Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Меньшикова Марина Леонидовна

Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Предмет

Русский язык

Класс

9

ФИО учителя

Меньшикова Марина Леонидовна

Тема

«Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Цель

учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.

Задачи

Образовательные: обучать различным приёмам сжатия исходного текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

Развивающие: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Тип урока

урок развития речи

Дидактическое обеспечение урока

компьютерная презентация, тексты изложения, план работы с текстом на каждого ученика.

Необходимое оборудование и материал

Компьютер, телевизор.


Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы обучения,

формы организации деятельности учащихся

Организационный момент

Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия

Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста.

Физминутка

Анализ текста

Сжатие текста.

Домашнее задание

Рефлексия

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Настроение у нас отличное,

улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

Запишем в тетрадях число 14 декабря классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению.

(слайд № 1,2)

Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока

Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа

Грызя гранит науки неустанно,

 Давая пищу здравую уму,

 Опять очередное испытанье

 Нам выдержать бы вопреки всему.

(слайд № 4)

Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока?

(слайд № 3)

Давайте вспомним, что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

(слайд №5)

Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем?

(слайд № 6)

Повторим, что характерно для каждого приема?

(презентация)

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ  - ИСКЛЮЧЕНИЕ

- слов,

- словосочетаний,

- повторов,

- цитат,

- одного или нескольких синонимов,

- уточняющих и поясняющих конструкций,

- фрагментов предложений,

целых предложений.

(слайд № 7)

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

- замена простых предложений сложными.

(слайд № 8)

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена СПП простым,

- замена прямой речи косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Ознакомление с критериями  оценивания сжатого изложения

На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям.

(слайд № 9)

Критерии оценивания изложения ГИА

ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста;

ИК2 – использование приемов сжатия текста;

ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

(слайд №10)

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2.

Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий?

(слайд № 11)

Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях.

Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради.

Исключение повторов.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

(слайд № 12)

Исключение синонимов.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(слайд № 13)

Исключение уточняющих, вводных конструкций. 

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

(слайд № 14)

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(слайд № 15)

Замена простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник

(слайд № 16)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза (шёпотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Теперь непосредственно перейдем к анализу текста.

У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы).

(слайд № 17, 18)

План работы с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому типу речи относится текст?

3. Определите тему текста.

4. Сформулируйте основную мысль текста

5. Выделите микротемы

6. Озаглавьте каждый абзац.

7. Составьте план.

(слайд №19)

Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему.

Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов.

(слайд №20)

И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я приобрёл…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • мне захотелось…

(слайд №21)

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Слушают

Работают в тетрадях

Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста.

Краткое изложение исходного текста, где передается только основная информация, подробности исключаются.

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксических структур.

Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста

Три балла.

Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста.

Выполняют практическую работу

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами

Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками

Выполняют физминутку

Ученик читает текст вслух

рассуждение

Материнская любовь

Формулируют основную мысль

Выделяют микротемы

Придумывают название абзацам

Составляют план

1. «Мама» - особое слово.

2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.

3. Благодарные дети – лучший подарок.

Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему.

Записывают домашнее задание в дневники

Выбирают понравившуюся фразу

Слово учителя

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

групповая

фронтальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое декабря. Классная работа.

Слайд 2

Тема: « Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки ОГЭ по русскому языку»

Слайд 3

Цель урока: учиться писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.

Слайд 4

Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему.

Слайд 5

Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Слайд 6

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА : 1 . Исключение подробностей и деталей . 2 . Обобщение конкретных, единичных явлений. 3 . Упрощение синтаксических структур.

Слайд 7

ИСКЛЮЧЕНИЕ: - слов; - словосочетаний; - повторов; - цитат; - одного или нескольких синонимов; - уточняющих и поясняющих конструкций; - фрагментов предложений, целых предложений.

Слайд 8

ОБОБЩЕНИЕ: - замена однородных членов обобщающим наименованием ; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением ; - замена простых предложений сложными.

Слайд 9

УПРОЩЕНИЕ : - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена СПП простым; - замена прямой речи косвенной; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Слайд 10

Критерии оценивания изложения ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приёмов сжатия текста ; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность , логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

Слайд 11

ИК2. Сжатие исходного текста Баллы Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста. 2 Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0

Слайд 12

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности . Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

Слайд 13

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами . И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

Слайд 14

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Слайд 15

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами . Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Слайд 16

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник . Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Слайд 17

Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Слайд 18

План работы с текстом 1 . Внимательно прочитайте текст. 2 . К какому типу речи относится текст ? 3 . Определите тему текста. 4 . Сформулируйте основную мысль текста. 5 . Выделите микротемы . 6 . Озаглавьте каждый абзац . 7. Напишите план.

Слайд 19

План: 1. «Мама» - особое слово. 2. Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях. 3. Благодарные дети – лучший подарок.

Слайд 20

Домашнее задание Продолжите сжатие текста, используя приёмы компрессии. Объём изложения не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно и разборчивым подчерком.

Слайд 21

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу… я приобрёл… я научился… у меня получилось … я смог… мне захотелось…

Слайд 22

Спасибо за урок !