Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Лыгина Олеся Васильевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс "Путешествие по стране фразеологизмов"(значение, употребление в речи, происхождение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку 7 класс

«Путешествие по стране фразеологизмов»

(значение, употребление в речи, происхождение)

Оборудование: фразеологические словари, карта путешествия, рисунки учащихся к фразеологическим оборотам, костюмы сказочных персонажей.

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в очень увлекательное путешествие. Как любое важное дело, оно требует тщательной подготовки. В этом нам поможет Золушка (проводит опрос)

- Что изучает лексика?

-Для чего служат слова?

-Что такое лексическое значение слова?

-Дайте определение терминам: омонимы, синонимы, антонимы?

-Что такое словосочетание? Какова его структура?

Молодцы, ребята! Вы хорошо отвечали. Сейчас я вас познакомлю с интересным языковым явлением.

Саша быстро бежал по длинному коридору.

Саша сломя голову бежал по длинному коридору.

Сопоставим по значению выделенное слово и словосочетание. (Одинаковы по смыслу )

Попытаемся заменить или опустить одно слово из словосочетания. («Сломя» меняем на «задрав» или «опустив». Смысл изменился)

Вывод:В русском языке есть словосочетания, которые равны по значению слову.В них нельзя изменить или опустить слово.Лексическое значение имеют все словосочетания.Такие словосочетания называются фразеологизмами или устойчивыми выражениями.

Учитель:Русский язык богат фразеологизмами.Я уверена, что вы знаете много устойчивых выражений.Какие можете назвать? (Ответы детей)

Большую помощь в изучении фразеологии вам может оказать вышедший в 1967 году под редакцией А. И. Молоткова «Фразеологический словарь русского языка» В этом году Словарю исполняется 40 лет.Он верно и надёжно служит целям углублённого изучения фразеологического богатства русского языка.

Золушка рассказывает, как пользоваться

этим словарём.(Сообщение заранее подготовлено)

Учитель: Я предлагаю вам отправиться в путь. Мы побываем у героев известных сказок, познакомимся с большим количеством фразеологизмов. Каждый сказочный герой поможет узнать что-то важное об устойчивых выражениях. А конечным пунктом путешествия будет конкурс знатоков. Итак, в путь!

1. В гостях у Золушки

Золушка предлагает собрать стенд «Фразеологический зверинец» .Кто быстрее?

Голоден как………(волк)

Хитёр как…………(лиса)

Труслив как……….(заяц)

Изворотлив как…...(уж)

Надут как………….(индюк)

Нем как……………(рыба)

Упрям как…………(осёл)

Болтлив как……......(сорока)

Вывод: в устойчивых выражениях нельзя заменить слово или опустить его, так как меняется смысл.

2. В гостях у Бабы-Яги

Баба-Яга просит ребят выполнить задание. Нужно подобрать слово и объяснить получившийся фразеологизм.

Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило)

Исчез, как будто и не было.

Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать)

Испугаться.

Начать с ……….(азов, буквы, книги)

Начать с самого начала.

Метать бисер перед…(кошками, свиньями,

птицами)

Напрасно доказывать что-то людям, которые

не могут это оценить.

Выносить сор из…(избы, бани, погреба)

Разглашать семейные ссоры, неприятности.

Брать…….(быка, корову, оленя)за рога.

Начинать действовать решительно с самого

начала.

(Олух, тупица, бестолочь) царя небесного.

О глупом, недалёком человеке.

Баба-Яга: В тех словах, что вы выбрали, подчеркните первую

букву. Получилось слово…( СПАСИБО ).

Спасибо, ребята, за помощь!

3.В гостях у Иванушки-Дурочка

Иван готовится к конкурсу и просит ребят о помощи.

1.Определить, среди представителей каких профессий появились следующие фразеологизмы:

Закидывать удочку.(рыбак)

Ждать у моря погоды.(моряк)

Сгущать краски.(художник)

Брать на прицел.(военный)

Топорная работа.(столяр)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.(портной)

2.Где фразеологизмы, а где свободные словосочетания?

*Я намылил голову над тазом.

*За двойку по литературе папа мне намылит голову.

*Ребёнку намылили голову, но мыло попало и глаза.

*Расстояние мы определили на глаз.

*На глаз больного наложили повязку.

Иван: Спасибо, ребята! Научили дурака уму-разуму.

4. В гостях у Белоснежки

Белоснежка: Здравствуйте, дети! Сколько вас много! Куду же вы

собрались?

Учитель: Мы направляемся на конкурс знатоков

Фразеологии.

Белоснежка: Отдохните с дороги, попейте чайку, а потом продол-

жите свой путь.

Учитель: Нет, спасибо, Сова. Нам нельзя откладывать наше

дело в долгий ящик. Мы должны как можно быст-

рее попасть на конкурс.

Белоснежка: А вы знаете, каково происхождение фразеологизма

«положить в долгий ящик»?

Ученик: Я знаю!(Сообщение заранее подготовлено учени-

ком о происхождении данного устойчивого выра –

жжения)

Белоснежка: Теперь торопитесь, не буду вас больше задерживать.

счастливого пути, дальше вам предстоит идти через

царство Кощея.

5.В гостя у Снежной Королевы

Кощей: Здравствуйте, друзья! Чтобы пересечь моё царство

вы должны выполнить несколько заданий. (Каждый

ряд получает от королевы конверт с заданием)

1.Подобрать к слову синоним-фразеологизм:

Много-куры не клюют, пруд пруди, вагон и маленькая те-

лежка, с три короба.

Быстро-на всех парах, во всю прыть, во весь дух, со всех

ног, во весь опор, сломя голову, во все лопатки.

Наказывать-снять стужку, дать нагоняй.

Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать

синоним.

2.Расположить фразеологизмы по степени нарастания признака:

приводить в ярость 3

действовать на нервы 1

выводить из равновесия 2

доводить до белого каления 4

3.Подобрать к данным фразеологизмам антонимы.

жить душа в душу-как кошка с собакой

пруд пруди- с гулькин нос

за тридевять земель-рукой подать

засучив рукава-спустя рукава

Вывод: к фразеологизму, как и к слову, можно подобрать

антоним.

Снежная Королева: Молодцы, ребята! Ловко вы справились с моим заданием, но, наверное, очень устали. Буратино поможет вам восстановить силы перед сложным испытанием.

Буратино проводит физкультминутку.

1.Игра «Далеко-близко» (упражнение для снятия усталости глаз) Буратино называет вначале удалённый предмет, а через 2-3 секунды- предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать глазами предметы, которые он называет.

2.Упражнения для снятия общего и локального напряжения.

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Три-нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Буратино: Молодцы! Дотянулись до ключика. Он поможет

вам открыть ларец, где спрятаны задания для

конкурса знатоков фразеологии.

Королева даёт ларец с заданиями.

Конкурс.

Конкурс проводится учителем. За каждый верный ответ ребёнок получает жетон. Победителем считается тот, кто пабрал наибольшее количество жетонов. Целесообразнее задания расположить в следующем порядке.

1.Что такое фразеологизм?

2.Назовите признаки фразеологизма.

3.Что общего между словом и фразеологизмом?

4.Найдите фразеологизмы в стихотворении С. Суслова.

Бывает частенько, что слово-одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

А гуси и утки-сухие всегда.

Заметили люди-как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идёт.

Под камень лежачий вода не течёт.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь»,

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай».

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

5.Отгадайте загадки.

1.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез;на него бросают слова деньгите, кто их не ценил.(ветер)

2.Её заваривают, затевая какое-либо неприятное,

хлопотливое дело; а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;её просит рваная обувь; она в голове у путаников.(каша)

3.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваяст; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.(уши)

5.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди; иногда из неё выходят сухими.(вода)

6.Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дёргают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)

6.Объясни фразеологизмы:

кожа да кости

дырявая память

перемывать кости

пушкой не пробьёшь

авгиевы конюшни

ахиллесова пята

Содом и Гаморро

7.Назовите фразеологизмы, в которых упоминается о каком-либо животном.

С приведёнными фразеологическими оборотами составьте предложения.

Кошка(кот)-кот наплакал, купить кота в мешке, тянуть кота за хвост, драная кошка, жить как кошка с собакой, как угорелая кошка, чёрная кошка пробежала(проскочила), играть в кошки-мышки, кошки скребут на душе(на сердце)

Курица-писать как курица лапой, мокрая курица, носится как курица с яйцом, слепая курица, денег куры не клюют, курам на смех.

Медведь-медведь на ухо наступил, медвежья услуга.

Свинья-подкладывать свинью, метать бисер перед свиньями, разбирается(смыслит, понимает),как свинья в апельсинах.

Собака-устал как собака, вешать собак (на кого), собак гонять, вот где собака зарыта, каждая собака, (нужен) как собаке пятая нога, собаке под хвост, псу под хвост, (жить) как кошка с собакой, собаку съел, к чертям собачьим.

8.Назовите фразеологизмы, в которых упоминается какой-либо орган человека(нос, сердце, руки, ноги, лицо, глаза).

9.Какие из приведённых фразеологизмов употребляются в деловой речи?

в рабочем порядке

ни кола ни двора

буква закона

лезть нарожён

ломать голову

держать в курсе

повесить нос

распустить нюни

Учитель: Вот и подошёл к концу конкурс знатоков фразеологии. Давайте подведём итоги(определить победителя).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств вырызительности языка.Во фразеологии запечатлён богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой. Очень важно их правильно и метко использовать.

Домашнее задание: напишите рассказ, объясняющий значение одного из фразеологизмов ( золотые руки, кот наплакал, когда рак на горе свистнет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....