Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Исанчурина Фаиля Фаритовна
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_tehn_karta.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок №

Сочинение-описание фотографии. Описание как функционально-смысловой тип речи. Синтаксические конструкции для создания текста-описания

Учитель

Исанчурина Фаиля Фаритовна, учитель русского языка МБОУ»2-Имангуловская СОШ»

Цели:

Образовательные: формирование умения составлять  текст-описание по фотографии;

Развивающие:  развитие навыков  устной и письменной речи;

Воспитательные: воспитание интереса к предмету и к тексту описательного характера.

Прогнозируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о структуре текста типа описание по фотографии; уметь правильно строить текст; использовать языковые средства, соответствующие его типу и стилю; писать сочинение на предложенную тему.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Личностные:  стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока:

Урок развития речи

Оборудование:

Карточки, раздаточный материал. Презентация. Русский язык. Учебник

Ход занятия.

Этап урока

время

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Фронтальная

Приветствует учеников. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Приветствуют

учителя, друг друга и выполняют

самооценку готовности

к уроку.

Записывают число в тетрадях.

Р: планируют  необходимые действия и операции

К: Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

П: понимают поставленную задачу

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

5 мин

Фронтальная

Парная работа

Групповая  

Письменная работа

Устные ответы

Кластер

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним типы речи.

- Предлагаю вам выполнить в группах следующее задание: прочитайте тексты и определите типы речи.

Приложение №1.

Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

1. У меня есть старший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки…

2.Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3.У меня есть младший брат. Я к нему очень привязан. И вот почему

- Вспомните характеристику текста-описания и составьте кластер по данному вопросу. Работаем в парах.

Слушает ответы учащихся.

Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.

Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.

Схема построения описания

Представление предмета/явления/события – признак 1-признак 2 - признак 3…- мои впечатления от изображенного.

Отвечают на вопросы.

Получают раздаточный материал, работают в группах.

Составляют в тетрадях кластер «Текст-описание» (парная работа), дают монологический ответ по записям в тетради.

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации

К: слушают, отвечают на вопросы, работают в парах, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

3.Постановка учебных задач

3 мин

Фронтальная

Индивидуальная

- Посмотрите, что у меня в руках?

(показывает   школьную фотографию)

Приложение №2.

- Как вы думаете, что мы будем сегодня описывать? (фотографию)

- Скажите, достаточно ли той информации, которую мы повторили в начале урока для того, чтобы описать фотографию? (нет).

- О чём вам ещё нужно знать? (Как описать фотографию).

- Верно. Это и будет тема нашего урока. Запишем ее в тетради: «Описание фотографии».

- Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ  и при его выполнении можно допустить ошибки).

- Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию? (Алгоритм и умение его применять).

- Следовательно, какова цель нашего урока? (изучить  алгоритм описания фотографии).

Отвечают на вопросы.

Формируют цели и задачи урока.

Записывают тему урока: «Описание фотографии».

Л: осознают свои возможности в учении

Р: планируют необходимые действия

К: строят небольшие монологические высказывания

4.Открытие нового знания

3 мин

Устные ответы

Фронтальная работа

Парная работа

- Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета.

- Сегодня мы будем описывать фотографии  праздников нашей любимой школы.

- Кто будет изображен на этих фотографиях? (люди и события).

- Как вы думаете, какова будет главная задача фотографа? Каков его замысел?

- Рассмотрим план описания фотографии, на которой изображены люди.

Приложение №3.

Рассмотрите фотографию (люди, события)

  • Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?
  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?
  • Кто (что) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?
  • Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его / их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с планом описания (парная работа).

П: слушают, читают, извлекают нужную информацию

К: строят небольшие монологические высказывания

Р: контролируют учебные действия

5.Первичное закрепление с комментированием

10 мин

Групповая работа

Устные ответы

Самооценка

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

- Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая из вас получит свою фотографию школьного праздника. Изучите и опишите фотографию, используя алгоритм описания, и представьте свою работу в устной форме.

Приложение №4.

Две фотографии школьных праздников.

Изучают фотографию, работают по вопросам.

Представляют итоги работы в группе, формируют собственные мысли. Оценивают одноклассников.

П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме

К: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6.Физкультминутка

2 мин

Фронтальная

Выводит на экран проектора гимнастику для глаз.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7.Включение изученного в систему знаний

15 мин

Творческая работа

Парная работа

Групповая работа

Самоанализ

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

1.Напишите сочинение-описание запечатленной фотографом картины, используя конструкции-помощники (клише). Озаглавьте текст. (Работа с черновиком).

Приложение №5.

Конструкции-помощники для описания фотографии (клише).

Вступление

  • На этом снимке изображен…
  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…
  • На данной фотографии фотограф запечатлел…
  • На фотографии мы видим…
  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Основная часть

  • Цель фотографа –
  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
  • Фотограф запечатлел один из моментов…
  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …
  • Фотограф поместил в центр снимка…
  • Прямо перед нами изображены…
  • На переднем плане привлекает внимание…
  • Задний план снимка занимает…
  • Слева/справа от… виднеется…
  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …
  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
  • Завершая описание, хочется отметить…
  • Фотография произвела на меня ….впечатление.
  • Фотография заставила задуматься о…

2.Чтение вслух сочинений от каждой группы и анализ сочинений.

Учащиеся выполняют  задания, используя Приложение №3.

Выбирают в группе лучшие работы и представляют их перед классом.

Слушают и оценивают одноклассников.

Л: понимают, в чем значение знаний для человека.

П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

5 мин

Индивидуальная

Групповая

Беседа по вопросам

- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

- Достигли ли мы этой цели?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Дайте оценку своей работе, для этого заполните таблицу.

Приложение №6.

Лист самооценки.

1. Сегодня на уроке я научился (ась)

2. На уроке я работал(а)

3. Своей работой на уроке я

4. Мое настроение

5. Материал урока был для меня

…………

активно / пассивно / с интересом

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Р:  оценивают свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

К: строят небольшие монологические высказывания.

Л: адекватное понимание причин успеха (неуспеха)

9.Домашнее задание

1 мин

Проговаривает домашнее задание.

- У вас у каждого есть фотографии семейных праздников, опишите письменно любую.

- В качестве другой работы я вам могу предложить готовые фотографии праздников нашего села

Выбирают любой вид работы и записывают домашнее задание в дневник.

Приложение №1.

Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

1. У меня есть старший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки…

2.Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…

3.У меня есть младший брат. Я к нему очень привязан. И вот почему

Приложение №2.

Приложение №3.

Рассмотрите фотографию (люди, события)

  • Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?
  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?
  • Кто (что) выделено на снимке особо (цветом или композиционно)?
  • Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его / их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла (крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Приложение №4.

 

Приложение №5.

Конструкции-помощники для описания фотографии (клише).

Вступление

  • На этом снимке изображен…
  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…
  • На данной фотографии фотограф запечатлел…
  • На фотографии мы видим…
  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Основная часть

  • Цель фотографа –
  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
  • Фотограф запечатлел один из моментов…
  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …
  • Фотограф поместил в центр снимка…
  • Прямо перед нами изображены…
  • На переднем плане привлекает внимание…
  • Задний план снимка занимает…
  • Слева/справа от… виднеется…
  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …
  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
  • Завершая описание, хочется отметить…
  • Фотография произвела на меня ….впечатление.
  • Фотография заставила задуматься о…

Приложение №6.

Лист самооценки.

1. Сегодня на уроке я научился (ась)

2. На уроке я работал(а)

3. Своей работой на уроке я

4. Мое настроение

5. Материал урока был для меня

…………

активно / пассивно / с интересом

доволен / не доволен

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Приложение №6.

Домашнее задание: опишите праздник нашего села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: «Синонимы и их употребление в речи».

Цель деятельности учителя: систематизировать раннее изученное о синонимах, их роль в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарем синонимов....

Разработка урока по теме: "Обучение определению функционально-смысловых типов речи"

Предмет: русский язык.Класс: 10Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение ...

Технологическая карта урока на тему: "Описание предмета".

Урок представлен в форме технологической карты по ФГОС. Урок на тему: "Описание предмета" в 5 классе. В конспекте представлена подготовительная работа к сочинению по обучению детей описанию ...

Технологическая карта урока развития речи в 6 классе "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока развития речи по требованиям ФГОС в 6 классе  "Описание внешности человека.Портрет." с презентацией...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Технологическая карта урока по теме "Описание животного" для 3-го класса.

Данная технологическая карта подходит для организации обычного урока, а также для внеурочного занятия. К карте имеется видео-инструкция, которую могу отправить всем заинтересованным лицам по запросу....

Технологическая карта урока на тему "Функционально-смысловые типы речи"

Технологическая карта урока на тему "Функционально-смысловые типы речи" по ФГОС....