Имена собственные.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Никифорова Светлана Ивановна

Открытый урок по русскому языку для 6 класса на тему: "Имена собственные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sobstvennye2.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имена собственные»

Цель: обобщить знания обучающихся об именах собственных.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение слышать в речи и видеть в тексте имена собственные;
  2. Отработать навык правописания слов с большой буквы.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать зрительную и слуховую память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;
  2. Развивать и корригировать мелкую моторику рук на материале   специальной гимнастики для пальцев рук;
  3. Развивать связную устную речь обучающихся, работать над составлением связного высказывания, пополнять активный словарный запас учащихся путём ввода новых слов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность при письме, на рабочем месте;
  2. Воспитывать познавательную активность и интерес к урокам русского языка посредством применения занимательных заданий;
  3. Формировать произвольность поведения, умение работать в коллективе одноклассников;

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса/ Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская; презентация к теме «Собственные имена существительные».

                      Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Встаньте ровно и красиво

Прозвенел уже звонок,

 Поздоровайтесь с гостями

 И скорей начнем урок.

- Внимательно послушайте загадку: (Слайд 1)

Есть у радуги подруга

В виде полукруга,

На лице она живёт,

То куда-то вдруг  уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть, тоска её боится.       (Улыбка)

- Давайте подарим друг другу улыбку и  хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

- Какое сегодня число? День недели? Какое идет время года? Назовите осенние месяцы? Что наступит после осени?

 Какой по счету идет урок?

- Начинаем урок.  Я прошу вас быть внимательными и активными.

II. Пальчиковая гимнастика.

- А чтобы правильно, красиво
 Вы записали всё в тетрадь.
 Вам пальчики необходимо,
 Как  следует размять.

с карандашом:

«Утюжок» - Покатать карандаш по столу.

«Добывание огня» - Прокатывание карандаша между ладонями.

«Пианино» - Прижимаем карандаш, лежащий на столе поочередно пальчиками.

«Прятки» - Сжимание поочередно карандаша в руках.

Ш. Повторение изученного материала.

 - Над какой темой работали на прошлом уроке?

 - Как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы?

- Что относится к именам собственным? (Слайд 2)

IV. Сообщение темы урока.

- На доске записаны два предложения.  
1.Высоко в небе летит шарик. 
2.Собака Шарик звонко лает.
  (Слайд 3)
- Почему существительное шарик в этих предложениях пишется по-разному?
 

В первом предложении слово шарик – это предмет, игрушка, во втором – кличка собаки.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему  «Имена собственные».

/ Запись числа, темы урока в тетрадь. Следить за посадкой обучающихся при письме. / (Слайд 4)

V. Закрепление изученного материала.

1.- В именах собственных скрываются маленькие тайны. Мы можем разгадать их, если задумаемся над значением слова. Рассмотрите цветную репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». (Слайд 5)

- Вспомните имена трех богатырей.

- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

- Илья был из города Мурома. Добрыня – сын Никиты, Попович – прозвище по отцу, который служил попом.

- Имена собственные указывают не только на людей, но и называют города, реки, улицы, страны.

2. Прочитай. Найди в тексте имена собственные. (Слайд 6)

   Героями могут быть не только люди, но и города. Москва первой отразила натиск врага. Мы помним героическую защиту Севастополя и Одессы. Стойко держались защитники Киева и Минска, Смоленска и Тулы. Вошла в историю битва на Волге у Волгограда. В дни праздников гремят салюты в городах-героях.

3. Работа с учебником.

Выполнить упр.126, стр. 80-81.

4.Физминутка. (Слайд 7)

На экране заставка с музыкальным сопровождением.

Чтоб получше нам размяться

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом – наоборот.

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья,

Не ленитесь приседать!

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых.

Ротик снова на замок

Продолжается урок.

4.Игра « Собери пару». (Слайд8)

  Подберите к каждому существительному из левого  столбика имя собственное из правого столбика.

девочка                         Шарик

мальчик                        Москва

собака                           Советская

город                             Аня

улица                            Петя

река                               Михайловка

село                               Исса

- В каком столбике собраны собственные имена существительные? Как пишутся имена собственные?

5.Измени слова по образцу и запиши слова парами.

Люда - Людмила.                            Петр – Петрович.

Галя - …….                                      Иван - ……..

Вася - …….                                      Павел -………

Миша - ……                                     Егор - ………                      

6.Самостоятельное заполнение карточек.  

   

Моё имя____. Моё отчество _________. Моя фамилия___________.

Я живу в городе, поселке_________ на улице_________

Мою маму зовут________, папу-___________. У нас есть кот, собака

_______.


VI. Домашнее задание. Упр.127, стр. 81

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. (Слайд 9)

- Наш урок подошёл к концу. 

Если вы довольны своей работой на уроке и вам всё понятно –поднимите веселый смайлик. А если вы сегодня не очень довольны собой и вам хотелось бы поработать ещё лучше – поднимите смайлик.

- Я вижу, что все довольны своей работой и всем все понятно. Вы  молодцы!

Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми заданиями. (Оценивание каждого обучающегося)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок письма и развития речи по теме "Имена собственные"

урок представлен в виде презентации. Раскрыта тема урока в индивидуальной работе, обозначении имени, работе с деформированным текстом....

Имена собственные в английском языке

В данной работе рассматриваются имена собственные в английском языке, поскольку имена собственные вызывают определенные затруднения, как в чтении, так и в переводе у учащихся ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе: "Имена собственные"

Методическая разработка урока: "Имена собственные"...

«Имена собственные» Урок по русскому языку - 1 класс (УМК "ПНШ") по новым стандартам.

Тема "Имена собственные" в первом классе, по УМК Перспективная начальная школа. Создавать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах ,кличках, названиях.Формиро...

Кроссворд по литературе "Имена Собственные" (по мифам Древней Греции)

В кроссворде необходимо отыскать и вычеркнуть имены собственные, которые встречаются в мифах....

Презентация к уроку письма по теме "Имена собственные".

В данном материале представлена презентация к уроку письма в 4 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Имена собственные".Презентация содержит задания некоторых этапов урока: минутка чистописани...

Презентация. Организация проекта по русскому языку. Имена собственные.

Виды исследовательской деятельности по русскому языку. Проект "Имена собственные". Микротопонимы и зоонимы....