Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.
статья по русскому языку

В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновации – важное условие реализации ФГОС

Л. И.Суслопарова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ушмунская СОШ»

                                              Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу

 Я слышу – я забываю,  

Я вижу - я запоминаю

 я делаю – я усваиваю.

                 Китайская мудрость.

      Представьте себе, что мы с вами находимся в музыкальной школе. Вот привели мальчишку-новичка. Но никто ему не говорит: ты будешь учиться играть на этом инструменте. Никто не заставляет его что-то брать или делать.

- Можно пойти туда послушать?

- Можно.

- А можно понажимать клавиши?

- Можно.

- А потрогать струны?

- Можно.

     Всё можно… Ребёнок осторожно оглядывается, потихоньку привыкает. Не сразу, на третий или четвёртый раз он сам выбирает инструмент. Вот теперь и только теперь, его можно начинать чему-то учить.

     Учёба идёт хорошо, когда ребёнок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. А если не выбрал – ничего не выбрал? А если сегодня выбирает одно, завтра другое, послезавтра  третье – и конца не видно? Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, что ребёнок в ней обязательно захочет учиться – противоречивая ситуация будет сохраняться.

     Образование – область сложных противоречий, парадоксов, открытых задач. Над проблемами образования ломали головы умнейшие из умнейших.

     Альберт Эйнштейн в переписке с Жаном Пиаже удивлялся смелости учёного, поставившего  задачей изучить процесс формирования мышления ребёнка. Решаемые им физические проблемы он назвал детской игрушкой по сравнению с тайнами сознания и подсознания ребёнка.

     Современный процесс образования предполагает применение новых подходов к организационным формам и методическим системам обучения, обеспечивающим ключевую компетенцию – умение учиться, которая ориентирована на самостоятельный поиск знаний и включение учащихся в учебную деятельность.

     В связи с этим программы общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, включают в качестве основной составляющей процесса обучения системно - деятельностный подход. Переход от методик обучения к методикам овладения знаниями предполагает активную творческую деятельность самого учащегося.

     Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Результатом обучения должно стать формирование у учащихся “умения учиться”.

      Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования).

Какие же изменения произошли в школьной деятельности?

  • от цели школьного обучения -усвоения знаний, умений, навыков к цели-формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  •  от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Современные образовательные результаты   трактуются как изменения в личностных ресурсов,  которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем; представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы.

     В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть».

Учиться знать, что  обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

Учиться делать, что фокусируется на практическом применении изученного материала.

Учиться жить вместе, актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.

Учиться быть, т. е акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

 По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться);

научить работать и зарабатывать (учение для труда);

научить жить (учение для бытия);

научить жить вместе (учение для совместной жизни).

     ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

     Успешность педагогической деятельности учителя сегодня  определяется, прежде всего, его пониманием роли учеников в учебном процессе: именно ученики должны стать главными субъектами этого процесса. Самыми главными и самыми активными. Мы все помним притчу: «Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь». Системно-деятельностный подход помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно УУД формируют фундаментальное ядро образования.

     Актуальнейшая задача достижения результативности учебного процесса закономерно связана с проблемой поиска наиболее эффективных средств и форм её реализации.

     Применительно к преподаванию русского языка приоритетными представляются следующие аспекты воплощения данной задачи: 1) повышение креативной компетенции педагога; 2) реализация системно-деятельностного подхода; 3) расширение образовательного пространства; 4) использование ИКТ; 5) индивидуализация процесса обучения и развитие творческих качеств личности учащегося.

.        Как реализовать на практике деятельностный подход, учитель не всегда имеет четкое представление. Профессиональная креативность учителя ведёт к индивидуальному способу деятельности и является важным фактором эффективной организации обучения. Суть мастерства педагога в том, в любых условиях образовательного процесса он ставит перед собой и обучаемыми оптимальные по сложности и достижимости цели и добивается их реализации. Сущность системно-деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива обучаемого, овладение универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать – применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекста. Но прежде всего  нужно научить учащихся самостоятельно открывать знание. А чтобы научить этому, учитель сам должен овладеть необходимыми знаниями, новыми технологиями.

     Реализация системно -  деятельностного подхода  обучения  опирается на следующие методы: исследовательский, проектный, проблемный, поисковый, дискуссионный метод и т. д.

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности, формирует универсальные учебные действия.

В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие  и формирование способности  и готовности  свободно осуществлять общение, овладение современными средствами коммуникации.

Системно-деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:                                   1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;                            2. Использование активных и интерактивных методик;                                                    3 Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;                                                                                                            4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  • Мотивацию к учебной деятельности;
  •  Актуализацию знаний;
  •  Проблемное объяснение нового знания;
  •  Первичное закрепление во внешней речи;
  •  Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  •  Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  •  Рефлексию

      Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, то есть уметь ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Поэтому важное место в формировании у обучающихся умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия: ставить цель с учётом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать, оценивать качество усвоения; стремиться преодолевать препятствия. Остановлюсь на возможностях уроков русского языка и литературы в процессе целеполагания. Что такое цель урока? Это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приёмы. Процесс целеполагания трудоёмкий и требует много времени. Но если учитель не будет согласовывать цели урока с учащимися, то ученики превратятся в средство достижения этих целей. Необходимо продумывать различные приёмы постановки целей.

     Основными характеристиками целей являются:

  • Конкретность;
  • Привлекательность;
  • Достижимость.

Таким образом, целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование.

Цели должны быть:

  • Реальны, достижимы, конкретны, т. е. контролируемы;
  • Сформулированы продуктивно, т. е. от ученика, с прогнозированием образовательного результата;
  • Соотносимы с типом и содержанием урока;
  • Личностно ориентированы.

Какие приёмы целеполагания использую я на уроках: 1.  Выбор приемлемых целей из предложенных. 2. Тема - вопрос. 3. Домысливание. 4. Инвентаризация знаний. 5. Приём аналогии. 6. Целеполагание по опорным схемам.

 Использую приём «яркого пятна». Например, сказка, картинка, записка и т. д.

       Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель. Ребёнок учится высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут. Дети учатся слушать и слышать друг друга, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

     Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Об этом мне бы хотелось поговорить на примере уроков литературы. Преподавание литературы направлено на достижение важных личностных результатов:

  • Патриотизм, любовь к Родине, любовь к родному языку, бережное отношение к мировоззрению и культуре своего народа;
  • Чувство ответственности и долга перед Родиной;
  • Ответственное отношение к учёбе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообразованию и осознанному выбору профессии;
  • Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и др.

     Одним из способов формирования личностных результатов является решение проблемных задач. Современная школа должна обеспечить способность учащихся применять имеющиеся знания в неожиданных, новых жизненных ситуациях с целью построения своего способа решения проблемы. На уроках литературы создание проблемной ситуации – одно из условий успешного обучения. Известный педагог Е, Н, Ильин пишет: «У каждого урока, как и в искусстве, - сверхзадача. В чём она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, урок обретает свою учебную и нравственную ёмкость».

     Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблемного вопроса, который всегда предполагает: несколько вариантов ответа, сложность, доступность ученикам, интерес, ёмкость.

     Проблемная ситуация создаётся с помощью проблемного вопроса, который даёт начало работе с текстом.  Так, например, на уроке открытия знаний по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» можно создать проблемную ситуацию, поставив перед учащимися вопрос «В чём жизненное предназначение каждого из нас?» Десятиклассники пытаются дать ответы на сложные вопросы, предполагающие нравственный выбор. Можно ли оправдать убийство человека? Можно ли простить самые страшные человеческие поступки? Почему автор определил своего любимого героя в праведники?

     Размышляя  над эволюцией героя, учащиеся делаю вывод, что путь спасения души – это путь через грехи, смирение и покаяние к духовному и нравственному преображению. Обобщая сказанное на уроке, ученики называют черты русского национального характера: широту души, цельность натуры, богатую одарённость, жизненную стойкость, любовь к Родине и людям, веру в Бога, но непредсказуемость и стихийность.

     Много возможностей для создания проблемных ситуаций на уроках рефлЕксии. Произведение прочитано, наступило время аналитического исследования. Здесь можно выстроить целую систему творческих, проблемных заданий, которые заинтересовали бы учащихся. Создавая творческие работы, решая проблемные ситуации, учащиеся говорят о проблемах нравственности, а  главное решают для себя, что хорошо, а что плохо.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций. Проблемные задания с успехом использую и на уроках русского языку

  На этапах повторения, открытия новых знаний создаю проблемные ситуации. Например, при изучении темы «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий» предлагаю слова:

Во(?)первых, в(?)двое, в(?)старину

- Достаточно ли имеющихся знаний, чтобы написать эти слова?  

Интересен прием « Лови ошибку». Учащимся предлагается текст по теме урока с ошибками. Задача учащихся найти ошибки, обосновать свое решение.

Использую нестандартные лингвистическое задания. Эти задания, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

1. . Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына?

2. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.

        Не менее важным и интересным является мотивационный этап. На этапе мотивации применяю следующие упражнения:

1. На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

2 Необычное начало урока

 «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

-Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

-Как вы думаете,  чему будет посвящено   сегодняшнее занятие?

Урок – знакомство с Причастиями:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

Знаем ли мы с вами такую часть речи? Хотите ли вы узнать, что это за необычная часть речи.

 Отсроченная отгадка.

В начале урока даю  загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке литературы в начале урока сообщается, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Прием «Эпиграф».

Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.

Например, на уроке изучения темы «Имя прилагательное» можно записать фразу Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь, котора, дверь?

- Котора дверь! Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Использую прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В конце урока возвращаемся и анализируем, что угадано правильно, а что нет. Упражнение» Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

       Важное значение имеет и работа с текстом. Ведь текст является связующим звеном всех предметов. Опыт работы последних лет показывает, что уровень развития коммуникативной компетенции части выпускников не отвечает современным требованиям. Особенно много трудностей возникает при выполнении заданий ЕГЭ., связанной с информационной обработкой текста и выполнение творческого задания. Такая ситуация вполне объяснима: развитие коммуникативной компетенции традиционно базировалось на чтении. Из-за потери этой исконной основы общий уровень владения всеми видами речевой деятельности значительно снизился. Возникает противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать речевое высказывание. В связи с этим особую ценность приобретает работа с текстом, которая, с одной стороны, сможет смотивировать учащихся к ведению диалога, с другой стороны, должна предоставить необходимый языковой материал для создания собственного речевого высказывания. В стандартах нового поколения сформулирована необходимость обучать школьников стратегиям смыслового чтения, т. е. пониманию, интерпретации и оценке как метапредметным умениям, которые являются залогом успешного обучения. Кроме того во ФГОС говорится о том, что учащиеся должны овладеть системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

     Необходимость обучать пониманию текста, стратегиям смыслового чтения заставляет по-другому формулировать роль текста в процессе достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучения русскому языку.

     Определённая последовательность действий при работе с текстом основана на технологии продуктивного чтения.

  1. Работа с текстом до чтения. Цель - подготовка к восприятию текста; уточнение темы и основной мысли текста через анализ темы урока и название параграфа учебника, через работу с эпиграфом, с иллюстративным материалом; прогнозирование содержания текста, словарная работа. Работа ученика – просмотровое чтение.
  2. Работа с текстом во время чтения. Цель -  понимание основного содержания и создание читательской интерпретации текста. На этом этапе проводится ознакомительное чтение: постановка целевого вопроса ( читая текст, определите, какая информация является для вас новой); определение стилевой принадлежности, типов речи, уточнение темы, разделение текста на смысловые части и составление плана, составление схем, ответы на вопросы по содержанию текста.
  3. Работа после чтения текста. Цель – понимание текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских восприятий до уровня законченной мысли. Работа ученика – изучающее чтение с пометками:

а) определение сильных позиций текста (анализ заглавия и ключевых знаков, темы и идеи текста, конфликта);

б) выявление особенностей структуры текста, соотнесение их с содержанием и определение особенностей композиции;

в) проведение анализа изобразительно-выразительных средств на всех уровнях языковой системы (лингвистический анализ текста).

При подготовке к итоговой аттестации уже в 6 – 8 классах необходимо предлагать задания на лингвистические темы: значение выражений (выжатый лимон), кого можно назвать душой компании, в чём сходство и различие предлога и союза и т.д.

     Для формирования коммуникативных учебных действий  применяются приёмы, направленные  на осмысление содержания текста: чтение с остановками, чтение с пометками, инсёрт , синквейн, кластер. Работая над творческой частью экзамена, можно использовать приём ПОПС-формула: позиция, объяснение, пример, следствие и другие. Следовательно, задача учителя – создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.

  Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмыслении, рефлексия и др.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД. Как же мы формируем группы?

     Потому как мы сформируем группы, будет напрямую зависеть эффективность работы: низкая, средняя и высокая. Низкая эффективность будет, если группы будут сформированы по алфавитному списку, по интерактивному цифровому шаблону, по номерам по листочкам (лото), по цветным карточкам и по одинаковым номерам из ранее сформированных групп. Средняя активность – по уровню успеваемости. Высокая – по типу темперамента (меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник), по типу восприятия информации ( визуальный, вербальный, логико-математический, кинестетический (с учётом коммуникативного и внутриличностного). Кроме этого чётко надо знать все компоненты группового обучения, функции каждого компонента. Их достаточно много.

  1. Формирование групп: исследование мышления учащихся, учёт психологических особенностей учеников;
  2. Планирование групповой работы на учебный период: план;
  3. Положительная взаимозависимость: участие каждого в выполнении учебной задачи; повышение индивидуальной и групповой ответственности;
  4. Эффективная обратная связь с каждым учащимся и группой: приёмы обратной связи: вербальные, графические, образные;
  5. Управление временем: планирование этапов работы, мобилизация работы учащихся;
  6. Индивидуальная и групповая отчётность: документирование вклада каждого участника и группы в создании группового продукта;
  7. Самостоятельность учащихся: подбор заданий, не содержащих готового ответа;
  8. Диалоговое общение: развитие коммуникативной культуры, снижение страха неудачи;
  9. Активное слушание: формирование умения слушать собеседника.

     Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализуется педагогами она по-разному.

Часто использую приемы технологии критического мышления. Например: ребята составляют кластер по теме «Имя прилагательное». Также организуется самостоятельная исследовательская деятельность. Например, при изучении темы «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий», учащиеся самостоятельно распределяют слова и определяют, почему они так пишутся. В результате получают самостоятельно составленную таблицу.      

Очень трудно приучить учащихся читать внимательно и вдумчиво. При изучении некоторых произведений предлагаю учащимся создать паспорт литературного героя. Для его создания необходимо хорошо знать текст, обращать внимание на детали.

Нарисуй линию жизни героя и отметь на ней самые важные события в его жизни.

В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и межпредметные  связи.  

Прием «Мозговой штурм» способствует развитию творческого типа мышления детей.  Этот прием может быть использован при решении конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Классу сообщается тема урока, а учащиеся вспоминают, что им уже известно по данному поводу и определяют цели урока. При заслушивании ответов возникают несовпадающие точки зрения.

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:

1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).

4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

        Таким образом, осуществление системно-деятельностного подхода на каждом этапе урока позволяет работать над формированием  универсальных учебных действий.

Реализация  системно-деятельностного подхода  способствует успешному обучению школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе и в жизни.

 Ведущими характеристиками ученика становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

А для учителя системно-деятельностный подход  является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

         Применение на каждом этапе урока методики отслеживания (инструментария) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы позволяют получить объективную информацию о динамике формирования универсальных учебных действий.

Показатели владения педагогом современными технологиями системно-деятельностного подхода 

  • Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему.
  • Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе.
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.
  • Организует проектные и событийные формы работы.
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе.
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты.
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей.
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе.

Сенека утверждал: «Для жизни, а не для школы учимся мы».  А Гегель отмечал: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». 

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось.  Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями  и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о  мудрейший, - живая или мертвая? И  тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…». Действительно, уважаемые коллеги, всё в наших руках: какие приёмы и методы использовать на уроке, как найти «ключик» к каждому ребёнку, раскрыть заложенные  в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным?

 

До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

                                                                     Уильям А. Уорд

Литература:

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.

Интернет – источники

1 Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3. 

2.Системно-деятельностный подход на уроке. Конструктор урока. [Электронный ресурс] Режим доступа http://chern.org.ru/index.php/metodkabinet/41

3.Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в основной и старшей школе (из опыта работы) [Электронный ресурс] Режим доступа

http://litterref.ru/otrujgotrqasqasotr.html

4.Системно – деятельностный подход в обучении и воспитании

[Электронный ресурс] Режим доступа www.festival.1septembr.ru

5.Всероссийский интернет-педсовет [Электронный ресурс] Режим

доступа www.pedsovet.org

6. Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы основного среднего (полного) общего

образования [Электронный ресурс] Режим доступа

http://shkolakolbino

7.Цыганова Е.Н. Образовательные стандарты второго поколения. Беседа  с А.М. Кондаковым// Справочник руководителя образовательного учреждения,  №1,  2009.

8. Асмолов А.Г.Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 18-22.

8. Концепция общего среднего образования: Проект / Врем.научно-исследоват.коллектив "Школа". - М., 1988.- С.

9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г. 

10. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2015



Предварительный просмотр:

   

До цели четыре шага:

планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,

действуйте положительно и добивайтесь неустанно.

Уильям А. Уорд

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу

      Представьте себе, что мы с вами находимся в музыкальной школе. Вот привели мальчишку-новичка. Но никто ему не говорит: ты будешь учиться играть на этом инструменте. Никто не заставляет его что-то брать или делать.

- Можно пойти туда послушать?

- Можно.

- А можно понажимать клавиши?

- Можно.

- А потрогать струны?

- Можно.

     Всё можно… Ребёнок осторожно оглядывается, потихоньку привыкает. Не сразу, на третий или четвёртый раз он сам выбирает инструмент. Вот теперь и только теперь, его можно начинать чему-то учить.

     Учёба идёт хорошо, когда ребёнок сам выбрал, чему он будет учиться. Но и здесь много подводных камней. А если не выбрал – ничего не выбрал? А если сегодня выбирает одно, завтра другое, послезавтра  третье – и конца не видно? Пока взрослые не научились строить образовательную среду таким образом, что ребёнок в ней обязательно захочет учиться – противоречивая ситуация будет сохраняться.

     Образование – область сложных противоречий, парадоксов, открытых задач. Над проблемами образования ломали головы умнейшие из умнейших.

     Альберт Эйнштейн в переписке с Жаном Пиаже удивлялся смелости учёного, поставившего  задачей изучить процесс формирования мышления ребёнка. Решаемые им физические проблемы он назвал детской игрушкой по сравнению с тайнами сознания и подсознания ребёнка.

     Современный процесс образования предполагает применение новых подходов к организационным формам и методическим системам обучения, обеспечивающим ключевую компетенцию – умение учиться, которая ориентирована на самостоятельный поиск знаний и включение учащихся в учебную деятельность.

     В связи с этим программы общеобразовательных учреждений по русскому языку и литературе, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, включает в качестве основной составляющей процесса обучения системно-деятельностный подход. Переход от методик обучения к методикам овладения знаниями предполагает активную творческую деятельность самого учащегося.

     Актуальнейшая задача достижения результативности учебного процесса закономерно связана с проблемой поиска наиболее эффективных средств и форм её реализации.

     Применительно к преподаванию русского языка приоритетными представляются следующие аспекты воплощения данной задачи: 1) повышение креативной компетенции педагога; 2) реализация системно-деятельностного подхода; 3) расширение образовательного пространства; 4) использование ИКТ; 5) индивидуализация процесса обучения и развитие творческих качеств личности учащегося.

      Профессиональная креативность учителя ведёт к индивидуальному способу деятельности и является важным фактором эффективной организации обучения. Суть мастерства педагога в том, в любых условиях образовательного процесса он ставит перед собой и обучаемыми оптимальные по сложности и достижимости цели и добивается их реализации.

     Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать – применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах… Но прежде всего  нужно научить учащихся самостоятельно открывать знание.

       Как реализовать на практике деятельностный подход, учитель не всегда имеет четкое представление. Профессиональная креативность учителя ведёт к индивидуальному способу деятельности и является важным фактором эффективной организации обучения. Суть мастерства педагога в том, в любых условиях образовательного процесса он ставит перед собой и обучаемыми оптимальные по сложности и достижимости цели и добивается их реализации. Сущность системно-деятельностной парадигмы заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива обучаемого, овладение универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке.

 Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, то есть уметь ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Поэтому важное место в формировании у обучающихся умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия: ставить цель с учётом изученного и усвоенного; составлять план и последовательность действий; прогнозировать уровень усвоения, результата, необходимого времени; контролировать с целью установления отклонений; корректировать, оценивать качество усвоения; стремиться преодолевать препятствия. Остановлюсь на возможностях уроков русского языка и литературы в процессе целеполагания. Что такое цель урока? Это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приёмы. Процесс целеполагания трудоёмкий и требует много времени. Но если учитель не будет согласовывать цели урока с учащимися, то ученики превратятся в средство достижения этих целей. Необходимо продумывать различные приёмы постановки целей.

     Основными характеристиками целей являются:

  • Конкретность;
  • Привлекательность;
  • Достижимость.

Таким образом, целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное

планирование.

Цели должны быть:

  • Реальны, достижимы, конкретны, т. е. контролируемы;
  • Сформулированы продуктивно, т. е. от ученика, с прогнозированием образовательного результата;
  • Соотносимы с типом и содержанием урока;
  • Личностно ориентированы.

Какие приёмы целеполагания использую я на уроках. 1.  Выбор приемлемых целей из предложенных. 2. Тема- -вопрос. 3. Домысливание. 4. Инвентаризация знаний. 5. Приём аналогии. 6. Целеполагание по опорным схемам. Использую приём яркого пятна. Например, сказка, картинка, записка и т. д.

   Следует помнить, что процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель. Ребёнок учится высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут. Дети учатся слушать и слышать друг друга, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

     Важное значение имеет и работа с текстом. Понять содержание текста – главная и Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмыслении, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр.; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц, граф-схем и пр.; подготовка докладов и написание рефератов текста двух видов – констатирующего и критического – с опорой на конспект, план текста по одному или нескольким источникам, включая Интернет-сеть и публикации в СМИ.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

     Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Об этом мне бы хотелось поговорить на примере уроков литературы. Преподавание литературы направлено на достижение важных личностных результатов:

  • Патриотизм, любовь к Родине, любовь к родному языку, бережное отношение к мировоззрению и культуре своего народа;
  • Чувство ответственности и долга перед Родиной;
  • Ответственное отношение к учёбе, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообразованию и осознанному выбору профессии;
  • Уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и др.

Одним из способов формирования личностных результатов является решение проблемных задач. Современная школа должна обеспечить способность учащихся применять имеющиеся знания в неожиданных, новых жизненных ситуациях с целью построения своего способа решения проблемы.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

.          

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», можно предложить  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Здесь следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы (различные викторины на уроках литературы) Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

 Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.  

Интеграция выше названных средств  позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете   повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной  социализации личности.  Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.


 Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,

 я делаю – я усваиваю”.

Китайская мудрость

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Мушковичской ОШ Ярцевского района Смоленской области Панова Светлана Владимировна.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Результатом обучения должно стать формирование у учащихся “умения учиться”.

 Социальный заказ.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»

(Национальная инициатива «Наша новая школа») 

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования)

Изменения в школьной деятельности.

  • от цели школьного обучения-усвоения знаний, умений, навыков к цели-формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
  •  от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к её целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования 

Современные образовательные результаты.

  •   трактуются как изменения в личностных ресурсах (мотивационных, операциональных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем;
  •  представляют собой многокомпонентную систему, в которой образовательную ценность представляет не только система знаний ученика, но и освоение способов их получения, способность выявлять потребность в новых знаниях, умение быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы

В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор)

Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество

Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

 По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

научить получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни) .

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД).. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Успешность педагогической деятельности учителя сегодня  определяется, прежде всего, его пониманием роли учеников в учебном процессе: именно ученики должны стать главными субъектами этого процесса. Самыми главными и самыми активными.

 

Мы все помним притчу :«Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день.
Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь». Системно-деятельностный подход помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Реализация деятельностного подхода  обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2.. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме

Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности, формирует универсальные учебные действия.

В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие  и формирование способности  и готовности  свободно осуществлять общение, овладение современными средствами коммуникации.

Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через:                                  .        1.Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;  

2.        Использование активных и интерактивных методик;                                                    3.        Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;                                                                                                            

4.        Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом
качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  • Мотивацию к учебной деятельности;
  •  Актуализацию знаний;
  •  Проблемное объяснение нового знания;
  •  Первичное закрепление во внешней речи;
  •  Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  •  Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  •  Рефлексию

Остановлюсь подробно на некоторых моментах.

На этапе мотивации применяю следующие упражнения:

1.«Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

2. Необычное начало урока

 «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

-Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

-Как вы думаете,  чему будет посвящено   сегодняшнее занятие?

Урок – знакомство с Причастиями:

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

Знаем ли мы с вами такую часть речи? Хотите ли вы узнать, что это за необычная часть речи.

3. Отсроченная отгадка.

В начале урока даю  загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке литературы в начале урока сообщается, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

4.Прием «Эпиграф».

Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.

Например, на уроке изучения темы «Имя прилагательное» можно записать фразу Митрофанушки из комедии «Недоросль»: - Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

- Дверь, котора, дверь?

- Котора дверь! Вот эта.

- Эта? Прилагательна.

- Почему же?

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест существительна.

5.Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные–неверные утверждения», «Прогнозирование». Использую прием «Верные-неверные утверждения», предлагаю  ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В конце урока возвращаемся и анализируем, что угадано правильно, а что нет. Упражнение Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

6.

     На этапах актуализации знаний, открытия новых знаний создаю проблемные ситуации. Например: При изучении темы «Слитное, раздельное, дефисное написание наречий» предлагаю слова:

Во(?)первых, в(?)двое, в(?)старину

- Достаточно ли имеющихся знаний, чтобы написать эти слова?  

Интересен прием « Лови ошибку». Учащимся предлагается текст по теме урока с ошибками. Задача учащихся найти ошибки, обосновать свое решение.

Использую лингвистические почемучки. Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить "научным языком". Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

1. . Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына?

2. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".

Часто использую приемы технологии критического мышления. Например: ребята составляют кластер по теме «Имя прилагательное». Также организуется самостоятельная исследовательская деятельность. Например, при изучении темы «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий», учащиеся самостоятельно распределяют слова и определяют, почему они так пишутся. В результате получают самостоятельно составленную таблицу.      

Очень трудно приучить учащихся читать внимательно и вдумчиво. При изучении некоторых произведений предлагаю учащимся создать паспорт литературного героя. Для его создания необходимо хорошо знать текст, обращать внимание на детали.

Нарисуй линию жизни героя и отметь на ней самые важные события в его жизни.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная  и исследовательская деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и межпредметные  связи.  

Проекты использую и на уроках литературы, и  на уроках русского языка. Чаще всего краткосрочные. Например, « Слово о словах» ( о словах мама. папа и т.д. в 5 классе), составление сборника иллюстраций к стихотворению или книге, составление сборника рассказов на определенную тематику , презентаций, кроссвордов и викторин по теме урока и т.д.)

Систематически на уроках русского языка и литературы использую  такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Это средство формирования универсальных учебных действий в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью, оно иллюстрирует системно-деятельностный подход, на который опирается современное образование.

Прием «Мозговой штурм» способствует развитию творческого типа мышления детей.  Этот прием может быть использован при решении конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

Классу сообщается тема урока, а учащиеся вспоминают, что им уже известно по данному поводу и определяют цели урока. При заслушивании ответов возникают несовпадающие точки зрения. Это замечательно!

Например, в 7 классе урок подготовки к написанию сочинения по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» начинаю с вопросов:

  • Как вы понимаете слово «репортер»?
  • Что значит написать репортаж? Каким он должен быть?
  • Какие цели должен ставить перед собой журналист?

В ходе обсуждения определяются основные черты репортажа:

  • Простота и выразительность
  • Точность и конкретность
  • Умеренная эмоциональность
  • Грамотность.

      Очень важный этап – рефлЕксия. На этом этапе ребята дают самооценку проделанной работе.

Например:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?    

Для подведения итогов урока использую  упражнения «Плюс-минус-интересно». Это упражнение  можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо,  по мнению ученика,  могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Синквейн» - это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Его строгие правила заставляют анализировать  и чётко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.

Печорин

Молодой, обаятельный

Разрушает, обольщает. Бросает

Безысходность

Печорин

Эгоистичный, жестокий

Играет, разъединяет, разоблачает

Игра судьбами других людей

Разочарование

Прием «Незаконченное предложение»

Интеллектуальный вид рефлексии:

  • Я узнал…..
  • Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Оказалось неожиданным…
  • Вызвало затруднение…
  • Было сложно…
  • Я не понял…

Духовная рефлексия

  • Сегодня я обнаружил в себе…
  • Сегодня я сделал маленькое открытие…
  • Мне был интересен этот разговор тем, что…
  • Мне недостаёт такого качества, как…
  • Я буду работать над собою (в каком направлении)…
  • Я хотел бы в себе изменить…
  • Я хотел бы быть похожим на…, потому что…

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, использую одним из упражнение «Комплимент» (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом:

1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).

2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).

3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).

4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

        Таким образом, осуществление системно-деятельностного подхода на каждом этапе урока позволяет работать над формированием  универсальных учебных действий.

Реализация  системно-деятельностного подхода  способствует успешному обучению школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе и в жизни.

 Ведущими характеристиками ученика становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.

А для учителя системно-деятельностный подход  является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

         Применение на каждом этапе урока методики отслеживания (инструментария) - сочинение, мини-размышления, уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы позволяют получить объективную информацию о динамике формирования универсальных учебных действий. Отслеживание осуществляется по методике по методике Александровской Э.М. ,модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Показатели владения педагогом современными технологиями системно-деятельностного подхода 

  • Учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
  • Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями,
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе,
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
  • Организует проектные и событийные формы работы
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе
  • Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил один великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось.  Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями  и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о  мудрейший, - живая или мертвая? И  тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках…». Действительно, уважаемые коллеги, всё в наших руках: какие приёмы и методы использовать на уроке, как найти «ключик» к каждому ребёнку, раскрыть заложенные  в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

«Дифференцированный подход в преподавании русского языка и литературы для обучающихся в СКОУ VI вида. Использование ИКТ».

Введение.        Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей,  имеющих...

Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы

В работе показано отличие традиционного урока  от современного;основные этапы урока-исследования,методика работы с проектом;обозначены дидактические принципы деятельностного метода;критерии резул...

Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »

   Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

17 февраля 2016 года в МОУ «Партенитская школа» (и.о. директора Савчук О.В., зам.директора Шадурская В.В.) состоялся семинар для учителей русского языка и литературы. Тема семинара «Современные подход...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО.

Эта статья, рассказывающая об опыте работы в условиях введения ФГОС по русскому языку и литературе в средних и старших классах....