Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Багрянцева Ирина Александровна

Урок в 6 классе (карточки на платформе "Учи . ру")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_v_6_klasse_1.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

«Повторение по теме «Имя прилагательное»

Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие культуры речи.  

Задачи урока:

  1. Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных;
  2. Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже;
  3. Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
  4. Повторить навыки различных видов разбора.

Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.

https://uchi.ru/teachers/hometasks

Ход урока.

. Организационный момент.

Слайд № 1 

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. Меня зовут Виолетта Сергеевна, я учитель русского языка и литературы.  Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие на паровозике из Ромашкова. Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний. Итак, давайте определим наш маршрут. В страну какой части речи мы отправляемся?

Слайд № 2

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я!

Правильно, ребята, вы отгадали.  Это имя прилагательное, без которого мы не смогли бы дать определение многим вещам, без которого наша речь была бы сухой и невыразительной.

Слайд № 3 Строгий кондуктор даст билеты тому, кто правильно отгадает загадки, в которых есть слова этой части речи.

  1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
  2. Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, хвостатая, а не мышь.
  3. Золотое решето черных домиков полно.
  4. Носик стальной, хвостик льняной.

Молодцы вы правильно отгадали все загадки.  По пути нам будут встречаться разные препятствия, где нужно будет продемонстрировать умения, знания материала по русскому языку. Возьмите маршрутные листы – и в путь!

Слайд № 5

Слайд № 6  Мы прибываем на первую станцию – Книгочитайкино. Ребята, а вы любите читать? Я – очень. Моя любимая книга – комедия Д. Фонвизина «Недоросль». Главный герой комедии – Митрофанушка, совершенно не хотел учиться. Однажды в библиотеке мне довелось подсмотреть, как Митрофанушка рассказывал о своих успехах в изучении грамматики.

Слайд № 7  Сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.

Митрофан. И ведомо.

- Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, да и мы с вами повторим все об этой части речи.  

Слайд № 8

Сейчас вы сможете применить свои знания, потому что мы прибываем на станцию Ознакомительную.  И вот первое задание. Правильно ответьте на вопросы теста.

0007-007-Test.jpg

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Молодцы, ребята! Оцените свой труд.

Ребята, а с какой частью речи дружит имя прилагательное? Да, с именем существительным. А как? В каком роде, числе или падеже стоит имя существительное, такие формы принимает и прилагательное. Найдем же

словосочетания «Имя прилагательное + имя существительное».

Слайд 11

Мелкие росинки на заре

Всю планету держат в серебре,

Но внезапно отблеск золотой

Вспыхнул над серебряной землей.

Выйди в этот час и собери

Серебро и золото земли.

4. Слайд № 12 Быстро катит паровозик из Ромашкова свои вагоны по нашему краю. Посмотрите, ребята, где еще можно увидеть такие просторы, буйное цветение трав, необъятные колосистые поля, величавую гладь озер? Картины достойны кисти живописца. Но не только мастера кисти могут воспеть родную природу, но и художники слова.  Давайте с помощью прилагательных разнообразим текст, сделаем его более выразительным.

Слайд № 13

Это ___________, __________________ земля. _____________ степи тянутся вдаль. _______________ лентой вьется по ней __________________ река. Лучи солнца озаряют __________________ отблесками ее _____________ поверхность. В ________________ синеве неба парят __________ птицы. Здесь легко дышится ____________________ воздухом __________________ трав.

Слайд № 14  Ребята, Митрофанушка тоже описал родную природу. Но я не успела прочитать его письмо, помогите мне, пожалуйста. К тому же, наверное, там очень много ошибок, ведь Митрофанушка – грамотей известный.

Слайд № 15  Ну вот мы благополучно миновали станцию «Природа». На пути станция «Разрядная». Предлагаю вам вспомнить, на какие разряды делятся имена прилагательные. (Качественные, относительные, притяжательные). Поработаем с правилом.

Слайд 16 Пословицы – это мудрость народа. Они пришли к нам из глубокой древности и по сей день не утратили своей необходимости. Из данных пословиц выпишите прилагательные и определите их разряд.

Корень учения горек, да плод его сладок. Русская душа простор любит. Две бараньи головы в один котел не влезут.

Слайд № 17 6. Ребята, здесь наш паровозик сделает небольшую остановку. Все, кто не проезжает мимо, должны сделать небольшую разминку. Выйдем на перрон и посмотрим, что нужно сделать.

Да, задание было не из лёгких, но я рада, что всё-таки мы с ним справились! Можно продолжать путь!  А вот и следующая станция.  

Слайд № 18 Но что это? Я вижу какой-то странный указатель. Что же он обозначает, кто сможет объяснить, ребята? Кто из вас может предположить, почему именно таким образом написано название станции? (слитно или раздельно?) 

Слайд 19 Прежде, чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте вспомним правила слитного и раздельного написания прилагательных с не. 

Слайд № 20 Укажите ряд, в котором все прилагательные с НЕ пишутся слитно

а) (не)голубое, (не)приветливый, (не)прочный, ничуть (не)интересный

б) (не)дешевый; (не)близок,а далек, (не)панельный, (не)удачливый

в) (не)лепый; (не)большая, а интересная; (не)скромный, вовсе (не)горячий;

г) (не)уклюжий, (не)внимательный; (не)ровный, (не)счастен;

        

8. Согласитесь, что задания от станции к станции только усложняются, но я думаю, что мы с вами основательно подготовились к путешествию и готовы к любым испытаниям. Прилагательные иногда сильно усложняют нам жизнь, порой ставят просто в тупик. Но это бывает лишь с теми из нас, кто не соблюдает некоторых правил их написания.

Слайд № 21 Наш паровозик прибывает на станцию «Нечитайлово». Жители этой станции просто не знают, какое надо применять правило, чтобы правильно написать суффиксы прилагательных! Ну, думаю, что с этой проблемой мы поможем справиться . Правда, ребята? Так когда же пишется одна буква н, а когда две в суффиксах имен прилагательных?  (Правило)

Слайд № 22 Образуйте от существительных имена прилагательные с одной и двумя буквами Н в суффиксе (Работа с карточками)

Слайд № 23  Ребята, я вас поздравляю – впереди цель нашего путешествия – станция «Конецурочная».  Путешествуя по владениям имени прилагательного, мы привели в систему изученное об имени прилагательном. Какие правила мы сегодня повторили?

Ну что, Митрофанушка, запомнил ли ты что-нибудь об имени прилагательном?

Слайд № 24

Слайд № 25 Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...