Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Обобщение и систематизация изученногопо теме «Имя существительное».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Вельменко Анастасия Михайловна

обобщить, систематизировать, закрепить знания  и умения по теме «Имя существительное».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО)    Вельменко  Анастасия Михайловна_________________________________________________

Город, район…………с. Ананьевка, Кулундинский район_____________________________________________________________

Образовательноеучреждение__Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Ананьевская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края____________________________________________

Предмет (или должность)__учитель русского языка и литературы____________________________________________________

Класс  ____5___________________________________________________________________

Тема урока: «Обобщение и систематизация изученногопо теме «Имя существительное».

Характеристика класса.. .…….В 5 кассе 11 человек. Из них 4 мальчика и 7 девочек. Успеваемость в классе 100 %, качество знаний по русскому языку  70%. Одна ученица занимается на  «отлично», шестероучащихся на «хорошо», трое учащихся имеют отметку  «удовлетворительно», Систематически готовятся к уроку, выполняя очень качественно домашнее задание, половина учащихся класса. У ребят вполне сформированы умения работать в группах. Все ученики умеют выбирать из текста главное и необходимое в задании, способны работать самостоятельно, выполняя определённый вид упражнений; большая часть учеников класса могу делать умозаключения без затруднения, 3 человека испытывают трудность, выполняя такой вид работы, им требуется помощь учителя. Любят выполнять задания творческого характера.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, записи на доске, дидактический материал (карточки,), звездочки, Солнышко-" я доволен своей работой", тучка -"я не доволен своей работой", раздаточный материал, сигнальные карточки, тест.

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания  и умения по теме «Имя существительное».

Задачи:

-Повторить грамматические признаки имени существительного.

-Развивать познавательный интерес к предмету, умения и навыки грамотного письма, развивать устную объяснительную речь;

-Воспитывать любовь к русскому языку, творческие способности, интеллект.

Тип урока:  повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра-путешествие.

1. Организационный момент, включающий:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Оценивание готовности к уроку .

Выбирают капитана.

Открывают свои бортовые журналы (тетради), записывают число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное».

-Называют лингвистические планеты:

     -Грамматическая.

     -Занимательная.

     -Шифровочная.

     -Орфографическая.

     -Орфоэпическая.

  • На доске висит плакат: «Отправляемся в путешествие!»

-Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие … в Галактику «Имя Существительное». В него отправятся 3 экипажа знатоков русского языка: 1 ряд-«Умники», 2 ряд - «Знатоки», 3 - «Эрудиты»..

- Выберите капитана в свой экипаж.  

 Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в Галактику «Имя Существительное».

- Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только  специалисты в области своёго дела. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль  своей подготовки, ведь без необходимых знаний можно   заблудиться, затеряться и не вернуться на Землю.

-На экране - карта  с названием наших планет, куда мы отправимся в путешествие.

-  За успешно выполненные задания, правильные ответы вам будут вручаться звёзды, та команда, которая наберёт наибольшее количество  звёзд, будет победителем.

-   Мы не просто космонавты сегодня- мы космонавты-лингвисты.

- На слайде изображена Космическая карта «Галактика «Имя Существительное», на которой есть планеты с названиями.

- Вы знаете, что  существуют  множество планет, посмотрите (СЛАЙД), но  мы посетим свои особые, лингвистические планеты. Назовите, какие?

- А что вы видите на доске?

- Начнем наш путь!

(5мин.)

(СЛАЙД)карта  с названием  планет

(Звучит музыка «Зодиак», (СЛАЙД) с фрагментом видео о летящих космических аппаратах во Вселенной)

(СЛАЙД)Космическая карта «Галактика «Имя Существительное», на которой планеты с названиями.

(СЛАЙД)

лингвистические планеты.

     -Грамматическая.

     -Занимательная.

     -Шифровочная.

     -Орфографическая.

     -Орфоэпическая.

На доске висит плакат: «Отправляемся в путешествие!»

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Показать   умение  определять грамматические признаки имени существительного.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно   определять грамматические признаки имени существительного , выявить затруднения в деятельности учащихся;

Методы организации работы: словесные, эвристические.

Методы стимулирования: похвала, вручение звёзд-наград за ответ

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся с помощью сигнальных карточек   выражают свою готовность к ответу, своё согласие- несогласие с ответом: зелёный цвет-  "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен".

Рассказывают о морфологических признаках  существительного.

Говорят, как изменяются существительные.

Ученики рассказывают всё об этой категории- число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.

Говорят о синтаксической роли имени существительного

- Чтобы попасть в нашу Галактику, нужно пролететь  сквозь Звёздные врата, которые охраняют инопланетяне, надо ответить на их каверзные вопросы.

- C помощью сигнальных карточек   выпокажете свою готовность к ответу, своё согласие- несогласие с ответом: зелёный цвет-  "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен".

- Внимание на экран!

Вопросы для беседы:

1.Какая часть речи называется именем существительным?  В чём отличие имени существительного от других частей речи?

2. Какими морфологическими признаками

обладает существительное?

3. Как изменяются существительные?

4.Что вы знаете о категории рода?

- Ребята, а почему Арману (ученик из Армении, плохо говорит по-русски) тяжело даётся категория рода?)(Ответ: категория рода существует не во всех 3. Как изменяются существительные?

5. Какова синтаксическая роль имен существительных?

-Теперь мы готовы к полёту. Все члены наших экипажей получили допуск. Послушайте мои инструкции, нас ждёт исследовательская деятельность, а поэтому совет такой:

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы умным стать и ловким.

(2мин.) Раздаются сигнальные карточки зелёный цвет-  "знаю", "согласен с отвечающим", красный - "не знаю", "не согласен".

(1мин.)

(1мин.)

(1мин.)

(СЛАЙД)на экране в презентации появляются категории:

число,

падеж,

род,

склонение,

 одушевлённые,

неодушевлённые,

 собственные,

нарицательные.

(1мин.)

(СЛАЙД) на экране в презентации появляются категории- ученики рассказывают всё об этой категории- число, падеж, род, склонение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные.

(1 мин.)(Вручаются звёзды самым активным за правильные ответы)

3. Основная часть.

Систематизация,  повторение , обобщение изученного на предыдущих уроках  материала  на более высоком уровне:

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Продемонстрировать свои знания об имени существительном.  Показать   умение применять на практике свои знания  в работе с языковым материалом   по теме урока.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для систематизации знаний на более высоком уровне, закрепления и формирования устойчивых  правописных навыков. Формирование языковой и коммуникативной компетенции на данном этапе. Выявить степень сформированности   правописных навыков

Методы организации работы: словесные.

Методы стимулирования: похвала, вручение звёзд-наград за ответ

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек, отметка, вручение звёздочек.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1 команда выписывает

Сущ. только во  мн.числе

2 команда

Сущ. только в ед.числе

3 команда

Сущ.  имеющие обе формы

«Сильные» ученики, которые справились с 1 заданием быстро

составляют меню для космонавта из продуктов, которые встретились в предыдущей работе

Составляют словосочетания, поставив существительное из скобок в нужной форме: много мест, много сапог, много макарон, много апельсин, много помидоров, много томатов,много офицеров,  много болгар, много армян, много солдат

Выписывают слова, в которых есть ошибки, исправляя  их.

далекой, древности, замечали, ночном небе,протянувшуюся, светящуюся напоминала, молоко, легенде, Святящуюся, Галилея, известно, далеких, свечение.

Превращают нарицательные имена существительные в собственные

(город Орел, девочка Роза, пес Шарик, родная Земля.)

Рассказывают правила, за правильные вопросы получают звездочки        

-  Наши звездолёты приближаются к первой планете «Грамматическая»,  я вижу:

1.Задание:Впереди туманность из слов, которые перемешались, давайте наведём порядок, каждая команда будет выбирать из списка своё слово:

- Смотрим СЛАЙД :Пельмени, чипсы, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель,  брюки, жмурки, молодёжь, студенчество, воск, вода, сметана, пятнашки,  столы, порох, молоко, каникулы, бельё, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин.

Только                    только              сущ. имеют

1 команда                  2 команда

3 команда

3 команда

Сущ.  имеющие обе формы

Сущ.мн.ч                   ед.ч               2 формы

весы

молоко

вода

Пельмени

винегрет

вёдра

сутки

ветчина

завтрак

брюки

вермишель

зима

жмурки

сметана

шкаф

каникулы

кефир                                                        

столы

весы

молодёжь

окно

студенты    

картофель

калач,

- Сверьте с экраном.

Индивидуальное задание:  составить меню для космонавта из продуктов, которые встретились в предыдущей работе

- Проверим по СЛАЙДУс ответом.

2.Планета «Орфоэпическая» 

 Как правильно сказать?

    Составьте словосочетание, поставив существительное из скобок в нужной форме:

-  Много    (места, сапоги, макароны, апельсины, помидоры, томаты, офицеры,  болгары, армяне, солдаты)

3.-  Мы устали, путешествуя по Галактике «Имя Существительное», нужно провести физминутку.  Для глаз.

-Глаза наши отдохнули, а теперь встаньте все в проходы между партами, давайте подвигаемся как космонавты в невесомости. Звучит космическая  музыка

Вот теперь можно лететь:

По ступенькам поднялись,

Дружно за руки взялись,

Аккуратно надо сесть,

Чтоб приборы не задеть.

4. Планета«Шифровочная»

-  Ребята, на нашем пути встретились космические пираты. Они   очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников.  

- В этом письме очень много ошибок. Исправьте их.  Выписать слова, в которых есть ошибки, исправляя  их.

Письмо-шифровка.

        В долекойдревносте люди замичяли на начьномнебипротинувшуюся через весь небо сводбледнуюсвитящуюся паласу. Она напоменала им пролитоемалако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой.

- Проверим устно,  какие слова в письме были зашифрованы!

5.     Планета «Занимательная»(СЛАЙД)

- На этой планете, вам надо превратить нарицательные имена существительные в собственные.

Птица орел  -

Цветок роза -

Воздушный шарик -

Плодородная земля –

Пример: (город Орел, девочка Роза, пес Шарик, родная Земля.)

6. - Мы приближаемся к планете «Орфографическая», и нам нужна дозаправка, чтобы завершить наше путешествие по галактике «Имя Существительное» , посмотрите на экран 

Экспресс-опрос:

-Какие правила правописания имени существительного изучены нами ?

-Как пишутся имена собственные?

-Когда на конце существительных пишется  Ь?

-От чего зависит правописание О-Е после шипящих и Ц  в окончаниях имён существительных?

-Когда в окончаниях имён существительных пишется  буква И ?

(5мин.)

(СЛАЙД):Пельмени,, винегрет, сутки, завтрак, калач, ветчина, вермишель,  брюки, жмурки, молодёжь, вода, пятнашки,  столы, порох, молоко, каникулы, студенты, зима, весы, кефир, вёдра, картофель, горелки, керосин.

Шкаф, окно

(СЛАЙД )с правильным и ответами.

Правильно выполнившим, даются звёздочки

Карточка с индивидуальным заданием для очень активных учеников. (СЛАЙД )с правильным и ответами.

Правильно выполнившим,  даются звёздочки.

(5мин.)

(СЛАЙД)с правильным и ответами)

 Как правильно сказать?

Правильно выполнившим,  даются звёздочки

(2 мин.)

(СЛАЙД )

Звучит космическая  музыка

(5мин.)

У каждого на парте лежит«Письмо-шифровка»    В долекойдревностелюди замичяли на начьномнебипротинувшуюся через весь небо сводбледнуюсвитящуюся паласу. Она напоменала им пролитоемалако. По лигенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Свитящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям Галилея, стало извесно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свичение. Такую систему назвали галактикой.

Правильно выполнившим,  даются звёздочки

(4 мин.)

Планета «Занимательная»(СЛАЙД)

Правильно выполнившим, даются звёздочки

(5мин.)(СЛАЙД ) Галактике «Имя существительное»

Экспресс-опрос:

-Какие правила правописания имени существительного изучены нами ?

-Как пишутся имена собственные?

-Когда на конце существительных пишется  Ь?

-От чего зависит правописание О-Е после шипящих и Ц  в окончаниях имён существительных?

-Когда в окончаниях имён существительных пишется  буква И ?

Вручаются звёздочки

4.Итог урока. Рефлексия.

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Пишут синквейн с именами существительными:

Синквейны:

  • Урок
  • Интересный,  яркий
  • Учимся, узнаём, радуемся
  • На уроке было интересно.
  • Польза

  • Существительное                                              
  • Полезное, нужное
  • Украшает, называет, помогает
  • Имя существительное нужно изучать.
  • Знания

Дарят учителю тучки, если на уроке было неинтересно, и солнышко, если было интересно.

Считают звёздочки

Возвращение на Землю.

-Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Имя Существительное» и отправляться домой.Нам снова нужно пролететь  «Звездные врата». А для этого  напишитесинквейн с именами существительными: урок,  ученики, настроение, знания.

Вы все успешно провели полет в Галактику «Имя существительное». Несправившихся с такой трудной работой, думаю,  нет!

-Подарите мне свои тучки, если на уроке вам было неинтересно, и солнышко, если вам было интересно.  А теперь оцените свою работу с помощью солнышка и тучки.? Солнышко-" я доволен своей работой", тучка -"я не доволен своей работой"

- Подсчитайте количество звёздочек

(5мин.)

Исходя из ответов детей и работы на уроке, видно, что работа проведена успешно!

Выставление оценок.

5. Задание на дом, включающее:

Цель: закрепить умение выполнять морфологический разбор имени существительного .

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять постоянные и непостоянные признаки существительного, выполнять морфологический  разбор имени существительного.Закрепить умения и навыки по теме «Имя существительное» Приготовиться к итоговому контрольному диктанту.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание в дневники

1. Сильные ученики:

Тестирование.

-Ребята, перед вами тест, вам нужно обвести правильные ответы, выполнить морфологический разбор.

1 вариант

2 вариант

1.Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

 А) тенью

Б) полотенцем

В) в революции

Г) семьей

 4. Укажите существительные, в которых

пишется окончание И:

 А) о песн..

Б) о професси…

В) об отношени…

Г) у дорог…

 5. В окончании каких существительных

 пишется О:

 А) борщ..м

Б) ковш..м

В) дач.й

Г) гордец..м

 6. В каких существительных нужен Ь:

 А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

 7. Сделайте морфологический разбор

 существительного: писать сочинение

1. Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

 2. Имя существительное изменяется по: А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

 3. Найдите существительные 1 склонения:

 А) печью

Б) лошадкой

В) на лекции

Г) образованием

4. укажите существительные, в которых пишется окончание И:

 А) на улиц…

Б) в арми..

В) по географи…

Г) к насып…

5. В окончании каких существительных пишется О:

 А) с луч..м

Б) грач..м

В) суш..й

Г) молодц..м

 6. В каких существительных нужен Ь:

 А) много груш…

Б) лещ…

В) помощ…

Г) глуш…

7. Сделайте морфологический разбор существительного: читать текст

2.Все остальные –тетрадь на печатной основе: тест № 5 (2 вариант)

(2мин.)

У учеников на столах тестовые задания, которое дети берут домой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...