Мини- семинар для учителей, преподающих русский язык в 11 классах на тему "Грамматические ошибки"
методическая разработка по русскому языку

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Анализ выполнения заданий 6,7 и критерия 9 сочинения ЕГЭ определило содержание работы в ходе подготовки к экзамену. Действительно, в своих работах 11-классники допускают много грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов.Над этой темой необходимо работать, чтобы учащиеся смогли успешно справиться сразу с тремя заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon grammaticheskie_oshibki.ppt337 КБ
Файл vystuplenie.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды грамматических ошибок Подготовила учитель русского языка МБОУ «2-Имангуловская СОШ» Октябрьского района Исанчурина Фаиля Фаритовна Январь, 2018

Слайд 2

Результаты полугодовой контрольной работы в 11классе (Октябрьский район) Задание 6 Задание 7 Критерий 9 (сочинение) 0 баллов 19 чел. 35 % 1 балл 36 65 % 0 баллов 0 чел. 1 балл 4 2 балла 7 13% 3 балла 12 22% 4 балла 17 31% 5 баллов 15 27% Допущено более двух ошибок 0 баллов 5 чел. 9 % Допущено одна – две ошибки 1 балл 27 49 % Грамматических ошибок нет 2 балла 23 42 %

Слайд 3

Грамматическая ошибка это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Слайд 4

Виды грамматических ошибок I . Ошибочное словообразование II . Ошибки в образовании форм разных частей речи (задание 6)

Слайд 5

Виды грамматических ошибок: Ошибочное словообразование Трудолю бим ый, над смехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает врем я Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше

Слайд 6

Виды грамматических ошибок: Ошибочное образование формы числительного Ошибочное образование формы местоимения Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют , хочут , пиша о жизни природы С ихними соседями, до скольки часов занятия ? С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году

Слайд 7

Виды грамматических ошибок III . Синтаксические ошибки - нарушения в построении словосочетаний и предложений ( задание 7):

Слайд 8

Виды грамматических ошибок: Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей . Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом.

Слайд 9

Виды грамматических ошибок: Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея . Все были рады, счастливы и веселые . Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом.

Слайд 10

Виды грамматических ошибок : Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве . Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами .

Слайд 11

Виды грамматических ошибок: Нарушение границ предложения Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда герой опомнился . Было уже поздно.

Слайд 12

Тренировочные задания

Слайд 13

Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип 1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли. 2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы. 3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

Слайд 14

Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип 4. А у нас во дворе сделали новую качель! 5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос. 6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки. 7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы.

Слайд 15

Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип 8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее. 9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы. 10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь. 11. Издали были видны плывущие бревна по воде. 12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе

Слайд 16

Тренинг: исправьте ошибки в образовании формы слова. Наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор

Слайд 17

Самопроверка: лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров

Слайд 18

Тренинг: исправьте ошибки в образовании формы слова. Много горожанов, партизанов Пара сапогов, погонов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров

Слайд 19

Самопроверка Много горожан, партизан Пара валенок, погон Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар

Слайд 20

Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, человеком может быть получена травма. существует опасность получения травмы. человек рискует получить травму. нарушается техника безопасности на воде .

Слайд 21

Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность,техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Это подлежащее может выполнять два действия (слушать музыку и открывать что-то новое в ней). Правильный ответ – 3.

Слайд 22

Спасибо за внимание! « Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но и ничего не делать –ошибка» Эмиль Кроткий



Предварительный просмотр:

Выступление Исанчуриной Ф.Ф. , учителя русского языка МБОУ «2-Имангуловская СОШ» Октябрьского района к презентации «Виды грамматических ошибок»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вопрос, который мы должны с вами еще раз повторить, звучит так:

Слайд 1. Виды грамматических ошибок.

В Кимах ЕГЭ по русскому языку предлагаются задания по этой теме.

Слайд 2. По результатам ПКР в Октябрьском районе 

задание 6 «Морфологические нормы (образование форм слова)» выполнили на

0 баллов

19 чел.

35 %

1 балл

36

65 %

задание 7 «Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления» выполнили на

0 баллов

0 чел.

1 балл

4

2 балла

7

13%

3 балла

12

22%

4 балла

17

31%

5 баллов

15

27%

В задании № 26 (сочинение) к типичным ошибкам следует отнести:

К8 (соблюдение пунктуационных норм);

К10 (соблюдение речевых норм).

К9 (соблюдение грамматических норм);

Допущено более двух ошибок

0 баллов

5 чел.

9 %

Допущено одна – две ошибки

1 балл

27

49 %

Грамматических ошибок нет

2 балла

23

42 %

Анализ выполнения заданий 6,7 и критерия 9 сочинения ЕГЭ определило содержание работы в ходе подготовки к экзамену. Действительно, в  своих работах 11-классники допускают много грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов.

Над этой темой нам необходимо работать, чтобы учащиеся смогли успешно справиться сразу с тремя заданиями. Наша задача - вспомнить, что такое грамматическая ошибка, знать виды таких ошибок.   Как же не потерять баллы в этих заданиях? Рассмотрим на конкретных примерах эту тему.

Слайд 3. Грамматическая ошибка - это нарушение структуры языковой единицы:

  1. неправильное словообразование (такого слова нет в языке);
  2. неверное образование форм слов;
  3. ошибки в построении словосочетаний и  предложений.

Грамматическая ошибка может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок. Слайд 4

I. Ошибочное словообразование:  Трудолюбимый, надсмехаться,

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи

Слайд 5.

1) имен существительных :  (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;  Многие чуда техники, не хватает время

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее; Более интереснее, красивше

Слайд 6.

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь; С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга; ихние дети

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться);  Они ездиют, хочут

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз; пиша о жизни природы

Слайд 7.

III. Синтаксические ошибки -  нарушения в построении словосочетаний и предложений:

Слайд 8.

1) в согласовании:  Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

2) ошибки в управлении: Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей

3) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Большинство возражали против такой оценки его творчества.  молодежь стремятся учиться.

Слайд 9.

4) нарушение способа выражения сказуемого в некоторых конструкциях: Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

5) в построении предложений с однородными членами: Страна любила и гордилась поэтом.

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили. Читая текст, возникает такое чувство

Слайд 10.

7) в употреблении причастных оборотов: Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.  Между записанными темами на доске разница невелика

8) в построении сложных предложений Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве.

(искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

9) смешение прямой и косвенной речи: Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Слайд 11.

10) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

11) Нарушение видовременной  соотнесенности  глагольных форм. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Слайд 12-15

Тренировочные задания

 

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над ошибками по русскому языку (5 класс)

Справившись с сетевым проектом и научившись использовать возможности Google,  ученики пятого класса с удовольствием приняли мою идею самостоятельно выбирать свои ошибки из рабочих тетрадей. Я соз...

Презентация.Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ русскому языку по теме "Исправь лексические ошибки"

Тестовые задания по теме "Исправь лексические ошибки". Задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку представлены на слайдах....

Презентация по русскому языку. 11 класс. Задание 8. Ошибки в построении предложений с однородными членами.

Данная презентация помогает наглядно представить ошибки, когда мы составляем предложения с однородными членами. Обычно я после повторения темы "Знаки препинания с однородными членами" в 11 к...

Презентация по русскому языку. 11 класс. Задание 8. Ошибки в построении предложений с однородными членами.

В тестовых заданиях ЕГЭ по русскому языку особую трудность вызывает задание 8. Не все ребята могут сформулировать ошибку и выбрать соответствие. Поэтому на уроке при повотрении  темы "Знаки ...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Работа над ошибками итоговой контрольной работы. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи"

Предложен материал для самостоятельного закрепления орфограммы, вызвавшей трудности при написании контрольной работы....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Работа над ошибками итоговой контрольной работы.

Предложен материал для самостоятельной работы над устранением выявленных проблем....