Открытый урок по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бойко Анастасия Юрьевна

Цели урока:

Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеология».

Развивающая: развитие познавательного интереса; обогащение словарного запаса; развитие у учащихся интереса к самостоятельному творчеству.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку и народному творчеству.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: листы с заданиями; рисунки; матрицы опорных конспектов; словари, цветовые карточки, "картинная галерея". Возможно использование компьютерных средств для вывода текстов и картинок.

Планируемые  образовательные  результаты: (предметные): закрепить определение фразеологизма, умение  находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать с фразеологическим словарем;

(метапредметные): овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации;

(личностные): понимание, что русский язык – одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фразеологизмы30.77 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

Класс - 6                               Дата  17.10                               Урок №

Тема урока:  " Мир Фразеологии". Урок-путешествие. (по телепередаче Орел и Решка).

Цели урока:

Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеология».

Развивающая: развитие познавательного интереса; обогащение словарного запаса; развитие у учащихся интереса к самостоятельному творчеству.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку и народному творчеству.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: листы с заданиями; рисунки; матрицы опорных конспектов; словари, цветовые карточки, "картинная галерея". Возможно использование компьютерных средств для вывода текстов и картинок.

Планируемые  образовательные  результаты: (предметные): закрепить определение фразеологизма, умение  находить фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи; работать с фразеологическим словарем;

(метапредметные): овладение приемами отбора и систематизации материала; умение вести самостоятельный поиск информации;

(личностные): понимание, что русский язык – одна из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознавать эстетическую ценность русского языка, проявлять уважительное отношение к родному языку, иметь достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять способность к самооценке в процессе наблюдения за собственной речью.

                                                           

Ход урока

    1. Организазационный момент (3-5 мин)

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем на нашем уроке гостей. (Включаю заставку Орел и Решка)   

Как вы поняли по заставке сегодня у нас необычные урок, это урок-путешествие. И мы с вами отправимся в удивительный мир интересных, я бы даже сказала загадочных слов.

Вбегают два ученика опоздавших ( Дроздова и Шрамко)

Дроздова - Анастасия Юрьевна! Ваня бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание, а он и глазом не моргнул и снова понесся куда глаза глядят, я поймала его и привела в класс, а он льет теперь крокодиловы слезы.

Учитель - Ваня, я же сколько раз говорила, что по школе мы ходим, а не бегаем, а тебе всё как об стенку горохом! 

Ребята, вам не кажется, что сейчас у нас произошел очень интересный диалог? Что особенного было в нашем общении? О чем сегодня пойдет речь?

Ученики – Да, вы общались фразеологизмами.

Правильно! И наше сегодняшнее путешествие будет по миру Фразеологии. Мы обобщим знания  о фразеологизмах, пополним ими словарный запас, научимся употреблять фразеологизмы в разговорной и письменной речи. Я буду вашим экскурсоводом. А вы моими туристами.

У каждого на столах карта туриста, которую вы будете заполнять в течение всего путешествия, и за которую каждый из вас получит отметку в журнал, как итог вашей работы по данной теме. А как же туристу без денег, работая на уроке, за каждый правильный ответ вы будете получать еврик, в конце урока вы их обменяете на отметку.

Но не надо вешать нос и лить крокодиловы слезы, если у вас в кармане гуляет ветер. Не надо ловить гав и бить баклуши, если вам хочется интересно провести время. Не надо лететь со всех ног во время путешествия, а  засучив рукава и разинув рот, зарубить себе на носу, что наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным.

Задание 1. Актуализация опорных знаний. (  5-6 мин.)

Прежде чем отправится в путь, напишите определение - что такое фразеологизмы и приведите по одному примеру. (время пол минуты и проверяем). Молодцы!

Итак, первая остановка в нашем мире Фразеологии – «Крокодиловы слезы» .

В этом месте мы долго оставаться не будем и пройдем его быстренько, распугивая его обитателей громкими хлопками, услышав фразеологический оборот.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

Учитель - Запишите фразеологизмы, которые вы запомнили. И составьте с одним из них предложение.  

Дети - Зачитывают.

Учитель – Подчеркните фразеологизм как член предложения.

Дети зачитывают ответы.

Учитель – Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения? Почему?

(ответ – при синтаксическом разборе нельзя разбивать фразеологизм на члены предложения. Т.к это неделимое сочетание слов.) Проверяем, оцениваем жетонами.

Задание 2. Устно. (2 мин.)

Следующая остановка – «Море по колено». Ответьте на мой вопрос пословицей или поговоркой.

- Что не вырубишь топором?

( Что написано пером, не вырубишь топором).  

- Куда вставляют палки?

( Вставляют палки в колеса).

-Что бьют бездельники?

( Бьют баклуши).

- Кого тянут за хвост?

( Тянуть кота за хвост).

- Когда цыплят считают?

( Цыплят по осени считают).

Задание 3. Работа в группах.(подходит как физминутка) ( 6-7 мин.)

Мы подошли с вами к третьему пункту нашего путешествия - «Между двух огней» .

 (первый ряд – Евтушенко, второй – Стекольников, третий – Дроздова).

Вы видите развешанные фразеологизмы -

Первый ряд ищет фразеологизмы на тему кухни и еды и отдает все таблички Евтушенко Н.

Бесплатный сыр – приманка, заманивающая в ловушку.
Вариться в собственном соку
 – жить своей жизнью. Или помогать себе без помощи окружающих.
Заварить кашу – создать проблему, мол, сам заварил – сам и расхлёбывай.
Как по маслу – очень просто, без затруднений.
Как сыр в масле кататься – о прибыльной, комфортной жизни.
Ни рыба ни мясо – о заурядном человеке, не имеющем чего-либо яркого, выразительного.
Проще парёной репы – проще некуда, или очень просто.
Тёртый калач – о человеке с богатым жизненным опытом, не теряющимся в сложных ситуациях.
Молочные реки, кисельные берега –

И калачом не заманишь -  

Хуже горькой редьки – о чём-то совершенно невыносимом, несносном.
Чепуха на постном масле – о том, что не заслуживает никакого внимания. Несуразность.

Второй ряд ищет фразеологизмы с животными и отдает Стекольникову И.

Гоняться за двумя зайцами – пытаться совершить два дела одновременно.
Делать из мухи слона – сильно преувеличивать.
Ежу понятно – о чём-то очень понятном, очевидном.
И волки сыты, и овцы целы – о ситуации, при которой и там и здесь хорошо.
Как кошка с собакой – совместная жизнь с постоянным ругательством.
Как курица лапой – делать что-то небрежно, неряшливо, криво.
Когда рак на горе свистнет – никогда, или совсем нескоро.
Кошки скребут на душе – о тоскливом, тяжёлом состоянии или настроении.
Мартышкин труд – бесполезный процесс работы, напрасные усилия.
Медведь на ухо наступил – о человеке без обладания музыкальным слухом.
Тянуть кота за хвост – затягивать дело, работать очень медленно.
Убить двух зайцев сразу – одновременно решить две проблемы.

Третий ряд фразеологизмы вода и с нею связанные и отдает Дроздовой А.

Буря в стакане воды – сильное волнение или раздражительность по пустякам.
Вилами по воде писано – чисто теоретически; то есть неизвестно, что будет дальше.
Воду в решете носить – тратить время напрасно, бездельничать.
Воды в рот набрать – молчать, будто и в самом деле рот полон воды.
Вывести на чистую воду – выявить правду, разоблачить, узнать истинное лицо.
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без последствий.
Гнать волну – провоцировать агрессию, поднимать ненужный шум.
Деньги как вода – утекают очень быстро, а вернуть их не так-то просто.
Держаться на плаву – продолжать развиваться вопреки трудностям, успешно вести дела.
Ждать у моря погоды – ожидать приятных событий, которых вряд ли дождёшься.
Подводные камни – о какой-либо скрытой опасности, уловке, препятствия.
После дождичка в четверг – никогда, или совсем не скоро.

Время пошло, 3-4 минутки. (включить веселую музыку)

(По классу развешаны таблички с фразеологизмами, время на выполнение 4 минуты, все таблички отдают представителю от ряда, тот зачитывает, тем, кто безошибочно выполнил раздаются жетоны)

Учитель - каждый берет любую табличку и объясняет значение фразеологизма в своем листе туриста. Спросить несколько желающих, поощрить.  

Учитель. Молодцы, справились и с этим заданием. Никто вас не может загнать в тупик.

Задание 4.

Вот мы подошли к 4 городку нашего огромного мира Фразеологии – «Хлеб-соль» 

16 октября здесь праздновали Всемирный день хлеба. И жители этого городка так весело отпраздновали, что теперь все их фразеологизмы разбрелись кто куда.  И наша задача, ребята, помочь привести в соответствие фразеологизмы  с их значением.  (на доске на магнитиках справа фразеологизмы, а слева их значения, которые нужно расположить в соответствии с нужным фразеологизмом) Работаю индивидуально. Кто находит соответствие, выходит к доске и прикрепляет. (на выполнение задания 5-8 мин)

 Фразеологизмы со словом «хлеб»

Даром хлеб есть – не приносить никакой пользы.
На своих хлебах – жить на свою зарплату, без возможности кого-либо.
Не хлебом единым – о человеке, живущем не только материально, но и духовно.
Отбивать хлеб – лишать возможности зарабатывать, отобрав работу.
Перебиваться с хлеба на квас (на воду) – жить бедно, голодать.
Садиться на хлеб и воду – питаться самой дешёвой пищей, экономить на еде.
Хлеб насущный – о необходимом для жизни человека, его существовании.
Хлеб-соль – дорогое приветствие гостям, приглашение к столу.
Хлеба и зрелищ! – возглас о подаче жизненно важных приоритетов.
Хлебом не корми – о сильно занятом или богатом, не голодном человеке.

Молодцы ребята, вы самые любознательные и умные туристы! А как вы думаете, есть ли фразеологизмы в других странах?

Ученики – наверное есть.

Правильно, среди нас есть иностранные туристы и сейчас они расскажут о своих устойчивых выражениях и их значение. Три ученика выходят к доске с табличками Япония, Германия, Финляндия.

Орябинская Анна – (Япония)

Даже обезьяны падают с деревьев

Устойчивое выражение в японском языке означает, что каждый может совершить ошибку — как обезьяна, которая не застрахована от случайных падений с высоких деревьев.

Носить кошку на голове - Значение этого японского выражения аналогично знаменитой библейской идиоме «волк в овечьей шкуре». Фразу японцы используют для описания тех, с кем опасен любой контакт.

Евтушенко Никита – (Германия) 

Где лиса и заяц желают друг другу доброй ночи — аналогично нашему «куда Макар телят не гонял» или бразильскому «где дьявол потерял свои башмаки». Так говорят о несуществующем месте.

Я думаю, моя свинья насвистывает - Когда у немцев что-то не укладывается в голове, то они часто в разговоре упоминают свинью, которая, кажется, начинает свистеть.

Катя Кинаш – (Финляндия)

Ходить вокруг горячей каши как кошка

Фраза означает момент, когда хочешь что-то сделать или спросить, но вынужден ждать подходящего повода, словно голодная кошка, которая хочет съесть горячую кашу, но вынуждена терпеть, пока еда остынет. Спасибо, вам за интересную информацию, каждый получает жетон.

Скажите мне, ребята, вот мы узнали с вами огромное множество фразеологизмов, их значение, что есть они в каждом языке, так для чего же они нам нужны?

Ученики – Фразеологизмы делают нашу речь богаче, ярче, образнее, разнообразнее.

Правильно, ребята. Но мы также не должны забывать, что переизбыток фразеологизмов в речи делает ее непонятной, нелепой. (5 мин.)

И мы идем дальше и посетим местечко под названием «Ученье - свет». У вас на партах лежит текст. Вам нужно прочитать его, и найдите в рассказе все фразеологизмы и дать объяснение двум. Записать их в свою маршрутную карту. (время 3-4 мин.)

Мама и Мишка собирались поехать на дачу.

— Но сначала надо сделать домашнее задание, — сказала мама.

Катавасия начинается. Придётся грызть гранит науки, — подумал Мишка.

Неизвестно, что на него нашло, какая вожжа под хвост попала, но домашнее задание делать не хотелось. Мишка рвал и метал.

— А, может, прикинуться больным? — рассуждал мальчик. – Или сказать, что у меня внезапно крыша поехала, или шарики за ролики зашли?

Видя, что Мишке до уроков, как до луны, мама расстроилась.

Бунт на корабле? – поинтересовалась она.

Мишка слушал её вполуха.

Заруби себе на носу, — сказала мама, — пока не сделаешь уроки, да так, чтоб комар носа не подточил, никуда не поедешь. Не откладывай дела в долгий ящик, сделай, — уже более миролюбиво повторила мама.

Где наша не пропадала? — подумал Мишка. – Часом раньше, часом позже, но уроки всё равно придётся сделать.

— Так, что же задали по русскому языку? – спросил сам себя Мишка. — А-а, составить рассказ с фразеологизмами.

— Попробуем, попробуем, я на фразеологизмах собаку съел, — ехидничал Мишка.

И он начал писать заголовок: «Рассказ с фразеологизмами». Далее последовал текст: «Как надо делать уроки? Внимательно, быстро. Чего тянуть кота за хвост? Когда нужно сделать уроки (причём мама тебе об этом напомнила), то не надо ей перечить, вешать лапшу на уши, плести с три короба, надо сесть и сделать!»

Рассказ получился интересным.

— Я кого хочешь заткну за пояс своими текстами, — улыбался Мишка.

Проверяем задание, те, кто дает правильный ответ поощрить евриком.

РефлЕксия. Итог урока.

Итак, ребята, наше путешествие подходит к концу. Время подвести итоги, выставить отметки. Во-первых, сдайте мне ваши карты путешественников, их я проверю -оценю, считаем жетоны (5 и больше отметка «5», четыре – «4», у кого меньше приплюсовать к карте)

Домашнее задание.

А чтобы продолжить знакомство с миром фразеологизмов, запишите задание на дом. На выбор.

1. Выписать из фразеологического словаря 5 фразеологизмов со словом "язык" и 5 со словом "нос". Объяснить значение. – для всех.

2. Написать сказку, используя фразеологизмы. – на выбор.

У вас на партах лежат картинки с фразеологизмами, выберите фразеологизм в соответствии с вашими впечатлениями, эмоциями, полученными на уроке и, уходя, прикрепите на доску магнитиком.

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...