Конспект урока по русскому языку (9 класс)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

Конспект урока на тему "Повторение по теме "Сложносочиненные предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок русского языка в 9 классе

по теме «Сложносочинённое предложение»

Тип урока: урок обобщения, совершенствования знаний, умений и навыков.

Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочинённых предложениях; отрабатывать умение различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; совершенствовать речевую деятельность школьников; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП.

Оборудование: презентация «Сложносочинённые предложения», тесты по теме «Сложносочинённые предложения»; сигнальные карточки; карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности.

Ход урока

I. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия.

(1 слайд)

Перед вами на столах лежат цветные карандаши: красный, зелёный, синий.

Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Нарисуйте смайлик.

  • Красный – вы готовы активно работать.
  • Зеленый – вы спокойны.
  • Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет тепло и радостно трудиться на уроке. Желаю всем вам успехов.

II. Постановка учебной задачи

 Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”

1. На доске записана фраза с нарушенным порядком слов.

Задание: постройте предложение.

У, все, и, получится, задачей, нас, мы, с любой, сегодня, справимся.

(У нас сегодня все получится, и мы справимся с любой задачей) (2 Слайд) 

- Сегодня на уроке мы будем работать под этим девизом.

- Ребята, какое предложение у вас получилось? Докажите. (Сложное, союзное, сложносочиненное)

2. Перед вами еще несколько предложений:

  1. Разгорелась поздняя заря.
  2. Ветви деревьев блистают первым инеем.
  3. Поздняя осень, но у нас очень тепло.

- Какое предложение лишнее? Почему?

3. - Какова тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой?

(Тема урока “Урок-повторение по теме “Сложносочинённые предложения”) (3 слайд)

- Какие сведения мы должны будем повторить и обобщить для раскрытия этой темы? (Что такое ССП, какие сочинительные союзы бывают, их группы, знаки препинания в СПП).

Цель урока умение различать ССП среди других предложений. На уроке проведем синтаксическое исследование, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ОГЭ по русскому языку.

- А теперь составьте кластер «Сложные предложения»

Составление кластера "Сложные предложения". Учащиеся вспоминают, что такое кластер и составляют его. Ученик выходит к доске и демонстрирует свой кластер. Затем все учащиеся проверяют составление кластера по слайду (4 слайд)

4. Задание на экране «Вставьте слова на месте пропусков»

- Повторим необходимые теоретические сведения о ССП, заполнив пропуски в предложениях на экране (5 слайд)

1) Сложные предложения состоят из двух или более предложений.

2) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов или союзных слов.

3) Сложные предложения, в которых простые связаны сочинительными союзами, называются ССП.

4) Сложные предложения, в которых простые связаны подчинительными союзами или союзными словами, называются СПП.

5) Сложные предложения, в которых простые связаны только при помощи интонации, называются БСП.

6) В сложносочинённом предложении все части равноправны по смыслу.

Работа с сигнальными картами. (6 слайд)

(предложения на экране, их читает учитель)

- Возьмите в руки сигнальные карты. Я читаю предложения (они на экране). Ваша задача – определить группу союза, связывающего простые предложения в составе сложного, затем вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.

1) То ли зимние сумерки наступают то ли мутный рассвет пробирается. Р

2) Веточки покрыты пушистыми хлопьями но от любого прикосновения снежинки осыпаются. П

3) Блеснул мороз и рады мы проказам матушки зимы. С

4) То тучи расходились то зимнее солнце тускло светило сквозь пелену облаков. Р

5) Морозно и от тёплого дыхания редкие снежинки падающие с неба превращаются в капли воды смерзаются и скатываются на землю как бисер. С

- Над 5-м предложением у доски поработает Альфия, выполнит синтаксический разбор.

Синтаксический разбор предложения  6

Морозно, и от тёплого дыхания редкие снежинки, падающие с неба, превращаются в капли воды, смерзаются и скатываются на землю, как бисер. 4

(Повеств., невоскл., сложное, ССП, отношения между частями – соединительные:

  1. односост., безлич., нераспр., полное, неосложн.;
  2. двусост., распр., полное, осложн. однород сказ., обособл.определ., выр п/о, обособ. обстоят., выр. сравн./об.)

Работа с текстом (7 слайд)

- На столе у вас лежат листочки с текстом (знаки препинания не расставлены). Я прочту его, а вы послушайте и озаглавьте.

В тихий зимний день выйдешь бывало в лес на лыжах а там кругом бл..стают под деревьями глубокие сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью ин..я стволы молодых берёз да тяжёлыми шапками белого снега покрылись тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Вот сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели рассыплется серебристой лёгкой пылью и долго колышется освобождё(н,нн)ая от тяжести снега еловая зелёная ветка.

Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься. Спят высокие сосны синеватые же тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. Тихо в спящ..м зимнем лесу но чуткое ухо улавливает тонкие звуки. То где(то) застучал и вскрикнул перелетая с дерева на дерево пёстрый дятел то рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки и скрылся в лесной глубине то белка(проказница) теребит у вершины ели спелую шишку роняя на снег лёгкие шелушинки то бесшумно пролетели у края леса закричали голубоватые сойки.

- Как озаглавили? («Зимний лес»)

-Какова тема текста? (Зимний лес) Основная мысль?( Красота зимнего леса; интерес к природе и жизни зимнего леса).

- Назовите самые яркие поэтические тропы, встретившиеся в этом тексте (сравнения: кружевными арками согнулись стволы берёз; метафоры: шапки белого снега, лёгкая пыль; эпитеты: серебристая пыль, тонкие звуки; олицетворения: спят сосны, вскрикнул дятел).

Задание по группам:

1 группа – выписать из текста ССП с соединительными союзами, выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, прокомментировать орфограммы;

2 группа - выписать из текста ССП с разделительными союзами, выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, прокомментировать орфограммы;

3 группа - выписать из текста ССП с противительными союзами, выделить грамматические основы, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, прокомментировать орфограммы.

Проверка:

1 ряд: Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, да тяжёлыми шапками белого снега покрылись тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Вот сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью, и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка.

2 ряд: То где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел, то рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки и скрылся в лесной глубине, то белка-проказница теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег лёгкие шелушинки, то бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

3 ряд: В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, а там кругом блистают под деревьями глубокие сугробы. Спят высокие сосны, синеватые же тени их стройных стволов лежат на белых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает тонкие звуки.

Физминутка (слайд 8)

 -Ребята, давайте проведём электронную физминутку для глаз, которая способствует снятию напряжения. Вы должны внимательно следить за движениями каждой фигуры. Ваш взгляд должен двигаться вверх, вниз, влево, вправо, по кругу по часовой стрелке, против часовой стрелки. Гимнастика глаз улучшает не только зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат.

Схема-загадка (Слайд 9)

[ ] и [ ].

- Кто догадался, что она скрывает? ( ССП с ОВЧ)

- Перестройте предложения так, чтобы получилось ССП с ОВЧ.

(К нам)  пешком пришли дети. На автобусе приехали студенты.

К нам пешком пришли дети и на автобусе приехали студенты.

Постановка запятой в ССП с общим второстепенным членом предложения.(Слайд №10 ).

Задание: расставить знаки препинания в предложениях, объяснить наличие или отсутствие запятой.

Месяц вставал и сверкал переливаясь. Снова ударила молния и прогремел гром. Погода была тихая, и пруд словно заснул.  В ветер леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. Лукашин встряхнулся и поправил сумку на  плече.

(11 слайд) Проверка работы ученика по карточке «Продолжи предложение…»

- Продолжи предложение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, а потом ССП с союзом И.

1) Снегири сидели на засыпанных снегом ветках рябины и …(яблони.)

Снегири сидели на засыпанных снегом ветках рябины и …(только их красные грудки виднелись издали.)

2) Пошёл густой снег и …(засыпал всю землю.)

Пошёл густой снег и …(вскоре всё вокруг забелело.)

Учитель: Настало время поработать самостоятельно. Я думаю, что вы готовы выполнить тест в формате ОГЭ

                                Тест по теме «Сложносочинённые предложения».

1. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения , связанными сочинительной связью.

         Наши-то беленькие,(1)крепенькие,(2)правда,(3)больных много,(4) да разве это для американок-то беда?_____________________________

2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения , связанными сочинительной связью.

          Я боялся,(1) что с ней что-нибудь случится,(2) и привёл её в класс. Она долго сидела под партой тихо,(3) но потом заскулила,(4) и Нина Петровна стала кричать,(5) а потом велела нам убираться вон.______________________________

3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения , связанными сочинительной связью.

            Теперь люди говорят,(1) что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей,(2) сирень склоняет к нему в воду душистые ветки,(3) а солнышко ласкает своими тёплыми,(4) ласковыми лучами.    

4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения , связанными сочинительной связью.

            Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству,(1) а ближние деревни становятся участками столицы. Уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи,(2) а скоро исчезнет совсем.          

А теперь проверяем тесты.

Домашнее задание

Итог урока. Рефлексия.

Подведение итогов.

* Сложносочиненные предложения – .... (это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами)

* Простые предложения соединяются в сложные ....  (при помощи интонации и союзов или союзных слов.)

* Если в ССП есть общий член,.... (то в предложении запятая не ставится).

* Союзы а, но, да (но) – ..... (противительные)

- Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме “ССП”.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

- Мы повторили: сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; учились отыскивать сложносочиненные предложения в тексте и среди различных предложений, определяли значения сочинительных союзов.

- Что вызвало трудности, каковы причины этого? Определите на каком уровне горы вы находитесь:

  • На уроке было трудно, ничего не понял
  • Испытываю затруднения.
  • Усвоил новые знания, но нужна помощь.
  • Усвоил новые знания и научился применять их на практике.

Заполняем оценочный лист и сдаём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...