Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.
статья по русскому языку

Носарева Валентина Викторовна

Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_priyomov.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Разнообразие приёмов работы для развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

    Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение  языком в устной и письменной форме.

    Главная задача по русскому языку – это довести ребят до уровня общеобразовательной школы, сформировать навыки грамотного письма.

    Для развития орфографической зоркости использую наглядность, разнообразие таблиц, схемы, памятки. На уроках добиваюсь, чтобы школьники понимали и запоминали орфографические правила, отрабатываю умение пользоваться ими на практике. Большое внимание на уроках уделяю практической деятельности. Грамматическая теория служит для ученика инструментом, при помощи которого они решают практические задачи, при этом интенсивно происходит и развитие логического мышления. На уроках, продумывая систему тренировочных упражнений, постоянно придерживаюсь поэтапности, всегда отхожу от простого  к сложному. На уроках всегда требую полного ответа, доказательности, для этого использую различные памятки, алгоритмы.

   Самостоятельная работа готовится тщательно и проверяется на уроках. Образцы выполнения показываются на доске, учитываются индивидуальные особенности учащихся.  В систему тренировочных упражнений ввожу различные виды небольших диктантов: подготовительные, предупредительные, объяснительные, зрительные, свободные.

     Большое внимание уделяю комментируемому письму, так как этот вид работы не только способствует развитию речи, но и развивает орфографическую зоркость.

    Для развития орфографической зоркости помогает письмо по памяти. Для этого на уроках или дома разучиваем стихи, в которых выделяем орфограммы, а затем учащиеся пишут по памяти.

    В обучении сочетаю работы на слуховую зрительную и моторную память. Для лучшего усвоения правила пытаюсь как можно больше использовать забавные правила- четверостишия, это очень помогает в работе. Большое значение в развитии орфографической зоркости имеет систематическая работа над словами непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной опоры  и целеноправленной тренировки. В словарно-лексической работе использую особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, образование от них однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, работа с толковым словарём, использование словарных диктантов.

     Для преодоления неграмотности, для воспитания орфографической зоркости использую такое задание как списывание с определёнными заданиями: запомнить, указать, подчеркнуть, обосновать написание. При этом правильный графический облик слова удерживается памятью. Задания по списыванию сочетаю с традиционными заданиями с пропущенными буквами или знаками препинания.  

    После каждой самостоятельной работы требую работу над ошибками. В работе над ошибками ученики должны  выделить орфограмму в слове и графически объяснить.

Для  развития орфографической зоркости хорошо помогает такой приём как взаимопроверка и каллиграфическое письмо. В начале урока в пятых и шестых классах  три минуты уделяю каллиграфии. В  тетрадях учеников  пытаюсь  добиться графического правильного разборчивого оформления всех записей, обращаю внимание на то, чтобы ребята писали строго на строке тетради, не заезжали за поля, использовали правило переноса, правильно писали прописные буквы и соединения между ними, соблюдали красную строку, аккуратно оформляли различные условные обозначения при  грамматическом разборе слов и предложений.

Для  развития орфографической зоркости необходимо ежедневно проверять тетради с домашними и классными работам.

Разнообразие приёмов способствует  развитию орфографической зоркости учащихся и помогает осуществить главную задачу – сформировать навыки грамотного письма.

   

     

Тема:   Роль контроля знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе.

     Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю нести наблюдения за уровнем усвоения учащимися программного материала. Систематический учёт знаний учащихся помогает своевременно обнаружить проблемы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении их на практике, а также соответственно корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: даёт индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит  вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений, сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений.

    Таким образом, контроль знаний, умений и навыков не только даёт возможность учителю установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретённые знания, но и зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учётом индивидуального подхода к учащимся.

   Выявление результатов обучения необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем методики и путям и способах её совершенствования. Ведь только имея объективную картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, учитель может обосновать выбор, применение тех или иных форм  организации обучения, своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее высокого уровня знаний.

    Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений, навыков учащихся способствует выявлению уровня  обученности  школьников на каждом уроке, помогает успешной организации  дифференцированного обучения, является одним из реальных путей норманизации учебной нагрузки  учащихся.

   Велика  и воспитывающая  роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает  их трудиться регулярно. В.А.Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь – учебного.

Хорошо  вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева,  который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний  учащихся  в учебном процессе есть «самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, и депрессирующе объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе  объективной оценки, в которой  отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованию намёков,  полупонятных  ситуаций, поведения педагога и учебников». Из всего сказанного следует, что учитель  может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо представляет уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.

     В практике работы школы утвердились разные формы, методы и приёмы проверки результатов учёбной деятельности учащихся.  Но какими бы они ни были, они должны реализовать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.  Они должны обеспечить:

  • Всестороннюю проверку знаний, усвоение всех основных компонентов, их составляющих;
  • Определение уровня усвоения знаний;
  • Проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
  • Оперативность проверки и её своевременность;
  • Не только контролирующую, но также обучающую и воспитательную функцию проверки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка».

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание...

Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное»

P { margin-bottom: 0.21cm; } В данной работе предлагаются оптимальные варианты приемов для развития орфографической зоркости у учащихся 5 класса. Проанализировав существующие в педагогической пра...

Выступление "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка".

Выступление по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости учащихся».МБОУ СОШ №13 город Муром  Владимирская областьУчитель русского языка и литературы Рязанова Екатерина Ивановн...

«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему прав...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Тексты тематических диктантов для учащихся 9-11 классов помогут проверить знания по различным темам "Орфографии": "Звонкие и глухие согласные", ""Удвоенные согласные","Разделительные Ъ и Ь", "Приставк...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка" (из опыта работы)

«Систематичность упражнений – есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...

Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.Главная задача по русскому языку – это довести ребят до у...