Урок развития речи в 5 классе Изложение.К Паустовский Шкатулка
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Сустаева Ирина Борисовна

Презентация к уроку развития речи в 5 классе Изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 5_kl_izlozhenie_shkatulka.zip1.12 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучающее изложение по тексту К.Паустовского «Шкатулка»

Слайд 2

Сегодня мы пишем изложение о старой музыкальной шкатулке. Нам нужно понять, какую мысль хотел донести до нас К.Г.Паустовский, каким жизненным опытом поделиться.

Слайд 3

С творчеством Паустовского вы уже знакомы. Читали его рассказы: «Резиновая лодка» «Подарок» «Правая рука» «Кот Ворюга» «Заячьи лапы» и др .

Слайд 4

Паустовский много путешествовал по родной стране. Особенно любил он Мещерский край. Не одно лето прожил он в мещерском селе Солотча, недалеко от Рязани. Он жил в большом старом доме, где написал многие книги. Здесь случались всякие веселые истории. Здесь нашли на чердаке музыкальную шкатулку, «завели ее, но она не играла»

Слайд 7

Словарная работа Ходики –простейшие настенные часы с маятником и гирями

Слайд 8

Мелодия - последовательный ряд звуков, создающий мотив, напев Изумление – сильное удивление

Слайд 9

Обратите внимание переливающийся стекл янн ый как - то какая - нибу д ь мног о летний т а инств енн ый неожида нн о как мы ни бились

Слайд 10

Чтение текста Упр. 275 ( с.175 )

Слайд 11

Б Е С Е Д А по С О Д Е Р Ж А Н И Ю (Игра шкатулки. Как играла шкатулка. Неожиданная мелодия) -Зачем Паустовский рассказал об этом случае? (Чудесный звон- большая радость для тех, кто жил в этом доме в ту пору, когда исчезли прежние радости: уже нет теплых дней, день короток, а вечер длинный-длинный, и, может, за окном моросит холодный нескончаемый дождь) -Тема текста?

Слайд 12

Какого типа речи наш текст? (повествование) -Докажите это. (в тексте говорится о действии, о развитии действия. Текст начинается характерным для повествования словом КАК-ТО. Случилось что-то необычное, интересное. Это игра шкатулки. Случай описан полностью, содержание исчерпано, текст закончен) - Озаглавьте. (Музыкальная шкатулка. Шкатулка заиграла. Шкатулка проснулась

Слайд 13

Работа над планом 1. Раздался звон, и полилась мелодия. 2. Это заиграла шкатулка. 3.Шкатулка играла долго. 4.Шкатулка замолчала .

Слайд 14

Языковой анализ текста Языковой анализ текста

Слайд 15

1-е предложение характерно для повествования: в нём указывается время и место действия. Автор заботливо уточняет время: поздней осенью . В этом есть надобность: это глухое, невеселое, трудное для человека время, чтобы оценить неожиданную радость. НЕ случайно указывается, что старый дом был гулким: мы сразу себе представляем, как он «усиливал» звучание музыкальной шкатулки. Вторая половина предложения (… будто кто-то …) хорошо передаёт ощущение слушавших: сначала звуки шкатулки не составляли для них мелодии, но позже, когда к звукам прислушались, они стали восприниматься как мелодия .

Слайд 16

Автор делает всё возможное, чтобы сосредоточить наше внимание на возникшей мелодии. Этого требует от него идея текста. Мелодия была негромкой( слова маленькие молоточки , колокольчики ), но хорошо была слышна, потому что это был гулкий дом, а она была неожиданной и её хотели слышать. Мелодия полилась ( подчеркивается её свобода и непрерывность)

Слайд 17

Во 2-м абзаце дается объяснение, отчего возникла эта мелодия. Автору представляется, что это живая шкатулка, которая проснулась после многолетнего сна. Хорошо, коротко сказано: « В первую минуту мы испугались». О том, что недосказано в предложении, мы догадываемся: а потом пришли в себя, успокоились. Догадаться нам помогают слова в первую минуту . Слушатели не знали, отчего проснулась шкатулка, и поэтому можно только предположить: «Очевидно, в шкатулке соскочила какая-то пружина». Нам важно другое – то, что шкатулка играла.

Слайд 18

Далее говорится, как шкатулка играла. Она играла долго, с перерывами , наполняла дом таинственным звоном. Словом наполняла опять подчеркивается мысль о необычности мелодии и том, что слушают её с особым вниманием. «Даже ходики притихли от изумления» - это преувеличение (гипербола)

Слайд 19

4. Завершение отрывка немного грустное. Шкатулка проиграла.. свои песни. Она замолчала. Заставить её играть снова не смогли. Не просили шкатулку, не налаживали, а заставляли, чтобы её песни снова преобразили жизнь в старом доме.

Слайд 20

В этом маленьком тексте показано, как дорога человеку красота, как она особенно ценится в минуты грустные или трудные и как нужно оберегать, хранить эту красоту. Прекрасное помогает человеку быть лучше, дарит ему истинное счастье.

Слайд 21

Повторное чтение текста. Задача учеников: передать только то, что имеется в тексте, не выходя за его рамки, не включая в изложение материал вступительной беседы.

Слайд 22

Написание изложения

Слайд 23

Использованная литература Пленкин Н.А. Обучающее изложение в IV классе по тексту К.Г.Паустовского «Шкатулка проснулась» - «Русский язык в школе» 1980 г. № 4,с.28-31