КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шевандо Ирина Владимировна

Используемы на уроке контрольно-измерительные материалы соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту, Примерной образовательной программе основного общего образования, учебному плану и рабочей программе дисциплины "Русский язык". Контрольно-измерительные материалы содержат в себе цель использования, класс, в котором будет использоваться, рекомендуемое время выполнения, диагностическую карту, ключ и таблицу с максимальными баллами и соотношение полученных баллов за выполнение заданий оценкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kontrolnaya_rabota_po_teme_leksika.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА»

Тип урока: урок проверки, оценки и контроля знаний.

Форма урока: урок с использованием контрольно-измерительных средств.

Класс: 5 класс.

Цель урока: проверить уровень усвоения знаний и сформированности умений по разделу «Лексика».

Задачи урока:

Обучающая: закрепить основные понятия по разделу «Лексика»;

Развивающая: формирование навыков работы с контрольно-измерительными материалами, умений анализировать, систематизировать и обобщать;

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: контрольно-измерительные материалы, бланки ответов.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Контрольная работа с использованием контрольно-измерительных материалов.

IV. Подведение итога урока.

V. Домашнее задание.

Предварительная подготовка: учитель разрабатывает контрольно-измерительные материалы по разделу «Лексика».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами напишем контрольную работу по разделу «Лексика». Но прежде чем приступить к её написанию, вспомним основные понятия, знание которых поможет вам получить высокий балл.

Учитель: Итак, что такое лексическое значение слова?

Ученик: Лексическое значение слова – это определённый смысл, который имеет большинство слов русского языка.

Учитель: Что характерно для устной речи?

Ученик: Устная речь свободная, непринуждённая. В устной речи употребляется разговорная лексика.

Учитель: Что характерно для письменной речи?

Ученик: Письменное высказывание подготавливается. Пишущий может обдумать его, исправить. Для неё свойственны слова, употребляемые в официально-деловом общении, в научных изданиях, журналах, газетах.

Учитель: Какие слова называются нейтральными?

Ученик: Нейтральными называются слова, употребляемые как в разговорной, так и в книжной речи.

Учитель: Какие слова называются однозначными?

Ученик: Однозначными являются слова, которые имеют одно лексическое значение.

Учитель: Какие слова называются многозначными?

Ученик: Многозначными являются слова, которые имеют два и более лексических значения.

Учитель: Что такое синонимы?

Ученик: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые звучат по-разному, но имеют похожие лексические значения.

Учитель: Какие слова называются антонимами?

Ученик: Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположные лексические значения.

Учитель: Какие слова являются омонимами?

Ученик: Омонимы – это слова одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

III. Контрольная работа с использованием контрольно-измерительных материалов.

Учитель: Мы повторили с вами основные понятия раздела «Лексика», знания которых помогут вам в написании контрольной работы. Сейчас я вам раздам задания, которые необходимо выполнить, и бланки ответов. Обратите внимание, что один вопрос может включать в себя несколько ответов.

Вариант 1.

1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «съедобные тёмно-красные ягоды плодового дерева»?

1) яблоко;

2) вишня;

3) арбуз;

4) дыня.

2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.

1) земля;

2) задаром;

3) играть;

4) благо.

3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.

1) ляпнуть;

2) далекий;

3) анализировать;

4) башковитый.

4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.

1) белиберда;

2) вышеуказанный;

3) ветер;

4) ответчик.

5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.

1) ножка, перо, земля;

2) снеговик, суффикс, гастрит;

3) шляпка, рукав, кнопка;

4) хвост, гребень, логарифм.

6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.

1) лента, хвост, рукав;

2) перо, коса, бинокль;

3) ключ, нос, трансформатор;

4) давление, трамвай, акселерация.

7. Найдите слово, употреблённое в переносном значении.

1) каменное лицо;

2) синее море;

3) лёгкая ноша;

4) железные гвозди.

8. Найдите лексическую ошибку.

1) памятный сувенир;

2) неизвестный вирус;

3) треугольная груша;

4) проблемная статья.

9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.

1) лавина – оползень;

2) факел – пламя;

3) палитра – гамма;

4) фиаско – победа.

10. Найдите слова, являющиеся синонимами.

1) глубокий - мелкий;

2) диалог - монолог;

3) дышать - пыхтеть;

4) фиаско – победа.

11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.

1) гласный – согласный;

2) жадность – скупость;

3) набег – вторжение;

4) тяжёлый – грузный.

12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.

1) замкнутый – общительный;

2) грязь – чистота;

3) барон – магнат;

4) любить – ненавидеть.

13. Найдите омонимы.

1) горячий ключ;

2) песчаная коса;

3) длинные корни;

4) почтовая марка.

14. Найдите омонимы.

1) бранное выражение;

2) дача показаний;

3) десятичная дробь;

4) русский язык.

15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них антонимическую пару.

Вариант 2.

1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «огородный овощ, имеющий съедобный сладковатый оранжевый утолщенный корень»?

1) свекла;

2) капуста;

3) морковь;

4) помидор.

2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.

1) доказательство;

2) халтурщик;

3) возвестить;

4) жаловаться.

3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.

1) муж;

2) вещица;

3) тараторить;

4) актуальный.

4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.

1) протоколировать;

2) поединок;

3) грядущий;

4) нынешний.

5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.

1) ножка, кисть, иголка;

2) пиццерия, рукав, байдарка;

3) смартфон, брифинг, троллейбус

4) хвост, гребень, медаль.

6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.

1) молния, хлеб, скакалка;

2) листок, линия, бабочка;

3) лёд, сосна, математика;

4) гитара, бинокль, болезнь.

7. Найдите слово, употреблённое в переносном значении.

1) кислое яблоко;

2) каменный дом;

3) золотые руки;

4) солнечные лучи.

8. Найдите лексическую ошибку.

1) выполнять продукцию;

2) период времени;

3) внутренний интерьер;

4) играть роль.

9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.

1) халат – кимоно;

2) абажур – светильник;

3) входить – выходить;

4) вагон – цистерна.

10. Найдите слова, являющиеся синонимами.

1) аккуратный – неряшливый;

2) город – село;

3) дюжий – хилый;

4) дворец – замок.

11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.

1) забота – внимание;

2) магазин – универсам;

3) лентяй – труженик;

4) сыр – сулугуни.

12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.

1) искренний – лицемерный;

2) исток – устье;

3) мир – война;

4) авария – катастрофа.

13. Найдите омонимы.

1) заводской брак;

2) ночной клуб;

3) кислая мина;

4) белая ласка.

14. Найдите омонимы.

1) солнечный свет;

2) сложное предложение;

3) исторический роман;

4) охота к учёбе.

15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них синонимическую пару.

Вариант 3.

1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «транспортное средство, имеющее двигатель и служащее для перевозки людей и небольших грузов»?

1) автомобиль;

2) трамвай;

3) троллейбус;

4) экскаватор.

2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.

1) заключение;

2) смерть;

3) есть;

4) чудить.

3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.

1) взгляд;

2) прыткий;

3) грязища;

4) вечер.

4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.

1) тождество;

2) втихомолку;

3) монография;

4) экий.

5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.

1) бинт, торт, нейлон;

2) голова, рукав, байдарка;

3) ветка, воскресенье, сентябрь;

4) гравитация, голова, кухня.

6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.

1) врач, профессор, акт;

2) крокодил, берёза, варвар;

3) молоток, подоконник, день;

4) звезда, кисть, коса.

7. Найдите слово, употреблённое в переносном значении.

1) сердечная мышца;

2) дверная ручка;

3) кислое лицо;

4) дождевой червь.

8. Найдите лексическую ошибку.

1) причинять боль;

2) внутренний интерьер;

3) иметь значение;

4) свободная вакансия.

9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.

1) ехать – останавливаться;

2) автовокзал – вокзал;

3) набег – вторжение;

4) работа – дело.

10. Найдите слова, являющиеся синонимами.

1) лишний – необходимый;

2) могучий – слабый;

3) огорчить – утешить;

4) фабрика – предприятие.

11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.

1) странник – путешественник;

2) весёлый – радостный;

3) обильный – скудный;

4) битва – сражение.

12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.

1) надежда – отчаяние;

2) лингвист – языковед;

3) очевидный – сомнительный;

4) пустой – полный.

13. Найдите омонимы.

1) тройка лошадей;

2) игрушечный лук;

3) совершить побег;

4) девичья коса.

14. Найдите омонимы.

1) мышиная норка;

2) мешать кашу;

3) берёзовый лист;

4) кол в ограде.

15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них антонимическую пару.

Вариант 4.

1. Какое из представленных слов имеет следующее лексическое значение «металлический брус, который насажен на деревянную рукоятку под прямым углом, использующийся для забивания чего-нибудь»?

1) топор;

2) пила;

3) молоток;

4) отвёртка.

2. Выберите слова, относящиеся к нейтральной лексике.

1) вода;

2) душистый;

3) бац;

4) благо.

3. Выберите слово, относящееся к разговорной лексике.

1) осень;

2) вихрастый;

3) читалка;

4) день.

4. Выберите слово, относящееся к книжной лексике.

1) внимать;

2) диссертационный;

3) разбитной;

4) щуплый.

5. Найдите ряд, в котором все слова являются однозначными.

1) лук, торт, мир;

2) бидон, бинокль, робот;

3) лента, хвост, троллейбус;

4) слух, гребень, давление.

6. Найдите ряд, в котором все слова являются многозначными.

1) монополия, рукав, технолог;

2) звезда, кошка, снегирь;

3) коса, кость, лев;

4) берёза, рябина, пятница.

7. Найдите слово, употребленное в переносном значении.

1) ударил палкой;

2) красный язык;

3) художественная кисть;

4) рукав реки.

8. Найдите лексическую ошибку.

1) прейскурант цен;

2) памятные сувениры;

3) романтическая история;

4) каждая минута.

9. Найдите слова, не являющиеся синонимами.

1) бросать – кидать;

2) образованный – невежественный;

3) мокрый – влажный;

4) громадный – огромный.

10. Найдите слова, являющиеся синонимами.

1) орфография – правописание;

2) мягкий – твёрдый;

3) польза – вред;

4) пушистый – гладкий.

11. Найдите ряд, в котором представлены антонимы.

1) старт – финиш;

2) инфекция – зараза;

3) бежать – мчаться;

4) весёлый – радостный.

12. Найдите ряд, в котором слова не являются антонимами.

1) различие – сходство;

2) быстро – проворно;

3) спасти – погубить;

4) спать – бодрствовать.

13. Найдите омонимы.

1) косить косой;

2) научная дисциплина;

3) коренной зуб;

4) охота на оленя.

14. Найдите омонимы.

1) взять в долг;

2) мелкая дробь;

3) лесной дух;

4) игрушка с заводом.

15. Придумайте 2-3 предложения, употребив в них синонимическую пару.

IV. Подведение итога урока.

Учитель: Ребята, урок подходит к концу, сдаём работы. Сегодня на уроке мы с вами вспомнили основные понятия темы «Лексикология», такие как лексическое значение слова, разговорная лексика, книжная лексика, нейтральная лексика, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы и омонимы. Написали контрольную работу, результаты которой я сообщу вам на следующем уроке.

V. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, дома вам необходимо выбрать два антонима или синонима и нарисовать к ним иллюстрацию, отражающую суть данных понятий.

Представленный урок проверки, оценки и контроля знаний начинается с актуализации знаний. На данном этапе учитель вместе с учениками вспоминает термины, которые необходимо знать в процессе выполнения заданий контрольно-измерительных материалов. После повторения учащимся предлагается выполнить тест по разделу «Лексика», который включает в себя как тестовые задания открытого типа (задание № 15), так и тестовые задания закрытого типа (задания № 1-14). Вопросы контрольно-измерительных материалов охватывают все темы изученного раздела. Задания разработаны с учётом заданий Всероссийской проверочной работы и Основного государственного экзамена, что позволяет уже в 5 классе начинать подготовку к данному виду контрольных работ. Ключ к контрольно-измерительным заданиям представлен в приложении (Приложение 1). В конце урока учитель задает ученикам домашнее задание творческого характера, которое также позволит выявить уровень усвоения раздела «Лексика» и будет интересно детям. Тестовые задания разработаны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей пятиклассников, а также соответствуют требованиям образовательных программ.


Приложение 1.

Ключ к контрольно-измерительным материалам по теме «Лексика»

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Максимальный балл

1

2

3

1

3

1

2

1,3

1,4

2,3

1,2

2

3

1,4

2,3

2,3

2,3

2

4

2,4

1,3

1,3

1,2

2

5

2

3

1

2

1

6

1

2

4

3

1

7

1

3

3

4

1

8

1,3

2,3

4,2

1,2

2

9

4

3

1

2

1

10

3

4

4

1

1

11

1

3

3

1

1

12

3

4

2

2

1

13

1,2

3,4

1,2

1,2

2

14

3,4

2,4

1,2

1,3

2

15

5

ИТОГО:

25


Приложение 2.

Соотношение полученных баллов за выполнение заданий теста по теме «Лексика» оценкам.

Количество баллов

Оценка

15-18

удовлетворительно

19-21

хорошо

22-25

отлично


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по разделу "Лексика и фразеология", 5 кл.

4 варианта контрольной работы, проведённой по завершению раздела "Лексика и фразеология" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Конспект урока по теме "Контрольная работа по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ»"

Цель урока:Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Использование метода координат в пространстве для решения заданий С2 ЕГЭ».Планируемые образовательные результаты:Учащиеся демонстрируют: ...

Конспект урока на тему "Контрольная работа по английскому языку по итогам 3 четверти"

Контрольная работа по английскому языку по итогам 3 четверти...

Конспект урока по теме «Стилистически нейтральная и книжная лексика»

Познакомить учащихся с таким понятием как стилистически нейтральная и книжная лексика....

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология».

Данный урок представляет собой написание контрольной работы по разделу «лексика и фразеология».   Проводится после урока повторения и обобщения по данному разделу, явл...

Контрольная работа по разделу "Лексика", 6 класс

В данной срезовой работе представлены задания, позволяющие проверить уровень усвоения терминологического аппарата по разделу "Лексика"...