Технологическая карта урока «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
план-конспект урока по русскому языку

Тимеркаева Гузель Рафаиловна

Разработка интегрироованного урока по русскому языку, литературе, ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тимеркаева Г.Р

                                                                               Технологическая карта интегрированного урока.

Аннотация: В данной технологической карте представлен интегрированный урок русского языка, литературы и ИЗО в 5 классе. Урок построен на интеграции изучения грамматического материала  с привлечением  знаний литературы,  живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. Урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным.

Ключевые слова: Описание, художественный стиль,  литературный персонаж, Городецкая роспись.

Тема: «Описание предмета. Подготовка к сочинению- описанию игрушки литературного персонажа сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Предметы: русский язык, литература, ИЗО.

Класс: 5

Цель: формирование умения строить описательный текст заданного стиля на основе наблюдения, восприятия и описания внешнего вида литературного персонажа, росписи игрушки городецкой росписью.

                                                          Организационная структура учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые УУД

1.Организационный этап

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Учитель русского языка

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Регулятивные: нацеливание на успешную работу

  1. Актуализация знаний.

Цель: дать учащимся информацию, чтобы на ее основе выполнять практические задания

 Послушайте текст: “Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25-35 см, высота– 20-30 см. Двухцветная. Не озвученная .”

- Вы согласны что это текст?

- Что такое текст?

Ребята, а сейчас посмотрите на картинки на доске. Ваша задача определить под каким номером находится та игрушка, о которой я только что читала. (получилось разногласие)

Почему у вас разделились мнения?

Верно. Если бы я дала более подробное, красочное описание, вы бы  несомненно не ошиблись бы.

Так какая тема нашего сегодняшнего урока?

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА.

ДА

Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу  и грамматически

Недостаточное описание. Оно подходит ко всем щенкам.

Описание предмета

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: включение в учебную деятельность

Давайте сформулируем цель нашего урока.

Что для этого мы будем делать.

Обобщить знания о типе речи описание.

Вспомним всё, что мы уже знаем об описание, познакомимся с новым материалом. Выполним предложенные практические задания.

Личностные:  самоопределение

Коммуникативные: умение высказывать свои мысли

Регулятивные:  определение учебной проблемы

3.Изучение нового материала.

Цель: приобретение новых знаний и умений

Вернемся к тексту.

“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25-35 см, высота– 20-30 см. Двухцветная. Не озвученная ”

К какому из стилей ближе этот текст.

Прочитайте второй текст.

Перед нами веселый маленький  щенок.
    У него большая голова со смешными ушками-лопушками, задорно торчащий хвост. Сам белый, а ушки, носик  и хвост рыжие.
    Щенок просто как живой. Мне он очень понравился.

Совершенно верно. Описание предмета  бывает научно – деловое и художественное.

НАУЧНОЕ описание – относящийся к науке, отвечающий требованиям науки.
Следовательно, научно-деловой текст  описания чёткий, без лишних слов (лаконичный), содержит только научную информацию, т.е. даёт нам какие-то научные знания, не выражая никаких эмоций.


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ описание – относящийся к искусству, изображающий действительность в образах.
Следовательно, художественный текст украшен образными сравнениями, в нём много прилагательных, уменьшительно-ласкательных слов. С их помощью автор выражает своё отношение.

Значит первый текст это описание______________

А второй текст описание____________

Работа со 2 текстом.

Из каких частей состоит текст.

НАЧАЛО: при описании предмета в начальной части обычно рассказывается о том, откуда появился предмет, кому он принадлежит и почему о нем пойдет дальше речь, т.е. эта часть отвечает на примерные вопросы: откуда?кому?почему?когда?кем?

ОСНОВНАЯ

ЧАСТЬ: описываются признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки.

КОНЦОВКА: чаще всего выражает отношение автора к описываемому предмету.

Вы должны будете , ребята написать сочинение-описание игрушки в художественном стиле по данному плану. А какой игрушки вы узнаете в ходе нашего урока.

Учитель Литературы

Скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок –

Удивительный конёк

По прозванью … .

Из какой сказки этот герой? Кто автор этой сказки?

Давайте послушаем сообщение о сказочнике П.П.Ершове.

Дома вы должны были прочитать сказку. Насколько внимательно вы прочитали, мы узнаем, выполнив тест.

Работа в парах

Перед вами отрывки из сказки. Найдите описание внешности конька-горбунка.

Озвучивание выводов, подтверждая их примерами из текста.

В сказке говорится, что конек был ростом три вершка, а уши его были длиной в аршин. А сколько это - вершок и аршин?

(Вершок и аршин - старинные русские меры длины. Они соотносились с частями человеческого тела. Вершок - ширина двух пальцев (4,4 см). Аршин – длина руки от плеча до кончиков пальцев (71 см)).

Так как же выглядел конек-горбунок в натуральную величину. Какой у него рост? Какой длины уши?

(рост 13,2 см, уши 71 см)

Физминутка.

Встаньте и покажите руками, какого примерно роста был конек – горбунок. А какой длины были его уши? Еще раз. Закройте глаза и представьте, что получилось бы у нас, если бы мы решили изобразить конька-горбунка в полный рост. Садитесь.

Можно ли, по-вашему, назвать конька-горбунка красивым?

Маленький, горбатый, длинноухий… Вряд ли.

Но ведь он нам нравится. Почему?

Учитель ИЗО

-Вы когда-нибудь  видели игрушку, расписанную городецкой росписью? Сегодня на уроке мы попробуем расписать игрушку конька-горбунка  из соленого теста городецкой росписью.

А какая она городецкая роспись? Давайте посмотрим фрагмент видеофильма.

- Можем ли мы сразу начать выполнять роспись?

Предлагаю рассмотреть последовательность выполнения элементов городецкой росписи.(презентация)

А сейчас давайте попробуем расписать нашу игрушку. Пройдемте в творческую мастерскую.

Отвечают на вопросы, сравнивают, делают выводы

Научное

художественное

Составляют план написания сочинения-описания

Регулятивные:

восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

« Конек-горбунок» , автор П.П.Ершов.

Ученица рассказывает о П.П.Ершове.

Выполняют тест

Работают в парах

Выполняют физминутку

Высказывают свое мнение.

Просмотр видеофильма.

Просмотр презентации с элементами городецкой росписи

Выполняют практическое задание по образцу

  1. Домашнее задание

1.Написать сочинение-описание игрушки.

2. Выполнить элементы городецкой росписи розана и купавки по образцу в альбомах.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы.

Фиксируют домашнее задание в дневниках.

  1. Рефлексия.

Заполните рефлексивную мишень

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Подводят итоги

Оценивают свою работу

Регулятивные: оценивают свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвокультурологический комментарий Сказка П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Лингвокультурологический комментарийСказка П.П.Ершова «Конек-горбунок» Затекстовая информация: Автор сказки "Конек-горбунок" Петр Павлович Ершов родился в Сибири в 1815 году. В детстве ...

Конспект урока чтения в 5 классе по теме "Дух народный в сказке П.П.Ершова "Конек-горбунок"

Учебник чтения 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида предполагает знакомство детей не только с народными сказками, но и с литературными. Дети знакомятся с творче...

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...

Конспект урока по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Цель создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки....

Игра-путешествие по сказке П.П. Ершова «Конек–Горбунок»

Тема: «ЕСЛИ Б ЧУДО-ГОРБУНОК ВЕРНЫМ ДРУГОМСТАТЬ МНЕ МОГ»...

Русский язык. Технологическая карта урока по теме «Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье”.

Описание картин - один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного за...