Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку в 7 классе
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Млечко Лидия

Данная методическая разботка представляет собой справочный материал для обучающихся 7 класса для подготовки к ВПР по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnik_dlya_podgotovki_k_vpr_7_klassa.docx44.17 КБ

Предварительный просмотр:

ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

СПРАВОЧНИК


ЗАДАНИЕ № 2

Примерная формулировка задания:

Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.

(2) – ПРИМЕР МОРФЕМНОГО РАЗБОРА

Ответ: сперва

(2) – ПРИМЕР СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА

Ответ: сперва             первый (приставочно-суффиксальный способ)

Способы словообразования:

- приставочный

- суффиксальный

- приставочно-суффиксальный

- бессуфиксный

- сложение

- неморфологический (переход из одной части речи в другую)

(3) – ПРИМЕР МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА

Наречия

Он прочел эту книгу быстрее3.

Ответ:

Наречие, означает признак действия, отвечает на вопрос – как?, н.ф. – быстро.

Пост. – меры и степени, неизменяемое, сравнительная степень сравнения.

В предложении является обстоятельством.

Причастия

За холмом выглянул разбросанный3 кустарник.

Ответ:

разбросанный (кустарник) – причастие, обозначает признак предмета по действию, н. ф. – разбросанный.

Пост. - страдат., прош. вр., сов. в., невозв.;

Непост. - в полной форме (для страдательных), В.п., ед. ч., м. р.
В предложении является определением.

Деепричастия

Пятак упал на мостовую, звеня3 и подпрыгивая.

Ответ:

Звеня (что делая?) – деепричастие, обозначает добавочное действие к основному, н.ф. – звеня.

Пост. – невозврат., несовершенного вида, неизменяемое.

В предложении является обстоятельством.

Предлога

Мы не поехали вследствие3 дождей.

Ответ:

Вследствие  предлог, служебная часть речи, управляет Р. падежом

Морф. признаки: прост., производный, неизм.

Не является членом предложения.

Союза

В этом удивительном лесу не было мрака и3 тишины, как в сосновом бору.

Ответ:

И – союз, служебная часть речи, служит для связи однородных членов предложения.

Морф. признаки – простой, непроизводный, сочинительный, соединительный, одиночный.

Не является членом предложения.


(4) – ПРИМЕР СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА

     прилаг                       сущ.            сущ.               глаг.                    дееприч.                  предл.         прилаг.

ХОЛОДНАЯ КАПЛЯ РОСЫ СПОЛЗЛА, РАСТЕКАЯСЬ ПО   СОННОМУ

    сущ.

ЛИЦУ.
(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено деепричастным оборотом)


ЗАДАНИЕ № 3

Примерная формулировка задания:

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.

Правописание омонимичных частей речи

пишутся раздельно Производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, в отличие, за счёт, в связи, за исключением,  в силу, по мереи и др.

пишутся слитно Производные предлоги: вследствие, вроде, вместо, внутри, навстречу, наподобие, насчёт, ввиду, несмотря на и др.

Производные предлоги

Соотносительные словоформы

1.Метеорологи запускают зонд и в течение нескольких часов (как долго? временное значение) следят за показаниями приборов.

1.Мы заметили некоторые изменения в течении (в чём? существительное с предлогом) этой речушки.

2.Эту новость мы ждали (как долго? временное значение) в продолжение трёх часов.

2.Разгадку тайны я надеялся найти в продолжении (в чём? существительное с предлогом) сериала.

3.Через час мы двинулись навстречу (= к) друзьям.

3.Я спешил на встречу (на что? существительное с предлогом) с одноклассниками.

4.Вследствие (= из-за) непредвиденных обстоятельств наши планы на поездку пришлось отложить.

4.В следствии (в чём? существительное с предлогом) по делу о хищении крупной суммы денег открылись новые обстоятельства.

5.Чтобы переночевать в лесу, мы соорудили нечто вроде (= наподобие) шалаша.

5.Существительное согласуется с прилагательным в роде (в чём? существительное с предлогом), числе и падеже.

6.Ввиду (=из-за) сильного шторма корабль не смог выйти в рейс.

6.Отвечая на вопрос учителя, ученик имел в виду (устойчивое сочетание) совсем не то правило.

7. Вчера мы договорились 

насчёт (=об) экскурсии.

7. Деньги поступили на счёт (на что? существительное с предлогом) банка.

8. Несмотря на (=вопреки) хорошие отзывы, режиссёр был недоволен премьерным спектаклем.

8.Ученик доказывал теорему, не смотря (= не глядя) на таблицу.


ЗАДАНИЕ № 4

Примерная формулировка задания:

Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.

пишутся слитно Производные союзы: чтобы, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём и др.

пишутся раздельно Производные союзы: как будто, при этом, почти что, пока что, так что, потому что, так как, не то …не то, то есть и др.

Союзы

Соотносительные конструкции

1.Чтобы (= для того чтобы) много знать, нужно много читать.

1. Что бы ты посоветовал мне прочитать? (частицу бы можно переставить, например,

Что посоветовал бы мне прочитать?)

2.Мальчик заглянул под крыльцо, там тоже не было щенка

(тоже = и

Мальчик заглянул под крыльцо, и там не было щенка).

2.Вторую неделю он разучивал всё

то же: гаммы, этюды, марши.

(Частицу же опустить нельзя)

3.Охотник взял с собой ружьё, рюкзак, захватил также (= и) бинокль.

Охотник взял с собой ружье, рюкзак, захватил и бинокль.

3.Так же, как и в прошлом году, на дачу неожиданно нагрянули гости. (При отсутствии частицы же смысл предложения не изменится).

4.Мал, зато (= но) удал.

Мал, но удал.

4.Солнце зашло за то облако.

5.Не суди о людях по первому впечатлению, потому что (= оттого что) оно ошибочно.

5.О людях нужно судить по тому, что они сделали в жизни.

6.Он посещал все собрания тайного общества, притом (= и) всегда заранее приходил.

6.Он был при том инциденте, когда обман раскрылся


ЗАДАНИЕ № 5

Примерная формулировка задания: Поставьте знак ударения в следующих словах.

Теория

Взята́, надо́лго, поня́вший, экспе́рт, предложи́ть, почи́ненный, туни́ка, заржа́веть, щаве́левый, сковорода́, за́светло, поняла́, гнала́, и́сподволь, и́скоса, мышле́ние, раку́шка, одолжи́ть, за́мертво, жалюзи́, ку́хонный, разлила́, за́просто, за́перший (дверь), языко́вый, поня́в, бало́ванный, до́суха, на́чатый, по́ двое, сре́дства, удо́бнее, че́рпая, подо́лгу, прибы́вшие, со́здана́, нача́вший, по́днятый, балу́ясь, дви́жимый, краси́вее, ме́льком, наме́рение, и́збранный, со́здан, предложи́ть, аэропо́рты, сверли́т, углуби́ть, заку́порить, ста́туя, разлила́, кладова́я, наня́ть, плодоноси́ть, танцо́вщица, смо́лоду, со́слепу, краси́вее, то́рты, неподале́ку, привезе́н, че́рпая, по́ трое, впятеро́м, по́нятый, задо́брить, по́лночь, а́вгустовский, и́скра, опто́вый, ба́нты, бухга́лтеров, восприня́ть, добы́ча, мышле́ние, нача́ть, простыня́, цепо́чка, водопрово́д, доне́льзя, ненадо́лго, наве́рх, одновре́менно, подня́вшись, на́взничь, втри́дорога, нача́вший, переведена́, экспе́рт, со́здан, подо́лгу, ту́фля, дочерна́, поняла́, пуло́вер, засте́гнутый, катало́г, зави́дно, зна́чимый, хло́пковый, столя́р, за́темно, цеме́нт, повтори́т, воро́та, облегчи́ть, краси́вее, доне́льзя, отняла́, прибы́вший, газопрово́д, премирова́ть, со́здан, смо́лоду, избало́ванный, добы́ча, на́чатый, при́был, краси́вее, добела́, нача́тый, звони́т, бензопрово́д, балова́ть, киломе́тр, по́нятый, че́рпать, звони́т, нанесена́, балу́ясь, то́рты, добела́, столя́р, премирова́ть, дви́жимый, звони́т, со́слепу, че́рпая, со́здан, путепрово́д, наме́рение, балу́ясь, добела́, собрала́, углублена́, до́суха, начата́, приня́в, созвала́, до́сыта, приняла́, поня́вший, че́рпая, избало́ванный, принята́, со́слепу, взяла́, надо́лго, катало́г, заселена́ (деревня), облегчи́в, подо́лгу, прибыла́, до́верху, нанесена́, поняла́, краси́вейший, расположи́в, добела́, при́был, по́нятый, привезена́, доне́льзя, переведена́, положи́ла, удо́бнее, жила́ (по соседству), позвони́в, снята́, фарфо́р, (она) начала́, сиро́ты, при́был, балу́ясь, ба́нты, за́гнутый, балу́ет, заперла́.


ЗАДАНИЕ № 6

Примерная формулировка задания:

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

ТИПЫ ОШИБОК:

1) употребление причастного оборота (нет согласования причастия и главного слова в падеже; главное слово стоит внутри причастного оборота; главное слово оторвано от причастного оборота)

2) употребление деепричастного оборота (нет смысловой связи между сказуемым и деепричастием)

3) употребление производного предлога (предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРОЕКИ, НАПЕРЕКОР + дательный падеж; ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ВОЗВРАЩЕНИИ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ)

4) употребление степенней сравнения прилагательных и наречий (нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения)

ПРИМЕР:

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).


1) Возвратившись в родное село, он начал работать механиком.

2) Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписания.

3) Эту задачу надо решить в наиболее кратчайшие сроки.

4) Собираясь в дорогу, день был солнечным.

Ответ:

Скорые поезда отправлялись всегда согласно расписанию. Когда мы собирались в дорогу, день был солнечным. Эту задачу надо решить в кратчайшие сроки.


ЗАДАНИЕ № 7

Примерная формулировка задания:

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

ЗАПЯТЫЕ СТАВЯТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

1) причастный оборот

Схема: Х,  /ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ/.

2) одиночное деепричастие и деепричастный оборот

Схемы: 

Х,  /ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ/.

/ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ/,  Х.  

Х,  /ДЕЕПРИЧАСТИЕ/.

/ДЕЕПРИЧАСТИЕ/, Х.  

Оформление ответа: причастный оборот стоит после определяемого слова; одиночное деепричастие в начале предложения; деепричастие в конце предложения.


ЗАДАНИЕ № 8

Примерная формулировка задания:

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

ЗАПЯТЫЕ СТАВЯТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

- однородные члены предложения (перечисление)

- вводные слова

- обращения

- причастный оборот

- одиночное деепричастий и деепричастный оборот

- сложное предложение

Оформление ответа: сложное предложение с обращением; предложение с причастным и деепричастным оборотом


ЗАДАНИЕ № 9

Примерная формулировка задания:

Определите и запишите основную мысль текста.

Оформление ответа: ________________________

ПРИМЕРЫ (варианты формулировок ответов):

  1. В разлуке с родиной любовь к ней, детские впечатления не иссякают, а, наоборот, усиливаются.
  2. Жизнь заставляла земледельческие народы в древности учиться быстрее, поэтому у них математика из набора отдельных простейших правил превратилась в настоящую науку.
  3. Многое досталось человечеству по наследству от древней Финикии, жители которой считались лучшими мореплавателями, астрономами и изобретателями, создателями буквенного письма. (ИЛИ Открытия и изобретения древних финикиян служат человечеству на протяжении многих веков).
  4. Древние греки всегда считали особенно важной и почитаемой геометрию, а в ней -рассуждение и доказательство.

ЗАДАНИЕ № 10

Примерная формулировка задания:

Определите, какой тип речи представлен в предложениях … . Запишите ответ.

Оформление ответа: рассуждение / повествование / описание

ТИПЫ РЕЧИ:

Повествование -  перечень событий (несколько фотографий, поскольку события сменяют друг друга). Можно ориентироваться на глаголы, на действия, которые совершаются.

Описание – изображение статичной картины (одна фотография). Можно ориентироваться на прилагательные или существительные, которые передают детали конкретного предмета.

Рассуждение – размышление о проблеме, толкование понятия, оценка события (нет фотографии).


ЗАДАНИЕ № 11

Примерная формулировка задания:

Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Оформление ответа:

Ответ ________________________________

Слова и словосочетания, которые подтверждают ответ:  …

ПРИМЕР:

Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Ответ:

Сначала мальчик произвёл на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной литературой.

Слова и словосочетания, которые подтверждают ответ: уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей.


ЗАДАНИЕ № 12

Примерная формулировка задания:

Определите и запишите лексическое значение слова «_________» из предложения №

Оформление ответа: ________________________

ПРИМЕР:

Определите и запишите лексическое значение слова «корреспондент» из предложения 4.

Ответ:

Корреспондент – журналист, сотрудник газеты или журнала, готовящий информационные сюжеты, передающий репортажи с места событий.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.


ЗАДАНИЕ № 13

Примерная формулировка задания:

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях __________, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Оформление ответа: разговорное/ просторечное/ книжное/ высокий

Стилистическая окраска слова – это принадлежность слова определенной речевой ситуации.

Разновидности стилистической окраски: разговорное, просторечное, книжное, официальное, уменьшит.-ласкательное

Например:

В словарях указывается стилевая принадлежность слова.

Так, в словаре С. И. Ожегова можно найти следующие стилистические пометы:

разг.: двоечник, загордиться, прижимистый;

прост.: приставала, столовка, прижучить и др.

книжн.: правосознание, притеснитель;

высок.: сеча, сеятель, миротворец, мученичество;

спец.: двудольный, сигнатура, гипербола;


ласк.: лапушка, дьяволенок;

ирон.: мзда, хоромы, душка;

неодобр.: отсебятина, холуйство;

поэтич.: поле брани;

пренебр.: мямля;

презр.: отребье, мироед;

ПРИМЕР:

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4-5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Ответ: паренёк  - разг., синоним – мальчик


ЗАДАНИЕ № 14

Примерная формулировка задания:

Объясните значение пословицы «Всякому мила своя сторона», запишите Ваше объяснение.

Оформление ответа

Данная пословица обозначает следующее: _____________________

ПРИМЕР:

Объясните значение пословицы  Не имей сто рублей, а имей сто друзей, запишите Ваше объяснение.

Ответ:

Данная пословица означает следующее: дружба дороже богатства; верные друзья важнее материального благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Сборник материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Данное пособие адресовано учащимся 9 классов, готовящихся к сдаче экзамена по русскому языку. Оно предназначено для  эффективной подготовки к экзамену, поскольку содержит систематизированные и об...

Материалы для подготовки к ГВЭ по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки к ГВЭ по русскому языку в 9 классе...

«Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе ».2016-2017 уч.год.

Подготовка к итоговой аттестации  по предметам филологического цикла    (в т.ч. в  альтернативной форме) обучающихся, испытывающих трудности в обучении ....

Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку в 6 классе

Материалы предназначены для подготовки к ВПР по русскому языку в 6 классе. Каждый вариант включает 5 различных типов заданий. В материалах даны 17 вариантов....