Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Багрянцева Ирина Александровна

Использованы ресурсы УЧИ.РУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.

Цели: 1. повторить и систематизировать изученный материал.

2. развитие коммуникативной компетенции через игровые технологии.

3. воспитание познавательного интереса.

Оборудование: мультимедиапроектор, паспорт, карточки со словами, сигнальные карточки.

https://uchi.ru/teachers/hometasks/23429328

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Тема сегодняшнего урока «Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе».

- Сегодняшний урок-игра посвящен имени существительному, мы закрепим свои знания об этой важнейшей части речи, поговорим о морфологических признаках имени существительного и синтаксической роли в предложении.

Имя существительное – не только древнейший, но и важнейший житель и работник Морфологии: каждое второе слово в речи – имя существительное. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт А.Шибаев в стихотворении «Слова, слова, слова» говорит:

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами (рассказывает ученица)

- Посмотрите, ребята, на карту «Город существительных». Все названия улиц и объектов вам знакомы. Нам предстоит с вами пройтись по улицам нашего города и вспомнить то, что вы изучали в 5 классе.

- Давайте вспомним, что такое имя существительное?

В городе 2 большие улицы: улица Постоянных признаков и Непостоянных признаков.

- Какие признаки постоянные у имени существительных, а какие непостоянные?

Первая наша остановка «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО?

- Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? Ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

- А теперь, когда вы знаете, как грамматически различать существительные одушевленные и неодушевленные, выполните задание.

Задание: (работа с сигнальными карточками). Я называю имена существительные, вы поднимаете карточку с буквой О, если имя существительное одушевлённое и с буквой Н, если неодушевлённое.

Мужчина, верх, здоровье, кошка, начало, шапка, друг, день, девочка, собака, ключ, малыш.

Следующая остановка «Род имён существительных»

- Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова.

- Назовите род имён существительных.

Задание: (работа в парах по рядам) соотнесите имена существительные по родам в колонки, слова даны на карточках.

Брат, берёза, печенье, телефон, трава, сестра, солнце, дедушка, доброта, поле, поход, яблоня, облако, крыло, берег.

- Проверяем, 1 ряд называет имена существительные женского рода, 2 ряд – мужского рода, 3 ряд – среднего рода.

Следующая остановка «Склонение имён существительных»

В королевстве склонений обитают жители трёх склонений.

- Давайте вспомним, какие это склонения, и какие имена существительные относятся к каждому из них?

Задание: письменно определить склонение имён существительных (с каждого ряда по 1 человеку выходят к доске, затем все вместе проверяем)

Рожь, тополь, досада, местность, смелость, шалаш, циркуль, картофель, аллея, ветка, картошка, ночь.

Следующая остановка «Собственные и нарицательные имена существительные»

- Нужны ли имена собственные? А если бы их не было? Вообрази на мгновение, что навсегда исчезли все географические названия городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тот час бы остановилась работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов ведь нет. Парализован транспорт: никто не знает, куда едет, где пересесть, где сойти. Грузы вместо Гваделупы идут в Марсель. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. И все из-за такой мелочи, как названия.

- Как мостик между именами собственными и именами нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.

Предлагаю вам игру «Я работаю волшебником»

- Превратите имена нарицательные в имена собственные.

Птица орёл – (город Орёл)

Цветок роза – (девочка Роза)

Плодородная земля – (планета Земля)

Воздушный шарик – (собака Шарик)

(физкультминутка)

- Вот большой орфографический лес. Чтобы его пройти, нужно правильно написать слова с изученной орфограммой. Это задание выполняем самостоятельно, затем, меняясь тетрадями, проверяем работу друг у друга.

Любоваться чиж…м, суп с перц…м, говорить со сторож…м, салат с огурц…м, быть молодц…м, за лиловой туч…й, с тяжёлой нош…й, с опытным врач…м, пять пальц…в. Укрыться плащ…м, скрыться за шалаш…м.

- На какую изученную орфограмму были даны слова? (правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных)

- Когда пишется О, а когда Е? (под ударением О, без ударения Е)

Вторая большая улица города - улица Непостоянных признаков, на ней живут число и падеж.

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только множественного и только единственного числа и те, которые изменяются по числам.

Задание: устно определите число имён существительных (работа по цепочке)

Детство, цемент, город, очки, грабли, железо, бензин, школа, темнота, хлопоты.

- Сколько в русском языке падежей? Перечислите вопросы падежей по порядку.

Задание: определить падеж имён существительных (один ученик у доски, а у 4 – карточки, для сильных учащихся) написано на доске

Стоять под окном, висеть на ветке, сидеть у костра, около площади, спуститься к реке, говорили о дороге, учиться в школе, гулять у моря.

Дорога привела нас к синтаксическому замку.

- Сейчас мы вспомним, чем может быть в предложении имя существительное.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, остальные работают в тетрадях)

У старой ёлки высунулся белый грибочек.

- Итак, чем в предложении может быть существительное?

Графический диктант (на листочках)

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
  2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
  3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.
  5. Имена существительные изменяются по числам и падежам.
  6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
  7. В русском языке шесть падежей.
  8. При склонении имён существительных изменяется только окончание.
  9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто?
  10. Имена существительные бывают только женского и среднего рода.

Морфологический разбор существительного (паспорт)

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль _____________________ .

- А теперь я вам раздам морфологические паспорта, и вы самостоятельно их заполните и подтвердите свои знания в определении морфологических признаков имён существительных.

(ученики работают самостоятельно и сдают на проверку)

Домашнее задание: морфологический разбор имён существительных из предложения.

- Итак, наше путешествие по Городу имён существительных подошло к концу.

Итог: - По каким остановкам мы с вами совершили путешествие?

Выставление оценок.


Морфологический разбор существительного (паспорт)


Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);


б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль _____________________ .




Морфологический разбор существительного (паспорт)


Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);


б) непостоянные: стою в форме ______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль _____________________ .





Карточка № 1

Вставить пропущенные орфограммы, определить падеж.

Память о солдат…, в госпитал…, в пустынном безмолвии…, спать в сара…, идти по тропинк…, на детской фотографии…, писать в тетрад…, памятник в столиц…, в старой избушк…, учиться в школ…, путешествовать по степ…, укрываться плащ…



Карточка № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...