Рабочая программа "Русский язык.10 класс. ФГОС", уровень- углубленный, авторская программа под редакций С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рабочая программа  " Русский язык. 10 класс. ФГОС" , уровень - углубленный, авторская программа под редакцией С.И. Львовой, количество часов 102, в неделю -3 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №59 хутора Школьного

муниципального образования Крымский район

         УТВЕРЖДЕНО

решением  педсовета протокол №   1

         от  31.08. 2020  года

         Председатель педсовета

         _______ Лях Н.Г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО     РУССКОМУ ЯЗЫКУ

           Уровень  образования  (класс)  10          углубленный

           Количество часов  102

          Учитель:    Лях Наталья Геннадьевна

Рабочая программа  разработана на основе  авторской   программы   «Русский язык и литература»  под  редакцией С.И. Львовой, 3-е издание, М. «Мнемозина», 2014г. с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» и требований ФГОС СОО

Планируемые результаты  освоения учебного предмета

 

          Личностными результатами освоения выпускниками средней       школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

       Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому (родному) языку являются владение всеми видами речевой деятельности:

  1. аудирование и чтение:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  1.  говорение и письмо:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

        Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  •  опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 Содержание учебного предмета

10 класс

Язык как средство общения (20 ч.)

Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (4 ч.)

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык РФ и как язык национального общения. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.   Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты, городские просторечия, разновидности жаргона.

Основные признаки литературного языка.

Русская словесность.  

Обучение сочинению части 2  ЕГЭ: композиция, критерии оценивания. Виды вступления и заключения.

Орфографический блок «Написание морфем».

Речевое общение как социальное явление (4 ч.)

Социальная роль языка в обществе.  Вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства общения. Графические знаки в речевом общении. Разновидности речи: монолог, диалог, полилог. Культура восприятия устной монологической и диалогической речи.  Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

Текстоведческий анализ. Идиостиль Н.В. Гоголя.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: способы формулирования проблемы.

Орфографический блок. Слитные, раздельные, дефисные написания.

  Устная и письменная речь как формы речевого общения (4 ч.)

Основные особенности устной речи. Интонация, мимика, жесты. Основные жанры устной речи. Типичные недостатки устной речи.

Основные особенности письменной  речи. Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста. Основные жанры письменной речи. Основные требования к письменному тексту.

Лингвистический анализ художественного текста.

 Идиостиль М.Ю. Лермонтова.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: виды комментариев к проблеме.

Орфографический блок «Употребление прописной и строчной букв».

Основные условия эффективного общения (8 ч.)

Условия эффективного общения. Прецедентные тексты.   Коммуникативный барьер.  Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе интернет-общения. Типичные коммуникативные неудачи в письменных работах старшеклассников.

Идиостиль И.С. Тургенева.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: определение позиции автора и способы её формулирования.

Грамматические и синтаксические нормы.

Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (70 ч.) 

Виды речевой деятельности (4 ч.)

Чтение и аудирование, говорение и письмо как виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности. Значимость речевой деятельности в воспитании человека. Речь внешняя и внутренняя.

Идиостиль Ф.М.Достоевского.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: способы выражения согласия или возражения автору и объяснения.

Текстоведческий анализ текста.  

Чтение как вид речевой деятельности (12 ч.)

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.

Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее. «Национальная программа поддержки и развития чтения». Этапы работы с письменным текстом.  

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении.

Просмотровое чтение: определение темы, проблематики текста.

Ознакомительное чтение: определение точки зрения автора текста.

Реклама и её виды (социальная, настойчивая). Образ-символ.

Афоризмы. Развёртывание афоризма (упр.252).Типичные недостатки чтения.

 Идиостиль  А.Н.Островского. 

Алгоритм анализа поэтического текста. Идиостиль А.Фета, Ф.И. Тютчева.

Обучение сочинению части С ЕГЭ: виды аргументов, введение аргументации из читательского опыта.

Пунктуационный блок «Простое предложение».

Аудирование как вид речевой деятельности (7 ч.)

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Два способа аудирования: нерефлексивное и рефлексивное. Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции. Три вида аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания.   Типичные недостатки аудирования.

Чтение вслух. Звукопись как изобразительное языковое средство.

Аудиозапись. Русские лингвисты П.Я.Черных, М.Ю.-Ф. Фасмер. Трудности аудирования устного выступления.

Идиостиль И. Гончарова.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: аргументы из жизненного опыта.

Орфографический блок «Правописание суффиксов».  Слитное, дефисное, раздельное написание».

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (18 ч.)

Информационная переработка прочитанного  или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача ее разными способами. Основные способы  сжатия исходного  текста. Основные способы информационной переработки текста: план, тезисы, аннотация, конспект, реферат, рецензия.   Основные правила составления плана, тезисов и конспекта.

Виды планов: назывной, вопросный, тезисный, цитатный.

Виды конспектов: текстуальный, тематический. Конспектирование аудиотекста: правила сокращения слов при конспектировании. Составление тезисов.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения.   Средства организации текста. Поэтические достоинства текста.

Структура реферата. Основные требования к реферату и этапы его написания.

Рецензия как анализ и оценка произведения. Речевые стандартные обороты-клише.

Идиостиль М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: логическая связь микротем сочинения, абзацное членение.

Пунктуационный блок «Сложное предложение».

Говорение как вид речевой деятельности (16 ч.)

Говорение как вид речевой деятельности.   Основные качества образцовой  речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство. Смыслоразличительная Отражение процесса говорения в художественных произведениях («Скучная история» А.П. Чехова).

Критерии оценивания устного высказывания. Стилистика ритора. Основные элементы интонации, интонационная разметка. Стратегия речевой ситуации. Функции обращения.

Публичное выступление. Основные виды публичной речи.

Практикум «Устное сообщение на основе презентации».

 Идиостиль Н.С. Лескова.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: сочинение по публицистическому тексту.

Задания по морфемике и словообразованию.

Письмо как вид речевой деятельности (13 ч.)

Письмо как вид речевой деятельности. Основные требования к письменной речи. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося.

Эпистолярный жанр. Речевой этикет. Личное письмо. Риторические приёмы.

Культура письменного общения  с помощью современных технических средств коммуникации.  Использование средств письма для передачи мысли. Связь письма с другими видами речевой деятельности.   Электронная почта. СМС-сообщение. Чат.  

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии. Основные принципы русского написания.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Разделы русской пунктуации и  ее основные принципы.

 Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания и их функции. Культура работы с текстами разных типов речи. Культура работы с текстами разных стилей речи. Культура работы с текстами разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей.

Идиостиль Л.Н. Толстого.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: сочинение по художественному тексту.

Художественно-изобразительные средства.

Повторение изученного (12 ч.)

Проект как форма реализации лингвистического развития личности. Публичная защита проектов и критерии их оценивания.

Разделы лингвистики: ономастика, этимология. Графология как наука о почерке: характеристика отправителя послания.

Комплексный анализ текста.  Мини-исследование.

Подготовка к ЕГЭ.

Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности (УУД)

Язык как средство общения. 20ч.

Русский язык – хранитель духовных ценностей нации  

 4

Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык РФ и как язык национального общения. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества.  

1

Наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/ нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка. Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических,
лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и правописных (орфографических и пунктуационных).

Основные формы существования национального языка: литературный язык, территориальные диалекты, городские просторечия, разновидности жаргона.

Основные признаки литературного языка.

1

Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка.

Использование словарей грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая. Функциональные разновидности языка. Русская словесность. Идиостиль А.С. Пушкина.

1

Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике и оценка уместности их употребления.

Обучение сочинению части 2  ЕГЭ: композиция, критерии оценивания. Виды вступления и заключения.

Орфографический блок «Написание морфем». Словарный диктант

1

Анализ критериев оценки сочинения на ЕГЭ. Характеристика видов вступления и заключения текста. Анализ письменного высказывания с целью определения его основных особенностей, характерных для письменной речи. Повторение орфографии

Речевое общение  как социальное явление  

4

Социальная роль языка в обществе.  Вербальные (словесные) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства общения. Графические знаки в речевом общении.

1

Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте. Анализ устного высказывания с целью определения его основных особенностей, характерных для устной речи. Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и
грамматической нерасчленённости,
бедности)

Разновидности речи: монолог, диалог, полилог. Культура восприятия устной монологической и диалогической речи.  Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и побуждающая.

Орфографический блок. Слитные, раздельные, дефисные написания. Тест

1

Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.

Текстоведческий анализ. Идиостиль Н.В. Гоголя.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: способы формулирования проблемы.

1

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения. Анализ речевых ситуаций, в которых причиной коммуникативной неудачи является недостаточный объём культурологических знаний собеседника

 

 Контрольный диктант

1

Анализ письменного текста с точки зрения его соответствия основным требованиям, предъявляемым к письменному высказыванию

Речь устная и речь письменная  как формы речевого общения


4

Основные особенности устной речи. Интонация, мимика, жесты. Основные жанры устной речи. Типичные недостатки устной речи.

1

Анализ устного высказывания с целью определения его основных особенностей, характерных для устной речи.

Основные особенности письменной  речи. Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.

1

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения.

Основные жанры письменной речи. Основные требования к письменному тексту.

Лингвистический анализ художественного текста.

 Идиостиль М.Ю. Лермонтова.

1

Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года)

 

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: виды комментариев к проблеме.

Орфографический блок «Употребление прописной и строчной букв». Словарный диктант

 

1

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение»,

Основные условия эффективного общения

8

Условия эффективного общения. Прецедентные тексты.      

2

Обсуждение памятки «О чём нужно    помнить,    выступая    перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая из них. Понимание прецедентных текстов, которые имеют историко-культурную ценность, на которые ссылаются носители языка

Коммуникативный барьер. Правила говорящего и слушающего.

1

Анализ речевого опыта, связанного с преодолением коммуникативного барьера

Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе интернет-общения.

1

Обсуждение памятки «О чём нужно    помнить,    выступая    перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности

Типичные коммуникативные неудачи в письменных работах старшеклассников.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: определение позиции автора и способы её формулирования.

Идиостиль И.С. Тургенева.

2

Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий эффективного общения. Соблюдение орфоэпических норм, этимология фразеологизмов.

Речевые ошибки.

Интерактивное общение.

Грамматические и синтаксические нормы. Тест

2

Анализ и оценка   речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и
грамматической нерасчленённости,
бедности)

Виды речевой деятельности. Информационная переработка текста. 70 ч.

Виды речевой деятельности  

 4

Чтение и аудирование, говорение и письмо как виды речевой деятельности.  

1

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение»

Четыре этапа речевой деятельности. Значимость речевой деятельности в воспитании человека. Речь внешняя и внутренняя.

1

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение»,

Обучение сочинению  части 2 ЕГЭ: способы выражения своей позиции (согласия или возражения автору и объяснения). 

Сжатие мини-текста.

1

Идиостиль Ф.М. Достоевского. Комплексный анализ текста.

1

Чтение как вид речевой деятельности


Аудирование как вид речевой деятельности

Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста

12

Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания.

Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее. «Национальная программа поддержки и развития чтения».

Этапы работы с письменным текстом.  

4

Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи. Наблюдение за способами передачи внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственно-прямая речь)

Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении.

1

Использование различных способов маркировки фрагментов текста при изучающем чтении.

Просмотровое чтение: определение темы, проблематики текста.

Ознакомительное чтение: определение точки зрения автора текста.

2

Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение»,

Реклама и её виды (социальная, настойчивая). Образ-символ.

1

Понимание основных принципов рекламы.

Афоризмы.  Типичные недостатки чтения.

Развёртывание афоризма (упр.252).

1

Составление рекомендаций для тех, кто хочет преодолеть недостатки чтения

 Алгоритм анализа поэтического текста. Идиостиль А.А. Фета,

Ф.И. Тютчева.

1

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: виды обоснования собственной позиции

1

Пунктуационный блок «Простое предложение». Диктант.

1

Аудирование как вид речевой деятельности

7

Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Два способа аудирования: нерефлексивное и рефлексивное. Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.

2

Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи. Основные приёмы рефлексивного слушания: выяснение, перефразирование, резюмирование, проявление эмоциональной реакции.

Три вида аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания.   Типичные недостатки аудирования.

1

Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением недостатков аудирования.

Чтение вслух. Звукопись как изобразительное языковое средство.

Аудиозапись. Русские лингвисты П.Я. Черных, М.Ю.-Ф. Фасмер. Трудности аудирования устного выступления.

Идиостиль И. Гончарова.

2

Составление рекомендаций (правил), которым должен следовать каждый, кто хочет научиться преодолевать недостатки аудирования. Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: обоснование своей позиции.

Орфографический блок «Слитное, дефисное, раздельное написание».

 Диктант.

2

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта аудирования.

Основные способы информационной переработки текста

18

Информационная переработка прочитанного  или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача ее разными способами.

1

Понимание принципов  информационной переработки прослушанных или прочитанных текстов

Основные способы  сжатия исходного  текста. Основные способы информационной переработки текста: план, тезисы, аннотация, конспект, реферат, рецензия.

2

Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста.

Основные правила составления плана, тезисов и конспекта.

Виды планов: назывной, вопросный, тезисный, цитатный.

1

Совершенствование навыков составления разных видов плана (назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста

Виды конспектов: текстуальный, тематический. Конспектирование аудиотекста: правила сокращения слов при конспектировании.

2

Совершенствование навыков составления разных видов плана (назывного, вопросного, тезисного, цитатного) прочитанного или прослушанного текста. Анализ   конспекта   статьи,   лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста.

Составление     конспекта    прослушанного аудиотекста.

 Составление тезисов.

Аннотация как краткая характеристика печатного произведения.    

2

Словарная статья. Интернет-версия радиопередачи.

1

Составление тезисов прочитанного или прослушанного текста.

Аннотации на книги разных стилей. Средства организации текста.

2

Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста, любимой книги научно-популярного содержания.

Поэтические достоинства текста. Рецензия как анализ и оценка произведения. Речевые стандартные обороты-клише. Собственно авторские знаки.  

1

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста.

Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста и осознанное использование разных способов сжатия исходного текста и разных форм передачи его содержания.

Структура реферата. Основные требования к реферату и этапы его написания.  

2

Написание реферата по выбранной теме

Идиостиль М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ:  логическая связь микротем сочинения, абзацное членение.

Сочинение в формате ЕГЭ

2

Использование определённых стандартных языковых средств (речевые клише, штампы научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.

Пунктуационный блок «Сложное предложение». Диктант

1

Говорение как вид речевой деятельности 

16

Говорение как вид речевой деятельности.   Основные качества образцовой  речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

2

Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения её соответствия основным качествам образцовой речи.

Смыслоразличительная роль интонации  в речевом высказывании. Отражение процесса говорения в художественных произведениях («Скучная история» А.П. Чехова).

2

Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.

Критерии оценивания устного высказывания. Стилистика ритора. Основные элементы интонации, интонационная разметка.

2

  Роль интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов.

Стратегия речевой ситуации. Функции обращения.

2

Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п.

Критерии оценивания устного высказывания.  

1

Аргументированная оценка устного высказывания учащихся на основе памятки «Как оценивать содержание и речевое оформление устного высказывания».

Создание собственного устного высказывания (сообщения, выступления, доклада) с учётом основных качеств образцовой речи.

 Публичное выступление. Основные виды публичной речи.

2

Использование в устной речи многообразия грамматических форм и лексического богатства языка. Применение в практике устного речевого общения произносительных (орфоэпических, интонационных), лексических, грамматических норм современного русского литературного языка.

Практикум «Защита проекта на основе презентации». Идиостиль Н.С. Лескова.

2

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ:  сочинение по публицистическому тексту.

2

Подготовка публичного выступления на полемическую тему, подразумевающую аргументированное выражение своего согласия или несогласия с предложенным тезисом.

Задания по морфемике и словообразованию. Тест

1

Письмо как вид речевой деятельности

13

Письмо как вид речевой деятельности. Основные требования к письменной речи. Критерии оценивания письменного высказывания учащегося.

2

Создание письменного высказывания, отбор языковых средств, обеспечивающих правильность, точность и выразительность речи.

Эпистолярный жанр. Речевой этикет. Личное письмо. Риторические приёмы.

1

Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствущих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и редактирования текста.

Использование средств письма для передачи мысли. Связь письма с другими видами речевой деятельности.

1

Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного письменного текста и оценивания чужих письменных высказываний

Культура письменного общения  с помощью современных технических средств коммуникации.    Электронная почта. СМС-сообщение. Чат.  

1

Подготовка письменного текста (сочинение, сочинение-миниатюра, заметка для школьного сайта и т. п.), обобщающего информацию по указанной теме, содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.

Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии. Основные принципы русского написания.

2

Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм

Пунктуация как система правил правописания предложений. Разделы русской пунктуации и  ее основные принципы.

 

1

 Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Знаки препинания и их функции.

2

Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдения норм письменной речи.

Культура работы с текстами разных типов речи и стилей. Культура работы с текстами разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей.

Идиостиль Л.Н. Толстого. Художественно-изобразительные средства. Тест

2

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.

Обучение сочинению части 2 ЕГЭ: сочинение по художественному тексту.

1

Анализ письменных высказываний с точки зрения содержания, структуры,   эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Повторение изученного и подготовка к ЕГЭ. 12 ч.

Повторение изученного

12

Проект как форма реализации лингвистического развития личности

1

Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.

Публичная защита проектов и критерии их оценивания

2

Обобщение коммуникативного опыта создания письменных текстов (сочинений разных видов), соответствующих определённым требованиям, опыта оценивания письменного высказывания и редактирования текста.

Разделы лингвистики: ономастика, этимология.

1

Комплексный анализ текста. Мини-исследование.

1

Подготовка к ЕГЭ

7

Итого:

102

102

Из них:

Контрольные работы:

Тест

Комплексный анализ текста

Диктант

Творческие работы:

Сочинение

Аннотация

Рецензия

Тезисный план

Реферат

Защита  проекта

Личное письмо

12

4

        4

4

10

3

1

1

1

1

2

1

СОГЛАСОВАНО:                

СОГЛАСОВАНО:                

Протокол заседания  ШМО

от ________ №____,

руководитель  ШМО:

 ________/Мирошникова Н.В./    

Зам. директора по     УВР                                                                          

________/Галенко В.С./  

_________________                                                                                                          

Приложение

Основные умения и навыки

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования.  Адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста; определять позицию автора; использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования; осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; использовать интернет-ресурсы, опираясь при этом на специфические возможности гипертекста; свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку; передавать содержание прочитанного и прослушанного текста в виде развёрнутых и сжатых планов, полного или сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности.

Создание письменного и устного речевого высказывания.

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения; выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения; выбирать нужный стиль и тип речи; отбирать языковые средства, обеспечивающие точность, правильность и выразительность речи; высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным достоинствам исходного текста; владеть основными жанрами публицистики (эссе, рецензия); создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы; писать сочинения различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций; использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; создавать устные высказывания на лингвистические темы общего характера; в устной и письменной форме объяснять смысл лингвистического понятия; строить рассуждения на лингвистические темы, характеризуя основные закономерности языка; владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; оценивать речевые высказывания с опорой на полученные речеведческие знания.

Анализ текста и языковых единиц.

Проводить разные виды языкового разбора; опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения.

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи; соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умением доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия; фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседника

 

Дополнительная литература для учителя:

  1. Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение.
  2. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. Учебное пособие для вузов. Москва: «Айрис-пресс», 1999
  3. Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва: «Айрис-пресс», 1997
  4. М.Б. Багге, Л.Г. Гвоздинская и др. русский язык. Учебно-справочные материалы. Москва, СПб, «Просвещение». 2011

Средства обучения.

  1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Серия таблиц по русскому языку
  2. Тестовые задания в формате ЕГЭ

Информационно-комуникативные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по русскому языку
  2. Копилка презентаций

2. Технические средства обучения.

  1. Интерактивная доска

2.Компьютер мультимедийный

3. Мультимедийный проектор

Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 8 кл. (программа под редакцией С.И.Львовой)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, программно-методическое обеспечение и др....

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС на основе авторской программы В.П. Кузовлев 2012 г.

Данное планирование переработано в соответсвии с требованиями 2016 года министерством образования России....

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса на основе авторской программы под редакцией Радченко О.А. «Предметная линия учебников «Вундеркинды»

Рабочая программа по немецкому языку для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Радченко О.А. «Предметная линия учебников «Вундеркинды»...

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень, по авторской программе Власенкова, Рыбченковой)

Рабочая программа  по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень)  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федерального компонента государственного стандарта общ...