четырем (городам)

В.

\ два, три, четыре (города), две (деревни) } двух, трех, четырех (товарищей)

Т.

двумя, тремя, четырьмя (городами)

П.

(о) двух,    (о) трех,    (о) четырех (городах)

             Ш.   По образцу Ш склонения существительных склоняются числительные от пяти до двадцати и числительное тридцать.

И.

пять,   семнадцать,   тридцать   (домов)

.

пяти,   семнадцати,   тридцати   (домов)

Д.

пяти,   семнадцати,   тридцати    (домам)

В.

пять,   семнадцать,   тридцать    (домов)

Т.

пятью,   семнадцатью,   тридцатью   (домами)

П.

(о ) пяти,   (о) семнадцати,    (о) тридцати (домах)

         IV.   Числительные от пятидесяти до восьмидесяти также склоняются по образцу существительных III склонения, но с изменением обеих частей.

И.

пятьдесят, восемьдесят (деревьев)

Р.

пятидесяти, восьмидесяти (деревьев)

Д.

пятидесяти,   восьмидесяти  (деревьям)

В.

пятьдесят,    восемьдесят (деревьев)

Т.

пятьюдесятью,    восемьюдесятью  (деревьями)

П.

(о) пятидесяти,    (о) восьмидесяти (деревьях)

 V. С изменением обеих частей склоняются числительные от двухсот до девятисот, причем во второй части сохраняются древние формы числительного сто.

И.

двести, четыреста,  девятьсот (литров)

Р.

двухсот,    четырехсот,    девятисот   (литров)

Д.

двумстам,    четыремстам,    девятистам (литрам)

В.

двести,    четыреста,    девятьсот   (литров)

Т.

двумястами,    четырьмястами,    девятьюстами    (литрами)

П.

(о) двухстах,    (о) четырехстах,    (о) девятистах    (литрах)

VI.  Числительные сорок, девяносто, сто имеют данную форму в И. и В. падежах, в остальных падежах у них наблюдается форма сорока, девяноста, ста.

И.

сорок,    девяносто,    сто   (километров)

Р.

сорока,    девяноста, ста   (километров)

Д.

сорока,    девяноста,    ста   (километрам)

В.

сорок,    девяносто,    ста (километров)

Т.

сорока,    девяноста,    ста   (километрами)

П.

(о) сорока,    (о) девяноста,    (о) ста (километрах)

В предложении количественные числительные обычно употребляются в составе количественно-именных сочетаний, которые в И. и В. падежах выступают соответственно в роли подлежащего или прямого дополнения, а в других падежах — в роли различных второстепенных членов предложения. Например: Ваши десять ран стоят генеральства (подлежащее). Александра Григорьевна вынула из кармана два письма (прямое дополнение). Вихровых встретила ключница Анна Гавриловна, женщина сорока пяти лет (несогласованное определение). (А. Ф. Писемский)  

Задание.  Просклоняйте письменно следующие количественно-именные сочетания:

      Восемьсот сорок три вагона; семьсот пятьдесят шесть тонн; восемь тысяч девятьсот пятьдесят семь гектаров; двести шестьдесят восемь совхозов; сто сорок шесть килограммов; триста восемьдесят пять клубов; девятьсот девяносто две библиотеки; триста шестьдесят пять дней; восемьсот семьдесят три письма; семьдесят семь посетителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Местоимение как часть речи".

Урок - путешествие. На уроке закрепляется полнятие о местоимении, формируется навык распознавания лица местоимений, умение соотносить местоимения с именами существительными, согласовать их с другими ч...

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»

Урок с использованием современных образовательных технологий...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Практическая работа по теме "Нормативное употребление предлогов"

Материал для закрепления темы "Предлоги".Правописание.Употребление в речи....

Учебное занятие по предмету "Письмо и развитие речи" по теме "Наречие как часть речи". 9 класс

Конспект учебного занятие по предмету "Письмо и развитие речи"...