Презентация "В мире синтаксиса". Материал для работы с одаренными учащимися 8-9 классов.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Презентация "В мире синтаксиса" рекомендована  в помощь учителю русского языка для работы с учащимися 8-9 классов. Материал может использоваться для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку. Предлагаются сложные задания по определению способа связи слов в словосочетании, разграничению союзов и союзных слов в сложноподчиненном предложении, различению вводных слов и омонимичных членов предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_sintaksisa.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку В мире синтаксиса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 34» Медведева Т.А.

Слайд 2

В каком словосочетании способ связи слов иной, чем в остальных? Кожаный портфель Его портфель Открытый портфель Ванин портфель Этот портфель Мой портфель

Слайд 3

Во всех словосочетаниях способ связи между словами – согласование, кроме словосочетания его портфель Не путать омонимы Его - притяжательное местоимение Его –личное местоимение он в родит. и винит. падежах Его портфель – грамматическая связь отсутствует, местоимение не изменяется, оно связывается с существительным любого числа, рода, падежа только по смыслу(его туфли, его тетрадь, нет его вещей). Следовательно, связь – примыкание.

Слайд 4

С одним словом составьте три словосочетания с разными способами связи: согласованием, управлением и примыканием. Подумайте, слово какой части речи можно будет использовать в словосочетаниях с разными способами связи. Это точно не наречие и не глагол, так как с ними невозможно согласование Немногие существительные могут быть в словосочетании, где слова связаны примыканием Следовательно, удобнее взять…?

Слайд 5

Удобнее использовать прилагательное или причастие, с ними возможны все три способа связи. Красивый поступок (согласование) Красивый от природы (управление) Очень красивый (примыкание)

Слайд 6

Во всех предложениях есть ошибки в употреблении предлогов. В чем они заключаются? 1.Братья пропустили занятия ввиду болезни. 2.Я не смогу прийти на репетицию вследствие занятости. 3. Мы не успели на автобус благодаря опозданию поезда.

Слайд 7

При употреблении данных предлогов должно учитываться лексическое значение, которое не полностью утрачено такими производными предлогами. 1.Братья пропустили занятия ввиду болезни. ( ввиду=действия в наст. или буд. вр .) ввиду =по причине 2.Я не смогу прийти на репетицию вследствие занятости.(вследствие = пр.вр .) 3. Мы не успели на автобус благодаря опозданию поезда.(благодаря = желательные действия и их результаты)

Слайд 8

Подчеркните инфинитив как член предложения. 1.Федор отправился купаться. 2.Аню попросили закрыть окно. 3.Ветер начал крепчать. 4.Мы будем отдыхать после обеда.

Слайд 9

Проверьте себя 1.Федор отправился купаться .( сгс ) 2.Аню попросили закрыть окно.( пгс ) 3.Ветер начал крепчать.( сгс ) 4.Мы будем отдыхать после обеда.( пгс )

Слайд 10

Чем выражено подлежащее в каждом предложении? 1. Сам директор навестил больного. 2. Сколько же труда вкладывалось в эти иллюстрации! 3. Сколько человек расположилось у костра? 4. Это меня очень тревожит. 5. Это новая книга. 6.Морской петух – красивая рыба. 7.Вчера прошло, и нет ему возврата. 8.Соблюдать порядок - наша обязанность.

Слайд 11

Размышляем вместе. 1. Сам директор навестил больного. 2. Сколько же труда вкладывалось в эти иллюстрации! 3. Сколько человек расположилось у костра? 4. Это меня очень тревожит. 5. Это новая книга. 6. Морской петух – красивая рыба. 7. Вчера прошло, и нет ему возврата. 8. Соблюдать порядок - наша обязанность.

Слайд 12

Какую ошибку вы увидели в предложении? Заниматься ему ничего не мешало.

Слайд 13

Проверьте себя, правильно ли вы справились с заданием? Ничто ему не мешало заниматься. Что ему мешало заниматься? (вопросит. местоимение употреблено в форме им. падежа и отрицательное местоимение ничто тоже должно иметь форму им. падежа).

Слайд 14

В каких предложениях встречается подчинительный союз что? Укажите номера предложений, где что является относительным местоимением. 1.Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? 2.Известно, что слоны в диковинку у нас. 3.Знаешь, я читала, что бессмертны души… 4.Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку

Слайд 15

Рассуждаем вместе. Для связи частей сложноподчиненного предложения служат и союзы, и союзные слова, т.е. местоимения. Они отличаются тем, что местоимения несут смысловую нагрузку, к ним можно задать вопрос, они являются членом предложения. Союз - это скрепка, его можно убрать из предложения, вопрос к нему задать нельзя, и членом предложения он не является. 1.Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? 2.Известно: слоны в диковинку у нас. 3.Знаешь, я читала: бессмертны души… 4.Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку

Слайд 16

Для решения подобных заданий мы должны помнить о том, что союзы можно заменить союзами, а союзные слова союзными словами. Что, как, когда могут быть и союзами, и союзными словами. Всегда союзы Всегда союзные слова если, хотя, ибо, какой, чей, который, чтобы, словно, будто, кто, где, сколько, пока, потому что, едва, отчего, откуда так как, так что

Слайд 17

Выпишите номера предложений, в которых части сложноподчиненного предложения связаны союзами. 1. Он готов встретиться, что(бы) решить эту проблему. 2. Уже всем видно, что день клонится к концу… 3. (От)чего ушел, к тому и пришел. 4. О людях надо судить (по) тому, что они в жизни сделали. 5. Я слышал, что ты пришел поздно. 6.Я слышал, когда ты пришел.

Слайд 18

Надеемся, вы справились с предыдущим заданием. Надо быть внимательным при решении подобных заданий. В одном и том же предложении некоторые слова могут быть и союзами, и союзными словами. Я слышал, когда ты пришел. Если говорящий делает акцент на времени события, к слову когда можно задать вопрос и оно является обстоятельством времени, то это относительное местоимение. А если акцент на действии, то когда является союзом, его из предложения можно убрать и смысл при этом не изменится. Я слышал: ты пришел.

Слайд 19

В каких предложениях слова кажется и казалось должны быть выделены, так как являются вводными. 1.Нам кажется подозрительным ваше поведение. 2.Нам кажется пора домой. 3.Казалось все ждут его решения. 4. Мне казалось нет никакого выхода из ситуации. 5.Зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами кажется хотел бы всех он съесть. 6.Море казалось угрюмым и сердитым.

Слайд 20

Слова кажется и казалось являются вводными, если они передают неуверенность. Кроме этого, они могут входить в состав именного сказуемого, а также быть простым глагольным сказуемым. 1.Нам кажется подозрительным ваше поведение. 2.Нам,кажется, пора домой. 3.Казалось, все ждут его решения. 4.Мне казалось , нет никакого выхода из ситуации. 5.Зубами щелкая и ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. 6. Море казалось сердитым и угрюмым .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными учащимися на уроках физкультуры и во внеурочное время

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к обучению и развитию одаренных учащихся.Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфер...

Система работы с одаренными учащимися на уроках истории и обществознания.

Система работы с одаренными учащимися по истории и обществознанию. Цель работы: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности....

Презентация "Реализация методики выявления и работы с одаренными учащимися".

Презентация показывает результаты работы по собственной методике по выявлению и работе с музыкально одаренными детьми....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....