КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Используемы на уроке контрольно-измерительные материалы соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту, Примерной образовательной программе основного общего образования, учебному плану и рабочей программе дисциплины "Русский язык". Контрольно-измерительные материалы содержат в себе цель использования, класс, в котором будет использоваться, рекомендуемое время выполнения, диагностическую карту, ключ и таблицу с максимальными баллами и соотношение полученных баллов за выполнение заданий оценкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kontrolnaya_rabota_po_teme_leksika.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА»
Тип урока: урок проверки, оценки и контроля знаний.
Форма урока: урок с использованием контрольно-измерительных средств.
Класс: 5 класс.
Цель урока: проверить уровень усвоения знаний и сформированности умений по разделу «Лексика».
Задачи урока:
Обучающая: закрепить основные понятия по разделу «Лексика»;
Развивающая: формирование навыков работы с контрольно-измерительными материалами, умений анализировать, систематизировать и обобщать;
Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: контрольно-измерительные материалы, бланки ответов.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Контрольная работа с использованием контрольно-измерительных материалов.
IV. Подведение итога урока.
V. Домашнее задание.
Предварительная подготовка: учитель разрабатывает контрольно-измерительные материалы по разделу «Лексика».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами напишем контрольную работу по разделу «Лексика». Но прежде чем приступить к её написанию, вспомним основные понятия, знание которых поможет вам получить высокий балл.
Учитель: Итак, что такое лексическое значение слова?
Ученик: Лексическое значение слова – это определённый смысл, который имеет большинство слов русского языка.
Учитель: Что характерно для устной речи?
Ученик: Устная речь свободная, непринуждённая. В устной речи употребляется разговорная лексика.
Учитель: Что характерно для письменной речи?
Ученик: Письменное высказывание подготавливается. Пишущий может обдумать его, исправить. Для неё свойственны слова, употребляемые в официально-деловом общении, в научных изданиях, журналах, газетах.
Учитель: Какие слова называются нейтральными?
Ученик: Нейтральными называются слова, употребляемые как в разговорной, так и в книжной речи.
Учитель: Какие слова называются однозначными?
Ученик: Однозначными являются слова, которые имеют одно лексическое значение.
Учитель: Какие слова называются многозначными?
Ученик: Многозначными являются слова, которые имеют два и более лексических значения.
Учитель: Что такое синонимы?
Ученик: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые звучат по-разному, но имеют похожие лексические значения.
Учитель: Какие слова называются антонимами?
Ученик: Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположные лексические значения.
Учитель: Какие слова являются омонимами?
Ученик: Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
III. Контрольная работа с использованием контрольно-измерительных материалов.
Учитель: Мы повторили с вами основные понятия раздела «Лексика», знания которых помогут вам в написании контрольной работы. Сейчас я вам раздам задания, которые необходимо выполнить, и бланки ответов. Обратите внимание, что один вопрос может включать в себя несколько ответов.
Вариант 1.
1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «съедобные тёмно-красные ягоды плодового дерева»?
1) яблоко;
2) вишня;
3) арбуз;
4) дыня.
2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.
1) земля;
2) задаром;
3) играть;
4) благо.
3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.
1) ляпнуть;
2) далекий;
3) анализировать;
4) башковитый.
4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.
1) белиберда;
2) вышеуказанный;
3) ветер;
4) ответчик.
5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.
1) ножка, перо, земля;
2) снеговик, суффикс, гастрит;
3) шляпка, рукав, кнопка;
4) хвост, гребень, логарифм.
6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.
1) лента, хвост, рукав;
2) перо, коса, бинокль;
3) ключ, нос, трансформатор;
4) давление, трамвай, акселерация.
7. Найдите слово, употреблённое в переносном значении.
1) каменное лицо;
2) синее море;
3) лёгкая ноша;
4) железные гвозди.
8. Найдите лексическую ошибку.
1) памятный сувенир;
2) неизвестный вирус;
3) треугольная груша;
4) проблемная статья.
9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.
1) лавина – оползень;
2) факел – пламя;
3) палитра – гамма;
4) фиаско – победа.
10. Найдите слова, являющиеся синонимами.
1) глубокий - мелкий;
2) диалог - монолог;
3) дышать - пыхтеть;
4) фиаско – победа.
11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.
1) гласный – согласный;
2) жадность – скупость;
3) набег – вторжение;
4) тяжёлый – грузный.
12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.
1) замкнутый – общительный;
2) грязь – чистота;
3) барон – магнат;
4) любить – ненавидеть.
13. Найдите омонимы.
1) горячий ключ;
2) песчаная коса;
3) длинные корни;
4) почтовая марка.
14. Найдите омонимы.
1) бранное выражение;
2) дача показаний;
3) десятичная дробь;
4) русский язык.
15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них антонимическую пару.
Вариант 2.
1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «огородный овощ, имеющий съедобный сладковатый оранжевый утолщенный корень»?
1) свекла;
2) капуста;
3) морковь;
4) помидор.
2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.
1) доказательство;
2) халтурщик;
3) возвестить;
4) жаловаться.
3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.
1) муж;
2) вещица;
3) тараторить;
4) актуальный.
4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.
1) протоколировать;
2) поединок;
3) грядущий;
4) нынешний.
5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.
1) ножка, кисть, иголка;
2) пиццерия, рукав, байдарка;
3) смартфон, брифинг, троллейбус
4) хвост, гребень, медаль.
6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.
1) молния, хлеб, скакалка;
2) листок, линия, бабочка;
3) лёд, сосна, математика;
4) гитара, бинокль, болезнь.
7. Найдите слово, употреблённое в переносном значении.
1) кислое яблоко;
2) каменный дом;
3) золотые руки;
4) солнечные лучи.
8. Найдите лексическую ошибку.
1) выполнять продукцию;
2) период времени;
3) внутренний интерьер;
4) играть роль.
9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.
1) халат – кимоно;
2) абажур – светильник;
3) входить – выходить;
4) вагон – цистерна.
10. Найдите слова, являющиеся синонимами.
1) аккуратный – неряшливый;
2) город – село;
3) дюжий – хилый;
4) дворец – замок.
11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.
1) забота – внимание;
2) магазин – универсам;
3) лентяй – труженик;
4) сыр – сулугуни.
12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.
1) искренний – лицемерный;
2) исток – устье;
3) мир – война;
4) авария – катастрофа.
13. Найдите омонимы.
1) заводской брак;
2) ночной клуб;
3) кислая мина;
4) белая ласка.
14. Найдите омонимы.
1) солнечный свет;
2) сложное предложение;
3) исторический роман;
4) охота к учёбе.
15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них синонимическую пару.
Вариант 3.
1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «транспортное средство, имеющее двигатель и служащее для перевозки людей и небольших грузов»?
1) автомобиль;
2) трамвай;
3) троллейбус;
4) экскаватор.
2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.
1) заключение;
2) смерть;
3) есть;
4) чудить.
3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.
1) взгляд;
2) прыткий;
3) грязища;
4) вечер.
4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.
1) тождество;
2) втихомолку;
3) монография;
4) экий.
5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.
1) бинт, торт, нейлон;
2) голова, рукав, байдарка;
3) ветка, воскресенье, сентябрь;
4) гравитация, голова, кухня.
6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.
1) врач, профессор, акт;
2) крокодил, берёза, варвар;
3) молоток, подоконник, день;
4) звезда, кисть, коса.
7. Найдите слово, употреблённое в переносном значении.
1) сердечная мышца;
2) дверная ручка;
3) кислое лицо;
4) дождевой червь.
8. Найдите лексическую ошибку.
1) причинять боль;
2) внутренний интерьер;
3) иметь значение;
4) свободная вакансия.
9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.
1) ехать – останавливаться;
2) автовокзал – вокзал;
3) набег – вторжение;
4) работа – дело.
10. Найдите слова, являющиеся синонимами.
1) лишний – необходимый;
2) могучий – слабый;
3) огорчить – утешить;
4) фабрика – предприятие.
11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.
1) странник – путешественник;
2) весёлый – радостный;
3) обильный – скудный;
4) битва – сражение.
12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.
1) надежда – отчаяние;
2) лингвист – языковед;
3) очевидный – сомнительный;
4) пустой – полный.
13. Найдите омонимы.
1) тройка лошадей;
2) игрушечный лук;
3) совершить побег;
4) девичья коса.
14. Найдите омонимы.
1) мышиная норка;
2) мешать кашу;
3) берёзовый лист;
4) кол в ограде.
15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них антонимическую пару.
Вариант 4.
1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «металлический брус, который насажен на деревянную рукоятку под прямым углом, использующийся для забивания чего-нибудь»?
1) топор;
2) пила;
3) молоток;
4) отвёртка.
2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.
1) вода;
2) душистый;
3) бац;
4) благо.
3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.
1) осень;
2) вихрастый;
3) читалка;
4) день.
4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.
1) внимать;
2) диссертационный;
3) разбитной;
4) щуплый.
5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.
1) лук, торт, мир;
2) бидон, бинокль, робот;
3) лента, хвост, троллейбус;
4) слух, гребень, давление.
6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.
1) монополия, рукав, технолог;
2) звезда, кошка, снегирь;
3) коса, кость, лев;
4) берёза, рябина, пятница.
7. Найдите слово, употребленное в переносном значении.
1) ударил палкой;
2) красный язык;
3) художественная кисть;
4) рукав реки.
8. Найдите лексическую ошибку.
1) прейскурант цен;
2) памятные сувениры;
3) романтическая история;
4) каждая минута.
9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.
1) бросать – кидать;
2) образованный – невежественный;
3) мокрый – влажный;
4) громадный – огромный.
10. Найдите слова, являющиеся синонимами.
1) орфография – правописание;
2) мягкий – твёрдый;
3) польза – вред;
4) пушистый – гладкий.
11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.
1) старт – финиш;
2) инфекция – зараза;
3) бежать – мчаться;
4) весёлый – радостный.
12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.
1) различие – сходство;
2) быстро – проворно;
3) спасти – погубить;
4) спать – бодрствовать.
13. Найдите омонимы.
1) косить косой;
2) научная дисциплина;
3) коренной зуб;
4) охота на оленя.
14. Найдите омонимы.
1) взять в долг;
2) мелкая дробь;
3) лесной дух;
4) игрушка с заводом.
15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них синонимическую пару.
IV. Подведение итога урока.
Учитель: Ребята, урок подходит к концу, сдаём работы. Сегодня на уроке мы с вами вспомнили основные понятия темы «Лексикология», такие как лексическое значение слова, разговорная лексика, книжная лексика, нейтральная лексика, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы и омонимы. Написали контрольную работу, результаты которой я сообщу вам на следующем уроке.
V. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, дома вам необходимо выбрать два антонима или синонима и нарисовать к ним иллюстрацию, отражающую суть данных понятий.
Представленный урок проверки, оценки и контроля знаний начинается с актуализации знаний. На данном этапе учитель вместе с учениками вспоминает термины, которые необходимо знать в процессе выполнения заданий контрольно-измерительных материалов. После повторения учащимся предлагается выполнить тест по разделу «Лексика», который включает в себя как тестовые задания открытого типа (задание № 15), так и тестовые задания закрытого типа (задания № 1-14). Вопросы контрольно-измерительных материалов охватывают все темы изученного раздела. Задания разработаны с учётом заданий Всероссийской проверочной работы и Основного государственного экзамена, что позволяет уже в 5 классе начинать подготовку к данному виду контрольных работ. Ключ к контрольно-измерительным заданиям представлен в приложении (Приложение 1). В конце урока учитель задает ученикам домашнее задание творческого характера, которое также позволит выявить уровень усвоения раздела «Лексика» и будет интересно детям. Тестовые задания разработаны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей пятиклассников, а также соответствуют требованиям образовательных программ.
Приложение 1.
Ключ к контрольно-измерительным материалам по теме «Лексика»
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | Максимальный балл | |
1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 |
2 | 1,3 | 1,4 | 2,3 | 1,2 | 2 |
3 | 1,4 | 2,3 | 2,3 | 2,3 | 2 |
4 | 2,4 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 2 |
5 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 4 | 3 | 1 |
7 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 |
8 | 1,3 | 2,3 | 4,2 | 1,2 | 2 |
9 | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 |
10 | 3 | 4 | 4 | 1 | 1 |
11 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 |
12 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 |
13 | 1,2 | 3,4 | 1,2 | 1,2 | 2 |
14 | 3,4 | 2,4 | 1,2 | 1,3 | 2 |
15 | 5 | ||||
ИТОГО: | 25 |
Приложение 2.
Соотношение полученных баллов за выполнение заданий теста по теме «Лексика» оценкам.
Количество баллов | Оценка |
15-18 | удовлетворительно |
19-21 | хорошо |
22-25 | отлично |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по разделу "Лексика и фразеология", 5 кл.
4 варианта контрольной работы, проведённой по завершению раздела "Лексика и фразеология" в 5 классе по программе С.И.Львовой....
Конспект урока по теме "Контрольная работа по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ»"
Цель урока:Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ».Планируемые образовательные результаты:Учащиеся демонстрируют: ...
Конспект урока на тему "Контрольная работа по английскому языку по итогам 3 четверти"
Контрольная работа по английскому языку по итогам 3 четверти...
Конспект урока на тему:"Контрольная работа по теме Информационное моделирование".
Данный материал содержит план урока....
Конспект урока по теме «Стилистически нейтральная и книжная лексика»
Познакомить учащихся с таким понятием как стилистически нейтральная и книжная лексика....
Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».
Данный урок представляет собой написание контрольной работы по разделу «лексика и фразеология». Проводится после урока повторения и обобщения по данному разделу, явл...
Контрольная работа по разделу "Лексика", 6 класс
В данной срезовой работе представлены задания, позволяющие проверить уровень усвоения терминологического аппарата по разделу "Лексика"...