Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных .
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (5 КЛАСС УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова,

Л.А. Тростенцовой ) ФГОС.

Учитель Тонкова Лариса Петровна

Класс 5    Предмет  русский язык

Тема урока Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных.

Тип урока Урок изучения нового материала.

Цели урока (образовательные): находить (видеть) в словах орфограмму­букву о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные УУД:

 Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учиться  работать в паре, договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль,  соблюдать правила речевого поведения.

 Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональ- ный настрой, желает  успеха.

Определяют готовность к уроку. Включаются  в  деловой  ритм.

Самоопределение (Л)

II. Языковая разминка.

Актуализация знаний учащихся о правописании о-ё после щипящих с последующим выходом на проблемную ситуацию урока.

Линейный диктант:

1Чёрный 2шёпот 3 чёрт 4жёлудь 5шорты 6 шелк 7пчёлы 8 чёлка 9 шёрстка 10 жёлтый

Инди-ви-

дуаль-ная,

парная

Диктует слова.

Применяя правило, записывают гласные после шипящих. Осуществляют взаимопроверку и выставляют отметки в соответствии с нормами.

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять взаимопроверку(К).

III. Введение в тему с формулиров-кой целей урока.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Анализ материала  для наблюдений и формулировка проблемного вопроса.

 На доске  записаны  слова: ш…пот, друж…к, врач…м, товарищ…м    

– Что общего у этих слов?

– А какие различия заметили?.

– Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих для всех слов? Почему?

--Сформулируйте тему и проблему  урока.

Коллективная

Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Ученики отвечают на  вопросы, формулируют цель и проблему урока, сравнивают с авторской  формулировкой

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV

Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности  на физическую.

Рисование «ленивых восьмерок» глазами.

Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.


Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.


Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.

Колле-ктив-ная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи

1.Анализ материала  для наблюдений и формулировки правила (раздаточный материал): Петушок,

крючок, свечой,

плащом,

врачом,

товарищем,

ландышем,

собачонка,

доченька,

горошек,

мудрецом,

кольцом,

колодцем,

старцем.

- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте сами сформулировать задание.

Коллективная, парная

Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения.

Формулируют задание. После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы

Искать пути решения проблемы (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

VI Реализация построенного проекта

Выбор оптимального варианта решения проблемы  из предложен-ных детьми, фиксация преодоления затруднения.

1. Формулирование правила учащимися.

2.Сравнением с текстом учебника

3. Составление алгоритма

Коллективная, парная, группо

вая

Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Даёт оценку работе учащихся, мотивирует:

- Правильный ответ вы дали. Молодцы! А всё потому, что (выделяет голосом)

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения.

Составляют алгоритм действий.

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

 Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).

VII.Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи.

Организация усвоения детьми нового способа действия при выполнении упражнений на изученную орфограмму

Творческий диктант.

– Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму:

а) доктора по­другому называют … (врачом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) упрямого человека называют  … (упрямцем)…..

г) длиннноухого зверька называют…(зайчонком)

д) маленький, зелёный, квакает – это …(лягушонок)

Индивидуальная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуаль-ный контроль

Подбирают синоним к словам, записывают, обозначают орфограмму: осуществляют самооценку

Умение находить (видеть) в словах орфограмму­букву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне (П).

VIII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация самостоятель-ного выполнения задания на новый способ действия.

Карточка с дифференцированным заданием:

«3» - записать слова, вставить пропущенные буквы, объяснить.

«4» - Выборочный диктант: распределить слова с орфограммой  в корне и в окончании;

«5» - работа с текстом. Записать в правильной последовательности предложения, вставить пропущенные буквы, объяснить. (Раздаточный материал)

Инди-видуа-льная

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуаль-ный контроль,помо-гает советом при необходимости

Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

 Умение писать слова с орфограммой­буквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён сущест вительных, разграни -чивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей) (П).

Понимание ценности самообразования, способность объективно оценивать свои знания и возможности (Л) Умение свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.(К)

IX  Включение в систему знаний и повторения (итог)

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности,подвести итог.

Беседа.

- Какой была тема урока?

 -Какую проблему мы решали? Как её решили? –

- Чему научились на уроке?-

 - Что следует доработать?

– Назовите ключе- вые слова темы. (Буквы шипящие и ц, орфограммы­бук- вы о, е, суффикс, окончание существительных, ударение.)

коллективная

Организует беседу.

Отвечают на вопросы, подводят итог работы.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

X. Рефлексия

Допишите предложение (начало предложений записано на обратной стороне доски):

У меня получилось..

Я научился…

На уроке я смог…

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего мне было…

Умение соотносить цели и результаты своей деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.(Р)

X1 Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание: 1) упр. 556 , 2) написать сочинение-миниатюру «Весна идёт, весне дорогу», используя слова, в которых встречается орфограмма «Правописание о – е в окончаниях существительных после шипящих и ц».

Дополнительное задание (по желанию) – подобрать стихотворения, в которых встречается изученная орфограмма, оформить работу на отдельном листе формата А4. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...

Буквы о и ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. 5 класс. ФГОС.

Конструктор урока русского языка в 5 классе. Буквы о и ё после  шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...

Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.  Сегодня на уроке ...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Тип урока- урок "открытия" нового знания. Вид урока - урок-исследование. Структура урока включает самоопределение деятельности обуч...

Буквы О и Ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных. 5 класс.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219843","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"362","style":"width: 250px; height: 189px;","width":"480"}}]]Таблица поможет ученикам...

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)Тема урока: Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных...

«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)...